Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 38 вопросов по дисциплине "Педагогика".
14.Технологический феномен в образовании.227-229; словарь:с.458.
Технология обучения - 1.Практика и методика обучения с помощью обучающих машин (Сидней Пресси, 20-е годы, Б.Ф.Скиннер, 1968 г), позже методы компьютерного обучения. 2. Вид образовательного проекта с четким предписанием действий, их последовательности, обязательности и неизменности для воплощения дидактической цели в рез-т.
Технологические разработки в образовании глубоко корнями уходят в методологию прагматизма и поведенческую психологию. Теория пед. метода в наст. курсе представлена, разрабатывается и развивается на основе методологии диалектики.
Технологическая стратегия в подготовке учителя ориентируется на работу элитных групп исследователей в образовании, в науке и практике, специализирующихся на разработке образовательных технологий как своеобразных прикладных рецептов для массового потребителя, для массового учителя.
Технологический подход, опираясь на соответствующую методологию, представляет собой более или менее жесткое предписание последовательности и обязательности действий, применения средств достижения образовательных целей.
Технологический подход характеризуется иллюзиями по поводу возможности точного достижения обозначенной цели при условии выполнения всех рецептурных предписаний.
Технология
– это одна из многочисленных форм
выражения или отражения
15.Подготовка учителя к уроку.286-289; 403-422.
К
конкретному уроку учитель
Не подлежит сомнению, что начинающий, а тем более идущий на первый в своей жизни урок учитель должен «прописать» подробнейшим образом каждый момент предстоящего образовательно-педагогического процесса на уроке. Такая подготовка дает возможность «прожить», прочувствовать урок накануне. Опытный учитель может позволить себе «свернуть» сценарий, оставив лишь информационную суть, выстроенную в методическом замысле. Подготовка, продумывание предстоящих уроков и каждого предстоящего урока — это способ бытия профессионала как с привлечением активного сознания в специально выделенное для этого время, так и в текущем бытии, когда анализ подсознания время от времени выводит решения или «включает» анализ активного сознания. Подготовка к уроку в практике творческих учителей завершается в момент появления в классе, когда учитель переступает его порог, «входит в урок».
Поурочное планирование тесно связано с планированием работы на год, на полгода, на четверть.
Учителю
необходимо тщательно анализировать
содержание программы, учебного материала,
для того чтобы выиграть время
за счет соответствующего оптимального
отбора материала, обеспечивающего
выполнение программы и в то же
время полные и прочные знания учащихся.
16.Методы обучения и воспитания в образовательном процессе. 205-210.
Понятия методы обучения и методы воспитания - это результат человеческой способности к анализу. В природе подобных методов в чистом виде не существует.
Методы обучения и воспитания следует различать подобным образом, как рассматривали понятия обучение и воспитание:
-
понятия, которыми
Обучение - быстрый процесс, воспитание - медленный.
Воспитание - педагогически организуемое нравственное развитие человека
Обучение - педагогически организованное умственное развитие человека.
Понятия "метод обучения" и "метод воспитания" - это понятия, которые призваны актуализировать функциональные аспекты единого процесса педагогического развития человека.
Фундаментальные воспитательные средства: отбор содержания гуманитарных дисциплин, их идеологическое преломление; создание и активизация деятельности детских и юношеских общественно-политических организаций; целенаправленная работа организаторов "внеклассного и внешкольного воспитания", классных руководителей.
Вести речь о методах обучения или о методах воспитания можно лишь с позиции анализа "единого явления - процесса педагогического развития и формирования личности".
Это
понятия синтезирует основные сущностные
функции образовательного процесса
- функции обучения и воспитания.
17.Педагогический метод; общие и частные педагогические методы.196-205;210-212.
Для метода самым широким понятием выступает педагогический процесс. Метод по сути и строению един с пед. проц, но они различны. Метод - это практика достижения близкой и средней перспективы в обучении и воспитании ребенка.
Пед.процесс - это практика достижения далекой перспективы в развитии личности(напр.: окончание школы).
В качестве систематизирующего, смыслового, характерного признака метода рассматривается педагогическое средство (отдельное или совокупность ср-в, как система).
Однако метод - уже не только ср-во.
Педагогический
метод - по своей сути практика, по природе
и строению - пед. процесс, по форме -
часть пед. процесса, условно выделяемая
по признаку ср-ва, выступающего главным
действенным потенциалом
Общие и чстные пед. методы.
Сущностным признаком метода и методики избирается педагогическое средство.
Признак
мб избран произвольно(избирается любая
формирующая функция пед
Важно обозначить не только функцию метода, цель, автора, сколько инструмент, обладающий потенциалом достижения цели.
Общий метод - всеобъемлющее понятие, характеризующее практику учителя в целом. Признаком такой практики является базовое, общее или фундаментальное, педагогическое ср-во, выступающее всеобъемлющим признаком методов и методик.
Частный производный метод - метод, к-ый обуславливается фундаментальным пед. ср-ом, характеризующим методику работы учителя, педагога в целом(является производным от общего метода).
Частный независимый метод - автономный, функционально не связанный с общим методом.
18. Педагог. средства, времен. Анализ пед. ср-в, значение временного анализа в теории пед. метода.
Средство – это философская категория, которая в диалектике рассматривается как предмет или действие, соотносимое с той целью, которую предполагается достичь с их помощью, используя или применяя соответствующие предметы или выполняя соответствующие действия.
Пед. ср-ва - это ср-ва пед. развития и формирования личности, ее образования, обучения и воспитания.
Ср-ва в педагогике - это предметы, действия, явления в природе и в обществе, в мышлении чел-ка, это весь культурный мир как обстоятельство для формирующейся личности, во всех его проявлениях в целом и частном, входящие в ее окружение реально и мыслимо сначала в абстрактном понятии педагога, учителя, а затем в ее практике, в пед.процессе, соотносимые с пед. целью. Понятие это бесконечно широко.
В руках педагога-мастера средством может стать любая реальность, даже отрицательная для пед.процесса НЕПРЕДВИДЕННАЯ СИТУАЦИЯ. Поэтому готовность учителя к непредвиденным обстоятельствам на уроке очень важна. Мастер своего дела сможет отрицательное поменять на положительное, это называется «сдвиг мотива на цель».
Анализ развития действительности
во времени - это один из методов
научного познания явлений.
Эффективным для достижения сути пед.метода
является временной анализ пед.ср-в. Такой
анализ впервые позволяет понять действительную
сущность явлений и понятий - пед.ср-во,
метод, методика.
Постулат: Средство еще не метод, а метод уже не только средство!
Важнейшим условием возможного достижения цели является предварительная подготовка, например, учителя к уроку. Результатом становится методика, т.е. логически выстроенная система средств и факторов достижения педа. цели до опыта. Это абстрактная методика.
Суть
педагогического метода – практика.
Метод, опыт, практика получают отражение.
Развиваются в опытную
3 временных уровня в
развитии пед. ср-в:
1.дает представление об абстрактной
методике и средствах, которые пока представляют
собой только некую абстракцию для учителя.
Это уровень абстрактного мышления, когда
то или иное ср-во мыслится отвлеченно,
до реального процесса и практики. Происходит
осознанный выбор ср-в и арсенала представлений
педагога о возможных средствах достижения
цели. Эта методика выступает как предвосхищение,
как вероятность метода, предстоящей пед.
практике.
2.дает представление о методе. это
уровень практики. в нем пед.ср-ва развиваются
в качество структурного компонента собственно
метода пед. процесса. пед.метод - составная
часть пед.процесса в действии, практике,
признаком к-ого выступает то или иное
пед.ср-во, избранное для достижения пед.
цели. Пед.средства обнаруживают свои
ранее неизвестные стороны, качества,
потенциалы, возможности.
3.дает представление об опытной методике,
осмысление состоявшегося метода, анализы,
выводы. Это опытный уровень, к-ый существует
как абсолютная реальность в сознании
самого педагога. Присущ только сознанию
педагога, прошедшего через этот опыт.
Пед.средства должны быть приняты за основу,
за исходный момент в изучении пед.методов
и методик.
Средства,
методы, методики едины, но не тождественны.
19. профессионально- педагогическая подготовка учителя российской школы.
Учитель
- субъект пед.процесса, его важнейший
фактор. Учитель всецело обуславливает
собой пед.процесс. Учитель – это инструмент
общества по совершенствованию.
Существуют наиболее общие представление
о минимуме проф. требований к учителю-педагогу:
-природные склонности к профессии("от
бога" встречаются редко)
Особенность развивающегося российского
пед.образования 90х состояла в том, что
в движение был приведен маятник идей
по преобразованию подготовки учителя,
который долгие годы пребывал в фиксированном
состоянии на шкале "единообразный
учитель". Единообразие заключалось
не только в том, что учитель годился для
работы в единой российский школе, но в
том, что организация практики такой школы
постоянно характеризовалась внедрением
в систему образования единых методик
обучения и воспитания. Общеобразовательный
подход в подготовке учителя - это овладение
обширными знаниями теории и истории педагогики,
подготовка учителя на определенном материале.
Российский учитель приходил из вуза без
своей методики, имея лишь общедидактические
и общетеоретические знания об обучении
и воспитании. На свену этому методу пришел
"прикладной" подход в образовании
в лице западноевропейского и американского
миссионерства.
Прикладной подход - это организация подготовки
учителя, в основу к-ой закладывается принцип
немедленной, прямой практической отдачи.
Здесь речь идет о технологизации образования.
После вуза к своей методике российский
учитель приходит лишь эмпирическим путем.
Так как учитель обращен к развитию ребенка,
то он должен владеть антропологическими
науками.
Сейчас важна методологическая, методическая и технологическая подготовка учителя.
20. фундаментальные пед. средства.
Фундаментальным
пед. ср-вом является тот или иной
феномен, к-ый своей инструментальной
сутью пронизывает всю методику
как в главном, так и в деталях.
Суть любой заслуживающей внимания педагогической
методики скрывается в фундаментальном
педагогическом средстве.
Примеры:
1)Методика Макаренко прямо связано с понятием
"коллектив". Психологическим явлением
или следствием организации детей или
людей является социально-психологический
феномен – общественное мнение. В основе
общественного мнения – нравственно ценные
отношения.
Коллектив и общественное мнение коллектива
- это форма и содержание фундаментального
пед. средства, которое характеризует
метод Макаренко в целом и в деталях.
2)Методика Москаленко.
Ее фундаментальным инструметном, педагогическим
ср-ом явилась свободная структура урока.
Результатом стало увеличение полезного
времени, повышение интенсивности и эффективности
обучения на уроке. Главное – включенность
каждого ученика в деятельность.
3)Методика Амонашвили: духовность, вера,
надежда, любовь - фундаментальные цели
и средства гуманно-личностной педагогики
Амонашвили. Работа без отметок.
4)"Творческая комната" и "творческая
книжка" - фундаментальные пед. ср-ва
в методике Волкова. Фундаментальным психологическим
средством становится природа личности.
5)Ильин ищет и находит "опору". Фундаментальными
пед. ср-ами становятся яркая конструктивная
деталь художественного произведения
и искусство вопроса. К проблеме и образу
надо идти от детали.