Ведь создание изображения ставит
перед ребенком ряд задач, без
решения которых процесс рисования,
лепки не может быть успешным.
Так, для того чтобы изобразить
окружающее ребенка (дом, машину,
человека и др.), ему надо иметь
отчетливые представления о том,
что изображается, надо внимательно
рассмотреть предмет, увидеть
его основные части, их расположение,
величину, цвет, уметь выделить общее
и различное в разных предметах.
Это говорит о связи сенсорного развития
и изобразительной деятельности.
На занятиях рисованием, лепкой,
аппликацией детей учатся различным
видам изображения: предметному, сюжетному,
декоративному. Сенсорное развитие детей
обеспечивается на любом из этих занятий.
Вот некоторые методические рекомендации
по проведению этих занятий:
Занятия
предметного содержания чаще всего
проводятся на основе обследования предметов
перед их изображением. Эти занятия
являются основой для формирования
представлений о различных предметах
и их свойствах. Постепенно представления
детей уточняются, обогащаются, и
образуется запас представлений
о форме разнообразных предметов,
их частей, строении предметов, их положении
в пространстве.
В результате у детей формируется
обобщенное представление о типичной
форме, строении, окраске однородных
предметов. И усваивая способ
изображения одного предмета, дети
получают способ изображения
любого из группы однородных
предметов. Это дает им возможность
после обследования того или
иного предмета, выделения его
свойств, приступить к изображению.
Постепенно формируя у детей
представления об общих основных
свойствах предметов, надо знакомить
их с признаками, деталями, характерными
только для одного предмета
или более узкой группы предметов.
Знакомство не только с основными,
но и с характерными признаками
и деталями предметов обогащает
представления детей об окружающем
и в свою очередь обогащает
изобразительное творчество детей.
Один из путей формирования
представлений – рисование по
памяти тех предметов, которые
дети перед этим рисовали по
непосредственному восприятию. Это
может быть простое повторение:
например, дети рисовали с натуры
веточку елки, затем им предлагается
изобразить ее еще раз на
другом занятии, вспоминая, какой
она была.
Дети будут рисовать предмет,
не имея перед глазами, а
используя впечатления, образ,
сложившийся на основе прежнего
восприятия. Поэтому важно, позаботится
о том, чтобы в процессе восприятия
у детей образовалось отчетливое,
ясное представление о предмете,
и прежде всего о тех свойствах
его, которые являются общими
для целой группы однородных
предметов и дают детям обобщенные
представления. И часто, накопив
определенный сенсорный опыт, ребенок,
включает в рисунок, в лепку
изображение предметов, которые
не обследовались на занятиях,
если способ изображения подобных
предметов их освоен. Таким образом,
формирование обобщенных представлений
о предметах, усвоение ребенком
обобщенных способов изображения
расширяет содержание детских
работ.
Представление о предметах, сформированные
у детей в результате обследования,
используются затем при создании
изображений, где данный предмет
включается в сюжет, в какую-то
жизненную сценку.
Создание сюжета требует не
простого повторения изображения
одного и того же предмета,
а внесения каких-то изменений,
например нарисовать несколько
предметов разных по величине
(большие и маленькие) или в
разном пространственном положении
(стоит, сидит, лежит).
Вот дети рисовали с натуры
керамическую фигурку животного
(коня), а затем им предлагают
нарисовать картинку «Кони пасутся
на лугу». Кони могут быть
большие и маленькие (жеребята),
могут идти в одну сторону,
в разные стороны или навстречу
друг другу.
Изменения, вносимые в изображение
предмета, создают подвижные представления,
которыми ребенок будет широко
пользоваться в изображении сюжета
и в тех случаях, когда включается
работа воображения. Таким образом,
и занятия сюжетного характера
и занятия, требующие участия
воображения, строятся на сенсорной
основе.
Важную роль в сенсорном развитии
играют занятия декоративного
характера (рисование, аппликация).
На этих занятиях уточняются
и обогащаются представления
детей о геометрических формах(
квадрат, круг, овал, треугольник, многоугольник,
прямоугольник, розетта ), так как эти формы
как фон дети получают в готовом виде и
на них составляют узор. Кроме того, в средней
группе дети часто создают узоры из мелких
геометрических форм, иногда внося в них
изменения, - разрезая одну форму и получая
новую (из круга – 2 полукруга, из квадрата
– 2 треугольника и т.д.). Это способствует
формированию представлений о возможности
видоизменять форму, создавать из одной
другую, познавать форму в динамике.
В декоративном творчестве очень
важный компонент – пространственная
композиция узора. В процессе декоративной
работы закрепляются некоторые пространственные
представления: углы, середина, стороны,
слева, справа, верх - низ, вокруг, выше
– ниже и т.д.
Таким
образом, в процессе изобразительной деятельности
происходит сенсорное развитие детей,
изобразительная деятельность при условии
правильно спланированной работы является
важным средством сенсорного развития
ребенка-дошкольника, значительно влияет
на формирование сенсорной культуры детей
дошкольного возраста.
- Венгер Л.А.
Пилюгина Э.Г. .Венгер Н.Б Воспитание сенсорной
культуры ребенка. М., Просвещение, 1988.
- Григорьева
Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности. - М.: Академия, 2000.
- Дидактические
игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольника. /под редакцией Л.А.Венгера.
М., Просвещение, 1978.
- Комарова
Т.С. Изобразительная деятельность в детском
саду. – М.: Педагогика, 1990.
- Крупская
Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник
статей и речей. М., 1973.
- Методика
обучения изобразительной деятельности
и конструированию. /под редакцией Т.С.Комаровой.
– М.: просвещение, 1991.
- Пилюгина
Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию
с детьми раннего возраста. М., 1983.
- Программа
«Пралеска»
- Сенсорное
воспитание в детском саду. /под редакцией
Н.Н. Пддьякова, В.Н. Аванесовой. М., Просвещение,
1981.
- Сакулина
Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.,
1965.