Автор работы: m*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:05, шпаргалка
Работа содержит ответы к экзамену по дисциплине "Основы олигофренопедагогики".
Среди классификации
олигофрении, основывающихся
Известная классификация
В.В. Воронковой по возможностям обучения
более успешно может быть использована
как для индивидуального, так
и для дифференцированного
В связи с вышеизложенным предлагается вариант ведения коррекционного дневника в специальной коррекционной школе VIII вида.
Коррекционный дневник учащегося специальной коррекционной школы VIII вида
Обычная практика
в школах- использование для этой
цели стандартных ученических
На первой странице
сообщаются анкетные данные ребёнка:
Ф.И.О. ______________________________
Дата рождения______________________
Домашний адрес________________
Сведения о
родителях_____________________
Социально-бытовые
условия_______________________
Основания для обучения
в коррекционной школе_________________________
Типологические
особенности учащегося
на __________ учебный год
Клинико-педагогическая
форма (по М.С.Певзнер) |
Группы по обучаемости по (В.В.Воронковой) | |||||||||||
Русский язык | Математика | Биология
География |
Труд | |||||||||
09 | 01 | 05 | 09 | 01 | 05 | 09 | 01 | 05 | 09 | 01 | 05 |
Данная таблица покажет учителю динамику в развитии познавательной деятельности в течение учебного года, а сравнение нескольких учащихся с одинаковой клинико-патогенетической формой поможет выделить типологические группы и определить направления коррекционной работы.
Далее в коррекционный дневник вкладывается индивидуальная психолого-педагогическая коррекционная карта учащегося. Карта заводится на каждый учебный год, содержит описание разных групп учащихся и заполняется путем подчеркивания соответствующих описаний. Выборка производится на начало, середину и конец учебного года. Понятия подчеркиваются либо разным цветом, либо различными линиями. Блоки коррекционной работы определяются на основании выделенной информации также на начало, середину и конец учебного года и могут изменяться в зависимости от изменений индивидуальных характеристик.
Более частое отслеживание необходимо лишь в некоторых случаях, так как положительная динамика развития умственно отсталых детей никогда не идёт быстрыми темпами.
Для особых случаев после размещения индивидуальной карты в дневнике должны быть страницы визуальных педагогических наблюдений. На этих страницах педагоги записывает- соответствует ли учащийся данным, отмеченным в карте. В случае наблюдаемых изменений необходима более частая констатация конкретных учащихся с записью данных наблюдений. Это поможет учителю вовремя проконсультировать у психолога или врача. Данные индивидуальной психолого-педагогической коррекционной карты должны использоваться учителями-предметниками, для того чтобы иметь представления о психолого-педагогическом портрете класса. Это даст им возможность определить как дифференцированную, так и индивидуальную работу по своему предмету. В свою очередь учителя-предметники предоставляют классному руководителю, воспитателю сведения, необходимые для отслеживания динамики развития и обучаемости.
Индивидуальная психолого- педагогическая карта учащегося
1.Состояние
здоровья
(нужное подчеркнуть) -практически
здоров, невротические реакции, -поражена речь,
слух, зрение, двигательная система,
раздражительность, плохой сон, Болезненность: сколько раз болел, характер заболевания и другое |
2.Особенности
познавательной деятельности
(соответствующее подчеркнуть)
-способен к
целенаправленной деятельности, задание
выполняет самостоятельно, свободно
объясняет свои действия, помощь
педагога использует -замедлены психические
процессы, без помощи не может
сделать элементарные выводы, снижено
внимание, инертен, адинамичен, недостаточно
выражены школьные интересы, моторика
бедна и стереотипна, |
2.Особенности
поведения
(нужное подчеркнуть) -достаточно
легко вступает в контакт, -контакт и общение затруднены, плохо вступает в контакт; -повышенная
возбудимость, импульсивность -резкая смена настроений, склонность к аффективным всплескам, эмоциональная возбудимость; -поведение лишено
мотивов, плохо учитывает -расторможены низшие влечения; -упрямство, замкнутость, ведомость. |
4.Рекомендации
по индивидуальной
коррекционной работе
Сентябрь______________________ Январь________________________ Май___________________________ ______________________________ |
В начале следующего учебного года классный руководитель составляет характеристики учащегося, для чего берет сведения из индивидуальной карты (динамики на май) и вносит по необходимости сведения в анкетные данные ученика. Далее составляется документация (таблица, индивидуальная карта) на следующий год обучения.
Интеллектуальная пассивность, сниженная мотивация деятельности, стереотипность мышления умственно отсталых детей создают большие трудности в их обучении. Но хотя олигофрения рассматривается как явление необратимое, это не означает, что познавательная деятельность не поддается коррекции. Специальное обучение, врачебно-педагогическое воздействие дают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей. Работа с умственно отсталыми требует специальной подготовки и отличается большими затратами труда и энергии, но она необходима.
Сложность обучения умственно отсталых учащихся обусловлена тем, что аномальное развитие психики требует напряженной и целенаправленной коррекционной работы непосредственно в образовательном процессе. Учителю на уроках необходимо решать задачи обучения, воспитания, развития и коррекции психической и эмоциональной сферы учащегося. Кроме того, в процессе фронтальной работы, являющейся на уроке основной, учитель должен учитывать индивидуальные психофизические особенности учеников, которые весьма разнообразны.
Чтобы процесс обучения был достаточно успешным, очень важно получить наиболее полную информацию об учащихся, иметь ее постоянно в поле зрения и на базе теоретического и диагностического материала простроить направления коррекционной работы. Предлагаемая форма организации работы учителя в виде коррекционного дневника может помочь руководителям и педагогам коррекционных школ VIII вида.
Исходя из всего
вышесказанного, можно сделать вывод
о необходимости и
Коррекционный дневник – это отражение психического развития ребенка один из способов взаимодействия между педагогами работающими с ребенком, возможность учителя или воспитателя анализировать и планировать свою работу. Поэтому грамотное ведение коррекционного дневника является залогом успешной работы педагога.
Добрынина, Е.В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии // Семья. Государство. Общество. –Москва-Чебоксары, 2009. –С.82-85.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ,
ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Рождение ребенка - это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие, порой, огромные надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с отклонениями в развитии. Его появление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. По данным исследователей (Р.Ф.Майрамян; О.К.Агавелян) рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, так, например, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно - шоковые и истерические расстройства. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз - чувство вины, ощущение незаслуженности случившегося. Резкое падение самооценки является следствием вопроса "Почему это случилось именно со мной?", возникает чувство собственной неполноценности.
Семьи, имеющие ребенка - инвалида, довольно часто распадаются, нередки также случаи, так называемых скрытых разводов, когда семья формально сохранена, но отец живет отдельно, оправдывая это жизненной необходимостью. Родители ребенка с ограниченными возможностями по-разному переносят его проблемы: мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, учится любить его таким, какой он есть, просто за то, что он существует, отец прежде всего смотрит в будущее, его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. Часто он не видит никаких жизненных перспектив, но он обеспокоен стрессом, который испытывает его жена, на него также ложатся особые материальные тяготы, связанные с содержанием семьи, так как матери в большинстве случаев бывают вынуждены оставить работу. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем он не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее [1].
Опыт работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, показывает, что большинство родителей не в состоянии правильно оценивать степень проблем в развитии своего ребёнка, а, следовательно, и обеспечить достаточный уровень его социализации. Поэтому разработка эффективных методов помощи семьям, воспитывающим детей отклонениями в развитии, становится всё более актуальной.
Семейная, индивидуальная и психокоррекционная работа представляет собой стадии единого психотерапевтического процесса, направленного на восстановление и укрепление психического здоровья личности посредством нормализации отношений в семье [3].
На наш взгляд, одним из эффективных методов психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, является методика коллективной творческой деятельности (КТД), главными чертами которой являются:
-совместно-разделённая деятельность воспитателей и воспитанников,
-игровая инструментовка деятельности детей,
-коллективный и творческий характер,
-личностная ориентированность.
Особое значение нами отводится совместно-разделённой деятельности. Суть её в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого ребёнка (в нашем случае, ребёнка-инвалида) и умеющего взрослого (педагога, родителя). Поначалу инициатива и технологическое исполнение почти полностью принадлежит взрослому, затем взрослый всё более и более инициативы передаёт ребёнку, всё более и более превращая его в субъект деятельности. Тем самым ребёнок искусственно включается в деятельность взрослого, проходит её этапы, выполняя поручения на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей. При активной позиции взрослого и ребёнка происходит психолого-педагогическая корректировка межличностных отношений (ребёнок – родитель, ребёнок – педагог, педагог – родитель) в условиях коммуникативной деятельности во время реализации коллективного творческого дела.
Основные этапы КТД: коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение творческого дела, коллективный анализ. Эти этапы становятся личностно-ориентированными, если проведена соответствующим образом специфическая предварительная работа: ценностная диагностика и коллективное целеполагание. Ценностная диагностика позволяет родителю узнать и понять ценностный мир ребёнка (интересы, мечтания, идеалы, значимых для них людей, ценностные основы взаимоотношений с одноклассниками). Затем следует коллективное целеполагание - совместная, ребёнка, родителей и педагога, выборка целей, идеалов, норм коллективной жизни и выбор на их основе дел и деятельностей. В нашем случае в этот процесс включается и учитель. Его позиция следующая:
Информация о работе Шпаргалка по "Основы олигофренопедагогики"