Шпаргалка по "Основы олигофренопедагогики"

Автор работы: m*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:05, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы к экзамену по дисциплине "Основы олигофренопедагогики".

Работа состоит из  1 файл

основы олиго.doc

— 529.50 Кб (Скачать документ)

     Одинаковость  требований, предъявляемых ко всем людям без учета их индивидуальности, приводит к социально-психологическому явлению, получившему название деиндивидуализации или обезличивания. И если на практике члены коллектива вырастают как личности разными людьми, сохраняя свое лицо, то это происходит не благодаря, а скорее вопреки влиянию, оказываемому на них коллективом.

     Человек психологически формируется, личностно  развивается не только под воздействием коллектива, но и под влиянием множества других социальных факторов и институтов. На него существенное влияние оказывают печать, средства массовой информации, литература, искусство, общение с самыми разными людьми, с которыми человек встречается обычно вне коллектива. Практически невозможно точно установить, чье воспитательное воздействие на личность сильнее: реальных коллективов или всех других, в том числе случайных, социальных факторов.

     Сказанное не означает полного отрицания ценности коллектива для становления человека как личности. Высокоразвитые коллективы, а во многих случаях и среднеразвитые, конечно, полезны для формирования личности. О том, что реальный коллектив  способен оказывать положительное влияние на личность, свидетельствуют многочисленные данные, полученные и в педагогике, и в психологии. Теоретическое признание и экспериментальное подтверждение получило, например, положение о том, что личностью человек не рождается, а становится. Многое, что в человеке есть положительного, действительно приобретается в разного рода коллективах в результате общения и взаимодействия с людьми, однако далеко не все. Коллектив способен оказывать на личность разное, не только положительное, но и отрицательное воздействие.

     Изменения, происходящие в нашем обществе и  связанные с перестройкой системы  политических, социальных, экономических  отношений, постепенно происходящая демократизация всех сфер общественной жизни требуют  радикального изменения педагогических взглядов, в частности пересмотра роли коллектива в воспитании личности. Современному обществу необходима новая личность, неординарно мыслящая, свободная, самостоятельная и творческая. Для того, чтобы такая личность воспитывалась, следует устранить все препятствия, существующие на пути ее развития. Одним из них является требование безусловного подчинения детской личности коллективу. То, что это требование существовало и пропагандировалось педагогикой коллективистского воспитания на протяжении нескольких десятков лет, можно установить по публикациям, касающимся теории воспитания, в частности по ставшим в 50-70-е годы чуть ли не классическими в этой области цитатами из работ А. С. Макаренко, многократно повторенными в массе публикаций. Вчитаемся в некоторые из них: «Всякий поступок, не рассчитанный на интересы коллектива…вреден для общества». «Мы должны выдавать в качестве продукта не просто личность, обладающими такими или иными качествами, а члена коллектива». «Мы утверждаем, что интересы коллектива стоят выше интересов личности там, где личность выступает против коллектива». Разве в этих высказываниях не утверждается мысль о безусловном доминировании коллектива над личностью и нивелировании личности в коллективе?

     Как же перестроить систему воспитания, сделав ее более соответствующей требованиям времени? Окончательный ответ на этот вопрос, как нам думается, должны будут дать философы и социологи, педагоги и психологи вместе. Что же касается психологии, то, исходя из сказанного, она могла бы рекомендовать для теоретической и практической психологии следующее:

     1. Необходимо отказаться по крайней  мере от двух не подтвержденных  жизнью догм: права коллективного  мнения быть приоритетным перед  мнением отдельно взятой личности  и якобы однозначно положительного влияния реального коллектива на личность.

     2. Нельзя, например, по-прежнему утверждать, что всякий поступок ребенка,  не рассчитанный на интересы  детского или педагогического  коллектива, вреден для общества.

     3. Целесообразно фактически уравнять  в педагогических правах и обязанностях личность и коллектив, ребенка и взрослого, детский и педагогический коллективы, воспитателя и воспитанника. На деле это означает предоставление права не только взрослому и коллективу что-либо требовать от ребенка как личности, но также право ребенка предъявлять требования коллективу, взрослому человеку и оставаться при своем мнении, если коллектив или взрослые нарушают права детей. За каждой личностью должно быть, в частности, оставлено право покидать чем-то не устраивающий ее коллектив.

     4. Не только отдельная личность  должна брать на себя определенные  обязанности перед коллективом  и выполнять их, но и коллектив  должен иметь четкие и равные  обязанности перед каждой личностью.

     5. Наконец, необходимо полностью  отказаться от мысли о том, что вне реального коллектива или без него полноценная личность сформироваться не может.

 

      Практическая часть.

 

     2. Цель исследования: определить уровень интеллигентности личностей определенного коллектива.

     А) методика подбиралась соответственно теме: так как тема–воспитание личности в коллективе,- следовательно, мы определяем определенный уровень развития личности в коллективе.

     Б) исследование проводилось на основе сравнительной самооценки каждой личности в коллективе.

     В) в результате проведенного исследования были выявлены следующие результаты:

     Средний балл по гражданским  качествам в группе – 19, 6-той уровень, который показывает уровень интеллигентности человека - чуть выше среднего.

     Средний балл по нравственным качествам – 20, 6-той уровень, который показывает уровень интеллигентности человека - чуть выше среднего.

     Средний балл по интеллектуальным качествам – 16, 4-тый уровень, который характеризуется уровнем интеллигентности человека – чуть ниже среднего.

     Средний балл по общей культуре – 17, 5-тый уровень, характеризующийся средним уровнем интеллигентности человека.

     2.1. Применялся тест из методички по педагогике, состоящий из 36 вопросов с вариантами ответов, инструкции и  ключом для определения результатов.

     2.2. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: у большинства работников Беляевского УФПС (62%) уровень интеллигентности личности находится на среднем уровне развития, у немногих (25%) на высоком уровне, и у меньшинства (10%) на низком уровне. Это говорит о том, что интеллигентность человека характеризуется несколькими параметрами, прежде всего, это – возраст, также имеет значение уровень образования и воспитания. Так как,  в данном коллективе работников преобладает средний возраст, то можно сделать вывод, что именно люди этого возраста имеют средний уровень интеллигентности, следовательно, для определения уровня интеллигентности данного коллектива определяющим фактором является возраст сотрудников.

     Сводная таблица результатов  исследования уровня

     интеллигентности  человека на примере коллектива работников Беляевского УФПС.

 

п/п

ФИО Возраст

лет

пол Качества
Гражданские Нравственные Интеллект Общая культура
Б У Б У Б У Б У
1 Москаленко  Е.А. 35 жен 16 4 20 6 13 3 16 4
2 Изместьева  Т.В. 47 жен 22 7 20 6 18 5 21 7
3 Десенко А. М. 41 жен 16 4 16 4 18 5 15 4
4 Мухаметшина Ю.В. 26 жен 18 5 24 8 20 6 16 4
5 Чистякова Г. И. 53 жен 19 6 19 6 15 4 19 6
6 Иващенко Т. И. 50 жен 22 7 21 7 22 7 15 4
7 Жандаупова  Ж.Ж. 28 жен 13 3 25 9 15 4 13 3
8 Кусниязова  В.Г. 42 жен 17 5 19 6 17 5 18 5
9 Албастова А.В. 20 жен 22 7 21 7 22 7 15 4
10 Макарова Л.Н. 29 жен 17 5 16 4 17 5 17 5
Средний балл: 19 5 20 6 16 5 17 5
Средний балл по группе: 18
 

     Интегративная таблица.

 
Прошли  диагностику   10 человек
качества Гражданские Нравственные Интеллект Общая культура
Высокий уровень Кол-во чел 3 4 2 1
% 30 40 20 10
Средний уровень Кол-во чел 6 5 6 8
% 60 50 60 80
Низкий  уровень Кол-во чел 1 0 1 1
% 10 0 10 10
 

 

      Заключение.

 

     Развитие  человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

     Начальный этап развития ребенок проходит в  школе и детских садах, где  в него закладываются задатки  личности. Сам же процесс формирования личности проходит именно в коллективе, который предоставляет нужные компоненты, необходимые для развития трудовых навыков и способностей. Затем, приобретенные навыки претворяются в жизнь уже не ребенком, а личностью.

     Влияние коллектива на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. И в настоящее время человечеству требуются гораздо большие способности и навыки личности, а для этого стоит подумать и решить, как можно улучшить эти качества. Наиболее лучшее решение заключается в том, чтобы обратить внимание на структуру, сплоченность, перспективы развития, трудовой настрой в коллективе. Ведь эти факторы также играют огромную роль в формировании чувств и вкусов личности, которые в свою очередь формируют навыки работы и особенности самой личности, что доказано проведенными исследованиями по оценке уровня интеллигентности человека. Следовательно, улучшив ресурсы коллектива, мы получим увеличение способностей, помогающих личности добиться более высоких целей в жизни и обществе, а, следовательно, улучшить свои гражданские, нравственные и интеллектуальные качества.

 
 

     1. Общая характеристика детей с ЗПР

 

     1.1 Классификация детей с ЗПР

 

     Дети  с ограниченными  возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

     Таким образом, детьми с ограниченными  возможностями здоровья можно считать  детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

     По  классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

     1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

     2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

     3. Дети с нарушением речи (логопаты);

     4. Дети с нарушением опорно-двигательного  аппарата;

     5. Дети с умственной отсталостью;

Информация о работе Шпаргалка по "Основы олигофренопедагогики"