Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 38 вопросов по дисциплине "Педагогика".
29.Типы урока, сущность типологии уроков
Урок-
основная организационно-временная
форма реализации образовательно-
Сегодня любой учитель может строить свой урок в соответствии со своим творческим замыслом. Творчество должно реализовываться в рамках рассматриваемой структуры, т.е. каждый компонент обязательно должен сохраняться в пед. процессе урока. Многое зависит от того, какой тип урока будет проводиться. Тип урока обуславливается признаком преобладания тех или иных функций урока. Например, свободная структура предполагает возможное преобладание одной из составляющих урока над другими в зависимости от стратегии и тактики образовательно-пед. процесса. Один урок может быть полностью посвящен введению "нового материала", при этом все остальные компоненты урока окажутся предельно "свернутыми", расположатся особым образом внутри ведущей для данного урока функции. Другой урок может быть подчинен обобщению и систематизации знаний, 3- закреплению, 4- контролю. По этому признаку и определяются типы уроков.
Бывает слабым (это когда всё плохо, но это тоже метод, так как даже слабая работа субъектов педагогического не останавливает его), плотным, а ещё комбинированным (такая форма образовательно-педагогического процесса, в которой структура урока регламентируется обязательностью её компонентов, последовательностью взаимного расположения и временем их реализации)
Существует 2 подхода, которые следуют логике и структуре процесса учебного познания.
Вводные уроки; уроки первичного ознакомления с материалом; уроки образования понятий, установления законов и правил; уроки применения полученных знаний на практике; уроки навыков(тренировочные уроки); уроки повторения и обобщения; контрольные уроки; смешанные или комбинированные уроки.
Урок
усвоения новых знаний; урок усвоения
навыков и умений; урок комплексного применения
знаний, умений и навыков; урок обобщения
и систематизации знаний; урок проверки,
оценки и коррекции знаний, умений и навыков;
комбинированный урок.
30. современная школа, формы и содержание образования.
Единая российская школа.
Основной
формой в период с 31ого по 91й год
20 века являлся единый тип классно-урочного
образовательного учреждения с названием
«единая трудовая политехническая
общеобразовательная средняя
Российская
общеобразовательная школа
Единая
школа – единая система среднего
общего образования. Признак - единая
образовательная программа, единый
учебный план для любой школы,
исключающие возможность
Главный признак – единая образовательная программа на территории страны для всех без исключения её граждан.
Помимо массовости образования в качестве достоинства можно рассмотреть еще качественное образование при отсутствии внешнего образовательного стимула. Передовая школьная практика искала и находила убедительные и эффективные методики индивидуализации образования внутри системы.
Сдерживающие факторы превращали единую школу в единообразную. Система единой массовой школы стала затратной.
Формы образовательных учреждений (школ).
В середине 90х было устранено единообразие школы. Появились государственные, муниципальные, негосударственные образовательные учреждения. Различают начальную, основную и среднюю школу. Продолжительность обучения – 10-12 лет. Появляются гимназия и лицей.
Нормативные документы, отражающие и регулирующие содержание образования.
Закон «Об образовании» (1992) и государственный образовательный стандарт. 3 части стандартного образования: федеральный, национальный, школьный. Им соответствуют учебные планы: базисный учебный план, типовые учебные планы, учебные планы образовательной средней школы. Школы работают по типовому плану.
Содержание образования, нормы образования, отражение в федеральном компоненте обязательны для всех образоват. учреждений. Национально-региональное своеобразие по определению противоположно понятиям стандарт, образец, эталон.
На смену классическому понятию «единая школа»» пришло понятие «единое педагогическое пространство России».
Следует учитывать, что единство обеспечивается не только количесвтенным соотношением инвариантного и вариативного содержания образования, отражаемого в нормативных документах, но и качеством образовательной практики школ на местах. Школа немедленно переходит в качество образовательного тупика при условии снижения качества преподавания дисциплин, относящихся к обязательному федеральному минимуму.
Содержание образования.
Чему учить?- главный вопрос.
Качество государственного образования – вопрос государственной политики. Его цена – статус России в мировом обществе. Важно интегрироваться в мировое образование достойно, со своей богатейшей педагогической культурой.
Сегодня основная школа отводит лишь 75% времени обязательным предметам. Это неправильно. Мерой российского образования должен стать Человек.
Второй вопрос – как учить? Ориентация на профильное образование. Создание профильных классах. Идея экономической эффективности не должна подавлять идею справедливости и здравого смысла.
Идея
всестороннего и гармонического
развития личности на основе энциклопедического
образования каждого человека несовместима
с идеологией рынка.
31. взаимодействие субъектов в педагогическом процессе; общение, его формирующие потенциалы.
Вид деятельности – взаимодействие. Взаимодействие – первомотив развития человека природного в человека общественного. Это суть человеческой жизни как первопотребность, реализующаяся в форме субъект-субъектной активной деятельности.
Это
один из основных принципов педагогического
процесса, ведущий вид деятельности.
Общение – это единственное в своей классификационной
группе взаимодействие, предметом которого
выступает для человека другой человек.
В общении субъекты друг другу не безразличны.
Они – его главный мотив, его главная причина.
Могут иметь разные оттенки – дружбы,
приятельства, симпатии, любви. Другие
виды взаимодействия отличаются от деятельности
общения «безразличным отношением» к
субъекту взаимодействия , то есть в них
субъект вторичен. Деятельность журналиста
нельзя назвать деятельностью общения.
Но относится к классу взаимодействия.
Взаимодействие, в котором предметом выступают
оба человека друг для друга и называется
общением.
Следует
различать взаимодействие как предметно-функциональную
потребность, как форму, в которой
реализуются другие деятельности, и
как функцию инопредметной
Взаимодействие учителя с учащимися – необходимое условие, форма и функция, присущие процессу педагогической деятельности. Если в преобразующем педагогическом взаимодействии устанавливаются дружеские. Доброжелательные отношения между субъектами, возможно возникновение особого вида взаимодействия, которое называется общением.
Взаимодействие учителя с учащимся в образовательном процессе должно получить развитие с предметного уровня преобразующей деятельности во взаимодействии на уровень преобразующего общения. Преобразующее педагогическое общение – это цель или одна из фундаментальных целей учителя как субъекта педагогической деятельности, именуемая в практике передовых учителей сотрудничеством. Такая цель достигается, если: хорошее настроение у учащихся, вдохновение, взаимопонимание и т.д.
Взаимодействие учащихся с учителем. Учащиеся всегда испытывают потребность в психологически комфортном и профессионально адекватном взаимодействии учителя с ними. Профессионал всегда стремится к скорейшему переводу взаимодействия по мотивам неперсонифицированной культурной необходимости во взаимодействие по мотивам познавательного общения учащихся с учителем, к взаиморазвивающему и взаимоусиливающему познанию и общению. Потребность учащихся в общении с учителем в учебном познании есть цель преобразующей педагогической деятельности.
Взаимодействие
учащихся друг с другом. Познание исходно
не предполагает взаимных действий учащихся.
32. методика педагогического процесса урока.
Учитель – главное системообразующее звено в педагогическом процессе.
Дело учителя - избирать методику, требовать от учителя можно только высоких рез-ов развития личности.
В качестве традиционной методики следует рассматиривать методику работы учителя, признаком которой выступает педагогическое мастерство, ярко выраженное внешне, позволяющее достичь предвосхищаемую цель. Но прежде всего – высокую познавательную активность учащихся.
Инструменты учителя – речь (самое главное). Важны также интонация, ударения и паузы, дикция. Важна педагогическая мимика – взгляддвижение лица, артикуляция, искренность в действиях. Важный момент – жестикуляция; хорошее настроение.
Фронтальное
взаимодействие. Методика – это
сложное многофункциональное
Речевые формы. Лекции. Рассказ. Беседа. Дискуссия. Диалог.
Прием опоры на знания учащихся. Закрепление, обобщение, контроль знаний.
В
монологических речевых формах работы
учителя(лекции, рассказы и др) внимание
учащихся характеризуется относительной
неустойчивостью. Степень наполнения
образовательно-пед. процесса урока приемами
опоры на знания учащихся может качественно
изменить не только формальную, содержательную
и в особенности функциональную сущность
рассматриваемого приема, но и методическую
суть практики урока в целом. Возрастание
интенсивности опоры на знания учащихся
может преобразовать монологическую форму
работы учителя во фронтальное взаимодействие.
Прием опоры на активных учащихся. При
условии высокого качества работы учителя
на уроке, активность отдельных учащихся
сильно возрастает, у них появляется потребность
немедленно высказаться, поделиться своими
соображениями. Этот псих. фактор мб развит
учителем в пед.ср-во в качестве опоры
на активных учащихся в любой речевой
форме пед.деятельности. С помощью приема
снимается монотонность, стимулируется
активность наиболее подготовленных учащихся,
сменой форм действий актуализируется
учебный материал, активизируется внимание
всего класса.
Чувство
класса - это личностная качественная
характеристика профессионализма учителя,
к-ую следует рассматривать как цель и
рез-т длительной практики. В ходе урока
учитель чувствует класс прямым, боковым
зрением, на слух. О состоянии объекта
свидетельствуют выражение лиц, глаз,
позы, посадка, движения учащихся и тп.
Угасание активности и внимания - сигнал
для учителя к немедленной методической
перестройке. Чувство класса развивается
в практике постоянного, профессионального
наблюдения и анализа. Наблюдение, анализ
и выводы - уровень проф. умения, к-ое в
процессе, во времени и практике развивается
в проф.качество. Именно это качество позволяет
достаточно точно и вовремя обращаться
к конкретным приемам взаимодействия
с учащимися. Чувство класса немедленно
сообщает об ослаблении внимания на уроке,
позволяет учителю верно выбрать стиль
и тон во взаимодействии с классом, вовремя
включить в работу активных или слабых
учеников.
В монологических речевых формах работы
учителя(лекции, рассказы и др) внимание
учащихся характеризуется относительной
неустойчивостью. Степень наполнения
образовательно-пед. процесса урока приемами
опоры на знания учащихся может качественно
изменить не только формальную, содержательную
и в особенности функциональную сущность
рассматриваемого приема, но и методическую
суть практики урока в целом. Возрастание
интенсивности опоры на знания учащихся
может преобразовать монологическую форму
работы учителя во фронтальное взаимодействие.
Прием опоры на активных учащихся. При
условии высокого качества работы учителя
на уроке, активность отдельных учащихся
сильно возрастает, у них появляется потребность
немедленно высказаться, поделиться своими
соображениями. Этот псих. фактор мб развит
учителем в пед.ср-во в качестве опоры
на активных учащихся в любой речевой
форме пед.деятельности. С помощью приема
снимается монотонность, стимулируется
активность наиболее подготовленных учащихся,
сменой форм действий актуализируется
учебный материал, активизируется внимание
всего класса.
Перегруппировка учащихся по способностям. Профессиональная перегруппировка.
Интересные
вещи: эффектное появление учителя в классе,
овладение вниманием с первых минут урока,
быстрый переход к работе, плотность урока,
динамика. Ритм. Темп урока, активность
класса.
33. классификация видов деятельности.
Это один из методов научного познания. Наиболее известны классификации Рубинштейна и Ананьева. Виды деятельности систематизируются по 3ем признакам. В первой классификации – по признакам, которыми выступают игра, учение, труд; во второй – познание, труд, общение.