Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 38 вопросов по дисциплине "Педагогика".
     1.Научный 
предмет педагогики. 
Научный предмет педагогики - процесс 
педагогического развития и формирования 
ребенка в личность. 
Первопричина педагогики - ребенок(он 
не только первопричина, но еще и первообъект 
педагогики, или исходный объект). 
Человек-это объект множества наук. Каждая находит в объекте свой предмет познания и практики. Предмет - это сторона, аспект, свойство, часть, особенность, окружение или обстоятельство для объекта, выделяемые для познания и практики.
Предметом педагогики предлагается рассматривать единый профессионально организуемый, целенаправленный процесс педагогического развития личности по форме, вовне наблюдаемый, как педагогический процесс, по сути - педагогически регулируемый процесс психологического, физиологического и физического развития ребенка в личность.
     Верно 
определенный предмет науки ведет 
к немедленному пониманию того,что 
обучение и воспитание-это суть человеческие 
способы ускорения культурного 
развития человека. 
     2. 
Сущность и принципы 
процесса обучения. 
Обучение - педагогически организованное 
умственное развитие через овладение 
знаниями, с помощью знаний, через овладение 
познавательными умениями и навыками 
на основе естественного, объективного, 
природного развития человека, "саморазвития 
организма". Это довольно быстрый процесс(в 
отличие от воспитания). 
В основе обучения следует рассматривать 
способность чел-ка к познанию окр.мира 
как специфическую природную данность. 
Способность к познанию и потребность 
в познанию и потребность в познании заложены 
в чел-ке от природы. 
     Сущностью 
обучения является созидание личности 
в соответствии с требованиями общества. 
В школе надо дать не только минимальную 
программу, но и общие знания о 
мире, создать эрудированную 
Принципы обучения: 
1)Принцип научности: не тратить время 
на научно непроверенную информацию 
2)Принцип наглядности: включить в работу 
все органы чувств, что способствует лучшему 
запоминанию материала: аудиовизуальное 
обучение, на слух, осязание. 
3)Принцип активности(деятельностный принцип): 
ум хочет мыслить, глаз - видеть, руки - 
хватить, ухо - слышать, сердце - любить. 
Надо включать в работу все органы чувств. 
4)Принцип системности и последовательности: 
чтобы развить аналитические способности 
учащихся, надо сформировать их знания 
о мире от частного к общему. Познание 
должно быть последовательно выстроено. 
5)Принцип индивидуального подхода и прочности: 
от природы люди наделены памятью разной 
силы и направленности, это надо учитывать. 
Движущие силы обучения - это мотивы, побуждения 
и потребности. 
Мотив - это побуждение, к-ым объясняется 
совершение или несовершение поступка. 
Мотивы бывают внешние и внутренние. В 
первые дни всем детям интересно в школе, 
учатся они охотно. Так как у ребенка существует 
потребность во взрослении, ему интересно 
все новое. Внутренние мотивы более глубинные, 
требуется больше времени, чтобы их сформировать. 
Это уже задача учителя. 
Потребность - психологический механизм, 
вызывающий внутреннее побуждение к деятельности. 
Потребность в общении, познании, самовыражении, 
самоутверждении. 
Побуждение - это потребность, требующая 
реализации в том или ином предмете. Или 
это внешнее давление, опосредованное 
или непосредственное вынуждение к действиям. 
Мотив начальной школы - интерес к атрибутике, 
средней школы - интерес к самим предметам, 
благодаря учителю, 
старшей школы - поступление в ВУЗ, избирательность 
предметов.
     3. 
Образовательный и 
(структурный и системный анализ).45-50.
Педагогический процесс-это целенаправленное и организуемое педагогом формирующее движение в объективном развитии ребенка от исходного, качественного его состояния как объекта воспитания, обучения в направлении конечной педагогической цели-формирования человека в личность, в разных формах организации процесса.
Образовательный процесс шире явления и понятия пед. процесс.
Образовательный процесс с позиций научного предмета педагогики - это процесс развития человека в онтогенезе под непрерывным влиянием сопровождающих его всевозможных объективных и субъективных факторов – организованных, стихийных, познанных и непознанных.
     Педагогический 
процесс всегда ограничивается присутствием 
в нем специалиста-
Структура пед. процесса включает в себя компоненты пространственные и временные. В пространственных компонентах различаются в свою очередь фундаментальные и производные. Фундаментальные компоненты – ребенок и педагог. Производные – деятельность субъектов педагогического процесса(отдельно ребенка и педагога); взаимодействие, или общение, субъектов пед. процесса. Важнейшим структурным компонентом пед. процесса выступают и рассматриваются пед. средства. В структуре рассматриваются образовательные функции единого процесса – обучение и воспитание и процессуально-пед. цели. Важнейший компонент структуры пед. процесса – время в его различных формах: историческое; время развития самого процесса: начало, апогей, завершение; временное отношение к другим процессам; место процесса в астрономическом времени (первый, последний урок, первая, вторая половина дня, начало, середина недели, года и т.д.); темп, ритм, динамика пед.процесса.
Пед. и образовательные процессы – явления структурно – единые, но это разные системные образования. В пед. процессе системообразующим звеном выступает пед. деятельность. Ее субъектом является учитель или воспитатель. В образовательном процессе, при неизменности осн. форм структуры, акценты и содержание в анализе меняются. В обр. процессе системообразующим звеном выступает его базовая деятельность. Например, в классе на уроке – это деятельность учебного познания. Ее субъектом является ребенок, ученик. Таким образом, структура пед. процесса и структура обр. процесса, единые по форме, например, в пед. организованных рамках урока – это системно и функционально разные структуры.
     Педагогический 
процесс впервые исследуется 
Каптеревым: «…сущность пед. процесса 
с внутренней стороны заключается 
в саморазвитии организма. » 
4. Сущностные функции образовательного процесса.50-53
Обучение и воспитание – это сущностные функции образовательного процесса. Сущностные, потому что именно эти 2аспекта в анализе единого процесса развития человека стали главными и фактически выступили структурными признаками в строении теоретической педагогики – дидактики и теории воспитания. Функции, потому что воспитание и обучение – это основные проявления обр. процесса.
Обучение и воспитание – это понятия, которыми обозначаются психологически разные аспекты единого явления – процесса пед. развития и формирования личности. В теоретической педагогике понятия воспитание и обучение рассматриваются как нечто внешнее, происходящее параллельно развитию, в дополнение к нему. Но следует понимать, что воспитание и обучение – это субъективное усиление объективного и единого процесса развития человека.
Воспитание и обучение есть суть человеческие способы ускорения объективного процесса развития человека в онтогенезе. В обобщающем значении, воспитание – это пед. организуемое нравственное развитие человека на основе складывающихся и регулируемых отношений между людьми.
     Обучение 
– это педагогически 
     Воспитание 
и обучение – это единые объективно-субъективные 
процессы, но они различаются своей 
психологической сущностью. Знания 
становятся результатом восприятия, осмысления 
и запоминания. Обучение – сравнительно 
быстрый процесс. С использованием спец. 
методик можно в короткий срок дать обширные 
знания и прочно закрепить их в памяти. 
Процесс воспитания – сравнительно продолжительный 
процесс. Воспитанность-результат многолетних 
целенаправленных воздействий, специальной 
организации жизни и отношений человека. 
Воспитание и обучение едины и в том смысле, 
что поступки, действия, поведение человека 
могут стать следствием прочитанной литературы, 
впечатлений и т.д. 
5. Факторы развития.
     Личность 
– это условный результат и 
цель культурного развития, формирования 
ребёнка, человека, ученика. 
Достижение цели обуславливается внешними 
и внутренними факторами. Внешние ф. – 
природа, социальная среда и культура. 
Природа важна для нормального физического, 
физиологического и психологического 
развития. Природа накладывает отпечаток 
на внешние черты, темперамент и др. психологические 
качества. 
Важнейшим внешним фактором является 
социальная и культурная среда. Именно 
под воздействием культурных и общественных 
условий происходит развитие человека 
в личность – в особый культурный феномен 
конкретной общественной формации. Социальная 
среда- это место, в котором  зарождаются 
представления о совершенном, добропорядочном, 
хорошем человеке, разрабатываются эталоны 
личности. Различаю микросреду (родители, 
семья, друзья, одноклассники ) и макросреду 
(государство, общество, классы, сословия, 
общественные учреждения ). Важно различать 
фактор самой жизни и деятельности (ребенок 
развивается в активном взаимодействии 
с внешними факторами ). Особенность развития- 
человек есть обстоятельство для себя 
и для окружающей действительности. Преобразуя 
действительность в своих действиях, человек 
изменяется, преобразуется сам. Он становится 
либо созидателем, творческим человеком, 
либо разрушителем и деградирует как личность. 
Теория деятельности - центральная тема 
в теоретической педагогике, раскрывает 
сущность развития и формирования личности. 
Сформировать личность, воспитать, научить, 
дать образование означает сформировать 
ее сознание. Внутренний фактор- природа 
самого человека, ребёнка. Это его природные 
задатки, которые являются потенциалом 
для развития в способности и, далее, в 
мастерство и талант. Природа человека 
проявляется в наследственности, а наследственность 
не является фатальным свойством природы, 
но часто проявляется как значительно 
действующий фактор. Шалва Александрович 
Амонашвили(выдающийся педагог и ученый).О 
движущих силах природы в ребёнке. 1. Страсть 
к развитию. Ребёнок не может не развиваться 
– духовно, нравственно, умственно, физически. 
Стихийное стремление к развитию есть 
природное состояние ребёнка. Ребенок 
сам ищет в окружающей среде трудности, 
чтобы их преодолеть. Развитие происходит 
в процессе преодоления трудностей, и 
это есть закон природы. Педагогическая 
задача заключается в том, чтобы в образовательном 
процессе ребёнок находился постоянно 
перед необходимостью преодолевать трудности 
и чтобы эти трудности были ему под силу.2. 
Страсть к взрослению. – ролевые игры, 
в которых ребёнок берёт на себя обязанности 
взрослого человека. Удовлетворение «страсти 
к взрослению» происходит в общении со 
взрослыми в первую очередь. Формула «ты 
еще маленький» и соответствующие ей отношения 
имеют открытые, т.е. осознанные ребёнком, 
формы, абсолютно противоречат основам 
гуманной педагогики. Страсть к взрослению 
– гарант природы что из ребенка может 
вырасти нравственно и духовно чистый, 
умственно развитый человек с чувством 
долга и ответственности. Нужно возвести 
исполнение педагогических процессов 
до искусства, что поможет ребёнку чувствовать 
себя взрослым там, где он ещё совсем не 
взрослый, а ребенок. Детей надо учить 
не играючи, а серьёзно, с чувством ответственности. 
Учитель должен играть так изящно и искусно 
свою роль в образовательном процессе, 
чтобы дети забыли в этом процессе о своей 
потребности к игре.3. Страсть к свободе. 
«я сам!». Если ребёнок свою страсть к взрослению 
утверждает в общении со взрослыми и потому 
ищет взрослого, который удовлетворит 
в нем эту потребность, то страсть к свободе 
он опять ищет в общении со взрослым, однако 
путём удаления от него (ребенок пытается 
вести себя так, как ему хочется и часто 
противоположно требованиям взрослых). 
Детей нельзя воспитывать во всезапрещающей 
обстановке «держать в своих руках» иначе 
возникает силовое и авторитарное воспитание 
в семье. Сами природные субстанции в ребёнке 
стремятся к свободной несвободе.
     Ребёнок 
набирает мощь и энергию в той 
мере, в какой он преодолевает свои 
природные страсти и 
 
6. Педагогические цели (исторический, теоретический и методический аспекты).38-45
Самое широкое толкование пед. цели заключается в понятии "личность"
Пед. деятельность - специфический способ реализации особой социальной функции, назначение которой состоит в познании и преобразовании человека в идеал.
Единого личностного эталона нет и быть не может, как нет единого общества(у всех свои представления об идеале)
В свернутом виде главные целевые критерии в педагогике - это знания и нравственность человека. Отсюда проистекают понятия обучение и воспитание.
Обучение и воспитание - это две стороны единого процесса пед. развития и формирования личности.
В теориях и практике школ и систем образования Запада интенсивно разрабатывался гносеологический аспект цели.
В россии с устранением воспитывающих функций церкви и вторжением в семейное воспитание школа оказалась единственным социальным институтом, способным осуществлять систематическое массовое воспитание.
Педагогическая цель - предвосхищаемый пед. рез-т, который заказывается школе, системе образования.
Всестороннее и гармоническое развитие каждого человека в обществе как педагогическая цель и р-т - чрезвычайно дорогостоящее предприятие. В мировой практике подобные цели ставят перед собой не-массовые школы.
Культурное общество не может себе позволить отказаться от воспитательных функция школы, если не желает нравственной деградации.
Не бывает плохих, хороших или неправильных пед. целей. Пед. цель - формальное выражение субъективных потребностей в качествах личности, которые в зависимости от полноты их характеристик мб достаточными или недостаточными для обозначения определенного типа личности.
Функция теор. педагогики не в том, чтобы предписывать те или иные пед. цели, а в том, чтобы изучать феномен цели как в историческом, так и в актуальном состоянии вопроса.
Амонашвили: в каждом ребенке заложен образ(как его личная жизнь, предназначение). Часто получается, что целью становится не тот духовный образ, что заложен в ребенке, а тот, который мы считаем необходимым и полезным для его будущей жизни. Проще говоря, мы планируем судьбу ребенка, исходя из наших собственных жизненных неудач и притязаний.
     Основная 
цель Школы Жизни: способствовать становлению, 
развитию, воспитанию в Ребенке Благородного 
Человека путем раскрытия ЕГО личностных 
качеств. 
7. Комбинированный урок.243-249.
     Это 
такая форма образовательно-
Исторические корни уходят в практику российской школы 19 века. Перед средней школой ставилась задача вооружения знаниями, а перед учениками - их накопления.
Структура комбинированного урока:
1)урок должен начинаться с опроса, проверки выученного дома.
2)Ядро урока - объяснение нового материала.
3)Формулировка обобщений и выводов
4)Закрепление учебного материала - прочное запоминание.
5)Домашнее задание. Задание на дом после звонка с урока - грубейшая методическая ошибка, которая часто наблюдается в практике современных учителей.
     Недостатки 
жесткой структуры урока 
     8. 
Формирующие функции 
пед. процесса 
урока. 
Следует различать сущностные функции 
и формирующие функции педагогического 
процесса. 
Сущностные – подразумеваются функции 
обучения и воспитания. 
Формирующие функции пед.проц. урока - 
это его особые проявления , действия или 
воздействия процесса на формирующуюся 
личность, они имеют преимущественно субъективный 
характер. Упражнение, приучение, убеждение, 
внушение – ф-ии любого педагогического 
процесса и собственно пед.методов (не 
бывает пед процессов, в к-ых кто-нить в 
чем-нить не убеждался, не приучался и 
т п).
     Упражнение 
– ведущая функция образов.-
Приучение – формирующая функция пед.проц, 
близкая по своей сути к функции упражнения. 
Чаще всего «приучение» исп-ся для обозначения 
не столько многократного повторения 
предметн. действий деятельности познания, 
сколько для обозначения многократности 
повторения поступков или культурных 
действий (Любые – гигиена личности, культура 
поведения в театре, за столом, обращение 
со старшими). 
Убеждение – существенная форм-ая функция 
воспитательного процесса. Наиболее употребительна 
в формир-ии мировоззрения. Убеждение- 
функция, обращенная своей формирующей 
сутью к активному созданию человека,ребенка…, 
к аналитич. способностям, к мыслительной 
активности. Ср-ва убеждения: доводы, факты, 
выводы, доказательства. 
Внушение- обращено к чувствам, к особенностям 
психики входить в глубокие эмоциональные 
состояния. Ср-ва внушения: не столько 
слова, сколько обстановка, интонации, 
эмоциональность, взгляд, ритм, особое 
психологическое напряжение… Часто наиболее 
эффективна работа учителей, наделенных 
даром внушения (воздействуют на подсознание). 
Опорой для «внушения» явл. и личное состояние 
чел-ка, его переживания. 
Разъяснение, объяснение, изложение – 
форм-ие функции пед.проц. Это повествование, 
сообщение познаваемого. 
Разъяснение – сообщение, передача учащимся 
знаний, особенностью которой являются 
детализация, проговаривания, конкретизация 
частностей и т п. 
Объяснение -харак-ся специальной, методически 
продуманной последовательностью изложения, 
подробным содержанием, смысловой завершенностью, 
логикой. 
Изложение – мб многофункциональным. 
Без объяснений и разъяснений чаще всего 
излагается либо знакомый, либо несложный 
материал, часто с целью развития способностей 
учащихся к обобщениям, выявления главного 
в содержании, развитие памяти и пр. 
Разрешение проблемы -особое функциональное 
состояние и характеристика пед.проц. 
Ср-ом создания проблемной ситуации мб 
парадоксальные высказывания, мысли вслух, 
названия произведений, математические 
рез-ты и т п. Итогом становится активность 
детей в образовательном процессе. 
Поиск – категория, к-ая отражает состояние 
деятеля – ученика, учителя в пед процессе 
либо в учебном, либо в научном познании. 
Понятие мб использовано для обозначения 
процессуально-пед. цели и рез-та как промежуточного 
формирующего состояния на пути к целям 
и рез-там обучения и воспитания. «Поиск» 
в нек-ых случаях мб тождественен ситуации 
«решение проблемы» 
Иллюстрация – категория, обозначающая 
формирующую функцию пед.проц, в котором 
реализуется золотое правило обучения 
и воспитания – принцип наглядности. Ср-ами 
наглядности, иллюстрации, демонстрации 
мб любые реальности из окружающей действительности, 
близкой и далекой, представленной моделями, 
муляжами и т п.