Школа и образование в России XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

В соответствии с выдвинутой целью и актуальными вопросами современной педагогики и образования выдвинуто ряд задач:
1. Осуществить анализ истории становления и развития образования на основе использования традиций отечественной культуры, культуры Византии в русской педагогической истории после принятия Русью христианства.
2. Изучить философские и психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и образования детей.
3. Определить особенности школьного образования в XVII веке.
5. Проанализировать воспитательные возможности педагогики далекого прошлого в современной педагогической практике.

Содержание

Введение. Предпосылки становления отечественных традиций просвещения и воспитания в Древней Руси………………………………………………………………..3
1) историографический обзор;
2) характеристика источников;
3) цели и задачи курсовой работы.
Глава I. О византийском наследии в системе просвещения, воспитания и создания школ Древней Руси………………………………………………………………....6
Глава II. Просвещение, воспитание в древнерусской школе X-XIV вв……………………………………………………………..11
1) с X до второй трети XIII в.
2) с второй трети XIII – XIV вв.
Глава III. Русское духовенство в борьбе за «книжного» человека…………………………………………………………………..18
Глава IV. Школа и просвещение России в эпоху XVII века……25
1. «Научный багаж» древне-русского человека конца XVI – начала XVII века.
2. Математика, астрономия, космография, естественно-исторические познания, гуманитарные и другие науки как путь развития новой образовательной системы.
3. Начало «новой» школы.
4. Рождение Славяно-греко-латинской академии.
Заключение………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Истории России.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет

им. Н. Г. Чернышевского»

 

 

 

 

 

Кафедра истории России

 

 

 

 

 

 

 

Школа и образование в России XVII века

 

 

 

                                                                    Курсовая работа

студентки 2 курса

213 группа

ИИ и МО

Специальность «история»

Выполнила:                                                 Пришедько Е.Ю.

 

Проверил:                                               к.и.н Рабинович Я.Н.

 

 

 

 

Саратов 2010

 

Содержание

Введение. Предпосылки становления отечественных традиций просвещения и воспитания в Древней Руси………………………………………………………………..3

              1) историографический обзор;

              2) характеристика источников;

              3) цели и задачи курсовой работы.

Глава I. О византийском наследии в системе просвещения, воспитания и создания школ  Древней Руси………………………………………………………………....6

Глава II. Просвещение, воспитание в древнерусской школе X-XIV вв……………………………………………………………..11

1)     с X до второй трети XIII в.

2)     с второй трети XIII – XIV вв.

Глава III. Русское духовенство в борьбе за «книжного» человека…………………………………………………………………..18

Глава IV. Школа и просвещение России в эпоху XVII века……25

1.      «Научный багаж» древне-русского человека конца XVI – начала XVII века.

2.      Математика, астрономия, космография, естественно-исторические познания, гуманитарные и другие науки как путь развития новой образовательной системы.

3.      Начало «новой» школы.

4.      Рождение Славяно-греко-латинской академии.  

Заключение………………………………………………………………36

Список используемой литературы…………………………………..37

 

 

 

 

Введение.

 

В период формирования и модернизации образования обостряется проблема поиска педагогических ресурсов, содержащих позитивные установки для формирования обще-российской культуры.

В новых исторических, социально-политических и культурных условиях вопросы, связанные с историко-педагогическим познанием, требуют теоретических обоснований. Такая потребность обусловила интерес автора курсовой работы данной темы. 

Обращение к образовательному опыту прошлого позволяет выявить его надежность, национально-культурную сообразность и связь с современностью. Поэтому труды по истории отечественного школьного образования представляют большой интерес для современной педагогики. Это:

● труды В.Н. Татищева, положившего начало историографии древнерусской школы;

● работы М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского[1];

● многотомный труд епископа Винницкого и ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии Макария (Михаила Петровича Булгакова) «История Русской Церкви», наиболее полно вместивший историю отечественной школы;

● произведения У.Д. Ушинского, в которых он излагает взгляд на древнерусское воспитание и роль духовно-мировоззренческих основ и народных традиций в отечественном образовании;

●труды отечественных философов Л.Н. Гумилева[2], А. Ильина, А.Ф. Лосева, П.Н. Милюкова, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, касающиеся перспектив развития отечественной культуры и государственности, всечеловеческой сущности русской православной педагогики.

Теоретическое обоснование данные аспекты получили в трудах современных ученых:   Д.С. Лихачева[3], недавно ушедшего из жизни; автора многочисленных книг по истории Древней Руси, русского искусства, становления русской национальной школы.

Он принадлежал к числу тех академиков РАО, кто не гнушался зайти в обычную школу, жить ее проблемами и, опираясь на далекое прошлое школы, историю рождения и существования которой он знал досконально, размышлять о ее будущем;

В.Ю. Троицкого[4], профессора, доктора филологических наук, академика Ран, сторонника скорейшего возрождения русской национальной школы. Именно учителям, прошлого и настоящего, стоящим сегодня на перепутье, рекомендует он в своих книгах перечитывать страницы о Православии, его истоках, ощутить великую силу преемственности поколений. В.Ю. Троицкий – автор концепции литературного образования средней общеобразовательной школы, где немалая роль отведена литературе Древней Руси, изучаемой в школах Средневековья в качестве средоточия наших духовных святынь;

Н.А. Нарочницкая – специалист по проблемам международных отношений, старший научный сотрудник Института международных отношений РАН, доктор исторических наук, член комиссии при президенте РФ по противодействию фальсификации истории. Одним из направлений ее деятельности является изучение истории русской и российской школы, как средней, так и высшей, поскольку будущее страны, по мнению Н.А., зависит от того, какие основы духовно-нравственного сознания будут приняты молодыми. Пренебрежение этим грозит появлением все большего количества образованных подлецов, не ведающих чистоты помыслов, стыда, совести, гордости за свою страну. 

В этом исследовании целью стало выявление особенностей исторического развития традиций нравственно-педагогического воспитания детей в контексте отечественной и национально-культурной сообразности и возможности использования этих традиций в современной педагогической практике.

В соответствии с выдвинутой целью и актуальными вопросами современной педагогики и образования выдвинуто ряд задач:

1. Осуществить анализ истории становления и развития образования на основе использования традиций отечественной культуры, культуры Византии в русской педагогической истории после принятия Русью христианства.

2. Изучить философские и психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и образования детей.

3. Определить особенности школьного образования в XVII веке.

5. Проанализировать воспитательные возможности педагогики далекого прошлого в современной педагогической практике.

Глава I. О византийском наследии в системе просвещения, воспитания и создания школ в Древней Руси.

 

 

В 988 г. Древняя Русь приняла христианство. Вместе с религией Русь перенимала культурные, воспитательно-образовательные традиции Византии. На IX-XII столетия пришелся расцвет византийской культуры и просвещения. По уровню образованности население Византии этого периода вплоть до XIII-XIV вв. значительно превосходило все западноевропейские государства. Византия признавалась самой «читающей» страной средневековой Европы.

В  VIII веке была завершена борьба против Церкви с различными ересями, иконоборчеством, и в разнородном по этническому составу Византийском государстве образовалось конфессиональное единство в форме ортодоксального христианства, сформировался союз Церкви и государства при решающей роли императорской власти. Государственно-церковная симфония поддерживалась всем государственным аппаратом, авторитетом Церкви, а также и сложившейся к тому времени системой воспитания и образования.

На всей территории Византийского государства к IX веку установились единые формы власти и управления, утвердились правовые нормы, сформировалась и возобладала общегосударственная идеологическая система, опирающаяся на общие религиозно-нравственные ценности.

Рассмотрим основные особенности просвещения Византии периода расцвета.

«…Церковь в Византии поддерживалась государством и вместе с тем находилась в зависимости от императорской (светской) власти и не имела монополии на образование, как это было в Западной Европе. Более того, светское направление обучения оставалось характерной чертой византийской системы просвещения. Всеми средствами культуры, в том числе искусства и просвещения, поддерживался культ императорской власти»[5]

Другая примечательная особенность византийского образования заключалась в его высоком социальном статусе. Непременным условием для получения государственных и даже церковных должностей являлось получение общего образования.

Прямое наследование эллино-римской культуры и этническая разнородность Византийской империи с доминирующим греческим населением способствовали синтезу античной культуры и традиций народов Юго-Восточного Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Малой Азии, Закавказья, Крыма, Балканского полуострова и др. При этом культурном богатстве и разнообразии Византия оставалась грекоязычным и ортодоксальным христианским государством, все образование осуществлялось на классическом греческом языке.

«Идеал образованной личности византийца представлял человек, получивший классическое образование и сочетавший православное мировоззрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью. Византиноведы отмечают это своеобразие византийской образованности как культурно-исторический феномен, когда каждый образованный византиец обладал подлинно ортодоксальным христианским миропониманием и глубокими знаниями наследуемой (античной) культуры»[6].

Византийская система образования на протяжении всего тысячелетия существования Византийской империи была наиболее передовой и развитой. Социальных ограничений на получение образования не существовало, но обучение было платным, за исключением монастрыских и дворцовых школ.

«…Высокой культуры достигли домашние формы воспитания и обучения. В семьях простонародных главным содержанием домашнего воспитания было начальное христианское и трудовое. В знатных семьях мальчиков и девочек обучали грамоте и давали книжное образование»[7].

Византийская образовательная система включала три ступени: первую – пропедиа, среднее образование и высшее.

Первую ступень – элементарное образование (пропедиа) составляли школы грамоты, осуществлявшие 2-3-летнее обучение детей с 5-7-летнего возраста. Для особо религиозных семей были организованы начальные школы, обучение в которых проходило исключительно на религиозном материале, т.е. по библейским книгам и сочинениям христианских писателей.

Вторая ступень – среднее образование – осваивалась византийцами в частных, церковных и государственных грамматических школах. Эту ступень проходили почти все дети гражданской и церковной элиты. Целью среднего образования являлось формирование общей культуры, развитие мышления и красноречия у школьников. Считалось, что каждый достойный византиец должен овладеть «эллинской наукой», открывающей путь к высшей философии – богословию. Для этого изучались прежде всего грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Немногие изучали математическую четверицу – арифметику, геометрию, музыку, астрономию.

Третья ступень образования наследовала высшие школы Греко-римского мира (Александрии, Афин, Антиохи, Бейрута, Дамаска), а в 425 году включила новую высшую школу «Аудиториум» (с IX века – «Магнавра»), созданную при императоре Феодосии II в Константинополе. Содержание высшего образования включало метафизику, философию, богословие, медицину, музыку.

Своеобразными домашними академиями становились кружки-салоны, объединявшие эрудитов вокруг мецената-философа.

Организаторами высшего богословского образования выступали и монастыри.

Важно подчеркнуть, что в Византии в силу отсутствия монополии Церкви на образование и достижения симфонии государственно-конфессиональных отношений не происходило борьбы между университетами и церковной властью, как это было на Западе.

Выбор Русью государственной религии во многом определил и выбор направления в образовании. Приобщение Древнерусского государства к мировой цивилизации через культуру Византии в период ее расцвета в X-XI вв. явилось важным фактором успешного развития древнерусского образования. Восточнославянская языческая культура, восприняв зрелое ортодоксальное христианство, преобразовалась в древнерусскую православную культуру и создала концепцию воспитания в ней человека. [8]

«Просвещение на Руси во многом ориентировалось на византийскую образовательную модель, в ходе приобретая свои характерные, национальные черты».[9] Древнерусское просвещение строилось на едином книжном и богослужебном языке, отсутствовала церковная монополия на образование, светская власть на Руси, как и Византии, ставила своей задачей распространение просвещения, в которой важнейшей составляющей древнерусского образования являлось ортодоксальное христианское воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Просвещение, воспитание в древнерусской школе X-XIV вв.

  

1) Начатое князем Владимиром Святославовичем дело организации государственного образования было продолжено Ярославом Мудрым, который в 1030 году учредил школу в Новгороде, «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам»[10]. В распространении книжного образования был сделан новый шаг – оно становится доступным детям не только боярской знати, но и уличанских старост и приходских священников. Открытие и изучение берестяных грамот в Новгороде, Старой Руссе, Смоленске, Пскове, Витебске, Мстиславе, Твери, Звенигороде Галицком, Москве доказали, что в Древней Руси грамотой владели не только лица духовного звания и представители феодальной администрации, но и городское (посадское) население. Процент грамотных среди всего населения в начале XIII века не опускался ниже 1-2%, а в городах достигал 10%, т.е. 20% от числа взрослого населения[11]. Однако обучение грамоте представляло собой самую простую ступень образования, изначально не имевшую сословных ограничений. Более высокой ступенью являлось «книжное образование». С самых истоков образования на Руси формировалось особое уважение к книге, к книжному слову, так как распространению подлежали книги церковные, содержащие слово-учение о Божественной истине.

Информация о работе Школа и образование в России XVII века