Сенсорное развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Содержание

Введение
Глава 1. Сенсорное развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности
1.1. Значение изобразительной деятельности для сенсорного развития ребенка
1.2. Задачи и содержание сенсорного воспитания для детей разных возрастных групп в процессе изобразительной деятельности
1.3. Педагогические условия сенсорного развития дошкольников посредством изобразительной деятельности
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 53.13 Кб (Скачать документ)

        Задачи  и содержание сенсорного воспитания для детей 4-5 года жизни

          В группе «Почемучки», по сравнению с предшествующей, изобразительные задачи усложняются.

          В связи с этим усложняется  и сенсорное содержание деятельности. Дети должны научиться различать,  называть и изображать предметы  не только круглой и прямоугольной  форм – эти умения закрепляются  в средней группе, но и овальной, и треугольной. Зрительный контроль  над движением рук в процессе  изображения усиливается. 

          По программе количество цветов, которые должны знать и использовать  дети в этой группе, остается  почти неизменным. В изобразительной  деятельности детей цвет уже  не только выступает как свойство  того или иного предмета, но  и используется как компонент  декоративного творчества. В декоративном  рисовании, которое впервые вводится  в этой группе, и в аппликации  дети учатся чередовать цвета,  красиво сочетать их в узоре.  Такое использование цвета повышает  эстетическую значимость изобразительной  деятельности детей. 

          В этой группе перед детьми  ставится задача – более точно  передавать строение не сложных  предметов, определять положение  частей предмета: вверху, внизу, с  одной стороны, с другой стороны.  Эта задача решается во всех  видах изобразительной деятельности, однако легче всего она осваивается  детьми в аппликации, так как  здесь дети получают части  предмета  в готовом виде, задача  передавать форму частей отпадает. Это позволяет детям сосредоточить  внимание на передачи строения, и если положение какой-либо  части окажется не точным, его  легко исправить. Труднее это  удается в лепке, так как  для получения хорошего изображения  необходимо правильно вылепить  форму каждой части. Но и  в лепке есть возможность исправления  ошибок: части можно отделить, и , найдя правильное положение, прилепить снова.

        Еще труднее дается передача строения в  рисунке, потому что исправлять его  ребенок не умеет, и рисунок остается таким, каким он получился сразу. В связи с этим обучение передача правильного строения лучше начинать с аппликации, затем учить этому в лепке и потом уже в рисовании.

          В этой группе дети продолжают  овладевать техникой изобразительной  деятельности, требующей не только  двигательного, но и пристального  зрительного контроля. В рисовании  происходит дальнейшее освоение  способов правильного держания  карандаша и кисти, способов  рисования ими. Нужно научить  детей приемам закрашивания рисунков  карандашами и краской с учетом  различия между ними. При закрашивании  рисунков карандашом движения  руки будут неотрывными туда  и обратно в одном каком-либо  направлении: вдоль, поперек или  наискось.

          При рисовании краской также  важно вовремя остановить движение  руки с кистью, но оно производится  только в одном направлении  с остановкой в конце и в  начале его, например, сверху вниз, сверху вниз, сверху вниз. Обратного  движения, как при закрашивании  карандашом, допускать нельзя, так  как при этом портится кисть,  и рисунки закрашиваются неровно.  Надо добиваться, чтобы дети не  проводили по одному месту  несколько раз: это неоправданно  удлиняет процесс и ухудшает  качество рисунка.

        В средней группе дети осваивают самые  элементарные способы действия ножницами. Но даже резание по прямой раскрывает новые возможности изображения. [9, с.34]

        Задачи  по сенсорному воспитанию детей 4-5 года жизни:

        - закреплять знания названий основных  цветов спектра, знакомить с  образными названиями цветов (вишневый, салатовый, малиновый, лимонный, абрикосовый, цвет морской волны и т.д.);

        -знакомить  с теплыми и холодными, контрастными  и близкими по тональности,  нейтральными цветами;

        - обучать передаче элементарных  пропорциональных соотношений между  частями фигур, а также отличий  по величине и форме;

        - обогащать представления об пространственных  характеристиках объектов: протяженности  (высоте, длине, ширине) строения  в целом, его частей. 

        Задачи  и содержание сенсорного воспитания для детей 6-7 года жизни

          За предшествующие годы дети  научились различать некоторые  основные геометрические формы  и находить их в окружающих  предметах. Они умеют определять  форму предметов и их крупных  частей: круглая, овальная, прямоугольная, квадратная, треугольная. Эти знания закрепляются в старшей группе. Теперь основное внимание детей направляется на восприятие отношений по высоте, ширине и передачу этих отношений в изображении. Это позволяет создавать изображения более пропорциональным, c более точным строением предметов.

        Изменения пропорций предмета в связи с  различным его положением хорошо усваивается детьми при выполнении аппликаций и рисунков, изображающих постройки из кубиков, кирпичиков, брусков, призм и т. д.

          В средней группе дети освоили  разрезание полос. В старшей  группе для аппликаций дают  не готовые формы, а бумага, нарезанная прямоугольниками одинаковой  величины. Широкий прямоугольник  дети разрезают на два квадрата, квадрат - на   два треугольника, из треугольника или прямоугольника  получают трапецию и т. д.  Рассмотрев предмет, который они  должны изобразить, обследовав его,  дети самостоятельно решают, какие  им нужны формы, и делают  их из прямоугольников.

          В лепке дети начинают с  получения ранее усвоенных простых  форм - шара, овоида, цилиндра (шарик, яичко, колбаска, столбик). Сначала определяется относительная величина каждой части предмета и соответственно делится комок глины. Затем уточняются пропорции в целом предмете: толще или тоньше, длиннее или короче - и исправляются вылепленные формы. После этого, части скрепляются, и проверяется правильность их взаимоположения - сверху или сбоку, ближе к передней или задней части и так далее.

          Выражение сюжетного действия, когда  требуется передать движение  людей и животных, предлагается  только после того, как усвоено  изображение их в покое –  знакомо их строение, известна  форма частей.

          В предшествующих группах дети  должны были усвоить основные  формообразующие движения: кругообразные  и продольные при скатывании  шара, цилиндра, овоида; кругообразные и прямолинейные движения рукой с карандашом и кистью при начертании форм округлого и прямолинейного контура; движения разрезания по прямой. В старшей группе эти движения уже стали прочным навыком и не требуют непрерывного зрительного контроля – руки как бы сами проделывают привычные движения. Благодаря этому ускоряется темп движений.

          На этой основе даются новые  технические умения. Для их усвоения, необходим зрительный контроль  над движениями рук. В лепке  это движения концами пальцев.  Отрабатывается регуляция силы  нажима пальцами на комок глины:  движения в одних случаях должны  быть достаточно сильными, энергичными,  в других – легкими, осторожными.

          Для рисования округлых и прямоугольных  форм разной величины и пропорций,  недостаточно освоенных движений  прямого и округлого характера,  необходимо регулировать эти  движения по длительности и  направлению. Для освоения такого рода движений нужна выработка глазомера. В процессе рисования взор должен неуклонно следить за линией, получаемой кистью или карандашом. На отработку этого умения надо обращать серьезное внимание, упражнять в этом детей, ставить условие – точнее передать пропорции данной формы, не довольствоваться тем, как выйдет само собой.

          Многие дети, быстро и неточно  нарисовав основную форму предмета, спешат перейти к детям. Следует  приучать их к внимательному,  неторопливому рисованию основных  частей предмета, а затем только  переходить к более мелким  деталям. 

          В старшей группе осваиваются  все основные приемы вырезания,  начиная с разрезания по прямой и кончая вырезанием округлых форм.

          Навык резания по прямой должен  быть очень прочным, не вызывать  никаких затруднений, выполнятся  достаточно быстро. Поэтому усвоению  его надо уделить достаточно  длительное время, разнообразя  предметное содержание занятий.  От поперечного разреза полосы одним взмахом ножниц дети переходят к разрезанию кусков бумаги более длинных или широких, не уклоняясь от направления по прямой (по сгибу или по линии); затем учатся закруглению углов.

          Что касается использования цвета  в аппликации, рисовании, а иногда  и при раскрашивании лепки,  то прежде всего надо предоставить детям возможность выбора нужного цвета из набора различных цветов. Для детей рекомендуются коробки с 12 цветными карандашами, набор красок из 10-12 цветов. Иногда 1-2 краски заменяются, но основной состав должен быть постоянным, и дети должны привыкнуть к определенному порядку расположения красок. Когда это требуется, к набору акварельных красок надо добавить чашечку с белилами гуашь, а если детям предлагается получить новый цвет, дать еще пустую чашечку.

          Знание цветов расширяется благодаря  усвоению оттенков. Прибавляя ту или иную краску в белую, дети получают сначала очень светлый ее тон, затем все более густой. Дети узнают, что из черного и белого можно получить серый (темный и светлый). Воспитатель обращает внимание детей на те предметы и явления, в окраске которых можно увидеть и темный и светлый тон одного цвета. Тонких переходов цвета дети еще передать не могут, поэтому указанные различия должны быть достаточно отчетливыми.

          На занятиях аппликацией детям  также должна быть предоставлена  возможность выбора цвета.

        Полезно время от времени предлагать детям  называть выбранный цвет бумаги и  объяснять, почему они остановились именно на нем. У детей следует  развивать интерес к разнообразию цветов, к установлению их различия и сходства: красный совсем не похож на синий, зеленый не похож на оранжевый, а оранжевый похож на желтый. Если наборы дополнить прямоугольниками голубого, розового, светло-зеленого цвета, то дети могут составить пары: синий и голубой, красный и розовый, темно- и светло-зеленый.

          В другой раз они могут в  одну группу выделить все темные, а в другую – все светлые  цвета. На занятии перед выполнением  несложной аппликации рекомендуется  провести в течении 3 -5 минут такого рода упражнение – игру на различие и группировку цвета. [9, с.46]

        Задачи  по сенсорному воспитанию детей 6-7 года жизни:

        - способствовать дальнейшему зрительному  восприятию цветов спектра, их  оттенков; близких по тональности,  контрастных и нейтральных, теплых  и холодных цветов; образных названий  цветов; стимулировать свободный  выбор цветовой гаммы для создания  рисунка;

        - формировать строить предметные, сюжетные и декоративные композиции  на разных по величине и  форме листах бумаги;

        - содействовать пониманию зависимости  выразительности образа от материалов  для лепки, передачи объемов,  пропорций, движений.

        Таким образом, при планировании воспитательно-образовательной  работы необходимо придерживаться задач  характерных для определенного  возраста. 
     

        1.3. Педагогические условия сенсорного развития дошкольников посредством изобразительной деятельности.

          Для обучения детей раннего возраста изображению предметов круглой формы надо, чтобы они нарисовали ряд таких предметов: баранки, шарики, мячи, яблоки. Тогда дети овладеют способом рисования предметов этой формы и смогут изобразить их в любом случае, когда это будет необходимо, а также смогут нарисовать предметы, состоящие из частей круглой формы: снеговик, неваляшка, пирамидка (из шаров) и так далее.

          В окружении ребенка много  предметов, представляющих собой  прямые линии или сочетания  прямых линий: дорожки, ленточки, ниточки, лесенка, заборчик, елочка, деревце и др.

          Важно подбирать для занятий  разнообразное содержание, чтобы  дети поняли, что одним способом  можно изображать целую группу  предметов. Усвоив это и овладев  нужными движениями в рисовании  и лепке, дети овладевают обобщенными умениями, позволяющими изображать разнообразный круг предметов.

          Программное содержание, которое  должны освоить дети 3 лет, очень  велико, но в этом возрасте  закладываются основы многих  навыков и умений. Программные  требования по изобразительной  деятельности, определенные для  этой группы, являются основой,  на которой в последующих группах  формируются более сложные навыки  и умения. Для того чтобы они  были прочно усвоены, очень  важно обеспечить повторность  изображения предметов одной  формы. Неправильно делают те  педагоги, которые, желая добиться  лучших результатов, предлагают  детям на нескольких занятиях  подряд рисовать один и тот  же предмет, например шарики. У  детей пропадает интерес к  предмету, и они не стараются  изобразить его лучше; результат,  как правило, даже ухудшается. Гораздо больший эффект достигается  повторностью одних и тех же  программных задач на разном  тематическом содержании.

Информация о работе Сенсорное развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности