Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:15, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 38 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

пед.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

     Каган: преобразовательная деятельность, познавательная деятельность, коммуникативная деятельность (общение).

     Рубинштейн. Что бы человек ни делал – всё  игра. После игры начинается период, в котором преобладает учение. Затем просматривается общение.

     У Кагана: исчезает труд, появляется преобразующая деятельность, вводится ценностно-ориентационная деятельность.

     Классифицировать  – значит относить ту или иную деятельность к аналитическому ряду. Игра, учение, труд – это не аналитический. А  синтезирующий ряд.

     Ананьев показал, что в игре человек учится, трудится и общается. Ведь учение – всегда труд.  Он ориентируется на сущностные потребности человека, произошедший в замене учения на познание.

     Предметно-функциональная классификация видов деятельности.

     Деятельности  могут быть разными и при условии неизменности предмета. Виды деятельности в своем предметном многообразии группируются по признаку сущностных, предметно-функциональных потребностей человека.

     Предметно-функциональные потребности: познание, преобразование, взаимодействие, самоутверждение, самовыражение.

     Предметно-функциональными  мы называем потребности, которые реализуются  в предмете, способном выполнить  функцию их удовлетворения.

     34. сущностные категории  в педагогике.

     Предметные  действия учебного познания и формы  их реализации.

     Предметными они называются потому, что направлены на предмет удовлетворения потребности, вызвавшей к жизни деятельности и действия. Предметом учебной  деятельности является познание.

     Формы деятельности учебного познания.

     Формы речевые: чтение вслух, устная работа у доски, устная работа с места, устная расшифровка схем, размышление вслух и т.д.

     Формы письменные, графические: диктант, сочинения, изложения, примеры, задачи…

     Формы организационно-предметных действий: самостоятельная работа с учебником, работа над ошибками, самопроверка.

     Формы инструментовки деятельности учащихся: защита творческих работ, пересказ.

     Формы оценки: самооценка, общественная оценка.

     Поступки  и мотивы поведения в учебном  познании.  Выполняя учебные действия, учащийся овладевает знаниями, познавательными умениями, навыками, а совершая поступки, он овладевает нормами поведения. Не учебные действия влекут за собой поступок, а сами действия, превратившись в сознательное учение, начинают выступать как поступки. Учебное действие переходит в качество поступка с момента его выполнения. Учебное действие в своем протекании или завершенности – всегда поступок, в его основе всегда лежат мотивы его выполнения и невыполнения.

     Внутренним  механизмом превращения учебного действия в поступок является действительный мотив его выполнения.

     Главное в реализации нравственно ценных мотивов учебных действий и поступков  состоит в организации учебной  деятельности, являющейся источником их формирования.

     Участие в деятельности – есть накопление опыта поведения в ней.

     35. учебная деятельность: предмет, предметные  действия, мотивы  учения.

     Абсолютным  способом жизни и развития человека являются его активность и деятельность.

     Активность - способ существования и развития всего сущего на земле - природы, общества, культуры. 
Деятельность - уникальная активность в природе, характеризующая исключительно человеческую активность, сущностным признаком которой выступает не только осознанность цели, но и ее творческое воплощение в рез-т. 
Человеческая активность и деятельность - это существеннейшие факторы развития человека. Человек - продукт общественной жизни. Он становится тем или иным в зависимости от того, как складывается его жизнь. Активность и деятельность - абсолютные способы существования человека. Невозможно даже мыслить человека вне них. Активность и деятельность складывается из действий. Жизнь чел-ка в рассматриваемом аспекте представляет собой непрерывный поток совершаемых им действий. Под действиями надо понимать не только внешне наблюдаемую активность и деятельность, но и внутренние, скрытые действия. Действия чел-ка нужно понимать как единство внешнего и внутреннего. Внешние действия - следствия действий умственных (внутренних), а умственные действия усложняются и развиваются в процессе совершения действий внешних. 
Раннее детство характеризуется преобладанием внутренней активности, прямо связанной с удовлетворением физиологических потребностей ребенка. Огромное значение для ребенка имеет синкретная активность, или игра. В ней ребенок учится, трудится, взаимодействует, творит и утверждается. Так, в игре вынашиваются виды будущей взрослой деятельности. 
С.Л.Рубинштейн: для того, чтобы понять, как происходит развитие чел-ка, надо посмотреть, что он сделал и чем после этого стал, имея в виду длительный процесс его активности и деятельности. - когда активность и деятельность рассматриваются в качестве фактора развития и формирования личности.

     Учебная деятельность – это деятельность учебного познания, вид деятельности и компонент структуры педагогического  и образовательного процессов. Учебным познанием она рассматривается по признаку классификационного ряда познания, к которому деятельность относится.  Учебная деятельность в школе – это исходно активность учащихся, развивающаяся в деятельность учебного познания.

     Активное  участие в деятельности учебного познания – это определяющий фактор в развитии ребенка в школьный период жизни. Фактор – это непременно действующее обстоятельство, обязательно и дополнительно оказывающее влияние на объективный процесс единого развития человека.

     Мотивами  учения первоклассника выступают не цели учебной деятельности, не познавательный интерес, а переход в новый  статус в детской среде.

     Положительным фактором для активного участия  ученика в познании является его  готовность к учебной деятельности.

     Фактором  и мотивом учения школьников выступает  успешная учебная деятельность. Большую  роль играет актуальный уровень способностей. В особенности память. Разная память.

     Отставание  в успеваемости от других детей –  фактор, который потенциален утратой  привлекательности участия в учебной деятельности.

     Следует различать понятия учебная активность и активность в учебной деятельности.

     Учебная активность – это работа учащихся в классно-урочном познании, происходящая по причинам и мотивам внешнего характера.

     Учебная деятельность – это следствие предметных потребностей самого ученика.

     Мотивы  учения – важнейшая забота учителя.  

     36. мотивационная сфера  деятельности ребёнка. 

     Мотив деятельности – это то, что вызвало  деятельность, чем она объясняется, в частности – действия, её составляющие. С понятием мотива связны 2  других понятия – побуждение и потребность.

     Яблоко  для голодного – цель, предмет  и мотив.

     Побуждение  шире понятия потребности. Потребность  всегда выступает побуждением, но не всякое побуждение человека к деятельности есть его потребность.

     Мотив – это реализовавшееся побуждение или потребность, которыми  объясняются  совершенные действия и деятельность.

     Мотивы  нельзя сформировать, мотив можно  лишь вызвать к жизни, сделать  его реальностью, фактом. Другое дело, в совершаемых действиях по тем или иным мотивам формируются потребности человека.

     Плюс  вопрос 35.

     Мотивировка – объяснение совершенного действия, причины по которым был совершен поступок.

     Побуждение  – потребность, требующая реализации в том или ином предмете, или внешнее влияние, воздействие.

     37. активность и деятельность.

     Сформировать  личность означает сформировать её сознание. В результате своей непрерывной  деятельности человек оказывается  в постоянном интеллектуальном и  моральном психологическом напряжении. Человек переживает свои действия, поступки, поведение.

     Теория  деятельности – это источник знания о сущности, закономерностях развитии личности и одновременно источник педагогических средств организации управляемого, целенаправленного развития ребенка.

     Методом научного познания является её структурный  анализ.

     Активность - способ существования и развития всего сущего на земле - природы, общества, культуры. 
Деятельность - уникальная активность в природе, характеризующая исключительно человеческую активность, сущностным признаком которой выступает не только осознанность цели, но и ее творческое воплощение в рез-т. 
Человеческая активность и деятельность - это существеннейшие факторы развития человека. Человек - продукт общественной жизни. Он становится тем или иным в зависимости от того, как складывается его жизнь. Активность и деятельность - абсолютные способы существования человека. Невозможно даже мыслить человека вне них. Активность и деятельность складывается из действий. Жизнь чел-ка в рассматриваемом аспекте представляет собой непрерывный поток совершаемых им действий. Под действиями надо понимать не только внешне наблюдаемую активность и деятельность, но и внутренние, скрытые действия. Действия чел-ка нужно понимать как единство внешнего и внутреннего. Внешние действия - следствия действий умственных(внутренних), а умственные действия усложняются и развиваются в процессе совершения действий внешних. 
Раннее детство характеризуется преобладанием внутренней активности, прямо связанной с удовлетворением физиологических потребностей ребенка. Огромное значение для ребенка имеет синкретная активность, или игра. В ней ребенок учится, трудится, взаимодействует, творит и утверждается. Так, в игре вынашиваются виды будущей взрослой деятельности. 
С.Л.Рубинштейн: для того, чтобы понять, как происходит развитие чел-ка, надо посмотреть, что он сделал и чем после этого стал, имея в виду длительный процесс его активности и деятельности. - когда активность и деятельность рассматриваются в качестве фактора развития и формирования личности.

     38. Игра как детская  активность. 

     Наряду  с видами познания, преобразования и взаимодействия с уверенностью можно указать на многочисленный ряд видов деятельности взрослых, обозначаемых понятием игра.

     Игровая активность детей по мере их взросления.

     Детство – период, в котором из формирующих  функций игровой активности детей  – познания, преобразования, взаимодействия, самовыражения развиваются одноименные  виды деятельности познания, самоутверждения.

     Рубинштейн  был не прав, когда определил игру как деятельность детей. А Ананьев не совсем прав в своей классификации, потому что убрал из нее игру как деятельность, считая ее сугубо активностью. 
Игра может быть и активностью, и деятельностью. Игра как активность имеет место в детском возрасте: ребенок играет, собирает кубики не потому что он ставит перед собой какую либо цель, а потому что он это делает просто так. Он с помощью игры познает мир (функция - познание). Но при этом, нельзя отрицать что взрослый не играет. Аршавин? Играет. Курникова? Играет. В театре? Играют свои роли. Зачем? Они зарабатывают деньги. Цель есть? Есть – заработать деньги. Значит это деятельность. Игра для детей – активность. Игра для взрослых – деятельность.

     Не  следует путать в анализе предметную деятельность самоутверждения с функциями самоутверждения, которые обнаруживают себя, могут развиваться в любом виде деятельности.  
 

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"