Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:15, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 38 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

пед.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

     1.Научный  предмет педагогики. 
Научный предмет педагогики - процесс педагогического развития и формирования ребенка в личность. 
Первопричина педагогики - ребенок(он не только первопричина, но еще и первообъект педагогики, или исходный объект).

     Человек-это  объект множества наук. Каждая находит в объекте свой предмет познания и практики. Предмет - это сторона, аспект, свойство, часть, особенность, окружение или обстоятельство для объекта, выделяемые для познания и практики.

     Предметом педагогики предлагается рассматривать единый профессионально организуемый, целенаправленный процесс педагогического развития личности по форме, вовне наблюдаемый, как педагогический процесс, по сути - педагогически регулируемый процесс психологического, физиологического и физического развития ребенка в личность.

     Верно определенный предмет науки ведет  к немедленному пониманию того,что  обучение и воспитание-это суть человеческие способы ускорения культурного  развития человека. 

     2. Сущность и принципы  процесса обучения. 
Обучение - педагогически организованное умственное развитие через овладение знаниями, с помощью знаний, через овладение познавательными умениями и навыками на основе естественного, объективного, природного развития человека, "саморазвития организма". Это довольно быстрый процесс(в отличие от воспитания). 
В основе обучения следует рассматривать способность чел-ка к познанию окр.мира как специфическую природную данность. Способность к познанию и потребность в познанию и потребность в познании заложены в чел-ке от природы.

     Сущностью обучения является созидание личности в соответствии с требованиями общества. В школе надо дать не только минимальную  программу, но и общие знания о  мире, создать эрудированную личность. 
Принципы обучения: 
1)Принцип научности: не тратить время на научно непроверенную информацию 
2)Принцип наглядности: включить в работу все органы чувств, что способствует лучшему запоминанию материала: аудиовизуальное обучение, на слух, осязание. 
3)Принцип активности(деятельностный принцип): ум хочет мыслить, глаз - видеть, руки - хватить, ухо - слышать, сердце - любить. Надо включать в работу все органы чувств. 
4)Принцип системности и последовательности: чтобы развить аналитические способности учащихся, надо сформировать их знания о мире от частного к общему. Познание должно быть последовательно выстроено. 
5)Принцип индивидуального подхода и прочности: от природы люди наделены памятью разной силы и направленности, это надо учитывать. 
Движущие силы обучения - это мотивы, побуждения и потребности. 
Мотив - это побуждение, к-ым объясняется совершение или несовершение поступка. Мотивы бывают внешние и внутренние. В первые дни всем детям интересно в школе, учатся они охотно. Так как у ребенка существует потребность во взрослении, ему интересно все новое. Внутренние мотивы более глубинные, требуется больше времени, чтобы их сформировать. Это уже задача учителя. 
Потребность - психологический механизм, вызывающий внутреннее побуждение к деятельности. Потребность в общении, познании, самовыражении, самоутверждении. 
Побуждение - это потребность, требующая реализации в том или ином предмете. Или это внешнее давление, опосредованное или непосредственное вынуждение к действиям. 
Мотив начальной школы - интерес к атрибутике, средней школы - интерес к самим предметам, благодаря учителю, 
старшей школы - поступление в ВУЗ, избирательность предметов.
 

     3. Образовательный и педагогический  процессы, их единство и различие

     (структурный  и системный анализ).45-50.

     Педагогический  процесс-это целенаправленное и  организуемое педагогом формирующее  движение в объективном развитии ребенка от исходного, качественного его состояния как объекта воспитания, обучения в направлении конечной педагогической цели-формирования человека в личность, в разных формах организации процесса.

     Образовательный процесс шире явления и понятия пед. процесс.

     Образовательный процесс с позиций научного предмета педагогики - это процесс развития человека в онтогенезе под непрерывным  влиянием сопровождающих его всевозможных объективных и субъективных факторов – организованных, стихийных, познанных и непознанных.

     Педагогический  процесс всегда ограничивается присутствием в нем специалиста-профессионала, т.е. педагога. Поэтому  важно отметить, что педагогический процесс - всегда процесс образовательный, но не всегда образовательный процесс есть процесс педагогический.

     Структура пед. процесса включает в себя компоненты пространственные и временные. В  пространственных компонентах различаются  в свою очередь фундаментальные  и производные. Фундаментальные  компоненты – ребенок и педагог. Производные – деятельность субъектов педагогического процесса(отдельно ребенка и педагога); взаимодействие, или общение, субъектов пед. процесса. Важнейшим структурным компонентом пед. процесса выступают и рассматриваются пед. средства. В структуре рассматриваются образовательные функции единого процесса – обучение и воспитание и процессуально-пед. цели.  Важнейший компонент структуры пед. процесса – время в его различных формах: историческое; время развития самого процесса: начало, апогей, завершение; временное отношение к другим процессам; место процесса в астрономическом времени (первый, последний урок, первая, вторая половина дня, начало, середина недели, года и т.д.); темп, ритм, динамика пед.процесса.

     Пед. и образовательные процессы –  явления структурно – единые, но это разные системные образования. В пед. процессе системообразующим звеном выступает пед. деятельность. Ее субъектом является учитель или воспитатель. В образовательном процессе, при неизменности осн. форм структуры, акценты и содержание в анализе меняются. В обр. процессе системообразующим звеном выступает его базовая деятельность. Например, в классе на уроке – это деятельность учебного познания. Ее субъектом является ребенок, ученик. Таким образом, структура пед. процесса и структура обр. процесса, единые по форме, например, в пед. организованных рамках урока – это системно и функционально разные структуры.

     Педагогический  процесс впервые исследуется  Каптеревым: «…сущность пед. процесса с внутренней стороны заключается  в саморазвитии организма. » 

     4. Сущностные функции  образовательного  процесса.50-53

     Обучение  и воспитание – это сущностные функции  образовательного процесса. Сущностные, потому что именно эти 2аспекта  в анализе единого процесса развития человека стали главными и фактически выступили структурными признаками в строении теоретической педагогики – дидактики и теории  воспитания. Функции, потому что воспитание и обучение – это основные проявления обр. процесса.

     Обучение  и воспитание – это понятия, которыми обозначаются психологически разные аспекты единого явления – процесса пед. развития и формирования личности. В теоретической педагогике понятия воспитание и обучение рассматриваются как нечто внешнее, происходящее параллельно развитию, в дополнение к нему. Но следует понимать, что воспитание и обучение – это субъективное усиление объективного и единого процесса развития человека.

     Воспитание  и обучение есть суть человеческие способы ускорения объективного процесса развития человека в онтогенезе. В обобщающем значении, воспитание – это пед. организуемое нравственное развитие человека на основе складывающихся и регулируемых отношений между людьми.

     Обучение  – это педагогически организованное умственное развитие через овладение  знаниями, с помощью знаний, через  овладение познавательными умениями и навыками на основе естественного, объективного, природного развития человека, «саморазвития организма».

     Воспитание  и обучение – это единые объективно-субъективные процессы, но они различаются своей  психологической сущностью. Знания становятся результатом восприятия, осмысления и запоминания. Обучение – сравнительно быстрый процесс. С использованием спец. методик можно в короткий срок дать обширные знания и прочно закрепить их в памяти. Процесс воспитания – сравнительно продолжительный процесс. Воспитанность-результат многолетних целенаправленных воздействий, специальной организации жизни и отношений человека. Воспитание и обучение едины и в том смысле, что поступки, действия, поведение человека могут стать следствием прочитанной литературы, впечатлений и т.д. 

     5. Факторы развития.

     Личность  – это условный результат и  цель культурного развития, формирования ребёнка, человека, ученика. 
Достижение цели обуславливается внешними и внутренними факторами. Внешние ф. – природа, социальная среда и культура. 
Природа важна для нормального физического, физиологического и психологического развития. Природа накладывает отпечаток на внешние черты, темперамент и др. психологические качества. 
Важнейшим внешним фактором является социальная и культурная среда. Именно под воздействием культурных и общественных условий происходит развитие человека в личность – в особый культурный феномен конкретной общественной формации. Социальная среда- это место, в котором  зарождаются представления о совершенном, добропорядочном, хорошем человеке, разрабатываются эталоны личности. Различаю микросреду (родители, семья, друзья, одноклассники ) и макросреду (государство, общество, классы, сословия, общественные учреждения ). Важно различать фактор самой жизни и деятельности (ребенок развивается в активном взаимодействии с внешними факторами ). Особенность развития- человек есть обстоятельство для себя и для окружающей действительности. Преобразуя действительность в своих действиях, человек изменяется, преобразуется сам. Он становится либо созидателем, творческим человеком, либо разрушителем и деградирует как личность. 
Теория деятельности - центральная тема в теоретической педагогике, раскрывает сущность развития и формирования личности. 
Сформировать личность, воспитать, научить, дать образование означает сформировать ее сознание. Внутренний фактор- природа самого человека, ребёнка. Это его природные задатки, которые являются потенциалом для развития в способности и, далее, в мастерство и талант. Природа человека проявляется в наследственности, а наследственность не является фатальным свойством природы, но часто проявляется как значительно действующий фактор. Шалва Александрович Амонашвили(выдающийся педагог и ученый).О движущих силах природы в ребёнке. 1. Страсть к развитию. Ребёнок не может не развиваться – духовно, нравственно, умственно, физически. Стихийное стремление к развитию есть природное состояние ребёнка. Ребенок сам ищет в окружающей среде трудности, чтобы их преодолеть. Развитие происходит в процессе преодоления трудностей, и это есть закон природы. Педагогическая задача заключается в том, чтобы в образовательном процессе ребёнок находился постоянно перед необходимостью преодолевать трудности и чтобы эти трудности были ему под силу.2. Страсть к взрослению. – ролевые игры, в которых ребёнок берёт на себя обязанности взрослого человека. Удовлетворение «страсти к взрослению» происходит в общении со взрослыми в первую очередь. Формула «ты еще маленький» и соответствующие ей отношения имеют открытые, т.е. осознанные ребёнком, формы, абсолютно противоречат основам гуманной педагогики. Страсть к взрослению – гарант природы что из ребенка может вырасти нравственно и духовно чистый, умственно развитый человек с чувством долга и ответственности. Нужно возвести исполнение педагогических процессов до искусства, что поможет ребёнку чувствовать себя взрослым там, где он ещё совсем не взрослый, а ребенок. Детей надо учить не играючи, а серьёзно, с чувством ответственности. Учитель должен играть так изящно и искусно свою роль в образовательном процессе, чтобы дети забыли в этом процессе о своей потребности к игре.3. Страсть к свободе. «я сам!». Если ребёнок свою страсть к взрослению утверждает в общении со взрослыми и потому ищет взрослого, который удовлетворит в нем эту потребность, то страсть к свободе он опять ищет в общении со взрослым, однако путём удаления от него (ребенок пытается вести себя так, как ему хочется и часто противоположно требованиям взрослых). Детей нельзя воспитывать во всезапрещающей обстановке «держать в своих руках» иначе возникает силовое и авторитарное воспитание в семье. Сами природные субстанции в ребёнке стремятся к свободной несвободе.

     Ребёнок набирает мощь и энергию в той  мере, в какой он преодолевает свои природные страсти и освобождается  от них. Мудрая помощь и поддержка  взрослых играют в этом процессе самую важную роль.  
 

     6. Педагогические цели (исторический, теоретический и  методический аспекты).38-45

     Самое широкое толкование пед. цели заключается  в понятии "личность"

     Пед. деятельность - специфический способ реализации особой социальной функции, назначение которой состоит в познании и преобразовании человека в идеал.

     Единого личностного эталона нет и  быть не может, как нет единого  общества(у всех свои представления  об идеале)

     В свернутом виде главные целевые  критерии в педагогике - это знания и нравственность человека. Отсюда проистекают понятия обучение и воспитание.

     Обучение  и воспитание - это две стороны  единого процесса пед. развития и  формирования личности.

     В теориях и практике школ и систем образования Запада интенсивно разрабатывался гносеологический аспект цели.

     В россии с устранением воспитывающих  функций церкви и вторжением в  семейное воспитание школа оказалась  единственным социальным институтом, способным осуществлять систематическое  массовое воспитание.

     Педагогическая цель - предвосхищаемый пед. рез-т, который заказывается школе, системе образования.

     Всестороннее  и гармоническое развитие каждого  человека в обществе как педагогическая цель и р-т - чрезвычайно дорогостоящее  предприятие. В мировой практике подобные цели ставят перед собой не-массовые школы.

     Культурное  общество не может себе позволить  отказаться от воспитательных функция  школы, если не желает нравственной деградации.

     Не  бывает плохих, хороших или неправильных пед. целей. Пед. цель - формальное выражение субъективных потребностей в качествах личности, которые в зависимости от полноты их характеристик мб достаточными или недостаточными для обозначения определенного типа личности.

     Функция теор. педагогики не в том, чтобы  предписывать те или иные пед. цели, а в том, чтобы изучать феномен цели как в историческом, так и в актуальном состоянии вопроса.

     Амонашвили: в каждом ребенке заложен образ(как  его личная жизнь, предназначение). Часто получается, что целью становится не тот духовный образ, что заложен  в ребенке, а тот, который мы считаем необходимым и полезным для его будущей жизни. Проще говоря, мы планируем судьбу ребенка, исходя из наших собственных жизненных неудач и притязаний.

     Основная  цель Школы Жизни: способствовать становлению, развитию, воспитанию в Ребенке Благородного Человека путем раскрытия ЕГО личностных качеств. 

     7. Комбинированный  урок.243-249.

     Это такая форма образовательно-педагогического  процесса, в которой структура  урока регламентируется обязательностью  ее компонентов, последовательностью взаимного расположения их реализации.

     Исторические  корни уходят в практику российской школы 19 века. Перед средней школой ставилась задача вооружения знаниями, а перед учениками - их накопления.

     Структура комбинированного урока:

     1)урок  должен начинаться с опроса, проверки выученного дома.

     2)Ядро  урока - объяснение нового материала.

     3)Формулировка  обобщений и выводов

     4)Закрепление  учебного материала - прочное  запоминание.

     5)Домашнее  задание. Задание на дом после  звонка с урока - грубейшая  методическая ошибка, которая часто наблюдается в практике современных учителей.

     Недостатки  жесткой структуры урока усугубляются в условиях массовой школы, т к  в школе работает так называемый средний тип учителя. Его работа исключает преодоление недостатков  системы за счет творчества, доп. усилий в пед процессе. 

     8. Формирующие функции  пед. процесса  урока. 
Следует различать сущностные функции и формирующие функции педагогического процесса. 
Сущностные – подразумеваются функции обучения и воспитания. 
Формирующие функции пед.проц. урока - это его особые проявления , действия или воздействия процесса на формирующуюся личность, они имеют преимущественно субъективный характер. Упражнение, приучение, убеждение, внушение – ф-ии любого педагогического процесса и собственно пед.методов (не бывает пед процессов, в к-ых кто-нить в чем-нить не убеждался, не приучался и т п).

     Упражнение  – ведущая функция образов.-пед.проц на уроке, подчиненная главным образом  усвоению знаний, формированию познавательных умений, их развитию в навык. Упр.происходит на всех уроках, каким бы методом учитель не работал, поэтому упражнение – не метод, а формирующая функция метода(то же и о др.функциях) Ее суть в том, что обучение, форм-ие и разв-ие происходят в рез-те многократных повторений действий познания. Для упр разрабатываются задачники, сборники примеров, лабораторных работ и др.Упр. мб письменными, устными, слуховыми, зрительными и пр. 
Приучение – формирующая функция пед.проц, близкая по своей сути к функции упражнения. Чаще всего «приучение» исп-ся для обозначения не столько многократного повторения предметн. действий деятельности познания, сколько для обозначения многократности повторения поступков или культурных действий (Любые – гигиена личности, культура поведения в театре, за столом, обращение со старшими). 
Убеждение – существенная форм-ая функция воспитательного процесса. Наиболее употребительна в формир-ии мировоззрения. Убеждение- функция, обращенная своей формирующей сутью к активному созданию человека,ребенка…, к аналитич. способностям, к мыслительной активности. Ср-ва убеждения: доводы, факты, выводы, доказательства. 
Внушение- обращено к чувствам, к особенностям психики входить в глубокие эмоциональные состояния. Ср-ва внушения: не столько слова, сколько обстановка, интонации, эмоциональность, взгляд, ритм, особое психологическое напряжение… Часто наиболее эффективна работа учителей, наделенных даром внушения (воздействуют на подсознание). Опорой для «внушения» явл. и личное состояние чел-ка, его переживания. 
Разъяснение, объяснение, изложение – форм-ие функции пед.проц. Это повествование, сообщение познаваемого. 
Разъяснение – сообщение, передача учащимся знаний, особенностью которой являются детализация, проговаривания, конкретизация частностей и т п. 
Объяснение -харак-ся специальной, методически продуманной последовательностью изложения, подробным содержанием, смысловой завершенностью, логикой. 
Изложение – мб многофункциональным. Без объяснений и разъяснений чаще всего излагается либо знакомый, либо несложный материал, часто с целью развития способностей учащихся к обобщениям, выявления главного в содержании, развитие памяти и пр. 
Разрешение проблемы -особое функциональное состояние и характеристика пед.проц. Ср-ом создания проблемной ситуации мб парадоксальные высказывания, мысли вслух, названия произведений, математические рез-ты и т п. Итогом становится активность детей в образовательном процессе. 
Поиск – категория, к-ая отражает состояние деятеля – ученика, учителя в пед процессе либо в учебном, либо в научном познании. Понятие мб использовано для обозначения процессуально-пед. цели и рез-та как промежуточного формирующего состояния на пути к целям и рез-там обучения и воспитания. «Поиск» в нек-ых случаях мб тождественен ситуации «решение проблемы» 
Иллюстрация – категория, обозначающая формирующую функцию пед.проц, в котором реализуется золотое правило обучения и воспитания – принцип наглядности. Ср-ами наглядности, иллюстрации, демонстрации мб любые реальности из окружающей действительности, близкой и далекой, представленной моделями, муляжами и т п.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"