Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 16:37, шпаргалка
Методика преподавания лит-ры как научная дисциплина.
2. Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…
3. Современные программы по лит-ре. Анализ традиционной прграммы…
4. Современные программы по лит-ре. Анализ инновац-й прграммы…
5. Сравнительный анализ 2х программ, разработанных разными авторами…
6. Этапы лит-го образ-я в шк. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в основной школе.
7. Этапы лит-го образ-я в школе. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в старших кл.
8. Дидактческие и литвед-ие принципы препод-я лит-ры в школе.
9. Основные этапы разв-я… первой половины 19в.
10. Основные этапы разв-я… второй половины 19в.
11. Основные этапы разв-я… первой половины 20в.
12. Основные этапы разв-я… второй половины 20в.
13. Современный этап разв-я шк-го литвед-я и медодич-ой науки.
14. Методы и приемы обучения лит-ре. Различные классифик-ии методов обучения.
15. Основные этапы изучения лит-го пр-я в школе…
16. Чтение как псих-пед-ая и методич-ая роблема. Виды чтения…
17. Анализ как основной этап… Соотн-ие литвед-го и школьного анализа. Виды анализа.
18. Анализ как основной этап… Пути ан-за худ-го пр-я на ур. лит-ры в ср-их и ст-их кл.
19. Заключительные занятия в системе изучения литературной темы.
20. Специфика изучения эпических произведений в школе.
21. Особенности изучения лирики в школе.
22. Специфика изуч-я драм-х пр-ий в школе.
23. Обзорные темы курса лит-ры в старших классах…
24. Проблема изуч-я биографии писателя в основной школе…
25. Биография художника слова как составная часть…
26. Теория лит-ры в школьном изуч-ии…
27. Методика изуч-я литер-крит-го матер-ла в средней школе.
28. Урок лит-ры, его классифик-я в методич-ой лит-ре…
29. Активные формы обучения лит-ре. Урок-лекция.
31. Новые (нетрадиц-ые) формы уроков лит-ры…
32. Развитие устной речи учащихся на уроках лит-ры…
33. Письменные работы по лит-ре…
34. Внеклассное (самостоят-е) чтение в системе лит-го образ-я…
35. Внеклассная работа по лит-ре…
36. Роль наглядности в преп-ии лит-ры…
37. Факультативные занятии, спецкурсы и элективные…
38. УМК по лит-ре для 5-9 классов…
39. УМК по лит-ре для 10-11 классов.
40. Планирование работы учителя как основа творческого преподавания…
9. Основные этапы разв-я… первой половины 19в.
Начало века связано с рядом преобр-ий в нар-ом просвещении. Утвержд-ся мин-во нар-го просв-я; выходит устав учебных заведений; окрыв-ся новые гимназии. Цели гимназий опред-ся так: подготовить уч-ся к пост-ю в унив-т; изучение основ наук, необх-х для благовосп-го чел-ка. В учебных планах появл-ся рус. словесность как отдельный предмет. В младших Кл. осущ-ся чтении гражд-х и церков-х текстов, а в старших + история словесности. Осн-ой метод препод-я – диктура. Проблема создания учеников и пособий. На то t пользовались попул-ю 2 учебника первой половины 18в. – «Опыт краткой истории рус. лит-ры» и «Руков-во к познанию истории лит-ры».
В 40-50гг. появл-ся метоич-е рук-ва и пособия. На практике реализ-ся разветвление образ-я – появл-ся 3 основных типа гимназий: классич-я (филолог-ая), реальная (спец-ые дисц-ны), смешанная. Заметный вклад в МП словесн-ти вносит Срезневский, Галахов. Основателем научной МПЛ явл-ся Буслаев.
Главные
методич-е полож-я системы Б.: 1)
язык – первооснова дух-го разв-я
методики. 2) Исп-е в препод-ии метода
индукции (от частного к общему). 3) Осущ-е
процесса обуч-я на основе учета возрастных
и пих-х особ-ей уч-ся. 4) Эффект-ть обуч-я
зависит от эвристич-го способа занятий.
5) О необх-ти разгран-я приема как индивид-я
форма применения метода. 6) Чтелие лит-го
пр-я – основа теоретич-му знанию и практч-м
упражн-ям. 7) основное вним-е д. уделяться
лит-му языку, филологич-му анализу текста.
8) Материал для изуч-я – классич-е пр-я.
9) Самост-я письменная рабта уч-ся. Т.о.
Буслаев связывает обучение языку со стилевым
мышлением уч-ся, с развитием их личности.
Концепция изложена в книге «О преподавании
отеч-го языка» (1844).
10. Основные этапы разв-я… второй половины 19в.
Существенный вклад в разв-е методич-ой науки б. внесен в 60-80 гг. Бурно развив-сь педаг-ка, б. принят овый устав, выделились 2 типа гимназий: реальна и класс-ая. Воникают различные пед-ие течения (школы). Направл-ть их опред-ся задачами образ-я. 1) Академическая (фил-ая) – Буслаев, Галахов, Поливанов. Цель обуч-я – умственное рав-е уч-ся, изуч-е основ науки о языке и лит-ре. Метод – фил-ий. Формы работы – лекции, устные выст-я и письмен-ые работы уч-ся. 2) Воспитательная – Водовозов, Стоюнин, Острогорский. Цели – нравств-эстет-ое восп-ие детей. Формы работы – беседа и общение с уч-ми. 3) Культ-истор-ая – Веселовский. Цель – изуч-е слов-ти на историч-ой основе. Мтод – историч-ий. Формы рабты – лекции, устные и пись-ые сообщения уч-ов. 4) Психол-ая – Потебня. Цель – внимание к псих-му разв-ю уч-ся. Формы работы – беседы, общение, письм-е выск-я.
Интерес
предст-т лит-крит-е статьи Бел-го, Доброл-ва,
Черныш-го, Писарева, посвящ-е анализу
лит-го пр-я. Особенно знач-ми для этого
перида разв-я МПЛ б. работы Водовозва.
Осн-ое вним-е он уделял Крит-му анализу
Деи пр-я, выступал против фил-го метода.
В шк-ую программу он предл-л включить
т-ко пр-я с ярковыраж-ой идейной напр-ю
и группир-ть их по темат-му принципу. Его
идеи: 1) сличать изображ-е с действит-ю,
2) обязательное 8летнее обр-е, 3) обратиь
вним-е на сельскую школу, 4) предложил
пактический метод – экспериментальный,
5) процесс обуч-я (:) на древнюю лит-ру и
новую.
11. Основные этапы разв-я… первой половины 20в.
Разв-е методич-ой мысли в нач. 20в. б. обусловлено борьбой разных школ литвед-ия. Сущ-ло неск-ко школ: кул-истор-ая, псих-ая, формальная (форма пр-я). Намечались «+» тенденции: 1) сокращение пр-ий ДРЛ; 2) > внимания чтению и анализу худ-х пр-ий новой и овейшей лит-ры. В начале янв. 1917г. на всрос-ом съезде словесн-ов б. принята резол-я, основные пункты к-ой: 1) изуч-е худ-х пр-ий т-ко в соц-истор-м контексте. 2) Разумная регламентация выбра пр-я. 3) Организация внеклассного чтения без пред-х списков. После рев-ии план измен-ся: 1) творч-ое воспр-е пр-я, 2) анализ этичесих проблем, 3) соверш-е речи, 4) воспитание эстет-го вкуса, 5) сочинения разных жанров, 6) организ-я выставок, стенгазет…
В 21г. б. составлена 1 советская программа. Ее принципы: 1) основной материал чтения – худ-е пр-я, 2) воспр-е пр-я в единстве формы и сод-я, 3) выбор д. основыв-ся на псих-ии уч-ся. В 25г. лит-ра переводится в разряд прекладных дисцилин. В 27г. б. принята новая прграма Переверзеева. Она приняла вульгарно-социалогич-ю напрвл-ть. К разраб-ке программ подключ-ь Луначарский и Крупская. Л. Предложил изучать советских писателей. К. внесла и «+» и «-» моменты: 1) уитывать моц-е разв-е шк-ов, взаимосвязь классно и внеклас-ой работы, обращать вним-е на теорию лит-ры. 2) предожен Ленинский принцип отбора лит-ры. Анализ предл-сь вести с марксистских позиций. В 31г. б. принята программа по методу проектов. Цель – привлечь уч-ся к соц-му строит-ву. В 33г. – стабильная программа лит-го образ-я. Сохранилась до 91г.
Огромный
вклад в методику этого периода
внесла Рыбникова. Тематика: внеклас-ая
работа, эстет-ое воспр-е шк-ми худ-го
пр-я, методика изуч-я пр-я раных
жанров. Основные работы: «Соврем-ая и
класс-ая лит-ра в школе», «Очерки по методике
лит-го чтения». В этой книге она: 1) формул-ет
задачи методики, 2) выделяет факторы, кот-е
определ-т содерж-е методики как науки,
3) разраб-ет методику выразит. Чтения,
приемы анализа худ-го текста и систему
письменных работ уч-ся, 4) утверждает обязательный
разбор пр-я в ед-ве формы и содер-я, 5) особое
знач-е изученю языка худ-го пр-я, 6) требует
от учителя хор-го знания своего предмета,
7) предст-ет целостную систему препод-я
лит-ры в средних классах.
12. Основные этапы разв-я… второй половины 20в.
В 33г. – стабильная программа лит-го образ-я. Сохранилась до 91г. Главные особ-ти: 1) лит-ра признается одним из важнейших предметов. 2) В средних Кл. утвержд-ся курс «Лит-ое чтение», т.е. предлаг-ся особое изуч-е худ-х пр-ий. 3) Внимание уч-ля напр-ся на анализ пр-я в единстве формы и сод-я. 4) В старших кл. изуч-ся краткий курс истории лит-ры, ведряющий ряд монографий и обзодных тем. 5)Основа программы – марксистск-ленинская фил-я.
В начале 60 гг. на Всерос-ом съезде учителей прин-ся Закон о школе, нач-ся работа по созданию новых программ по лит-ре. В 70 гг. производится не> «косметический ремонт» программы. Центральной проблеме преп-я лит-ры, анализу лит-го пр-я, посвящается целый ряд метод-их работ, авторы к-х высказывают неудовлетвор-ть сложившейся практикой школьного анализа. Событием в методике стан-ся посмертное издание книги Гуковского «Изучение лит-го пр-я в школе», в к-й предлаг-ся сосредоточить вним-е уч-ся на анализе текста, основанном на научной методологии.
В 60-80 гг. в школе по-прежнему преобладают традиции воспит-го чтения в средних кл. и тенденциозный истор-лит-ый курс в старших кл. Оживленные споры и не1значные оценки вызывает движение учителей-новаторов, опиравшихся прежде всего на традиции этико-эстетич-го напр-ия в препод-ии лит-ры. Акцент на воспитат-ом знач-ии пр-ий класс-ой и соврем-ой лит-ры ставится практич-ки во всех методич-их работах.
В конце 80гг. в МПЛ намеч-тся перемены, связанные с разработкой новой концепции общего среднего образования. Публик-ся варианты программ по лит-ре, издаются пробные учебники.
Много
внимания МПЛ уделял Кудряшев ? эстет-го
воспитания уч-ся, изучению лит-х пр-их
с учетом их родовой специфики
– «Об изучеи языка худ-х пр-ий
в 5-7 кл». Он отмечает определ-ее значение
личности ученика в процессе обуч-я в «Теоретические
основы МЛ». Актвно участвовал в разработке
школьных программ и подготовке пособий.
Метдический борник «Вопросы МПЛ в школе».
(:) 4 основных метода обучения: творческое
чтение, репродуктивный, эвристический,
исследовательский.
13. Современный этап разв-я шк-го литвед-я и медодич-ой науки.
В 1е послевоенные десят-ия горячо обсуждались разные проблемы МПЛ. Активное участие в них принимали ученые, учит-слов-ки, писатели (Твардовский, Чуковский, Михалков и др.). Звучали призывы к решит-му пересмотру существующей системы лит-го образ-я. В нач. 60х на Всерос-ом съезде уч-ей приним-ся «Закон о школе», начин-ся работа по созданию новых программ. Вариант программы, не получивший поддержки, предлагает Голубков, к-й считал необходимым восстан-е систематич-го курса теории лит-ры. По жанровому, а не по хронолог-му принципу предлагали строить курс лит-ры в 7-8 кл. из Самары. За основу б. принять проект, сохранявший истор-хронол-ое изуч-е лит-ых пр-ий в средних кл. и курс на ист-лит-ой основе в 8-9 кл., дополненный пр-ми Дост-го, Блока, Есенина и др. Предусматр-сь ур. внеклас-го чтения и факульт-ые занятия. В 70е произв-ся косметический ремонт программы.
Центр-ой проблемой препод-ия методики явл-ся анализ худ-го пр-я, к-му посвящены работы многих ученых. Они выск-ют недовольство сложившейся практикой шк-го анализа. Событием в методике стан-ся посмертное издание книги Гуковского «Изуч-е лит- го пр-ия в школе» - предлагается сосредоточить вним-е уч-ся на анализе текста, основанном на научной методологии. Он выступает противником засилья анализа «по образам», предупреждает об опасности прямых сближений лит-ых явлений с жизнью. Этот взгляд вызвал несогласие многих педаг-словесн-ов.
Симпозиум «Проблемы худ-го восприятия» (1968) сыграл важную роль в сближении методики и псих-ии. В 60-80 гг. в школе преобладают традиции воспитат-го чтения в средних кл. и истор-лит-ый курс в старших кл., построенный на основе ленинской периодизации рус. освободит-го движения. Акцент на воспит-ом значении пр-ий классич-ой и соврем-ой лит-ры ставится практически во всех метод-х работах 60-80 гг. Вклад в разв-е теории и практики преп-я лит-ры в школе вносят последние работы Голубкова, Докусова, Колокольцева, Корста, Кудряшёва, Мещеряковой и т.д.
В конце 80 гг. в методике намеч-ся перемены, связанные с разработкой новой концепции общего сред. образов-я, созданием новых типов учебных заведений. Публик-ся варианты программ по лит-ре, издаются проблемные учебники. В настоящее t перед метод-ой наукой стоит целый комплекс проблем, связанный с разработкой концепции лит-го образ-ия, созданием учебных программ и учебных пособий нового типа. Спец-ой задачей соврем-ой методики явл-ся возвращение забытых имен и традиций отеч-ой шк.
Соврем-е
программы по ли-ре построены на основе
2 концентров: 5-9 и 10-11 кл. В основе такого
(:) лежат представления о периодах разв-я
шк-ка, разраб-е в трудах психологов. Программы
отражают базовый компонент лит-го образ-я
и содержание t стандартов среднего образ-я.
14. Методы и приемы обучения лит-ре. Различные классифик-ии методов обучения.
Вклад в классификацию методов внесли Голубков, Никольский, Ионин. По Голубкову метод обучения – такой способ обуч-ия, к-й примен-ся систематически и оказывает > влияние на общее направление педаг-ой работы, выделяет 3 основных метода: 1) лекция – сообщение нового материала и выразительное чтение и рассказ учителя (элементы беседы, ритор-ие ?, работа над планом и записью лекции, использование наглядности). 2) беседа – аанлиз пр-я (умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя). 3) самостоят-ая работа учащ-ся – устные доклады и письменные сочинения (предварительная работа над планом, помощь учителя). Прием – составная часть метода, каждый метод располагает соответст-м приемом. В основе класс-ии Голубкова – источник знаний. Она не учитывает логик познават-ой деят-ти, этапов работы над худ-ым пр-ем – не прижилась.
В
основе класс-ии Кудряшева – логико-
Никольский (лит-ра воздействует на воображение и чувства читателя) выделял 2 группы методов: 1) Эмоц-образное постижение пр-ий. Приемы – выразит-ое чтене учит-ля и уч-ся, заучивание, пересказывание, худ-ое илюстриров-е; 2) Истолкование пр-ий. Приемы – комментиров-ое чтение, беседа, слово учителя.
Ионин строит класс-ю на определении хар-ра совместной деят-ти учит-ля и уч-ся. Методы: 1) Худ-ая интерпрет-я – ученик стан-ся чтецом-интерпрет-ом, а учитель – режиссером. 2) Критико-публицистич-ий – формир-е определ-го типа читателя-критика. 3) Лит-ый поиск – разв-е школьного литературовед-я, исследоват-их возможностей школьников.
Приемы
обучения. Их неск-ко 10ов. Основные: 1) Рассказ
учителя – повествовательное излож-е
содерж-я изучаемого материала. Должен
обеспечивать достижение целей, содержать
достовер-ые факты, достат-ое кол-во примеров,
иметь четкую логику, доступный язык. 2)
Лекция – выстраивает систему знаний,
обладат особой убедит-ю и формирует мировоззрение;
вызывает эмоцион-эстетич-ое отнош-е учащ-ся;
средство формир-я устной и письменной
речи; ср-во стимулир-я самост-ой работы.
2 вида – лекционный цикл для параллели
и урок-лекция. 3) Справка (биограф-ая, историч-ая,
культ-бытовая) 2-4 мин. Цель – ввести в
эпоху, дать предст-е о быте, куль-ре… Достоверность,
убедит-ть, доступн-ть. Стиль – науч-популярный.
4) Словарная работа – толкование слов
учителем, обращение к словарям, толклв-е
слов уч-ся, запись толк-я слов на доске,
самост-я работа уч-ся по словарям. 5) Беседа
– диалогический метод. Учитель с пом-ю
? побуждает учащ-ся рассуждать и подводит
их к пониманию нового матер-ла. Виды –
вводная, эврестическая – аналитическая,
заключительная – обобщ-ая. По форме –
индивид-ая (? Для 1 ученика), групповая,
фронтальная – для всего класса. 6) Работа
с книгой. 2 формы – под руководством учителя
и самост-ая. Ученики овладевают новыми
знан-ми и навыками работы с книгой. 7) Пересказ
– способствует усвоению и пониманию
текста + разв-е речи. Виды – подробный,
сжатый, выборочный, худ-ый.