Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Логопедии".
Ринолалия
- нарушения тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленные анатомо-
Дизартрия
- нарушение
Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания включают два подтипа.
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка (синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, дисфазия развития).
Афазия
- полная или частичная утрата речи,
обусловленная локальными поражениями
речевых зон коры головного мозга
(в результате черепно-мозговых травм,
нарушений мозгового
Психолого-педагогическая классификация построена на противоположном принципе - «от частного к общему». Подобный подход ориентирован на логопедическое воздействие как педагогический процесс, разработку методов логопедической коррекции для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). С этой целью определяются общие проявления различных форм речевых расстройств. В соответствии с данной классификацией нарушения речи подразделяются на две группы:
нарушение средств общения и нарушения в применении средств общения.
Нарушения средств общения включают фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи (ОНР).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Выделяются следующие основные проявления этого состояния.
Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух и даже трех других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш: «тюмка» (сумка), «тяска» (чашка), «тяпка» (шапка).
Замена одних звуков другими. Звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф - вместо ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д: «табака» (собака).
Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других - заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например: «Сторял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску».
Подобные нарушения свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем), которое подтверждается в процессе обследования. Недоразвитие фонематического слуха препятствует полноценному осуществлению звукового анализа слов. Именно поэтому к школьному возрасту данная группа детей обладает недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.
К общему недоразвитию речи (ОНР) относятся различные сложные речевые расстройства, при которых страдает формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Под ОНР понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом.
ОНР
неоднородно по механизмам развития
и может наблюдаться при
позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.
Недоразвитие
может быть выражено в разной степени:
от отсутствия речи или лепетного
ее состояния до развернутой речи,
но с элементами фонетического и
лексико-грамматического
Таким
образом, разработка представлений
об ОНР у детей ориентирована
на разработку методов коррекции
для групп детей со сходными проявлениями
различных форм речевых расстройств.
При этом необходимо учитывать, что
ОНР может наблюдаться при
различных поражениях ЦНС и отклонениях
в строении и функциях артикуляционного
аппарата, т. е. при разных клинических
формах нарушений устной речи. В
концепции ОНР находит
Однако, первичные механизмы ОНР не могут быть выяснены без проведения неврологического обследования, одной из важных задач которого является определение локализации поражения в нервной системе, т. е. постановка топического диагноза. Одновременно с этим диагностика направлена на выявление основных нарушенных звеньев в ходе развития и реализации речевых процессов, на основании чего определяется форма речевых расстройств. Не вызывает сомнения то, что при использовании клинической классификации нарушений развития речи у детей значительная часть случаев ОНР оказывается связана с алалией. При этом поражение различных зон коры больших полушарий головного мозга в доречевом периоде влечет за собой определенное своеобразие в формировании симптоматики алалий.
Клинико-педагогическая классификация
нацелена на предельную детализацию
видов и форм нарушений речи и
основывается на подходе от общего
к частному. В ней учитываются
межсистемные взаимодействия нарушений
речи с обусловливающим их материальным
субстратом. Она основывается на совокупности
психолого-лингвистических, клинических
и этиопатогенетических критериях
(хотя в данной классификации ведущая
роль отводится психолого-
Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной и письменной речи.
1. Нарушения устной речи
1) Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:
· афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата
· брадилалия (или брадифразия) – патологически замедленный темп речи
· тахилалия (или тахифразия) - патологически ускоренный темп речи
· заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата
· дислалия (косноязычие) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата
· ринолалия
(гнусавость, палатолалия) – нарушения
тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленные анатомо-
· дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
2) Нарушения структурно-
· алалия – отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития ребёнка (до 3 лет)
· афазия
· дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма
· дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения.
Об аграфии и алексии говорят
в случае несформированности (в ходе
обучения) процессов письма и чтения.
Аграфия и алексия выявляются
так же в случаях распада
Психолого-педагогическая классификация
группирует нарушения от частного к
общему и строится на основе лингвистических
и психологических критериев (в
которых учитываются
1) Нарушение средств общения:
· ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи).
· ОНР (общее
недоразвитие речи) у детей с сохранным
интеллектом и слухом, СНР (системное
недоразвитие речи) у детей с умственной
отсталостью – различные
2) Нарушение в применении
· Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.
· проявление речевого негативизма, мутизм и др.
Нарушения письма и чтения в данной
классификации не выделяются в качестве
самостоятельных нарушений
Дислалия
(от греч. dis - приставка, означающая частичное
расстройство, и lalio - говорю) - нарушение
звукопроизношения при
Проявляется
в заменах, искажениях, смешениях
тех или иных звуков. Это происходит
по нескольким причинам: из-за несформированности
правильного положения
В соответствии с предложенными критериями Гриншпун Б.М. выделяет три основные формы дислалии: акустико-фонематическую,
артикуляторно – фонематическую,
артикуляторно – фонетическую
1 Акустико-фонематическая дислалия
К ней относятся дефекты
Основой нарушения является
Гриншпун Б.М. также отмечал,
что при акустико-
Мне бы хотелось отметить, что от акустико – фонематической дислалии следует отличать боле грубые нарушения, распространяющиеся на перцептивной и смысловой уровни процессов восприятия речи и приводящие к ее недоразвитию.
2. Артикуляторно-фонематическая дислалия
К этой форме относятся
В своей работе, посвященной дислалии,
Гриншпун Б.М. также отмечал,
что при артикуляторно-