Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:15, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 38 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

пед.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

     14.Технологический  феномен в образовании.227-229; словарь:с.458.

     Технология  обучения - 1.Практика и методика обучения с помощью обучающих машин (Сидней Пресси, 20-е годы, Б.Ф.Скиннер, 1968 г), позже  методы компьютерного обучения. 2. Вид образовательного проекта с четким предписанием действий, их последовательности, обязательности и неизменности для воплощения дидактической цели в рез-т.

     Технологические разработки в образовании глубоко  корнями уходят в методологию  прагматизма и поведенческую психологию. Теория пед. метода в наст. курсе представлена, разрабатывается и развивается на основе методологии диалектики.

     Технологическая стратегия в подготовке учителя  ориентируется на работу элитных  групп исследователей в образовании, в науке и практике, специализирующихся на разработке образовательных технологий как своеобразных прикладных рецептов для массового потребителя, для массового учителя.

     Технологический подход, опираясь на соответствующую  методологию, представляет собой более или менее жесткое предписание последовательности и обязательности действий, применения средств достижения образовательных целей.

     Технологический подход характеризуется иллюзиями  по поводу возможности точного достижения обозначенной цели при условии выполнения всех рецептурных предписаний.

     Технология  – это одна из многочисленных форм выражения или отражения имевшей  место ранее или проецируемой педпрактики, т.е. метода. 

     15.Подготовка  учителя к уроку.286-289; 403-422.

     К конкретному уроку учитель готовится всю жизнь и каждый раз накануне урока. Формой подготовки является поурочный план. В высокопрофессиональной педагогической подготовке каждый поурочный план — это тщательно продуманный сценарий, в котором каждому участнику предстоит воплотить в практику свою функцию, сыграть свою роль, главную или второстепенную, как в пространстве урока, так и во времени.

     Не  подлежит сомнению, что начинающий, а тем более идущий на первый в  своей жизни урок учитель должен «прописать» подробнейшим образом  каждый момент предстоящего образовательно-педагогического процесса на уроке. Такая подготовка дает возможность «прожить», прочувствовать урок накануне. Опытный учитель может позволить себе «свернуть» сценарий, оставив лишь информационную суть, выстроенную в методическом замысле. Подготовка, продумывание предстоящих уроков и каждого предстоящего урока — это способ бытия профессионала как с привлечением активного сознания в специально выделенное для этого время, так и в текущем бытии, когда анализ подсознания время от времени выводит решения или «включает» анализ активного сознания. Подготовка к уроку в практике творческих учителей завершается в момент появления в классе, когда учитель переступает его порог, «входит в урок».

     Поурочное планирование тесно связано с  планированием работы на год, на полгода, на четверть.

     Учителю необходимо тщательно анализировать  содержание программы, учебного материала, для того чтобы выиграть время  за счет соответствующего оптимального отбора материала, обеспечивающего  выполнение программы и в то же время полные и прочные знания учащихся. 

     16.Методы  обучения и воспитания  в образовательном  процессе. 205-210.

     Понятия методы обучения и методы воспитания - это результат человеческой способности  к анализу. В природе подобных методов в чистом виде не существует.

     Методы  обучения и воспитания следует различать  подобным образом, как рассматривали  понятия обучение и воспитание:

     - понятия, которыми обозначаются  психологически разные аспекты  одного явления - процесса педагогического  развития и формирования личности.

     Обучение - быстрый процесс, воспитание - медленный.

     Воспитание - педагогически организуемое нравственное развитие человека

     Обучение - педагогически организованное умственное развитие человека.

     Понятия "метод обучения" и "метод  воспитания" - это понятия, которые призваны актуализировать функциональные аспекты единого процесса педагогического развития человека.

     Фундаментальные воспитательные средства: отбор содержания гуманитарных дисциплин, их идеологическое преломление; создание и активизация  деятельности детских и юношеских общественно-политических организаций; целенаправленная работа организаторов "внеклассного и внешкольного воспитания", классных руководителей.

     Вести речь о методах обучения или о  методах воспитания можно лишь с  позиции анализа "единого явления - процесса педагогического развития и формирования личности".

     Это понятия синтезирует основные сущностные функции образовательного процесса - функции обучения и воспитания. 

     17.Педагогический  метод; общие и  частные педагогические  методы.196-205;210-212.

     Для метода самым широким понятием выступает  педагогический процесс. Метод по сути и строению един с пед. проц, но они  различны. Метод - это практика достижения близкой и средней перспективы  в обучении и воспитании ребенка.

     Пед.процесс - это практика достижения далекой перспективы в развитии личности(напр.: окончание школы).

     В качестве систематизирующего, смыслового, характерного признака метода рассматривается  педагогическое средство (отдельное  или совокупность ср-в, как система).

     Однако  метод - уже не только ср-во.

     Педагогический  метод - по своей сути практика, по природе  и строению - пед. процесс, по форме - часть пед. процесса, условно выделяемая по признаку ср-ва, выступающего главным  действенным потенциалом метода.

     Общие и чстные пед. методы.

     Сущностным  признаком метода и методики избирается педагогическое средство.

     Признак мб избран произвольно(избирается любая  формирующая функция пед процесса, к примеру, убеждение, приучение, внушение, упражнение).

     Важно обозначить не только функцию метода, цель, автора, сколько инструмент, обладающий потенциалом достижения цели.

     Общий метод - всеобъемлющее понятие, характеризующее  практику учителя в целом. Признаком  такой практики является базовое, общее  или фундаментальное, педагогическое ср-во, выступающее всеобъемлющим признаком методов и методик.

     Частный производный метод - метод, к-ый обуславливается  фундаментальным пед. ср-ом, характеризующим  методику работы учителя, педагога в  целом(является производным от общего метода).

     Частный независимый метод - автономный, функционально не связанный с общим методом.

     18.  Педагог. средства, времен. Анализ пед.  ср-в, значение  временного анализа  в теории пед.  метода.

     Средство  – это философская  категория, которая  в диалектике рассматривается  как предмет или  действие, соотносимое с той целью, которую предполагается достичь с их помощью, используя или применяя соответствующие предметы или выполняя соответствующие действия.

     Пед. ср-ва - это ср-ва пед. развития и формирования личности, ее образования, обучения и  воспитания.

     Ср-ва в педагогике - это  предметы, действия, явления в природе  и в обществе, в  мышлении чел-ка, это  весь культурный мир  как обстоятельство для формирующейся личности, во всех его проявлениях в целом и частном, входящие в ее окружение реально и мыслимо сначала в абстрактном понятии педагога, учителя, а затем в ее практике, в пед.процессе, соотносимые с пед. целью. Понятие это бесконечно широко.

     В руках педагога-мастера средством может стать любая реальность, даже отрицательная для пед.процесса НЕПРЕДВИДЕННАЯ СИТУАЦИЯ. Поэтому готовность учителя к непредвиденным обстоятельствам на уроке очень важна. Мастер своего дела сможет отрицательное поменять на положительное, это называется «сдвиг мотива на цель».

      
Анализ развития действительности во времени - это один из методов  научного познания явлений. 
Эффективным для достижения сути пед.метода является временной анализ пед.ср-в. Такой анализ впервые позволяет понять действительную сущность явлений и понятий - пед.ср-во, метод, методика.

     Постулат: Средство еще не метод, а метод уже не только средство!

     Важнейшим условием возможного достижения цели является предварительная подготовка, например, учителя к уроку. Результатом становится методика, т.е. логически выстроенная система средств и факторов достижения педа. цели до опыта. Это абстрактная методика.

     Суть  педагогического метода – практика. Метод, опыт, практика получают отражение. Развиваются в опытную методику. Опытная методика – логически выстроенная система средств и факторов после опыта, проверенную в методе. В практике субъекта – педагога.  
3 временных уровня в развитии пед. ср-в: 
1
.дает представление об абстрактной методике и средствах, которые пока представляют собой только некую абстракцию для учителя. Это уровень абстрактного мышления, когда то или иное ср-во мыслится отвлеченно, до реального процесса и практики. Происходит осознанный выбор ср-в и арсенала представлений педагога о возможных средствах достижения цели. Эта методика выступает как предвосхищение, как вероятность метода, предстоящей пед. практике.  
2.дает представление о методе. это уровень практики. в нем пед.ср-ва развиваются в качество структурного компонента собственно метода пед. процесса. пед.метод - составная часть пед.процесса в действии, практике, признаком к-ого выступает то или иное пед.ср-во, избранное для достижения пед. цели. Пед.средства обнаруживают свои ранее неизвестные стороны, качества, потенциалы, возможности.   
3.дает представление об опытной методике, осмысление состоявшегося метода, анализы, выводы. Это опытный уровень, к-ый существует как абсолютная реальность в сознании самого педагога. Присущ только сознанию педагога, прошедшего через этот опыт. Пед.средства должны быть приняты за основу, за исходный момент в изучении пед.методов и методик.

     Средства, методы, методики едины, но не тождественны.  

     19. профессионально-  педагогическая подготовка  учителя российской  школы. 

     Учитель - субъект пед.процесса, его важнейший  фактор. Учитель всецело обуславливает собой пед.процесс. Учитель – это инструмент общества по совершенствованию.  
Существуют наиболее общие представление о минимуме проф. требований к учителю-педагогу: 
-природные склонности к профессии("от бога" встречаются редко) 
Особенность развивающегося российского пед.образования 90х состояла в том, что в движение был приведен маятник идей по преобразованию подготовки учителя, который долгие годы пребывал в фиксированном состоянии на шкале "единообразный учитель". Единообразие заключалось не только в том, что учитель годился для работы в единой российский школе, но в том, что организация практики такой школы постоянно характеризовалась внедрением в систему образования единых методик обучения и воспитания. Общеобразовательный подход в подготовке учителя - это овладение обширными знаниями теории и истории педагогики, подготовка учителя на определенном материале. Российский учитель приходил из вуза без своей методики, имея лишь общедидактические и общетеоретические знания об обучении и воспитании. На свену этому методу пришел "прикладной" подход в образовании в лице западноевропейского и американского миссионерства. 
Прикладной подход - это организация подготовки учителя, в основу к-ой закладывается принцип немедленной, прямой практической отдачи. Здесь речь идет о технологизации образования. После вуза к своей методике российский учитель приходит лишь эмпирическим путем. Так как учитель обращен к развитию ребенка, то он должен владеть антропологическими науками.

     Сейчас  важна методологическая, методическая и технологическая подготовка учителя.

     20. фундаментальные  пед. средства.

     Фундаментальным пед. ср-вом является тот или иной феномен, к-ый своей инструментальной сутью пронизывает всю методику как в главном, так и в деталях. 
Суть любой заслуживающей внимания педагогической методики скрывается в фундаментальном педагогическом средстве. 
Примеры: 
1)Методика Макаренко прямо связано с понятием "коллектив". Психологическим явлением или следствием организации детей или людей является социально-психологический феномен – общественное мнение. В основе общественного мнения – нравственно ценные отношения.  
Коллектив и общественное мнение коллектива - это форма и содержание фундаментального пед. средства, которое характеризует метод Макаренко в целом и в деталях. 
2)Методика Москаленко. 
Ее фундаментальным инструметном, педагогическим ср-ом явилась свободная структура урока. Результатом стало увеличение полезного времени, повышение интенсивности и эффективности обучения на уроке. Главное – включенность каждого ученика в деятельность.  
3)Методика Амонашвили: духовность, вера, надежда, любовь - фундаментальные цели и средства гуманно-личностной педагогики Амонашвили. Работа без отметок.  
4)"Творческая комната" и "творческая книжка" - фундаментальные пед. ср-ва в методике Волкова. Фундаментальным психологическим средством становится природа личности.  
5)Ильин ищет и находит "опору". Фундаментальными пед. ср-ами становятся яркая конструктивная деталь художественного произведения и искусство вопроса. К проблеме и образу надо идти от детали.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"