Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 16:37, шпаргалка

Описание

Методика преподавания лит-ры как научная дисциплина.
2. Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…

3. Современные программы по лит-ре. Анализ традиционной прграммы…

4. Современные программы по лит-ре. Анализ инновац-й прграммы…

5. Сравнительный анализ 2х программ, разработанных разными авторами…

6. Этапы лит-го образ-я в шк. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в основной школе.

7. Этапы лит-го образ-я в школе. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в старших кл.

8. Дидактческие и литвед-ие принципы препод-я лит-ры в школе.

9. Основные этапы разв-я… первой половины 19в.

10. Основные этапы разв-я… второй половины 19в.

11. Основные этапы разв-я… первой половины 20в.

12. Основные этапы разв-я… второй половины 20в.

13. Современный этап разв-я шк-го литвед-я и медодич-ой науки.

14. Методы и приемы обучения лит-ре. Различные классифик-ии методов обучения.

15. Основные этапы изучения лит-го пр-я в школе…

16. Чтение как псих-пед-ая и методич-ая роблема. Виды чтения…

17. Анализ как основной этап… Соотн-ие литвед-го и школьного анализа. Виды анализа.

18. Анализ как основной этап… Пути ан-за худ-го пр-я на ур. лит-ры в ср-их и ст-их кл.

19. Заключительные занятия в системе изучения литературной темы.

20. Специфика изучения эпических произведений в школе.

21. Особенности изучения лирики в школе.

22. Специфика изуч-я драм-х пр-ий в школе.

23. Обзорные темы курса лит-ры в старших классах…

24. Проблема изуч-я биографии писателя в основной школе…

25. Биография художника слова как составная часть…

26. Теория лит-ры в школьном изуч-ии…

27. Методика изуч-я литер-крит-го матер-ла в средней школе.

28. Урок лит-ры, его классифик-я в методич-ой лит-ре…

29. Активные формы обучения лит-ре. Урок-лекция.

31. Новые (нетрадиц-ые) формы уроков лит-ры…

32. Развитие устной речи учащихся на уроках лит-ры…

33. Письменные работы по лит-ре…

34. Внеклассное (самостоят-е) чтение в системе лит-го образ-я…

35. Внеклассная работа по лит-ре…

36. Роль наглядности в преп-ии лит-ры…

37. Факультативные занятии, спецкурсы и элективные…

38. УМК по лит-ре для 5-9 классов…

39. УМК по лит-ре для 10-11 классов.

40. Планирование работы учителя как основа творческого преподавания…

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по методике лит-ры.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

    15. Основные этапы  изучения лит-го  пр-я в школе…

    Освоение  лит-го пр-я происходит в неск-ко этапов. Они включают: вступительное  занятие, чтение пр-я, работу над текстом (анализ, разбор), заключительные занятия. Все они взаимосвязаны. Вступительные занятия. Цель: 1) создание установки на восприятие и понимание текста. 2) мотивировка послед-го аанлиза и создание ориентиров восприятия. Строгой классиф-ии таких занятий нет. Считается, что не должно превышать 15 мин. – в средних кл. В старших может занимать 1-2 урока. Продолж-ть, методику и содежание вступ-го занятия определяют: цели урока, возраст уч-ся, жанр и род изуч-го пр-я, возможности уч-ля, интеллект-ый фон кл. Методист Никифорова считает, что на вступ-х занятиях ужно: соориет-ть в жанре, в общем хар-ре пр-я, в месте и t действия, в системе образов и событий, в эмоц-м отношении автора к герою, в объеме и образном ядре пр-я.

    Различают 2 пути подготовки к чтению и анализу  текста: 1) на основе личных впечатлений, 2) на основе изуч-го пр-я. Содерж-е вступ-го занятия д.б. очень разнообр-м. Поэтому (:) виды занятий: 1) занятия, помог-е шк-м понять истор-ю эпоху, отраж-ю в пр-ии или относящуюся ко t его создания. Приемы: рассказ учителя, беседа, сообщение уч-ся, видеофрагмент. 2) Занятие, содерж-е соц-бытовой комментарий. Приемы: чтение культурологич-х текстов, рассказ учителя, сообщение уч-ся. 3) Занятие, дающие определенный угол зрения на пр-е. 4) основанное на живых наблюдениях уч-ся. 5) с использ-ем биогр-го материала. 6) включ-ее словарную работу.

    На  вступит-м этапе могут исп-ся приемы: рассказ учителя, постановка ?, викторина, рассмотр-е иллюстраций, работа с  учебником, заочная экскурсия, сообщение  уч-ся, просмотр видео, грамзаписи, работа со словарем. 

    16. Чтение как псих-пед-ая и методич-ая роблема. Виды чтения…

    Чтение  – сложнейший творч-ий процесс, к-й  требует от шк-ов напряжения и работы интеллекта, чувства, памяти, воображения. Возникает ряд проблем: 1) Педагогическая-псих-ая – у шк-ов задержался процесс становления техники чтения (у младших). Он завершается к концу 6 класса. 2) Методическая – дети читают мало – нет тяги к чтению, старые методики не позволяют справиться с материалом.

    ? о  лит-ом разв-ии – один из  основных в МПЛ. Серьезный вклад  в разв-е этой проб-мы внес Маранцман. Он выделяет проблемы: 1) Проблема лит-ой способности шк-ка. Критерии лит-го разв-я. К ним он относит – потребность общения с иск-вом, различение подлинного иск-ва и его заменителя, избирательность впечатлений, динамическое переключ-е воспр-я, потребность самовыраж-я в худ-ом тв-ве. Необх-ми кач-ми шк-ов – читателей явл-ся активость и точность эмоцион-ой реакции, глубина осмысл-я прочитанного, конкретизация образов. Он выделяет 3 типа шк-ов: 1) художники – способны и к воссозданию деталей текста и к творению собств-го образа. 2) мыслители – способны воспринимать детали текста, но скованы в творч-ве. 3)средний тип – как мыслители, но не способны включать воссоздающее воображение.

    Лит-е  способн-ти определяют цели обучения. Критерии лит-го разв-я: 1) начитанность, напрвлен-ть читательских интересов, потребность в книге. 2) умение выявить в тексте нравственные проблемы. 3) объем знаний и умение применить их в анализе. 4) уровень разв-я разных сторон читательского восприятия. 5) умение определять тему, проблему, проследить разв-е сюжета… 6) способность и умение творческой деят-ти на основе прочит-го. Исходя из этого создаются тестовые и проверочные задания.

    Возрастные  границы стадий читат-го разв-я шк-ов: 1) наивный реалист – непосред-ое и конкрет-ое воспр-е жизни (младшие). 2) самоуглубл-е, поиск смысла жизни (подростки). 3) рассмотрение мира в своих связях с ним (юность) – этим занимался Леонтьев. В соотв-ии с этим выдел-ся классы – 5-6, 7-9, 10-11. Различные подходы в организации чтения. Чтение начин-ся с родительского – дети слышат озвученное чтение. Переход к чтению про себя проходит через спец-ю работу. Несколько видов: 1) Оборвать учит-ое чтение на самом интересном виде и предл-ть детям сам-но дочитать пр-ие. 2) Дать сам-ое задание, кто лучше сформул-т ? к прочитанному тексту. 3) конкурс на самого тихого читателя.

    Виды  чтения в школе – классное и  дом-ее, комментир-ое, подготовленное, без подготовки, коллективное, выраз-ое (самое сложное), чтение вслух, по ролям. 

    17. Анализ как основной этап… Соотношение литературовед-го и школьного анализа. Виды анализа.

    Пробема анализа – постоянная в методике. Впервые ее выделил Буслаев –  подчеркнул необходимость чтения текста. Стоюнин – вопитательная напр-ть анализа. Острогорский предложил 2 метода анализа – сократический (беседа) и академический (лекция). Голубков определил принципы шк-го анализа. В 60-80 гг. возобновлется интерес к анализу (Ревякин, Рез, Маранцман).

    Школьный  анализ имеет свою спец-ку и отлич-ся от литвед-го. Шк-ый анализ должен отлич-ся научностью. Т.е. в основу д.б. положена литвед-ая концепция (это сближает их). Шк-ый анализ м.б. растянут и разорван во t, ориентирован на определ-ый возраст, интелл-ое разв-е. Он д.б. воспитывающим. Часто он бывает избыточным (слишком подробным) или наборот. Необходимо учитывать избирательность. Она предпол-ет выбор концепции истолкований, хар-ра нравств-ых проблем, круга лит-ых знаний и т.д. Другое условие осуществления анализа – вариативность. Необходимо нать виды и формы, к-е может приобретать анализ. Нет единой классиф-ии видов.

    Но  можно выделить: 1) Обзорный анализ –  о пр-ии вцелом или об отдельных  частях, системе образов, но круг ? рассм-ся в общих чертах, без деталей. При  изуч-ии обзорных тем в старших  классах. 2) Выборочно-направленный (глава, эпизод, образ героя) – освещаются со стороны отдельных вопросов, обладающих значимостью для анализа данного пр-я. 3) Детальный (текстуальный, подробный) – одробный разбор главы, эпизода или др-го элем-та худ-ой стр-ры пр-я. 4) Скрытый – предполагает проникновение в пр-е ч\з выразит-ое чтение, иллюстрации, устное рисование, инсценировок, чтение по ролям – самый редкий. Чаще всего 5) Смешанный – используются разные виды. 

    18. Анализ как основной этап… Пути анализа худ-го пр-я на уроках лит-ры в средних и старших классах.

    Путь  анализа – особая послед-ть разбора, своеоб-ый ход, сюжет рассм-ия пр-я. Выделяют: 1) «Вслед за автором». Выбор анализа  опред-ся – худ-ым своеоб-ем пр-я, возрастом  шк-ов, интеллект-м уровнем, педаг-ми целями учителя. В основе данного  анализа – сюжет пр-я. Достоинства: естеств-ый порядок разбора, следование за мыслью автора, эмоц-ть, рассм-е пр-ия во взаимосвязи формы и сод-я. Недостатки: сосредоточен в рамках эпизода, оапсность растворения в тексте, дробность разбора. Он эффективен в средних классах (5-7 особенно) – реализует потребность шк-ов к активному сопереживанию. В старших кл-ах, когда изкий интеллект-ый фон, когда пр-е требует целостного анализа. 2) «По образам» предлагает деление героев на «+» и «-», главных и второстеп-ых. Название черт и иллюстрир-ие их цитатами. Чтобы он был эффект-ым надо: разрушить замкнутость анализа хар-ов, связать героя со всей сюж-ой линией; найти ключ к каждому герою и наметить своеоб-ую стр-ру анализа каждого хар-ра. 3) Проблемный анализ предполагает возникновение ? при чтении, к-е сами организуют процесс обучения и их решения. Это цепная реакция ?, разбор, построенный на соединении связанных др. с др. пробле-ых ситуаций. Достоинства: воспитывается в уч-ся выбор т.з., аргументация; свобода обращения с текстом; материал пр-я объед-ся аналитической мыслью. Недост-ки: рассчитан на сильных уч-ов; м.б. отрыв от пр-я. Основная проблема в формулировании ?. 4) Смешанный – в школьной практике. 

    19. Заключительные занятия  в системе изучения  литературной темы.

    Задача  заключ-го этапа – создать ситуацию, в к-й требовалось бы т-ко повторить изуч-ое, но осмыслить его заново. Часто учителя превр-ют его в миниатюрный. Нельзя повторять на заключ-ом уроке этап анализа, дублировать ? и задания. Он д. включать новые приемы разбора пр-я и д. отлич-яс новым углом зрения. Закл-ое занятие д. создать у шк-лв ощущение глубины и неисчерпаемости пр-ия. Факторы, влияющие на методику и содерж-е заключ-го занятия: родо-жанровая специфика пр-я; интеллект-ый фон класса; возраст уч-ся; степень и глубина изученности пр-я; возможности школы и учителя. Наи> эффективные приемы: выраз-ое чтение уч-ся и мастерами худ-го слова; рассматр-ие наглядности; составление монтажа из наи> ярких отрывков пр-я; беседа; заключит-е слово учителя. 

    20. Специфика изучения эпических произведений в школе.

    Эпич-е  пр-я сост-ют > часть программы. Вхлдят разные пр-я: притча, рассказ, очерк, эссе, повести, романы. Основные признаки: изображение внешнего мира, по отнош-ю  к писателю; сюжетность; наличие 3 структ-ых форм: малая, средняя, большая. Методика анализа эпич-го пр-я в значит-ой степени опирается на своеобр-е его рода и жанра. Важнейшие проблемы, к-е раскр-ся при изучении эпич-го пр-я: тема, проблема, сюжет; образы героев; образ автора, индивид-ть авторского видения. В каждом пр-ии вычлен-ся основные линии, выбор к-х опред-ся возрастом уч-ов, сложностью пр-я, его жанром.

    Важно научить уч-ся осознавать впечатл-я, понимать авторский замысел. Поэтому  основное внимание удел-ся отбору материала, расставлению акцентов в работе над ним: 1) какие эпизоды рассмотреть детально, какие опустить, 2) что в хар-ре героя выделить как основное, 3) как подойти к авторской позиции, 4) на чем делать акцент. При анализе надо уделять особое вним-е: 1) анализу сюж-композ-ой основы пр-я, 2) работе над образами, 3) выявлению авторской позиции и своеобр-ю поэтики пр-я. Анализ сюжета и комп-ии следует ачинать в 5 кл. Сюжет шк-ки д. воспринимать как выстроен-е в опред-ой послед-ти события, композиция – расположение событий, взаимодей-е образов. Ля анализа сюжета и комп-ии надо исполь-ть приемы: 1) чтение и перечит-е отдельных фрагментов текста, 2) сотавление планов, 3)пересказ, 4) озаглавливание частей пр-я, 5) анализ эпизодов пр-я. 

    21. Особенности изучения  лирики в школе.

    Отношение шк-ов к лирике сложное. Причины: 1) недостаток жизн-ого опыта, недост-ая развитость эмоцион-ой сферы, 2) особенность предмета изобр-я лирики, 3) многозначность поэтического слова. Поэтому лирич-е пр-я требуют создания установки н чтение. Можно выделить условия: 1) Эмоцион-ый личностный комментарий – рассказ учителя о реальном событии, связанном с изуч-ем пр-я. 2) Эмоц-образный коммент-ий. Цель – оздать образ ил ряд образов. 3) Истор-культ-ый комментарий. 4) Мифологич-ий. 5) Лексический, этимологич-ий, разбор ключевого слова. 6) работа с эпиграфом. 7) Работа с названием стих-я. 8) Составление ассоциат-го круга. 9) Приемы, актуализир-е чувственный опыт, эмоц-ую память. 10) Знакомство с адресатом стих-я.

    Приемы  изуч-я лирич-го пр-я на разных этапах. 1) На вступительном: рассказ учителя, выразит-е чтение, работа с др. видами иск-ва, чтение стихов др. поэтов на эту тему, беседа. 2) На этапе анализа: выраз-е чтение уч-ся и учителем, чтение про себя, беседа, сопоставит-ый анализ, лингвистич-ий эксперимент, чтение рамыми исполнит-ми и его сопост-е, прослуш-е муз-ой интерпретации лир-го пр-я, составление ……. стиха. 3) На этапе синтеза: выразит-е чтение стих-я уч-ся – в средних кл., выраз-ое чтение и интерпрет-я лирич-го текста – в старших.

    План  анализа по Медведеву: 1) композиция – связь и соотношение отдельных частей и микрообразы, адреват стих-я, развитие переживания, борьба лирич-их мотивов. 2) Язык стих-я – слово в лирике, эпитеты и др. тропы, звуковая оганиз-я речи, потич-ая интонация, многоголосье. 3) Стих – звучание стих-я в связи с хар-ом пережив-я, размер, рифма, строфа.

    Структурные уровни поэтич-го текста по Лотману: 1) ритмиеский – анализ ритмической  организ-ии; 2) фонемный – звучание стиха; 3) графический – правила записи стихотв-го текста; 4) морф-ий – обращение  к частям речи; 5) лексический – словоупотребление и лекс-ие ср-ва выразит-ти; 6) синтакс-ий – синтакс-ий строй лирич-го пр-я и синт-е ср-ва выразит-ти; 7) содержательный – тема, идея стих-я.

    Форма уроков по лирике в старших кл.: урок-концерт  – подготавливается на разных стих-ях; -композиция; -новелла – посвящен 1 стих-ю, можно с репрод-ми; -портрет – темы стихов 1 поэта; -путешествие – в мир к\л поэта. План обзорного урока по лирике: 1) Вступит-я часть – хар-ка эохи, лит-го направления. 2) Жизенный и творческий путь поэта. Анализ стих-я, к-е выражает поэтич-е кредо поэта. Особенности лирич-го героя. Основные темы лирики. Традиции и новаторство. 3) Поведение итогов. 

    22. Специфика изуч-я  драм-х пр-ий в  школе.

    Драма – сложнейший вид чтеия для  шк-ов. Сложность вспр-я пьесы в недостаточном разв-ии как воссозд-го, так и творч-го мышления. При изуч-ии драмы д. уделяться > знач-е разв-ю вообр-я, для этого использ-ся приемы: слово учитея – видение происх-го, беседа, создание мезансцен – представление героев в определенный момент. Можно привлекать фотографии героев. Не надо предлагать шк-ам заранее знаком-ся с пр-ем, лучше за неделю до изуч-я и дать 2-3 ?. 1 действие прочитывается в классе учителем. Далее отдельные важнейшие явления – выбирает учитель. Можно использовать аудиозапись. Надо уделять вним-е чтению уч-ся: оно м.б. про себя, вслух, по ролям, инсценирование. Внимание на выразительность чтения.

    Успешность  изуч-я драм-го пр-я завсит и от того, насколько будет использована его сценическая история. Источниками  истории м.б.: 1) отзывы драмат-га, 2)размышления актеров о ролях, 3)мемуары и письма зрителей, 4) театральные рецензии и т.д. Сценич-е истории м. включаться в любой этап урока. Уч-ся д. овладеть теорет-лит-х понятий: действие, явление, монолог, реплика, диалог и т.д. Знакомство с ними начин-ся на 1 уроке по анализу драм-го пр-я.

    3 основных  ути изуч-я драмы: 1) как лит-ое  пр-е – текстуальный анализ. 2) Сценический – спектакль-инсценирование-текст. 3) Синтетический – традиционный. Вступительное занятие: предварительный  коммент-ий, хар-ка театрального репертуара на момент появления пр-я, сведения об эпохе. Приемы: рассказ учителя, сообщ-я уч-ся, чтение мемуаров, историч-их материалов, использ-е наглядности. Анализ. Приемы: выразит-е чтение, по ролям, наизусть, чтение в исполнении мастеров слова, беседа, просмотр видеофрагмента, инсценирование, ответы а проблемные ?, сопост-ый анализ, комментирование, составление характ-к персонажей.

    Эффективный прием в изуч-ии драмы – режиссерский комментарий – устное рисование, описание сцены в момент одного из действий. План, по к-му сост-ся режиссерский сцен-ий: 1) Каковы декорации, освещение. 2) Как ведут себя герои. 3) Каково их настроение. 4) Как произносят свои реплики. 5) Общее значение картины.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"