Шпаргалка по "Основы олигофренопедагогики"

Автор работы: m*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:05, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы к экзамену по дисциплине "Основы олигофренопедагогики".

Работа состоит из  1 файл

основы олиго.doc

— 529.50 Кб (Скачать документ)
  • отслеживание динамики развития учащихся в течение года и по годам обучения;
  • на основе отслеживания динамики развития внесение  
    корректировок в коррекционную работу; 
  • уменьшение затрат времени на ведение документации 

Учителю коррекционной  школы необходимо определенным образом структурировать свою деятельность. Очень важно обладать полной и достоверной информацией  об учащихся для определения направлений индивидуального и дифференцированного обучения, коррекционной работы.

Первый  этап коррекционной  работы – это сбор информации об учащихся.

Проанализировав информацию, собранную в коррекционном  дневнике, внимательно изучив рекомендации специалистов, результаты диагностики учащихся, педагог формулирует задачи на определенный период (полугодие, четверть, год).

При определении  задач коррекционной работы следует  помнить о том, что исходя из особенностей развития УО школьника она осуществляется в несколько этапов.

Этапы планирования коррекционной  работы.

1. Основой работы  с учеником является установление  положительного, вызывающего радость  эмоционального контакта. Это первая  цель, которую должен поставить  себе учитель.

2. Когда учитель установит с учеником контакт, необходимо работать над коммуникативными навыками. Ученик должен научиться слышать сообщения учителя, сообщать о своих желаниях потребностях.

3. Если ученик  только начинает обучение необходимо  привить ему основные навыки  самообслуживания, выполнение распорядка дня, поведение, которое не дезорганизует занятия, а позволяет учителю заниматься со всеми учениками, а не только вести индивидуальную работу с учеником.

4. Следующий  этап- активное познание окружения  и умение функционировать в нем.

Ученик  должен:

  • развивать навыки самообслуживания,
  • учиться выполнять социальные роли и соблюдать связанные с ними нормы поведения.
  • тренировать все функции (восприятие, коммуникация, навыки грубой и тонкой моторики) облегчающие ему познание мира и функционирование в нем.

5. Последний  этап – обучение навыкам анализировать  окружающий мир и определить  пути реализации.

Коррекционная работа должна включать в себя главные  цели и подчиненные им, конкретные цели.

Планируемые цели можно разделить на две группы:

- реализуемые ежедневно (например, к ним относятся все задачи, касающиеся самостоятельности в самообслуживании и систематические упражнения по социальной адаптации (навыки планирования и самоконтроля).

- реализуемые только в конкретных ситуациях, в которых оказывается ученик

(например, при  работе с оверлоком, во время  общешкольных мероприятий. 

Цели  коррекционной работы можно разделить  на группы:

Сфера самообслуживания.

Главная цель Конкретная  цель
Развитие  самостоятельности во время утреннего туалета

(записывается  в коррекционном дневнике).

Развитие умение чистить зубы, заправлять кровать  и.т.д.

(записывается  в ежедневном плане).

Сфера функционирования в  природно-социальной среде.

Главная цель Конкретная  цель
Формирование  принятого в обществе поведения.

Расширение сферы  выполняемых социальных ролей.

Обучение взаимодействию в групповых музыкально-двигательных играх.

Выполнение роли участника мероприятий.

Сфера навыков.

Главная цель Конкретная  цель
Формирование  навыков, понятий.

Совершенствование зрительного восприятия

Введение понятия  товарищество.

Тренировка навыка восприятия по памяти положения трех и более предметов 

По усмотрению администрации школы в коррекционный  дневник заносятся главные цели, конкретные цели отражаются в ежедневном планировании.

При планировании в первую очередь ставятся цели, которые отражают сходные потребности  учащихся. Например, в ходе коррекционной  работы все учащиеся будут развивать  навыки самообслуживания, приобретать  необходимые социальные навыки.

В конце записываются цели для индивидуальной работы.

Например, при  нарушении координации движений у отдельного учащегося ставится главная цель – совершенствование координации, развитие моторики учащегося, и конкретная цель – тренировка умения резать ножницами.

При нарушениях в эмоционально-волевой сфере, повышенной возбудимости учащегося главная цель – развитие умения контролировать свои эмоции, умения владеть собой, конкретная цель - тренировка умения расслабляться, проведение минут релаксации, переключение с одного вида деятельности на другой.

После того, как  в дневнике будут сформулированы цели коррекционной работы, целесообразно  указать какие методы и приемы будет использованы педагогом для  их реализации.

Цели:

  1. Совершенствование навыков самообслуживания.
  2. Развитие элементарного навыка принятия решений.
  3. Развитие чувства коллективизма, эмпатии.

Методы:

Направляемая  беседа, сюжетно-ролевая игра, карточки для индивидуальной работы, выполнение релаксационных занятий и т.д.

После того, как  были поставлены цели, педагог приступает к их реализации посредством методов и приемов коррекционной работы, по завершении работы в дневник заносится результат, который должен отражать:

- происшедшие  изменения по сравнению с исходным  состоянием учащегося

- как протекали  эти изменения

- к чему они  в результате привели.

Учитель или  воспитатель для анализа своей  работы может воспользоваться следующим  планом

План  для составления  отчета о проделанной  работе педагогом  за четверть/месяц.

  1. Какова была цель, поставленная Вами для работы с учащимся за прошедший период?
  2. С помощью каких средств вы её реализовывали (карточки с индивидуальными заданиями, совместная работа с педагогом, работа в парах, выполнение общественных поручений, ответственное задание и т.д.)?
  3. Какие трудности возникали у учащегося при выполнении заданий?
  4. что получалось легко и ученик выполнял это с удовольствием?
  5. Как изменялось настроение ребенка в течение четверти/месяца?
  6. Появлялись ли признаки утомляемости, раздражительности, апатии или пассивности в конце урока, дня, недели, занятия ?
  7. Как вы помогали учащемуся с ними справляться?
  8. Что из запланированного Вами реализовать не удалось?
  9. Как вы думаете в чем причина этой неудачи?
  10. Есть ли положительная динамика в развитии учащегося?
  11. В чем она проявляется?
  12. Какова цель вашей коррекционно-воспитательной работы с учащимся на следующую четверть/месяц?

При появление  трудностей в обучении и поведении  учащихся (агрессивное поведение, эмоциональный  срыв, снижение успеваемости, апатия и  т. д ).

Классный руководитель или воспитатель должен сделать запись в коррекционном дневнике назвав и как можно полнее описав проблему. В этом эму могут помочь следующие вопросы.

- Что это за проблема?

- Что за ней  кроется ? (демонстрацией каких  потребностей ребенка является  его нетипичное поведение, привлечение внимания, усталость, тоска по дому и т.д.).

- Когда это  началось?

- Что или кто  послужило причиной появления  проблемы (приезд /неприезд родителей,  ссора с одноклассниками и  т.д).

- Кто может  помочь ребенку справиться с  этой проблемой

- С какими  специалистами необходимо проконсультироваться, чтобы определить пути преодоления  этой проблемы?

После анализа  по указанным вопросам в дневник  записываются рекомендации психолога, социального педагога, медицинского работника.

В соответствии с этими рекомендациями формулируются цели коррекционной работы на определенный период, по истечении которого записывается результат (он может быть как положительным, так и отрицательным.

Бывает так, что  заполнение коррекционных дневников  сводиться к повторяющимся записям

(повторяются  цели; выводы и анализ коррекционной  работы сводятся к описанию  поведения учащегося и записей  об успеваемости. Фактически коррекционная  работа сводится к передаче  информации. Такие записи ничего  не вносят, являются записью ради  самой записи, а не побуждают педагога к размышлениям и анализу своей деятельности, не отражают динамику развития учащегося. Чтобы избежать описанной ситуации, учитель должен четко формулировать цели своей коррекционной работы, определять и прописывать методы и формы работы следующим образом:

Проанализировать  работу и поведение ученика и  определить в чем заключается  трудности в обучении и воспитании. Что у учащегося получается хуже всего или не получается совсем. Чем вызваны эти неудачи. То есть педагог должен проанализировать зону актуального развития учащегося и определить зону ближайшего развития. Определив проблему, проанализировав её учитель без труда сможет определить цели коррекционной работы.

Например, воспитатель  заметил, что во время прогулок, ребенок  бесцельно бегает по территории не участвуя в играх, организованных другими детьми, не пытается придумать и организовать игру самостоятельно. Следовательно, цели коррекционной работы воспитателя с этим учеником будут сформулированы следующим образом.

Главные цели Конкретные  цели
Формирование  социальной роли учащегося в коллективе.

Развитие умения организовывать свой досуг.

1.Обучение взаимодействию  в группе во время игры.

2.Освоение различных  ролей во время игры(ведущей,  сотруднической, подчиняющейся).

3.Привыкание к необходимости делиться игрушками предназначенными для всей группы.

   

Методы  и приемы работы: организованная игра, инсценировка сказок, подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе.

Формы работы: коллективная, групповая.

Контроль за ведением коррекционного дневника осуществляется заместителем директора по УВР, психологом.

Психолог осуществляет контроль за выполнением рекомендаций, анализирует совместно с педагогом  записи о результатах работы, корректирует поставленные цели (в случае необходимости), вносит результаты повторной диагностики.

Если в ходе коррекционной работы педагогу длительное время не удаётся реализовать  поставленные цели, положительной динамики в развитии учащегося не наблюдается, педагог может обратиться за помощью  В ПМПК школы. На заседании ПМПК специалисты анализируют проделанную работу по записям в коррекционном дневнике, по необходимости проводят психолого-педагогическое обследование ребенка, медицинское обследование, и определяют индивидуальной коррекционный маршрут сопровождения ребенка включающий работу

- психолога

- медицинского  работника

- социального  педагога

- логопеда 

- педагога и  других необходимых специалистов. Либо делают вывод о необходимости  дальнейшего обследования учащегося  в районной или областной ПМПК. 

Педагогический диагноз представляет собой прогноз обучаемости ребенка, и более точным он будет, если педагогу известны причины отклонений в познавательной деятельности. У умственно отсталых детей эти отклонения связаны с поражениями центральной нервной системы (коры головного мозга), но имеются разные формы, которые различаются не только по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям. Но и по особенностям познавательной и эмоционально-личностной сферы.                                                                         

Информация о работе Шпаргалка по "Основы олигофренопедагогики"