Шпаргалка по "Основы олигофренопедагогики"

Автор работы: m*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:05, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы к экзамену по дисциплине "Основы олигофренопедагогики".

Работа состоит из  1 файл

основы олиго.doc

— 529.50 Кб (Скачать документ)

Средняя степень умственной отсталости. 

Имбицильность является умеренной степенью умственной отсталости.

Эти нарушения  проявляются в ранние периоды, следовательно  дети поздно начинают держать голову, нарушен комплекс оживления, поздно начинают сидеть, более нарушена речь, резко снижены моторные и познавательные функции. Эти дети инвалиды с детства. Они способны овладевать навыками общения, социально-бытовыми, грамотой, счетом. Могут научится элементарному ремеслу, но вести самостоятельный образ жизни они не могут, нуждаются в опеке. В детском возрасте посещают детские сады, с 7 лет обучаются в специальной- коррекционной школе VIII вида, в классах, группах. По окончанию школы они находятся в семье, под опекой. 

Тяжелая степень умственной отсталости. 

3 степень умственной  отсталости самая тяжелая- идиотия.  С самого рождения грубые нарушения в психофизическом развитии, находятся весь период жизни дома, на домашнем обучении. Даже у взрослых наблюдается резкое нарушение памяти, моторных функций. Они ведут чаще всего сидячий или лежачий образ жизни. Медленно формируются навыки самообслуживания. За весь период развития необходимо научить частично обслуживать себя, овладеть навыками обладания, расширить представления об окружающем мире. Люди с идиотией долго не живут. 

Вспомогательная школа: цели, задачи, комплектование. 

Вспомогательная школа находится в системе государственных общеобразовательных детских учреждений, но по своим задачам существенно отличается от массовых образовательных школ.

Специальной задачей  вспомогательной школы является коррекция дефектов развития умственно отсталых детей в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессиональной трудовой подготовке и разностороннего воспитательного характера, воздействие на ход развития учащихся.

Основной задачей  является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из массовых рабочих профессий в условиях современного производства.

Вспомогательная школа ведет особую лечебно-оздоровительную  работу направленную на укрепление и  исправление общего физического  состояния школьников.

Основная задача- формирование умений и навыков учебной деятельности.

Необходимо формировать  навыки самостоятельной работы.

Основа содержания:

Выготский6 «Нельзя строить обучение умственно отсталых детей только учитывая и корректируя их недостатки. Обнаруживается не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других функций. Таким образом обучение во вспомогательной школе осуществляется с учетом не только их особенностей, но и возможностей, благодаря чему ученики оказываются в состоянии овладеть элементарным уровнем способностей». 

Методы  обучения в специальной  коррекционной школе  VIII вида. 

Метод- это упорядочная  деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение цели обучения.

Структура:

  • Средства
  • Приемы
  • Формы

    Прием- это  элемент метода, его составная  часть.

    Функции метода:

    • Обучающая
    • Развивающая
    • Воспитательная
    • Побуждающая
    • Контрольно- мотивационная
 
 

Структура

                          Объективная                                      Субъективная

                           - законы                                                - личность педагога

                           - закономерности                                 - особенности учащихся

                           - цель, содержание                               - конкретные условия

                           - формы                                                   для педагогического

                                                                                            процесса

Средства обучения- это материалы, которые используются учителем и учащимися для усвоения знаний (например игровая деятельность).

Классификация:

  1. По источнику знаний (традиционная)
    • Словесные- наглядные
    • Практические
  2. По назначению (Данилов, Есипов)
    • Источник приобретения знаний, умений, навыков
  3. По характеру познавательной деятельности (Лернер, Скаткин)
    • Репродуктивный
    • Частично- поисковый
    • Объяснительный
    • Метод приблизительного изложения

Существует метод  оптимизации учебно-воспитательного  процесса. Он строится на оптимальном подборе, оптимальном периоде времени и т.д. 

                   Принципы обучения детей в специальной школе VIII вида.

Дидактика- педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование  его содержанию, методам, организационным  формам. 

3 раздела дидактики: 

-теория обучения

- теория воспитания

-школоведение (управление  педагогическим процессом). 

Процесс образования  в специальной школе VIII вида предполагает осуществление принципов общей и специальной дидактики, применение специальных форм, методов, средств, приемов работы с детьми.

По Н.М.Назаровой  принципы- это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности  организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью с особыми образовательными направлениями.

По Воронковой под дидактическими принципами понимают основные положения, которыми руководствуются  в деле обучения и воспитания подрастающего  поколения и подготовка его к  активному участию в жизни общества.

Суть принципов:

Принципы являются ориентирами, направляют деятельность педагогов на обучение и воспитание учащихся.

Общие принципы:

  1. Принцип научности.
  2. Принцип систематичности и последовательности обучения.
  3. Принцип связи теории с практикой.
  4. Принцип сознательности и активности.
  5. Принцип доступности и последовательности обучения.
  6. Принцип наглядности.
  7. Принцип прочности и результата обучения.
  8. Развития и воспитания характера обучающегося.

Специальные принципы:

  1. Принцип коррекционно-развивающего обучения.
  2. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению.
  3. Принцип учета возрастных особенностей.
  4. Принцип опоры на положительное.
  5. Принцип согласованности между школой, семьей и общественностью.
  6. Принцип уважения личности.
  7. Принцип воспитания и обучения в коллективе.
  8. Принцип соединения воспитания и обучения с трудом.
  9. Принцип педагогического оптимизма.
  10. Принцип ранней педагогической помощи
  11. Принцип направленности на социальную адаптацию.
  12. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.
  13. Принцип деятельностного подхода к обучению и воспитанию
  14. Принцип необходимости специального педагогического руководства.

  

Ведение коррекционного дневника в коррекционной  школе-интернате  VIII вида

Известно, что задачи коррекционной работы должны основываться на понимании закономерностей                                   психического развития ребенка. В деятельности педагога по обучению умственно отсталых детей коррекционная работа занимает принципиально важную позицию. Для того чтобы простроить, увидеть перспективы коррекционно-развивающего процесса, учителю 

необходимо  на основе анализа диагностических  данных и теоретических материалов определить свой педагогический путь и возможности прогнозирования результата.

Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, динамики хода и эффективности коррекции, поведения диагностических процедур.

Поэтому все  этапы коррекционно-педагогической деятельности учащихся – от постановки целей до достижения результата целесообразно отражать в дневнике коррекционной работы.

Коррекционный дневник учащегося позволяет  увидеть динамику развития психических  процессов школьника, результаты коррекционной  работы проводимой педагогами.

Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность педагогического воздействия.

Необходимо чтобы  учитель ЛФК зная, что делает воспитатель, свои цели, связанные с двигательным развитием учеников, координировал  с целями воспитателя. Воспитатель, в свою очередь, зная цели поставленные логопедом, сможет планировать свою работу во время самоподготовки. Средством такого взаимодействия между педагогами также служит дневник коррекционной работы.

Вести записи в  коррекционном дневнике должны педагоги, осуществляющие коррекционную работу с учащимся. В первую очередь это педагоги, чьи предметы ведутся только в коррекционных школах. То есть, предметы, где коррекция выходит на первый план. Это учителя ЛФК, ритмики, СБО, сенсорного воспитания, логопедии. Также записи в коррекционном дневнике ведут специалисты, которые планируют и разрабатывают пути коррекции личности ребенка. Это психолог, дефектолог, социальный педагог.

Учитель трудового  обучения также ведет записи в  коррекционном дневнике, так как  его предмет, является основным в  программе коррекционной школы 8 го вида. Воспитатели, работающие с учащимися, заполняют коррекционный дневник, исходя из своих целей коррекционной работы.

Учителя предметники  могут вести записи в коррекционном  дневнике, если у учащегося возникают  определенные трудности в поведении и обучении. При условии, что эти трудности носят не ситуативный характер, наблюдаются в течение длительного времени и для преодоления их требуется дополнительное время, т.к той коррекционной работы которую учитель проводит в соответствии с целями урока явно недостаточно.

Каждый педагог  планирует свою коррекционную работу с учащимся, опираясь на свой предмет, но в то же время координирует их с целями других специалистов.

Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Цель  психологического сопровождения:

Коррекция и  психопрофилактика личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой сферы  ребенка).

Цель  логопедического  сопровождения:

Коррекция и  развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Цель  педагогического  сопровождения

Обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных  заданий, полученных знаний, организации  времени, социальной адаптации.

Цель  лечебно-оздоровительного сопровождения

Формирование  привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности  справляться со стрессами и болезнями.

Цель  социально-правового  сопровождения

Состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными  свободами человека и развитии навыков  социальной компетенции и правового  поведения.

Цели  воспитательного  сопровождения

Обусловливают формирование привычки к постоянному  труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни, культуры поведения в общественных местах.

Критериями  результативности подобного подхода  могут быть следующие:

  • Корректное  выделение индивидуальных и типологических особенностей учащегося;
  • обоснованный выбор методов и приемов дифференцированного и индивидуального обучения; 

Информация о работе Шпаргалка по "Основы олигофренопедагогики"