Сенсорное развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Содержание

Введение
Глава 1. Сенсорное развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности
1.1. Значение изобразительной деятельности для сенсорного развития ребенка
1.2. Задачи и содержание сенсорного воспитания для детей разных возрастных групп в процессе изобразительной деятельности
1.3. Педагогические условия сенсорного развития дошкольников посредством изобразительной деятельности
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 53.13 Кб (Скачать документ)

          Ведь создание изображения ставит  перед ребенком ряд задач, без  решения которых процесс рисования,  лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы изобразить  окружающее ребенка (дом, машину, человека и др.), ему надо иметь  отчетливые представления о том,  что изображается, надо внимательно  рассмотреть предмет, увидеть  его основные части, их расположение, величину, цвет, уметь выделить общее  и различное в разных предметах. Это говорит о связи сенсорного развития и изобразительной деятельности.

          На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией детей учатся различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Вот некоторые методические рекомендации по проведению этих занятий:

        Занятия предметного содержания чаще всего  проводятся на основе обследования предметов  перед их изображением. Эти занятия  являются основой для формирования представлений о различных предметах  и их свойствах. Постепенно представления  детей уточняются, обогащаются, и  образуется запас представлений  о форме разнообразных предметов, их частей, строении предметов, их положении  в пространстве.

          В результате у детей формируется  обобщенное представление о типичной  форме, строении, окраске однородных  предметов. И усваивая способ  изображения одного предмета, дети  получают способ изображения  любого из группы однородных  предметов. Это дает им возможность  после обследования того или  иного предмета, выделения его  свойств, приступить к изображению.

          Постепенно формируя у детей  представления об общих основных  свойствах предметов, надо знакомить  их с признаками, деталями, характерными  только для одного предмета  или более узкой группы предметов.  Знакомство не только с основными,  но и с характерными признаками  и деталями предметов обогащает  представления детей об окружающем  и в свою очередь обогащает  изобразительное творчество детей. 

          Один из путей формирования  представлений – рисование по  памяти тех предметов, которые  дети перед этим рисовали по  непосредственному восприятию. Это  может быть простое повторение: например, дети рисовали с натуры  веточку елки, затем им предлагается  изобразить ее еще раз на  другом занятии, вспоминая, какой  она была.

          Дети будут рисовать предмет,  не имея перед глазами, а  используя впечатления, образ,  сложившийся на основе прежнего  восприятия. Поэтому важно, позаботится  о том, чтобы в процессе восприятия  у детей образовалось отчетливое, ясное представление о предмете, и прежде всего о тех свойствах  его, которые являются общими  для целой группы однородных  предметов и дают детям обобщенные  представления. И часто, накопив  определенный сенсорный опыт, ребенок,  включает в рисунок, в лепку  изображение предметов, которые  не обследовались на занятиях, если способ изображения подобных  предметов их освоен. Таким образом,  формирование обобщенных представлений  о предметах, усвоение ребенком  обобщенных способов изображения  расширяет содержание детских  работ.

          Представление о предметах, сформированные  у детей в результате обследования, используются затем при создании  изображений, где данный предмет  включается в сюжет, в какую-то  жизненную сценку.

          Создание сюжета требует не  простого повторения изображения  одного и того же предмета, а внесения каких-то изменений,  например нарисовать несколько  предметов разных по величине (большие и маленькие) или в  разном пространственном положении  (стоит, сидит, лежит).

          Вот дети рисовали с натуры  керамическую фигурку животного  (коня), а затем им предлагают  нарисовать картинку «Кони пасутся  на лугу». Кони могут быть  большие и маленькие (жеребята), могут идти в одну сторону,  в разные стороны или навстречу  друг другу.

          Изменения, вносимые в изображение  предмета, создают подвижные представления,  которыми ребенок будет широко  пользоваться в изображении сюжета  и в тех случаях, когда включается  работа воображения. Таким образом,  и занятия сюжетного характера  и занятия, требующие участия  воображения, строятся на сенсорной  основе.

            Важную роль в сенсорном развитии  играют занятия декоративного  характера (рисование, аппликация). На этих занятиях уточняются  и обогащаются представления  детей о геометрических формах( квадрат, круг, овал, треугольник, многоугольник, прямоугольник, розетта ), так как эти формы как фон дети получают в готовом виде и на них составляют узор. Кроме того, в средней группе дети часто создают узоры из мелких геометрических форм, иногда внося в них изменения, - разрезая одну форму и получая новую (из круга – 2 полукруга, из квадрата – 2 треугольника и т.д.). Это способствует формированию представлений о возможности видоизменять форму, создавать из одной другую, познавать форму в динамике.

          В декоративном творчестве очень  важный компонент – пространственная  композиция узора. В процессе декоративной работы закрепляются некоторые пространственные представления: углы, середина, стороны, слева, справа, верх - низ, вокруг, выше – ниже и т.д.

        Таким образом, в процессе изобразительной деятельности происходит сенсорное развитие детей, изобразительная деятельность при условии правильно спланированной работы является важным средством сенсорного развития ребенка-дошкольника, значительно влияет на формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста.

 

        СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. .Венгер Н.Б Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., Просвещение, 1988.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
  3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольника. /под редакцией Л.А.Венгера. М., Просвещение, 1978.
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.  – М.: Педагогика, 1990.
  5. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М., 1973.
  6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /под редакцией Т.С.Комаровой. – М.: просвещение, 1991.
  7. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983.
  8. Программа «Пралеска»
  9. Сенсорное воспитание в детском саду. /под редакцией Н.Н. Пддьякова, В.Н. Аванесовой. М., Просвещение, 1981.
  10. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965.

Информация о работе Сенсорное развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности