Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 38 вопросов по дисциплине "Педагогика".
Каган: преобразовательная деятельность, познавательная деятельность, коммуникативная деятельность (общение).
Рубинштейн. Что бы человек ни делал – всё игра. После игры начинается период, в котором преобладает учение. Затем просматривается общение.
У Кагана: исчезает труд, появляется преобразующая деятельность, вводится ценностно-ориентационная деятельность.
Классифицировать – значит относить ту или иную деятельность к аналитическому ряду. Игра, учение, труд – это не аналитический. А синтезирующий ряд.
Ананьев показал, что в игре человек учится, трудится и общается. Ведь учение – всегда труд. Он ориентируется на сущностные потребности человека, произошедший в замене учения на познание.
Предметно-функциональная
классификация видов
Деятельности могут быть разными и при условии неизменности предмета. Виды деятельности в своем предметном многообразии группируются по признаку сущностных, предметно-функциональных потребностей человека.
Предметно-функциональные потребности: познание, преобразование, взаимодействие, самоутверждение, самовыражение.
Предметно-
34. сущностные категории в педагогике.
Предметные действия учебного познания и формы их реализации.
Предметными они называются потому, что направлены на предмет удовлетворения потребности, вызвавшей к жизни деятельности и действия. Предметом учебной деятельности является познание.
Формы деятельности учебного познания.
Формы речевые: чтение вслух, устная работа у доски, устная работа с места, устная расшифровка схем, размышление вслух и т.д.
Формы письменные, графические: диктант, сочинения, изложения, примеры, задачи…
Формы организационно-предметных действий: самостоятельная работа с учебником, работа над ошибками, самопроверка.
Формы инструментовки деятельности учащихся: защита творческих работ, пересказ.
Формы оценки: самооценка, общественная оценка.
Поступки и мотивы поведения в учебном познании. Выполняя учебные действия, учащийся овладевает знаниями, познавательными умениями, навыками, а совершая поступки, он овладевает нормами поведения. Не учебные действия влекут за собой поступок, а сами действия, превратившись в сознательное учение, начинают выступать как поступки. Учебное действие переходит в качество поступка с момента его выполнения. Учебное действие в своем протекании или завершенности – всегда поступок, в его основе всегда лежат мотивы его выполнения и невыполнения.
Внутренним механизмом превращения учебного действия в поступок является действительный мотив его выполнения.
Главное в реализации нравственно ценных мотивов учебных действий и поступков состоит в организации учебной деятельности, являющейся источником их формирования.
Участие в деятельности – есть накопление опыта поведения в ней.
35. учебная деятельность: предмет, предметные действия, мотивы учения.
Абсолютным способом жизни и развития человека являются его активность и деятельность.
Активность
- способ существования и развития
всего сущего на земле - природы, общества,
культуры.
Деятельность - уникальная активность
в природе, характеризующая исключительно
человеческую активность, сущностным
признаком которой выступает не только
осознанность цели, но и ее творческое
воплощение в рез-т.
Человеческая активность и деятельность
- это существеннейшие факторы развития
человека. Человек - продукт общественной
жизни. Он становится тем или иным в зависимости
от того, как складывается его жизнь. Активность
и деятельность - абсолютные способы существования
человека. Невозможно даже мыслить человека
вне них. Активность и деятельность складывается
из действий. Жизнь чел-ка в рассматриваемом
аспекте представляет собой непрерывный
поток совершаемых им действий. Под действиями
надо понимать не только внешне наблюдаемую
активность и деятельность, но и внутренние,
скрытые действия. Действия чел-ка нужно
понимать как единство внешнего и внутреннего.
Внешние действия - следствия действий
умственных (внутренних), а умственные
действия усложняются и развиваются в
процессе совершения действий внешних.
Раннее детство характеризуется преобладанием
внутренней активности, прямо связанной
с удовлетворением физиологических потребностей
ребенка. Огромное значение для ребенка
имеет синкретная активность, или игра.
В ней ребенок учится, трудится, взаимодействует,
творит и утверждается. Так, в игре вынашиваются
виды будущей взрослой деятельности.
С.Л.Рубинштейн: для того, чтобы понять,
как происходит развитие чел-ка, надо посмотреть,
что он сделал и чем после этого стал, имея
в виду длительный процесс его активности
и деятельности. - когда активность и деятельность
рассматриваются в качестве фактора развития
и формирования личности.
Учебная
деятельность – это деятельность
учебного познания, вид деятельности
и компонент структуры
Активное участие в деятельности учебного познания – это определяющий фактор в развитии ребенка в школьный период жизни. Фактор – это непременно действующее обстоятельство, обязательно и дополнительно оказывающее влияние на объективный процесс единого развития человека.
Мотивами учения первоклассника выступают не цели учебной деятельности, не познавательный интерес, а переход в новый статус в детской среде.
Положительным фактором для активного участия ученика в познании является его готовность к учебной деятельности.
Фактором и мотивом учения школьников выступает успешная учебная деятельность. Большую роль играет актуальный уровень способностей. В особенности память. Разная память.
Отставание в успеваемости от других детей – фактор, который потенциален утратой привлекательности участия в учебной деятельности.
Следует
различать понятия учебная
Учебная активность – это работа учащихся в классно-урочном познании, происходящая по причинам и мотивам внешнего характера.
Учебная деятельность – это следствие предметных потребностей самого ученика.
Мотивы
учения – важнейшая забота учителя.
36. мотивационная сфера деятельности ребёнка.
Мотив деятельности – это то, что вызвало деятельность, чем она объясняется, в частности – действия, её составляющие. С понятием мотива связны 2 других понятия – побуждение и потребность.
Яблоко для голодного – цель, предмет и мотив.
Побуждение шире понятия потребности. Потребность всегда выступает побуждением, но не всякое побуждение человека к деятельности есть его потребность.
Мотив
– это реализовавшееся
Мотивы нельзя сформировать, мотив можно лишь вызвать к жизни, сделать его реальностью, фактом. Другое дело, в совершаемых действиях по тем или иным мотивам формируются потребности человека.
Плюс вопрос 35.
Мотивировка – объяснение совершенного действия, причины по которым был совершен поступок.
Побуждение – потребность, требующая реализации в том или ином предмете, или внешнее влияние, воздействие.
37. активность и деятельность.
Сформировать личность означает сформировать её сознание. В результате своей непрерывной деятельности человек оказывается в постоянном интеллектуальном и моральном психологическом напряжении. Человек переживает свои действия, поступки, поведение.
Теория
деятельности – это источник знания
о сущности, закономерностях развитии
личности и одновременно источник педагогических
средств организации
Методом научного познания является её структурный анализ.
Активность
- способ существования и развития
всего сущего на земле - природы, общества,
культуры.
Деятельность - уникальная активность
в природе, характеризующая исключительно
человеческую активность, сущностным
признаком которой выступает не только
осознанность цели, но и ее творческое
воплощение в рез-т.
Человеческая активность и деятельность
- это существеннейшие факторы развития
человека. Человек - продукт общественной
жизни. Он становится тем или иным в зависимости
от того, как складывается его жизнь. Активность
и деятельность - абсолютные способы существования
человека. Невозможно даже мыслить человека
вне них. Активность и деятельность складывается
из действий. Жизнь чел-ка в рассматриваемом
аспекте представляет собой непрерывный
поток совершаемых им действий. Под действиями
надо понимать не только внешне наблюдаемую
активность и деятельность, но и внутренние,
скрытые действия. Действия чел-ка нужно
понимать как единство внешнего и внутреннего.
Внешние действия - следствия действий
умственных(внутренних), а умственные
действия усложняются и развиваются в
процессе совершения действий внешних.
Раннее детство характеризуется преобладанием
внутренней активности, прямо связанной
с удовлетворением физиологических потребностей
ребенка. Огромное значение для ребенка
имеет синкретная активность, или игра.
В ней ребенок учится, трудится, взаимодействует,
творит и утверждается. Так, в игре вынашиваются
виды будущей взрослой деятельности.
С.Л.Рубинштейн: для того, чтобы понять,
как происходит развитие чел-ка, надо посмотреть,
что он сделал и чем после этого стал, имея
в виду длительный процесс его активности
и деятельности. - когда активность и деятельность
рассматриваются в качестве фактора развития
и формирования личности.
38. Игра как детская активность.
Наряду с видами познания, преобразования и взаимодействия с уверенностью можно указать на многочисленный ряд видов деятельности взрослых, обозначаемых понятием игра.
Игровая активность детей по мере их взросления.
Детство
– период, в котором из формирующих
функций игровой активности детей
– познания, преобразования, взаимодействия,
самовыражения развиваются
Рубинштейн
был не прав, когда определил игру как
деятельность детей. А Ананьев не совсем
прав в своей классификации, потому что
убрал из нее игру как деятельность, считая
ее сугубо активностью.
Игра может быть и активностью, и деятельностью.
Игра как активность имеет место в детском
возрасте: ребенок играет, собирает кубики
не потому что он ставит перед собой какую
либо цель, а потому что он это делает просто
так. Он с помощью игры познает мир (функция
- познание). Но при этом, нельзя отрицать
что взрослый не играет. Аршавин? Играет.
Курникова? Играет. В театре? Играют свои
роли. Зачем? Они зарабатывают деньги.
Цель есть? Есть – заработать деньги. Значит
это деятельность. Игра для детей – активность.
Игра для взрослых – деятельность.
Не
следует путать в анализе предметную
деятельность самоутверждения с функциями
самоутверждения, которые обнаруживают
себя, могут развиваться в любом виде деятельности.