Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:15, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 38 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

пед.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

     Исследование. Учебная деятельность мб организована по-разному, 1 из вариантов – исследовательский  характер деятельности. Ср-ами достижения и реализации исследовательской  формирующей функции пед.проц в  первую очередь являются лаборатории  и лабораторное оборудование. Рез-том становится аналитический ум, интеллектуальная самостоятельность, наблюдательность, творческий характер познания… 
Пример. Для объяснения нужно доп.понятие – образец. Пример мы рассматриваем как нравственное, эмоциональное, рациональное и тому подобное влияние образца на формирующуюся личность. В этом случае пример – формирующая функция, а образец – либо фактор, либо ср-во реализации данной функции. 
Наказание и поощрение – полярные формирующие функции стимулирующего значения в пед.проц. Некоторые пед.ср-ва мб одновременно и поощрением и наказанием(для одного хорошо, для другого плохо). 
Стимулирование – самое общее понятие, которое в применении к анализу формирующих функций пед.проц. урока обозначает преимущественно внешние прямые или опосредованные побуждения формирующих действий или деятельности учащихся. Стимул – любая из названных выше функций.

     9.Фактор  времени на уроке,  основные параметры,  организационно-

     формирующая сущность (ответ должен быть комбинированным: урок: с.235; структура 47-48; временные формы урока: 413-415).

     Система уроков представляет собой единую, постоянную, систематическую, продолжительную, четко регламентированную расписанием, организационно-временную форму  образовательно-педагогического процесса. Уроки обязательны для посещения. Организатором образовательного процесса является учитель. Временные рамки урока в новейшей истории имеют диапазон 30 – 50 минут. Для массовой школы, как показала практика, оптимальными являются 45 минут урока.

     Структура пед. процесса включает в себя компоненты пространственные и временные. В пространственных компонентах различаются в свою очередь фундаментальные и производные. Фундаментальные компоненты – ребенок и педагог. Производные – деятельность субъектов педагогического процесса(отдельно ребенка и педагога); взаимодействие, или общение, субъектов пед. процесса. Важнейшим структурным компонентом пед. процесса выступают и рассматриваются пед. средства. В структуре рассматриваются образовательные функции единого процесса – обучение и воспитание и процессуально-пед. цели.  Важнейший компонент структуры пед. процесса – время в его различных формах: историческое; время развития самого процесса: начало, апогей, завершение; временное отношение к другим процессам (которые предшествуют или следуют); место процесса в астрономическом времени (первый, последний урок, первая, вторая половина дня, начало, середина недели, года и т.д.); темп, ритм, динамика пед.процесса.

     Плотность урока – это максимальное количество выполняемой учащимися работы во времени и пространстве урока, характеризующемся тесной, прочной логической взаимосвязью всех его компонентов.

     Количество  выполняемой учащимися на уроке  работы зависит от опыта учителя  и от опыта класса. Для обеспечения  максимальной плотности урока в  незнакомом классе на предстоящих «своих» уроках надо: 1) накануне побывать на уроках по всем без исключения дисциплинам; 2) определить оптимальный опыт выполнения классом макс. количества работы за урок; 3) спроецировать предполагаемую работоспособность класса на количество материала планируемого урока.

     Правило: недопустимо меньшее количество работы. Допустима адекватная либо большая плотность урока.

     Динамика-это  движение и ход  развития образовательного процесса на уроке под влиянием различных  факторов.

     Критерием динамики выступает ритм урока.

     Ритм  урока – это последовательное чередование форм деятельности учащихся, происходящее с определенной частотой, это налаженная и размеренная  деятельность учащихся.

     Динамика  урока обуславливается темпом.

     Темп  урока – это интенсивность развития образовательного процесса на уроке, заданная скорость выполнения познавательных действий, заданий.

     Темп  – основной инструмент увеличения полезного времени урока. Полезным в объеме урока является время  выполнения учеником предметных действий познания. Чувство меры времени и ритма урока – фактор и средство удержания внимания учащихся. Ритм урока – основной инструмент управления вниманием класса.

     Правило: ослабевает внимание учащихся – немедленно смените форму работы. 

     10.Образовательные  потенциалы фронтального взаимодействия на уроке;

     поурочный балл.с.324-327; с.252; пример с цв. жет. с.384-385

     Фронтальное взаимодействие учителя с учащимися  в современной педагогической практике является наиболее употребительной  формой речевого образовательного взаимодействия. В процессе урока редко удается наблюдать деятельность учителя, реализующуюся только в одной речевой форме. Чаще всего это преобладание одной из форм с переходами в иные, что выступает приемом активизации внимания учащихся. Смена монологической речи, например, на фронтальное взаимодействие активизирует класс. Чередование форм снимает утомление, включает в работу притупившееся восприятие. Но аналитический подход в познании требует рассмотрения каждой речевой формы отдельно. Сначала проанализируем фронтальное взаимодействие учителя с учащимися.Фронтальная работа имеет внешнее выражение в быстром, динамичном и кратковременном индивидуальном контакте учителя в небольшой срок с большим числом учащихся, в процессе которого последние должны по возможности лаконично отреагировать на обращение учителя (хотя, конечно, темп и ритм задаются произвольно). Это могут быть ответы на вопросы, суждения учителя, устный счет, фонетические упражнения и т. п.

     Одна  из особенностей фронтальной работы состоит в том, что учитель может не задерживаться во взаимодействии с учеником, который не сумел ответить или не сумел ответить быстро, хотя при этом следует выдерживать разумную паузу в ожидании ответа. Если ученик затрудняется ответить, то учителю следует, динамично выразив соответствующее отношение к ситуации, преимущественно подбадривающее и доброжелательное (чаще мимикой, жестом, взглядом или словом), быстро обратиться к другому, третьему, четвертому учащемуся, пока не получит правильного ответа, требуемого суждения, точного произношения, решения и т. п. При этом следует в некоторых случаях обязательно вернуться к ученикам, которые не отреагировали вовремя, желательно к каждому из неответивших. Им можно предложить (в темпе) подтвердить или опровергнуть ответ одноклассника, высказать суждение на его ответ, повторить правильный ответ или правильное произношение (если, например, это иностранный язык) и т. п.При проведении фронтальной работы учителя не должны смущать неточные или далекие от требуемых ответы учащихся. Дело не только в том, правильно или неправильно ответил ученик, а в том, что он принимает участие в работе, думает, решает, делает выводы, включает в работу память, чувства, он включен в деятельность. После ряда неточных ответов обязательно кто-то найдет верную мысль, сделает правильные выводы, даст правильный ответ. Задача педагога в данном случае — акцентировать внимание всего класса на правильном ответе.

     Многие  учителя во фронтальной работе активно  перемещаются по классу. Фронтальное  взаимодействие может охватывать в короткий срок более двух третей современного класса или небольшую группу в целом при многократном обращении к одним и тем же учащимся.Фронтальное взаимодействие - универсальная педагогическая методика, применение которой позволяет достигать педагогические цели широкого диапазона. Фронтальное взаимодействие потенциально тремя основными функциями: процессуально-педагогической, дидактической и воспитания. При умелом применении фронтального взаимодействия с учащимися на уроке достигаются такие процессуально-педагогические цели, как полное включение всего класса, всей группы учащихся в учебную деятельность, в совершение предметных, действий познания, организация соответствующего поведения.

     Особенность методики фронтального взаимодействия состоит не только в том, что в нем активные формирующие процессы происходят за счет включенности в предметную, познавательную деятельность, но и в том, что они усиливаются благодаря постоянной готовности учащихся к динамичному предметному взаимодействию с учителем. У учащихся интенсифицируются такие психологические процессы, как обостренное внимание, со-средоточенность, активная мыслительная деятельность, собранность, готовность к активной объективации знаний и т. п. Эти психологические процессы при соответствующей организации педагогического процесса ведут к формированию соответствующих качеств личности (активности, внимательности, умственных умений и навыков и т. п.), к реализации соответствующих педа-гогических целей.При выдвижении целей обучения фронтальное взаимодействие выступает эффективным дидактическим средством. Оно может служить выявлению знаний, эффективному их закреплению, расширению познавательного, информационного диапазона учащихся, быть эффективной опорой при введении нового материала и т. п. Фронтальное взаимодействие как педагогическая методика применимо на уроках практически по всем учебным предметам. Фрон-тальный способ взаимодействия после нескольких опытных применений учителем легко усваивается и принимается учащимися.Следует разводить понятия метод, прием, методика и средство фронтального взаимодействия на уроке.Метод фронтального взаимодействия — это практика, ре-альный педагогический процесс со сложной структурой, в котором само взаимодействие учителя с учащимися является хотя и главным, сущностным, но всего лишь одним из компонентов структуры процесса метода.Фронтальное взаимодействие как педагогический метод эффективно прежде всего в учебной деятельности на уроке. Эффективность метода (или приема) фронтального взаимодействия обусловливается местом и временем проведения урока, содержанием учебного предмета, возрастом учащихся и многим другим.

     Фронтальное взаимодействие как педагогический прием, в отличие от метода, рассматривается  при его локальном применении учителем в педагогическом процессе для достижения частных, процессуальных целей на одном или нескольких уроках.Методика понимается и рассматривается как отражение метода, практики либо как ее предвосхищение в той или иной фор-ме. В данном случае рассматривается методика фронтального взаимодействия в форме рекомендаций и анализа его функциональных оттенков. Методика — это сложное многофункциональное педагогическое средство, предназначающееся для достижения комплекса педагогических целей, в отличие от простых, монофункциональных средств.Фронтальное взаимодействие следует рассматривать как частную педагогическую методику, входящую в общую методику К. А. Москаленко, «липецкого опыта».Со способом фронтального взаимодействия связаны такие понятия, как поурочный балл, работа учащихся с места и ряд других.Поурочный балл – это оценка работы ученика не за полный индивидуальный ответ, а за работу в течение всего урока по впечатлениям, которые произвели на учителя ответы ученика во фронтальном взаимодействии.Методика работы с цветными жетонами - карточками меняет дело: весь урок стимулируется активность учащихся. Получив красный жетон («отлично»), ученик должен позаботиться о сохранении и закреплении этой оценки до конца урока. Снижение активности в работе может привести к накоплению других цветов. Общая оценка сразу снижается. Ученик побуждается быть внимательным и работать весь урок. Эта методика позволяет оценить работу на уроке большого числа учащихся, а интенсивность оценочного взаимодействия побуждает учеников готовиться к каждому уроку.

     11. Категориальный анализ научного предмета педагогики. 
НПП– процесс педагогического развития и формирования ребенка в личность. 
Для педагогики необходимой оказывается категория формирования личности. 
По своей сути понятия развитие и формирование в предмете педагогики едины. Потребность в дополнительной категории с единой сутью возникает по двум причинам: 1 – для понимания развития не только как линейного, прогрессивного движения, но и как образования форм в рез-те развития; 2 – для обозначения условных рез-ов или завершенности развития явления, личности. 
Сама категория личность заключает в себе определенную статичность, подразумевая некий результат в характеристиках сформировавшегося человека на конкретный момент его жизни. Т.к. процесс развития личности – процесс в онтогенезе непрерывный, а любой рез-т развития, фиксируемый по тем или иным параметрам, условен, то для его обозначения удобной оказывается категория формирование. Эта категория подходит для научно-педагогического анализа не только рез-тов, но и прогнозов. В категории реализуется ее семантика, подразумевающая форму, завершенность, зафиксированную или проецируемую. 
В анализе научного предмета педагогики важен акцент на категории «процесс». В теор.педагогике широко употребляется категория «система». Суть и способ существования сущего, реальности, действительности, выступающей объектом или предметом научного познания, есть процесс. 
Это осознаваемое или неосознаваемое движение, непрерывное изменение, развитие или деградация, как поддающиеся наблюдению, так и невидимые. 
Любая система – всегда одномоментный аналитический срез процесса. Системы возникают в сознании, знании, понимании либо получают выражение в той или иной материальной форме в виде моделей, как статичных, так и динамичных.  Система- это иерархия структуры.  Выражение «развивающаяся система» научно некорректно. Развиваются не системы, а системные представления, знания, воплощаемые человеком в его практике в культурные формы. Со временем формы изменяются, деградируют, исчезают. Развитие – прежде всего движение, изменение. Изменения ведут к исчезновению прежней системы и появлению новой. А это уже не система, а процесс. 
Наука требует точности. Всякий раз рассматривая явление как системы, мы рассматриваем его в статике. Проводя анализ развивающейся системы, мы ведем речь уже не о системе, а процессе явления, т е о движении, изменении количественном и качественном. 
Не бывает хороших и плохих педагог. систем, средств, методов. Любое педаг. явление – всегда процесс. Системный подход – 1 из важнейших способов познания пед.процессов в их разнообразных формах. Пед.процесс – основная форма реализации пед.практики. Никакая система никогда не в состоянии угнаться за пед.процессами, т е за практикой, за жизнью. 
Разрабатываемые и рекомендуемые системы, средства, методики, их вероятная эффективность всегда обуславливаются непрерывным качественным и количественным обновлением каждого структурного компонента процесса в каждый последующий момент развития, т е непрерывным преобразованием всего процесса. 
Изменения ведут либо к усилению формирующих потенциалов пед.процесса, либо к их ослаблению.
 

     12.Общественное  мнение как фактор  и средство формирования  личности в группе.276-281; 213—214.

     Общественное  мнение - это такое психологическое  силовое поле, попадая в к-ое личность сразу же испытывает на себе его влияние. Оказавшись в группе, чел-к волей-неволей сталкивается с нормами поведения, традициями... Только люди с уникальной силой волы могут противостоять влиянию группы. Иначе ч-к либо принимает условия группы, либо покидает ее.

     Для учителя важно понимать значимость общественного мнения. Самая простая ситуация: учитель решил наказать ученика. Если класс поддержит учителя, то ребенок испытает сильнейшее психологическое давление, а если будет наоборот, то учитель окажется в позиции "злого дяди".

     В любом коллективе общественное мнение может стать мощным средством  достижения пед. целей, просто надо знать, как его использовать. Этим вопросом глубоко занимался А.С. Макаренко. Он ввел понятия "коллективная педагогика и параллельное методическое действие". Их суть: учитель не обращается к ученику напрямую, а как бы через группу. Он объясняет другим детям, почему им плохо, и-за чего они отстают.

     Общественное  мнение может быть таким сильным, что детей надо сдерживать, иначе  личность будет морально сломлена и раздавлена.

     Параллельное  методическое действие работает и в  другую сторону: от группы к отдельной  личности. Наблюдая взаимодействие учителя  и ученика, другие члены группы всегда примеряют ситуация на себя.

     Итак, общественное мнение - это очень  сильный фактор групповой педагогики. Оно является носителем традиций, морали, эстетики, суждений и привычек группы.

     13.Формы  и функции внеурочной педагогической  деятельности учителя в школе

     Педагогическая  деятельность- профессиональная, систематическая, предметно- и целенаправленная деятельность, с отчетливым осознанием факторов и средств развития ребенка, реализуемая на определенном содержании, в специальных пространственных и временных формах пед. процесса.

     Школьному образованию присуща внеурочная деятельность учителя. Функция классного руководителя вполне естественна. Он является организатором жизни учащихся в школе. В СССР функция классного руководителя была чуть ли не ведущей: ведь он воспитывал новое поколение, а сейчас, в основном, эта функция стала чисто организаторской. В деятельность классного руководителя входили 3 аспекта: ученики, их родители и учителя. 
Организаторские функции классного руководителя элементарны: заполнить классный журнал, вести личное дело, выставить четвертные и годовые оценки, проводить род. собр., следить за понижением успеваемости класса. 
Основными формами работы с родителями являются собрания и индивидуальные контакты. На собраниях в основном обговаривается организационная информация. А вот беседовать об успеваемости ребенка, его проблемах надо строго индивидуально. Если родители хотят поговорить с учителем-предметником, а он очень рассержен, то лучше этого контакта избегать. Если же стороны настаивают, то обоих надо тактично настроить и подготовить. 
Классный руководитель должен знать учителей, работающих с его классом. Основной формой контроля является посещение уроков и анализ работы учителя. Очень часто плохая успеваемость и недисциплинированность провоцируются неумелой работой учителя.Классным руководителем может быть только ответственный, авторитетный и умелый учитель.
 

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"