Автор работы: m*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:05, шпаргалка
Работа содержит ответы к экзамену по дисциплине "Основы олигофренопедагогики".
1)
искренний интерес к
2)
установка на родителя как
на меняющегося человека и
профессионала,
3)
стремление к организации
Для примера приведём организацию КТД в коррекционной школе. Тема коллективного творческого дела: «Герб семьи».
Педагогическая цель - развитие интереса детей-инвалидов к своей семье.
Этапы:
1)
Диагностика: путем бесед
2)
Целеполагание может
3) Коллективное планирование (в форме «мозговой атаки») отвечает на два вопроса: «Что мы хотим узнать о своей семье?», «Кто поможет нам в этом?»
4) Проведение дела. Учитель на основе коллективного планирования раздает задания ребятам. Дети совместно с родителями в домашних условиях рисуют (составляют коллаж) Герба семьи, придумывают девиз своей семьи.
5)
Коллективный анализ возможен
в форме конференции, на
-как было организовано дело,
-что мы узнали о своей семье,
-какое
возможно продолжение
Педагогический подтекст обсуждения: придание значимости познания себя и взаимопонимания с родителями.
Приведём примеры Гербов семей, составленных в результате КТД детей-инвалидов и их родителей:
Сложности
в организации личностно-
1)
Недостаточный
2) Неровное отношение школьников к родителям. Причины могут быть разными, но проявляются они на эмоциональном уровне прежде всего в некоторой пассивности, незаинтересованности ребят. Уменьшить такую пассивность весьма непросто. Помогут такие формы работы, которые направлены на большее взаимное узнавание детей и их родителей (совместная проектная деятельность, экскурсии, КТД ).
Опыт проведения коллективных творческих дел в коррекционной школе показывает, что систематическая работа с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, помогает решить задачи по повышению социального и психологического статуса родителей, оптимизации внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций и гармонизации семейного климата.
Список использованных источников и литературы:
Коллектив возможен только при условии, что он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества.
А. С. Макаренко
Понятие «личность».
В
психологической науке
Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психологических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
При рассмотрении структуры личности в нее обычно включаются способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.
Что формирует личность: наследственность или среда?
С
самого момента рождения влияния
генов и среда тесно
Некоторые родители могут специально создавать среду, отрицательно коррелирующую с генотипом ребенка. Например, интровертные родители могут поощрять социальную деятельность ребенка, чтобы противодействовать интровертности ребенка. Родители очень активного ребенка, наоборот, могут стараться придумать для него какие-нибудь интересные тихие занятия. Но независимо от того, положительная или отрицательная здесь корреляция, важно, что генотип ребенка и его среда – это не просто два источника влияния, которые суммируются для того, чтобы сформировать его личность.
Под действием одного и того же окружения разные люди реагируют на событие или само окружение по-разному. Беспокойный, чувствительный ребенок будет ощущать жестокость родителей и реагировать на нее иначе, чем спокойный, гибкий; резкий голос, вызывающий у чувствительной девочки слезы, может быть вовсе не замечен ее не столь чувствительным братом. Ребенок-экстраверт будет тянуться к окружающим людям и событиям, а его брат-интроверт будет их игнорировать. Одаренный ребенок больше почерпнет из прочитанного, чем заурядный. Другими словами, каждый ребенок воспринимает объективное окружение как субъективную психологическую среду, а именно эта психологическая среда формирует дальнейшее развитие личности. Если родители создают одинаковое окружение всем своим детям, - чего, как правило, не происходит, - оно все равно не будет для них психологически эквивалентным.
Следовательно, помимо того, что генотип оказывает влияние одновременно со средой, он также сам эту среду формирует. В частности, среда становится функцией личности ребенка благодаря трем типам взаимодействия: реактивного, вызванного и проактивного. Реактивное взаимодействие происходит в течение всей жизни. Его суть заключается в действиях или переживаниях человека в ответ на воздействия внешней среды. Эти действия зависят как от генотипа, так и от условий воспитания. Например, одни люди воспринимают наносящее им вред действие как акт преднамеренной враждебности и реагируют на него совсем иначе, чем те, которые воспринимают такое действие как результат непреднамеренной бесчувственности.
Другой вид взаимодействия – это вызванное взаимодействие. Личность каждого индивида вызывает у других людей свои особые реакции. Так, младенец, который кричит, когда его берут на руки, вызывает менее положительную эмоцию у родителя, чем тот, которому нравится, когда его нянчат. Послушные дети вызывают у родителей менее жесткий стиль воспитания, чем агрессивные. По этой причине нельзя полагать, что наблюдаемая взаимосвязь между особенностями воспитания ребенка родителями и складом его личности является простой причинно-следственной связью. В действительности личность ребенка формирует родительский стиль воспитания, который, в свою очередь, оказывает дальнейшее влияние на личность ребенка. Вызванное взаимодействие происходит, так же как и реактивное, в течение всей жизни. Мы можем наблюдать, что благосклонность человека вызывает благосклонность окружения, а враждебно настроенный человек вызывает у окружающих враждебное отношение к себе.
По мере своего роста ребенок начинает выходить за пределы окружения, создаваемого ему родителями, и выбирать и строить свое собственное. Это последнее, в свою очередь, формирует его личность. Общительный ребенок будет искать контактов с друзьями. Общительная натура подталкивает его к выбору окружения и еще больше подкрепляет его общительность. А то, что нельзя выбрать, он будет стараться построить сам. Например, если никто не зовет его в кино, он сам организует это мероприятие. Такой вид взаимодействия называется проактивным. Проактивное взаимодействие – это процесс, посредством которого индивид становится активным агентом развития своей собственной личности. Общительный ребенок, вступая в проактивное взаимодействие, отбирает и строит ситуации, которые еще больше способствуют его общительности, поддерживают ее.
Относительная
важность рассмотренных типов
Воспитание человека не заканчивается в семье, школе, техникуме и институте. Оно продолжается и в трудовых коллективах. Воспитательное воздействие здесь чрезвычайно многогранно: от организации рабочего места до морально-психологической атмосферы в подразделениях и на предприятии в целом. «Суть производственного воспитания,- пишет психолог В. М. Шепель,- развитие коллективистического начала в сознании и поведении людей, формировании у них социальной ответственности за осуществление своих прав и обязанностей».
Человек
как биологический индивид
Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности.
Информация о работе Шпаргалка по "Основы олигофренопедагогики"