Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 38 вопросов по дисциплине "Педагогика".
1.Научный
предмет педагогики.
Научный предмет педагогики - процесс
педагогического развития и формирования
ребенка в личность.
Первопричина педагогики - ребенок(он
не только первопричина, но еще и первообъект
педагогики, или исходный объект).
Человек-это объект множества наук. Каждая находит в объекте свой предмет познания и практики. Предмет - это сторона, аспект, свойство, часть, особенность, окружение или обстоятельство для объекта, выделяемые для познания и практики.
Предметом педагогики предлагается рассматривать единый профессионально организуемый, целенаправленный процесс педагогического развития личности по форме, вовне наблюдаемый, как педагогический процесс, по сути - педагогически регулируемый процесс психологического, физиологического и физического развития ребенка в личность.
Верно
определенный предмет науки ведет
к немедленному пониманию того,что
обучение и воспитание-это суть человеческие
способы ускорения культурного
развития человека.
2.
Сущность и принципы
процесса обучения.
Обучение - педагогически организованное
умственное развитие через овладение
знаниями, с помощью знаний, через овладение
познавательными умениями и навыками
на основе естественного, объективного,
природного развития человека, "саморазвития
организма". Это довольно быстрый процесс(в
отличие от воспитания).
В основе обучения следует рассматривать
способность чел-ка к познанию окр.мира
как специфическую природную данность.
Способность к познанию и потребность
в познанию и потребность в познании заложены
в чел-ке от природы.
Сущностью
обучения является созидание личности
в соответствии с требованиями общества.
В школе надо дать не только минимальную
программу, но и общие знания о
мире, создать эрудированную
Принципы обучения:
1)Принцип научности: не тратить время
на научно непроверенную информацию
2)Принцип наглядности: включить в работу
все органы чувств, что способствует лучшему
запоминанию материала: аудиовизуальное
обучение, на слух, осязание.
3)Принцип активности(деятельностный принцип):
ум хочет мыслить, глаз - видеть, руки -
хватить, ухо - слышать, сердце - любить.
Надо включать в работу все органы чувств.
4)Принцип системности и последовательности:
чтобы развить аналитические способности
учащихся, надо сформировать их знания
о мире от частного к общему. Познание
должно быть последовательно выстроено.
5)Принцип индивидуального подхода и прочности:
от природы люди наделены памятью разной
силы и направленности, это надо учитывать.
Движущие силы обучения - это мотивы, побуждения
и потребности.
Мотив - это побуждение, к-ым объясняется
совершение или несовершение поступка.
Мотивы бывают внешние и внутренние. В
первые дни всем детям интересно в школе,
учатся они охотно. Так как у ребенка существует
потребность во взрослении, ему интересно
все новое. Внутренние мотивы более глубинные,
требуется больше времени, чтобы их сформировать.
Это уже задача учителя.
Потребность - психологический механизм,
вызывающий внутреннее побуждение к деятельности.
Потребность в общении, познании, самовыражении,
самоутверждении.
Побуждение - это потребность, требующая
реализации в том или ином предмете. Или
это внешнее давление, опосредованное
или непосредственное вынуждение к действиям.
Мотив начальной школы - интерес к атрибутике,
средней школы - интерес к самим предметам,
благодаря учителю,
старшей школы - поступление в ВУЗ, избирательность
предметов.
3.
Образовательный и
(структурный и системный анализ).45-50.
Педагогический процесс-это целенаправленное и организуемое педагогом формирующее движение в объективном развитии ребенка от исходного, качественного его состояния как объекта воспитания, обучения в направлении конечной педагогической цели-формирования человека в личность, в разных формах организации процесса.
Образовательный процесс шире явления и понятия пед. процесс.
Образовательный процесс с позиций научного предмета педагогики - это процесс развития человека в онтогенезе под непрерывным влиянием сопровождающих его всевозможных объективных и субъективных факторов – организованных, стихийных, познанных и непознанных.
Педагогический
процесс всегда ограничивается присутствием
в нем специалиста-
Структура пед. процесса включает в себя компоненты пространственные и временные. В пространственных компонентах различаются в свою очередь фундаментальные и производные. Фундаментальные компоненты – ребенок и педагог. Производные – деятельность субъектов педагогического процесса(отдельно ребенка и педагога); взаимодействие, или общение, субъектов пед. процесса. Важнейшим структурным компонентом пед. процесса выступают и рассматриваются пед. средства. В структуре рассматриваются образовательные функции единого процесса – обучение и воспитание и процессуально-пед. цели. Важнейший компонент структуры пед. процесса – время в его различных формах: историческое; время развития самого процесса: начало, апогей, завершение; временное отношение к другим процессам; место процесса в астрономическом времени (первый, последний урок, первая, вторая половина дня, начало, середина недели, года и т.д.); темп, ритм, динамика пед.процесса.
Пед. и образовательные процессы – явления структурно – единые, но это разные системные образования. В пед. процессе системообразующим звеном выступает пед. деятельность. Ее субъектом является учитель или воспитатель. В образовательном процессе, при неизменности осн. форм структуры, акценты и содержание в анализе меняются. В обр. процессе системообразующим звеном выступает его базовая деятельность. Например, в классе на уроке – это деятельность учебного познания. Ее субъектом является ребенок, ученик. Таким образом, структура пед. процесса и структура обр. процесса, единые по форме, например, в пед. организованных рамках урока – это системно и функционально разные структуры.
Педагогический
процесс впервые исследуется
Каптеревым: «…сущность пед. процесса
с внутренней стороны заключается
в саморазвитии организма. »
4. Сущностные функции образовательного процесса.50-53
Обучение и воспитание – это сущностные функции образовательного процесса. Сущностные, потому что именно эти 2аспекта в анализе единого процесса развития человека стали главными и фактически выступили структурными признаками в строении теоретической педагогики – дидактики и теории воспитания. Функции, потому что воспитание и обучение – это основные проявления обр. процесса.
Обучение и воспитание – это понятия, которыми обозначаются психологически разные аспекты единого явления – процесса пед. развития и формирования личности. В теоретической педагогике понятия воспитание и обучение рассматриваются как нечто внешнее, происходящее параллельно развитию, в дополнение к нему. Но следует понимать, что воспитание и обучение – это субъективное усиление объективного и единого процесса развития человека.
Воспитание и обучение есть суть человеческие способы ускорения объективного процесса развития человека в онтогенезе. В обобщающем значении, воспитание – это пед. организуемое нравственное развитие человека на основе складывающихся и регулируемых отношений между людьми.
Обучение
– это педагогически
Воспитание
и обучение – это единые объективно-субъективные
процессы, но они различаются своей
психологической сущностью. Знания
становятся результатом восприятия, осмысления
и запоминания. Обучение – сравнительно
быстрый процесс. С использованием спец.
методик можно в короткий срок дать обширные
знания и прочно закрепить их в памяти.
Процесс воспитания – сравнительно продолжительный
процесс. Воспитанность-результат многолетних
целенаправленных воздействий, специальной
организации жизни и отношений человека.
Воспитание и обучение едины и в том смысле,
что поступки, действия, поведение человека
могут стать следствием прочитанной литературы,
впечатлений и т.д.
5. Факторы развития.
Личность
– это условный результат и
цель культурного развития, формирования
ребёнка, человека, ученика.
Достижение цели обуславливается внешними
и внутренними факторами. Внешние ф. –
природа, социальная среда и культура.
Природа важна для нормального физического,
физиологического и психологического
развития. Природа накладывает отпечаток
на внешние черты, темперамент и др. психологические
качества.
Важнейшим внешним фактором является
социальная и культурная среда. Именно
под воздействием культурных и общественных
условий происходит развитие человека
в личность – в особый культурный феномен
конкретной общественной формации. Социальная
среда- это место, в котором зарождаются
представления о совершенном, добропорядочном,
хорошем человеке, разрабатываются эталоны
личности. Различаю микросреду (родители,
семья, друзья, одноклассники ) и макросреду
(государство, общество, классы, сословия,
общественные учреждения ). Важно различать
фактор самой жизни и деятельности (ребенок
развивается в активном взаимодействии
с внешними факторами ). Особенность развития-
человек есть обстоятельство для себя
и для окружающей действительности. Преобразуя
действительность в своих действиях, человек
изменяется, преобразуется сам. Он становится
либо созидателем, творческим человеком,
либо разрушителем и деградирует как личность.
Теория деятельности - центральная тема
в теоретической педагогике, раскрывает
сущность развития и формирования личности.
Сформировать личность, воспитать, научить,
дать образование означает сформировать
ее сознание. Внутренний фактор- природа
самого человека, ребёнка. Это его природные
задатки, которые являются потенциалом
для развития в способности и, далее, в
мастерство и талант. Природа человека
проявляется в наследственности, а наследственность
не является фатальным свойством природы,
но часто проявляется как значительно
действующий фактор. Шалва Александрович
Амонашвили(выдающийся педагог и ученый).О
движущих силах природы в ребёнке. 1. Страсть
к развитию. Ребёнок не может не развиваться
– духовно, нравственно, умственно, физически.
Стихийное стремление к развитию есть
природное состояние ребёнка. Ребенок
сам ищет в окружающей среде трудности,
чтобы их преодолеть. Развитие происходит
в процессе преодоления трудностей, и
это есть закон природы. Педагогическая
задача заключается в том, чтобы в образовательном
процессе ребёнок находился постоянно
перед необходимостью преодолевать трудности
и чтобы эти трудности были ему под силу.2.
Страсть к взрослению. – ролевые игры,
в которых ребёнок берёт на себя обязанности
взрослого человека. Удовлетворение «страсти
к взрослению» происходит в общении со
взрослыми в первую очередь. Формула «ты
еще маленький» и соответствующие ей отношения
имеют открытые, т.е. осознанные ребёнком,
формы, абсолютно противоречат основам
гуманной педагогики. Страсть к взрослению
– гарант природы что из ребенка может
вырасти нравственно и духовно чистый,
умственно развитый человек с чувством
долга и ответственности. Нужно возвести
исполнение педагогических процессов
до искусства, что поможет ребёнку чувствовать
себя взрослым там, где он ещё совсем не
взрослый, а ребенок. Детей надо учить
не играючи, а серьёзно, с чувством ответственности.
Учитель должен играть так изящно и искусно
свою роль в образовательном процессе,
чтобы дети забыли в этом процессе о своей
потребности к игре.3. Страсть к свободе.
«я сам!». Если ребёнок свою страсть к взрослению
утверждает в общении со взрослыми и потому
ищет взрослого, который удовлетворит
в нем эту потребность, то страсть к свободе
он опять ищет в общении со взрослым, однако
путём удаления от него (ребенок пытается
вести себя так, как ему хочется и часто
противоположно требованиям взрослых).
Детей нельзя воспитывать во всезапрещающей
обстановке «держать в своих руках» иначе
возникает силовое и авторитарное воспитание
в семье. Сами природные субстанции в ребёнке
стремятся к свободной несвободе.
Ребёнок
набирает мощь и энергию в той
мере, в какой он преодолевает свои
природные страсти и
6. Педагогические цели (исторический, теоретический и методический аспекты).38-45
Самое широкое толкование пед. цели заключается в понятии "личность"
Пед. деятельность - специфический способ реализации особой социальной функции, назначение которой состоит в познании и преобразовании человека в идеал.
Единого личностного эталона нет и быть не может, как нет единого общества(у всех свои представления об идеале)
В свернутом виде главные целевые критерии в педагогике - это знания и нравственность человека. Отсюда проистекают понятия обучение и воспитание.
Обучение и воспитание - это две стороны единого процесса пед. развития и формирования личности.
В теориях и практике школ и систем образования Запада интенсивно разрабатывался гносеологический аспект цели.
В россии с устранением воспитывающих функций церкви и вторжением в семейное воспитание школа оказалась единственным социальным институтом, способным осуществлять систематическое массовое воспитание.
Педагогическая цель - предвосхищаемый пед. рез-т, который заказывается школе, системе образования.
Всестороннее и гармоническое развитие каждого человека в обществе как педагогическая цель и р-т - чрезвычайно дорогостоящее предприятие. В мировой практике подобные цели ставят перед собой не-массовые школы.
Культурное общество не может себе позволить отказаться от воспитательных функция школы, если не желает нравственной деградации.
Не бывает плохих, хороших или неправильных пед. целей. Пед. цель - формальное выражение субъективных потребностей в качествах личности, которые в зависимости от полноты их характеристик мб достаточными или недостаточными для обозначения определенного типа личности.
Функция теор. педагогики не в том, чтобы предписывать те или иные пед. цели, а в том, чтобы изучать феномен цели как в историческом, так и в актуальном состоянии вопроса.
Амонашвили: в каждом ребенке заложен образ(как его личная жизнь, предназначение). Часто получается, что целью становится не тот духовный образ, что заложен в ребенке, а тот, который мы считаем необходимым и полезным для его будущей жизни. Проще говоря, мы планируем судьбу ребенка, исходя из наших собственных жизненных неудач и притязаний.
Основная
цель Школы Жизни: способствовать становлению,
развитию, воспитанию в Ребенке Благородного
Человека путем раскрытия ЕГО личностных
качеств.
7. Комбинированный урок.243-249.
Это
такая форма образовательно-
Исторические корни уходят в практику российской школы 19 века. Перед средней школой ставилась задача вооружения знаниями, а перед учениками - их накопления.
Структура комбинированного урока:
1)урок должен начинаться с опроса, проверки выученного дома.
2)Ядро урока - объяснение нового материала.
3)Формулировка обобщений и выводов
4)Закрепление учебного материала - прочное запоминание.
5)Домашнее задание. Задание на дом после звонка с урока - грубейшая методическая ошибка, которая часто наблюдается в практике современных учителей.
Недостатки
жесткой структуры урока
8.
Формирующие функции
пед. процесса
урока.
Следует различать сущностные функции
и формирующие функции педагогического
процесса.
Сущностные – подразумеваются функции
обучения и воспитания.
Формирующие функции пед.проц. урока -
это его особые проявления , действия или
воздействия процесса на формирующуюся
личность, они имеют преимущественно субъективный
характер. Упражнение, приучение, убеждение,
внушение – ф-ии любого педагогического
процесса и собственно пед.методов (не
бывает пед процессов, в к-ых кто-нить в
чем-нить не убеждался, не приучался и
т п).
Упражнение
– ведущая функция образов.-
Приучение – формирующая функция пед.проц,
близкая по своей сути к функции упражнения.
Чаще всего «приучение» исп-ся для обозначения
не столько многократного повторения
предметн. действий деятельности познания,
сколько для обозначения многократности
повторения поступков или культурных
действий (Любые – гигиена личности, культура
поведения в театре, за столом, обращение
со старшими).
Убеждение – существенная форм-ая функция
воспитательного процесса. Наиболее употребительна
в формир-ии мировоззрения. Убеждение-
функция, обращенная своей формирующей
сутью к активному созданию человека,ребенка…,
к аналитич. способностям, к мыслительной
активности. Ср-ва убеждения: доводы, факты,
выводы, доказательства.
Внушение- обращено к чувствам, к особенностям
психики входить в глубокие эмоциональные
состояния. Ср-ва внушения: не столько
слова, сколько обстановка, интонации,
эмоциональность, взгляд, ритм, особое
психологическое напряжение… Часто наиболее
эффективна работа учителей, наделенных
даром внушения (воздействуют на подсознание).
Опорой для «внушения» явл. и личное состояние
чел-ка, его переживания.
Разъяснение, объяснение, изложение –
форм-ие функции пед.проц. Это повествование,
сообщение познаваемого.
Разъяснение – сообщение, передача учащимся
знаний, особенностью которой являются
детализация, проговаривания, конкретизация
частностей и т п.
Объяснение -харак-ся специальной, методически
продуманной последовательностью изложения,
подробным содержанием, смысловой завершенностью,
логикой.
Изложение – мб многофункциональным.
Без объяснений и разъяснений чаще всего
излагается либо знакомый, либо несложный
материал, часто с целью развития способностей
учащихся к обобщениям, выявления главного
в содержании, развитие памяти и пр.
Разрешение проблемы -особое функциональное
состояние и характеристика пед.проц.
Ср-ом создания проблемной ситуации мб
парадоксальные высказывания, мысли вслух,
названия произведений, математические
рез-ты и т п. Итогом становится активность
детей в образовательном процессе.
Поиск – категория, к-ая отражает состояние
деятеля – ученика, учителя в пед процессе
либо в учебном, либо в научном познании.
Понятие мб использовано для обозначения
процессуально-пед. цели и рез-та как промежуточного
формирующего состояния на пути к целям
и рез-там обучения и воспитания. «Поиск»
в нек-ых случаях мб тождественен ситуации
«решение проблемы»
Иллюстрация – категория, обозначающая
формирующую функцию пед.проц, в котором
реализуется золотое правило обучения
и воспитания – принцип наглядности. Ср-ами
наглядности, иллюстрации, демонстрации
мб любые реальности из окружающей действительности,
близкой и далекой, представленной моделями,
муляжами и т п.