Автор работы: m*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:05, шпаргалка
Работа содержит ответы к экзамену по дисциплине "Основы олигофренопедагогики".
Учителю коррекционной школы необходимо определенным образом структурировать свою деятельность. Очень важно обладать полной и достоверной информацией об учащихся для определения направлений индивидуального и дифференцированного обучения, коррекционной работы.
Первый этап коррекционной работы – это сбор информации об учащихся.
Проанализировав информацию, собранную в коррекционном дневнике, внимательно изучив рекомендации специалистов, результаты диагностики учащихся, педагог формулирует задачи на определенный период (полугодие, четверть, год).
При определении задач коррекционной работы следует помнить о том, что исходя из особенностей развития УО школьника она осуществляется в несколько этапов.
Этапы планирования коррекционной работы.
1. Основой работы
с учеником является
2. Когда учитель установит с учеником контакт, необходимо работать над коммуникативными навыками. Ученик должен научиться слышать сообщения учителя, сообщать о своих желаниях потребностях.
3. Если ученик
только начинает обучение
4. Следующий этап- активное познание окружения и умение функционировать в нем.
Ученик должен:
5. Последний
этап – обучение навыкам
Коррекционная работа должна включать в себя главные цели и подчиненные им, конкретные цели.
Планируемые цели можно разделить на две группы:
- реализуемые ежедневно (например, к ним относятся все задачи, касающиеся самостоятельности в самообслуживании и систематические упражнения по социальной адаптации (навыки планирования и самоконтроля).
- реализуемые только в конкретных ситуациях, в которых оказывается ученик
(например, при работе с оверлоком, во время общешкольных мероприятий.
Цели коррекционной работы можно разделить на группы:
Сфера самообслуживания.
|
Сфера функционирования в природно-социальной среде.
|
Сфера навыков.
|
По усмотрению
администрации школы в
При планировании в первую очередь ставятся цели, которые отражают сходные потребности учащихся. Например, в ходе коррекционной работы все учащиеся будут развивать навыки самообслуживания, приобретать необходимые социальные навыки.
В конце записываются цели для индивидуальной работы.
Например, при нарушении координации движений у отдельного учащегося ставится главная цель – совершенствование координации, развитие моторики учащегося, и конкретная цель – тренировка умения резать ножницами.
При нарушениях в эмоционально-волевой сфере, повышенной возбудимости учащегося главная цель – развитие умения контролировать свои эмоции, умения владеть собой, конкретная цель - тренировка умения расслабляться, проведение минут релаксации, переключение с одного вида деятельности на другой.
После того, как в дневнике будут сформулированы цели коррекционной работы, целесообразно указать какие методы и приемы будет использованы педагогом для их реализации.
Цели:
Методы:
Направляемая беседа, сюжетно-ролевая игра, карточки для индивидуальной работы, выполнение релаксационных занятий и т.д.
После того, как были поставлены цели, педагог приступает к их реализации посредством методов и приемов коррекционной работы, по завершении работы в дневник заносится результат, который должен отражать:
- происшедшие
изменения по сравнению с
- как протекали эти изменения
- к чему они в результате привели.
Учитель или
воспитатель для анализа своей
работы может воспользоваться
План для составления отчета о проделанной работе педагогом за четверть/месяц.
При появление трудностей в обучении и поведении учащихся (агрессивное поведение, эмоциональный срыв, снижение успеваемости, апатия и т. д ).
Классный руководитель или воспитатель должен сделать запись в коррекционном дневнике назвав и как можно полнее описав проблему. В этом эму могут помочь следующие вопросы.
- Что это за проблема?
- Что за ней кроется ? (демонстрацией каких потребностей ребенка является его нетипичное поведение, привлечение внимания, усталость, тоска по дому и т.д.).
- Когда это началось?
- Что или кто послужило причиной появления проблемы (приезд /неприезд родителей, ссора с одноклассниками и т.д).
- Кто может помочь ребенку справиться с этой проблемой
- С какими
специалистами необходимо
После анализа по указанным вопросам в дневник записываются рекомендации психолога, социального педагога, медицинского работника.
В соответствии с этими рекомендациями формулируются цели коррекционной работы на определенный период, по истечении которого записывается результат (он может быть как положительным, так и отрицательным.
Бывает так, что заполнение коррекционных дневников сводиться к повторяющимся записям
(повторяются цели; выводы и анализ коррекционной работы сводятся к описанию поведения учащегося и записей об успеваемости. Фактически коррекционная работа сводится к передаче информации. Такие записи ничего не вносят, являются записью ради самой записи, а не побуждают педагога к размышлениям и анализу своей деятельности, не отражают динамику развития учащегося. Чтобы избежать описанной ситуации, учитель должен четко формулировать цели своей коррекционной работы, определять и прописывать методы и формы работы следующим образом:
Проанализировать работу и поведение ученика и определить в чем заключается трудности в обучении и воспитании. Что у учащегося получается хуже всего или не получается совсем. Чем вызваны эти неудачи. То есть педагог должен проанализировать зону актуального развития учащегося и определить зону ближайшего развития. Определив проблему, проанализировав её учитель без труда сможет определить цели коррекционной работы.
Например, воспитатель заметил, что во время прогулок, ребенок бесцельно бегает по территории не участвуя в играх, организованных другими детьми, не пытается придумать и организовать игру самостоятельно. Следовательно, цели коррекционной работы воспитателя с этим учеником будут сформулированы следующим образом.
|
Методы и приемы работы: организованная игра, инсценировка сказок, подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе.
Формы работы: коллективная, групповая.
Контроль за ведением коррекционного дневника осуществляется заместителем директора по УВР, психологом.
Психолог осуществляет
контроль за выполнением рекомендаций,
анализирует совместно с
Если в ходе коррекционной работы педагогу длительное время не удаётся реализовать поставленные цели, положительной динамики в развитии учащегося не наблюдается, педагог может обратиться за помощью В ПМПК школы. На заседании ПМПК специалисты анализируют проделанную работу по записям в коррекционном дневнике, по необходимости проводят психолого-педагогическое обследование ребенка, медицинское обследование, и определяют индивидуальной коррекционный маршрут сопровождения ребенка включающий работу
- психолога
- медицинского работника
- социального педагога
- логопеда
- педагога и
других необходимых
Педагогический
диагноз представляет собой прогноз обучаемости
ребенка, и более точным он будет, если
педагогу известны причины отклонений
в познавательной деятельности. У умственно
отсталых детей эти отклонения связаны
с поражениями центральной нервной системы
(коры головного мозга), но имеются разные
формы, которые различаются не только
по этиологии, патогенезу, клиническим
проявлениям. Но и по особенностям познавательной
и эмоционально-личностной сферы.
Информация о работе Шпаргалка по "Основы олигофренопедагогики"