Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 16:37, шпаргалка
Методика преподавания лит-ры как научная дисциплина.
2. Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…
3. Современные программы по лит-ре. Анализ традиционной прграммы…
4. Современные программы по лит-ре. Анализ инновац-й прграммы…
5. Сравнительный анализ 2х программ, разработанных разными авторами…
6. Этапы лит-го образ-я в шк. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в основной школе.
7. Этапы лит-го образ-я в школе. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в старших кл.
8. Дидактческие и литвед-ие принципы препод-я лит-ры в школе.
9. Основные этапы разв-я… первой половины 19в.
10. Основные этапы разв-я… второй половины 19в.
11. Основные этапы разв-я… первой половины 20в.
12. Основные этапы разв-я… второй половины 20в.
13. Современный этап разв-я шк-го литвед-я и медодич-ой науки.
14. Методы и приемы обучения лит-ре. Различные классифик-ии методов обучения.
15. Основные этапы изучения лит-го пр-я в школе…
16. Чтение как псих-пед-ая и методич-ая роблема. Виды чтения…
17. Анализ как основной этап… Соотн-ие литвед-го и школьного анализа. Виды анализа.
18. Анализ как основной этап… Пути ан-за худ-го пр-я на ур. лит-ры в ср-их и ст-их кл.
19. Заключительные занятия в системе изучения литературной темы.
20. Специфика изучения эпических произведений в школе.
21. Особенности изучения лирики в школе.
22. Специфика изуч-я драм-х пр-ий в школе.
23. Обзорные темы курса лит-ры в старших классах…
24. Проблема изуч-я биографии писателя в основной школе…
25. Биография художника слова как составная часть…
26. Теория лит-ры в школьном изуч-ии…
27. Методика изуч-я литер-крит-го матер-ла в средней школе.
28. Урок лит-ры, его классифик-я в методич-ой лит-ре…
29. Активные формы обучения лит-ре. Урок-лекция.
31. Новые (нетрадиц-ые) формы уроков лит-ры…
32. Развитие устной речи учащихся на уроках лит-ры…
33. Письменные работы по лит-ре…
34. Внеклассное (самостоят-е) чтение в системе лит-го образ-я…
35. Внеклассная работа по лит-ре…
36. Роль наглядности в преп-ии лит-ры…
37. Факультативные занятии, спецкурсы и элективные…
38. УМК по лит-ре для 5-9 классов…
39. УМК по лит-ре для 10-11 классов.
40. Планирование работы учителя как основа творческого преподавания…
Определения: 19в. Н.Новиков – М. – это важная часть педагогики, указывающая путь, по к-му нужно идти при наставлении юношества. 20в. Скаткин – М. – частная дидактика, теория обучения определенному предмету. В педагогическом словаре – М. – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучающей деятельности учащихся в процессе освоения худ-й лит-ры как иск-ва слова.
Предмет изучения – процесс изучения взаимодействия учителя и ученика при изучении лит-ры. Цель – 1) определение в соответствии с требованиями современности цели, специфики, содержания и объема школь-го курса лит-ры; 2) изуч-е и описание наи> эффективных методов и приемов для > быстрого, основательного и глубокого освоения худ-ых произ-ий в единстве содержания и формы; 3) разработка ? об условиях и путях успешного усвоения школьниками определенных знаний, умений и навыков по лит-ре.
Методы исследования: 1) наблюдение – целенаправ-ый процесс сбора инф-ии; 2) изучение, анализ или обобщение опыта; 3) анализ школьной документации, источников инф-ии; 4) индивидуальные беседы с учащ-ся и учителями; 5) эксперимент – научно поставленный опыт с целью изучения педаг-го явления в естественных или лабор-х условиях; 6) тестирование – целенаправленное одинаковое для всех обследование, проводимое в строю конкретных условий и позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспит-я, разв-ия учеников; 7) анкетирование – метод массового сбора инф-ии с пом-ю специально разработанных вопросников, анкет; 8) статистический – определяет колич-ые показатели; 9) критич-ое изучение методического наследия; 10) изучение продуков ученич-го творчества.
Взаимод-е со смежными дисциплинами: 1) Дидактика (теория бучения) тесно связана с методикой, входящей в систему пед-их навыков. 2) Литературов-ие – наука, изуч-ая особен-ти худ-й лит-ры, ее разв-я, оно опроеднляет специфич-ое содержание МПЛ. 3) Эстетика – наука о природе и закономерн-тях эстет-го освоения действ-ти. Методика в значит-ой степени способствует эстет-му восприятию личности. 4) Психол-я – изуч-ет законом-ти разв-я психики. МПЛ опирается на ее данные и понятия. 5) Языкознание исслед-т особен-ти языка. А язык – это 1 элемент лит-ры. 6) История связана с методикой, т.к. учитель-словесник должен глубоко знать историю.
МПЛ
– наука, к-я пост-но разв-ся, дальнейшие
перспективы, по определению Богдановой:
1) гуманизация учеб-воспитат-ой работы;
2) дифференц-ия обучения; 3) интеграция
предмета и конкретных методик; 4) приближение
уровня преподавания к уровню разв-я совр-ой
науки и куль-ры; 5) создание новых технологий
уроков и вариативных программ; 6) интенсификация
методов; 7) поиск новых форм обучения.
2. Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…
Лит-ра – 1 из учебных шк-ых предметов. Он входит в систему фил-их дисциплин. Лит-ра – это и наука и иск-во. У нее есть свои цели и задачи – образовательная, воспитательная и развивающая – они прописаны в стандарте по лит-ре. Т.к. лит-ра – учебная дисц-на, то ри анализе пр-я следует исходить из того, что: 1) лит-ое пр-е существует кка реальность, облад-щая идейной, нрав-ой, фил-ой и эстет-ой ценностью. 2) худ-ый мир лит-го пр-я не имеет ничего общего с матер-ой реальностью. 3) любое худ-ое пр-е строится на принципах худ-ой условности. 4) лит-е пр-я ничего не доказ-ют и не объясняют на рацион-ом уровне. 5) восприятие лит-го пр-я возможно только на основе сотворчества. 6) изучение любой национ-ой лит-ры возможно на фоне мирового лит-го процесса, на основе принципа историзма. 7) главный критерий – художественность.
Лит-ра
как учебный предмет связана
с рус-им и иностр-ым яз-ми, с к-ми
образует круг филих дисциплин. С
историей, обществовед-ем при рассм-ии
озорных тем. С ИЗО и музыкой,
т.к. эстет-ая основа. Межпред-ые связи
помогают решить многие задачи в препод-ии
лт-ры: выявить особен-ть лит-ры как иск-во
слова. Сопост-е с др-ми видами иск-в; помочь
в понимании отдельных проблем, рассматр-ых
на уроках лит-ры; создать эмоц-ое поле
урока.
3. Современные программы по лит-ре. Анализ традиционной прграммы…
Программа – документ, на основе к-го осущ-ся прцесс лит-го обр-я в школе. В школьной практике исп-ся программы с грифом (рекомендовано, допущено) мин-ва образ-я. Это прогр-мы: Курдюмовой (1 и 2 вар-ты), Коровиной, Беленького, Маранцмана, Маркина – для общеобр-х школ. Кутузова, Княжицкого – для общеобр-х и инновац-х школ. Ладыгина – для иннова-х. У нас работают: Курдюмова 1, Кутузов, Коровина. Содерж-е программ базир-ся на основе стандарта по лит-ре, к-й содержит обязат-й образоват-й минимум. Стр-ра и содерж-е программ: 1) Пояснит-я записка, где определены цели, задачи, принципы преп-я, принцип постр-я программы и охарактер-н этап лит-го образ-я. 2) Программа для конкретного кл. Внутри пр-мы – разделы – темы – аннотации. 3) Внутри каждого раздела – рубрика теория лит-ры. 4) В каждом разделе – пр-я для сам-го чтения.
Принципы постр-я пр-мы: 1) хронолог-ий, 2) жанровый, 3) тематический. Общий принцип постр-я курса лит-ры в 5-8 кл. по традиц-ой пр-ме – концентрический. В инновац-х иные: родо-жанровый, рблемат-ий. Для старших кл. курс построен на истор-лит-ой основе. Включает обзорные и моногр-е темы. Цель – дать предст-е об эпохе. Появляется новая рубрика – критика. Построен на основе линейного принципа. Пр-мы для 9 кл. с сер. 90гг. сущ-ет 2 пр-мы – это вызвано отменой закона об обязат-ом среднем образ-ии. 2 пр-мы: 1) концентр-я, 2) линейная.
Курдюмова-2.
Цель лит-го образ-я - способствовать дух-му
стан-ю лич-ти, формир-ть ее нравст-ю
поз-ю, эстетич-ий вкус, совершенному влад-ю
речи - > воспит-ть, развивать; принцип
постр-я – хронол-ий в сочет-ии с жанровым
и тематич-м (ср. кл), историзма (ст. кл):
5кл. Фольклор. Рус. нар. сказка: ск. нар.
мира, ск. рус. и заруб. писат-й 19в., ск. рус.
пис-й 20в.; содерж-е соотв-т образоват-му
мин-му. Но: вариативная часть предст-на
в осн-ом рус. лит-рой: 7кл. УНТ.; объем теор-лит-х
понятий - в соотв-и с образ-м мин-м.
4. Современные программы по лит-ре. Анализ инновац-й прграммы…
Программа – документ, на основе к-го осущ-ся прцесс лит-го обр-я в школе. В школьной практике исп-ся программы с грифом (рекомендовано, допущено) мин-ва образ-я. Это прогр-мы: Курдюмовой (1 и 2 вар-ты), Коровиной, Беленького, Маранцмана, Маркина – для общеобр-х школ. Кутузова, Княжицкого – для общеобр-х и инновац-х школ. Ладыгина – для иннова-х. У нас работают: Курдюмова 1, Кутузов, Коровина. Содерж-е программ базир-ся на основе стандарта по лит-ре, к-й содержит обязат-й образоват-й минимум. Стр-ра и содерж-е программ: 1) Пояснит-я записка, где определены цели, задачи, принципы преп-я, принцип постр-я программы и охарактер-н этап лит-го образ-я. 2) Программа для конкретного кл. Внутри пр-мы – разделы – темы – аннотации. 3) Внутри каждого раздела – рубрика теория лит-ры. 4) В каждом разделе – пр-я для сам-го чтения.
Принципы постр-я пр-мы: 1) хронолог-ий, 2) жанровый, 3) тематический. Общий принцип постр-я курса лит-ры в 5-8 кл. по традиц-ой пр-ме – концентрический. В инновац-х иные: родо-жанровый, рблемат-ий. Для старших кл. курс построен на истор-лит-ой основе. Включает обзорные и моногр-е темы. Цель – дать предст-е об эпохе. Появляется новая рубрика – критика. Построен на основе линейного принципа. Пр-мы для 9 кл. с сер. 90гг. сущ-ет 2 пр-мы – это вызвано отменой закона об обязат-ом среднем образ-ии. 2 пр-мы: 1) концентр-я, 2) линейная.
Кутузов.
Цель лит-го образ-я – формир-е чит-ля,
способ-ти к полноц-му воспр-ю лит-х пр-ий
в контексте дух-ой к-ры ч-ва и подготов-ка
к сам-му общению с иск-вом слова -> образ-ая;
принц постр-я - родо-жанр-ый и пробл-тематич-ий
(ср. кл), историзма (ст. кл). Сказки, нар-баллада,
лит-я сказка,очерк, новела, религ-я лит-ра,
басня, лирика, драма. 10кл. (пробл-тематич),
разв-е лит-крит-го реал-ма, худ-ый мир Гонч.;
содержание - в соотв-и с образ-ым мин-м.
Но: вариативная часть предст-на в осн-ом
заруб-ой лит-рой: Сервантес, Мольер, Дефо,
Лондон; объем теор-лит-х понятий - превышен.
5. Сравнительный анализ 2х программ, разработанных разными авторами…
Программа
под редакцией Курдюмовой и Кутузова.
1) Цели лит-го образ-я: Становление духовного
мира чел-ка, создание условий для формир-я
внутренней потребности личности в непрерывном
совершенствовании (воспитательная и
развивающая цель главные) – Формир-е
читателя, способного к полноценному восприятию
в контексте духовной культуры челов-ва
и подгот-го к самомт-му общению с ис-вом
слова (образовательная и развивающая).
2) Содержание программ: Соответствие образовательному
минимуму - Соответствие образовательному
минимуму, но значительно превышает его
в области зарубежной лит-ры. 3) Объем теоретико-лит-х
знаний: Соответствие образовательному
минимуму - Соответствие образовательному
минимуму, но он превышен (идеализация,
интерпретация, пауза, повторы). 4) Принцип
построения программ: В средних кл. хронологич-ий
в сочетании с жанровым и тематическим.
В старших принцип историзма. – В средних
кл. родожанровый и проблемно-тематический.
В старших принцип историзма.
6. Этапы лит-го образ-я в школе. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в основной школе.
Лит-ое образ-е в школе вклюсает 3 этапа: 1) 1-4 главное – научить шк-ов читть худ-ый текст, пересказывать и выявлять тему пр-я. 2) 5-9 (чтение + автор + основные понятия по теории лит-ры). 3) 10-11 (чтение + автор + теор-ко лит-е понятия + выявл-е авторской позиции). Литое обр-е на каждом этапе имеет свое содерж-е. Оно определено образ-ым мин-м по лит-ре. Отбирается это содерж-е по определ-м критериям. При отборе худ-х пр-ий: 1) высокие худ-е дост-ва пр-я, 2)этапное значение пр-ий для разв-я рус-ой лит-ры и для тв-ва конкретного пис-ля, 3) богатство проблематики пр-я, 4) наличие позитивого начала в тексте, 5) отраж-е в пр-ии диалогового хар-ра в рус-ой лит-ре, 6) сохран-е традиций отчест-го образ-я, 7)многообразие жанров худ-го пр-я.
При
тборе теор-лит-х понятий учит-
7. Этапы лит-го образ-я в школе. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в старших классах.
Лит-ое образ-е в школе вклюсает 3 этапа: 1) 1-4 главное – научить шк-ов читть худ-ый текст, пересказывать и выявлять тему пр-я. 2) 5-9 (чтение + автор + основные понятия по теории лит-ры). 3) 10-11 (чтение + автор + теор-ко лит-е понятия + выявл-е авторской позиции). Литое обр-е на каждом этапе имеет свое содерж-е. Оно определено образ-ым мин-м по лит-ре. В 10 классе предст-на рус. лит-ра 19в. и даются тдельные сведения по заруб-ой лит-ре. Рус. в большинстве воем изуч-ся моногр-ми. В 11 классе из-ся рус. лит-ра рубежа 19-20вв. и 20в. Программа этих классов обращает особое внимание на ?, связ-е с теоией лит-ры. В 10 кл. уч-ся д. овладеть комплексом теор-х понятий, отраж-х истор-лит-е процессы. В 11 кл. происх-т форм-е новых понятий, связ-х с истор-лит-м процессом. Таково особть всех традиционных программ.
Иновац-ые пограмы имеют свою спец-ку. Они преп-т углубл-ое изуч-е нац-ой лит-ры. Главная цель – освоение худ-го мира писателя в истор-культ-м аспекте. Ведущая теор-лит-ая проблема в 10 кл. – худ-ый мир рус. лит-ры 19в., в 11 кл. – 20в. В них расширен жанровый спектр рус. лит-ры.
Учебные
планы по лит-ре для старших Кл.
предусматр-т 2 уровня глубины изуч-я предмета
– общеобзазоват-ый (2-3 часа в нед.) и углубленный
(5-6). Изуч-е лит-ры на общеоб-ом уровне предпол-т
сохр-е традиц-ой основы курса. Делается
упор на контекст-ое изуч-е п-ий, включ-ых
в образоват-ый минимум. Но часа в неделю
не позв-ют решить задачу лит-го обр-я на
традиц-ом уровне. Уменьшение кол-ва часов
на лит-ру ослабевает гуманитарную основу
отеч-го обр-я. В школах с углубл-ым изуч-ем
предмета расширяются рамки содержания
курса. Основная задача – освоение лит-ры
на углубленном уровне, изуч-е исследоват-ой
деят-ти. В процессе изуч-я в этих Кл. лит-ры
необх-мо вытроить ист-лит-й контекст,
в рамках от-го ассм-ся пр-е, силивать межпредм-е
и внутрипредм-е связи курса, формировать
умение обобщат и сопоставлять различ.
Лите явления и факты.
8. Дидактческие и литвед-ие принципы препод-я лит-ры в школе.
Решая задачи лит-го образ-я, учитель лит-ры опир-ся на общепед-ие и частные методич-е принципы. Пед-ие и метод-ие – это общие, основные и направляющие положения, к-е возникли в рез-те анализа науч-пед-их закономерностей и практич-го опыта преп-я лит-ры. Изуч-е лит-ры в школе опир-ся на такие ведущие пед-ие или дидакт-ие принципы: 1) Научность – рассмотр-е темы с позиции соврем-го литвед-я. 2) Систем-ть и планомерн-ть – четкое следование программам, в к-х эти принципы заложены. 3) Ведущая рль уч-ля при сознательной и активной деят-ти уч-ся – установление субъект-ых отношений на уровне лит-ры. 4) Доступность – изучаемый материал д.б. доступен уч-ку данного возраста. 5) Межпредм-е связи – взаимосвязь лит-ры с др. шк-ми дисциплинам. 6) Наглядность – углубление анализа пр-я, показать отличие лит-ры от др. видов искусств, создать эмоц-ое поле урока. 7) Воспиательная напр-ть процксса обучения.
Частные
принципы: 1) Преп-е лит-ры как иск-ва
слова. 2)Анализ худ-го пр-я в ед-ве ыормы
и содерж-я. 3) Принип историзма. 4) Принцип
традиций и новаторства в тв-ве конкр-го
писателя. Позволяет шк-ам проследить
разв-е лит-ры как единого процесса. 5) Внутрипредм-е
связи. 6) Усвоение основных понятий по
истории и теории лит-ры. 7) Осмысление
истор-куль-ых сведений и нравст-эстет-их
представлений, т.е. изуч-е лит-ры в культуролог-м
и этическом контексте. 8) Овладение богатейшими
выразит-ми ср-ми РЯ.