Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 16:37, шпаргалка
Методика преподавания лит-ры как научная дисциплина.
2. Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…
3. Современные программы по лит-ре. Анализ традиционной прграммы…
4. Современные программы по лит-ре. Анализ инновац-й прграммы…
5. Сравнительный анализ 2х программ, разработанных разными авторами…
6. Этапы лит-го образ-я в шк. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в основной школе.
7. Этапы лит-го образ-я в школе. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в старших кл.
8. Дидактческие и литвед-ие принципы препод-я лит-ры в школе.
9. Основные этапы разв-я… первой половины 19в.
10. Основные этапы разв-я… второй половины 19в.
11. Основные этапы разв-я… первой половины 20в.
12. Основные этапы разв-я… второй половины 20в.
13. Современный этап разв-я шк-го литвед-я и медодич-ой науки.
14. Методы и приемы обучения лит-ре. Различные классифик-ии методов обучения.
15. Основные этапы изучения лит-го пр-я в школе…
16. Чтение как псих-пед-ая и методич-ая роблема. Виды чтения…
17. Анализ как основной этап… Соотн-ие литвед-го и школьного анализа. Виды анализа.
18. Анализ как основной этап… Пути ан-за худ-го пр-я на ур. лит-ры в ср-их и ст-их кл.
19. Заключительные занятия в системе изучения литературной темы.
20. Специфика изучения эпических произведений в школе.
21. Особенности изучения лирики в школе.
22. Специфика изуч-я драм-х пр-ий в школе.
23. Обзорные темы курса лит-ры в старших классах…
24. Проблема изуч-я биографии писателя в основной школе…
25. Биография художника слова как составная часть…
26. Теория лит-ры в школьном изуч-ии…
27. Методика изуч-я литер-крит-го матер-ла в средней школе.
28. Урок лит-ры, его классифик-я в методич-ой лит-ре…
29. Активные формы обучения лит-ре. Урок-лекция.
31. Новые (нетрадиц-ые) формы уроков лит-ры…
32. Развитие устной речи учащихся на уроках лит-ры…
33. Письменные работы по лит-ре…
34. Внеклассное (самостоят-е) чтение в системе лит-го образ-я…
35. Внеклассная работа по лит-ре…
36. Роль наглядности в преп-ии лит-ры…
37. Факультативные занятии, спецкурсы и элективные…
38. УМК по лит-ре для 5-9 классов…
39. УМК по лит-ре для 10-11 классов.
40. Планирование работы учителя как основа творческого преподавания…
Развитость
речи уч-ся зависит от общего речевого
режима школы, насколько активно
учителя вовлекают уч-ов в речевую
деят-ть. Устная речь требует быстрой реакции,
умения найти нужное слово – уточнить
его, подобрать синонимы и т.д. Если активный
словарь шк-ка примитивен, у уч-ка не хватит
слов для выраж-я мысли. Необходимо его
расширять. В старших кл. и за счет терминов,
книжных оборотов. Необходимо не т-ко находить
сл., но и связывать их. Это умение предпол-ет
освоение грам-го строя рус. языка. Основной
формой разв-я связной речи в 4-7 кл. явл-ся
пересказ. Речь всегда обращена к слушателю.
Выступающий д. предвидеть реакцию слушателя
и быстро реагировть. Устное выст-е д. иметь
свою завязку, разв-е мысли, кульминацию
и вывод. В сообщении не д.б. ничего лишнего.
Оно д.б. логичным, речь – выразительной.
Формы работы – выразит-е чтение, пересказ,
заучивание наизусть, работа с ремарками,
сопоставление текстов, доклады, выступления.
33. Письменные работы по лит-ре…
Письм-я речь, по сравн-ю с устной, имеет ряд особ-й. Ученик может сосредоточиться, больше подумать, чем когда говорит, может исправить. Но письменная речь - > трудная проблема. Цель – научить строить выск-е в разных жанрах. Виды пись-х работ: изложение, соин-е, тезисы, планы, конспекты, письменные ответы на ?. Самым распостр-й вид в 5-8 кл. явл-ся пересказ или излож-е. Бывает подробное и краткое. Это не письмо наизусть. Оно тренирует память, воображ-е, способность рассуждать. Могут быть целевые установки: изменить лицо рассказчика, ввести рассуждение ит.д.). Методика: целевая установка и чтение текста; если изл-е обучающее, то беседа, запись цитат; составление плана; повторное чтение. Сжатое излож-е требует умения отбирать самое важное. Методика: чтение текста, ? на который нужно дать ответ, план и размер работы, написание.
Сочинение
показывает насколько учащиеся овладели
умением излагать освоенный материал.
Занимает главное место в системе письменных
работ. Необходимы спец-е уроки по подготовке
к соч-ю. Надо определить главное, идею.
Соч-я имеют разную класс-ю по сточнику
инф-ии: на лит-ую тему, не на лит-ую тему.
По способу собирания матер-ла: на матер-ле
наблюдений, худ-го текста, по картинке.
По цели: обучающие, контрольные, экзаменационные.
По способу: письменные, устные. По месту
выполн-я: домашние, классные, класс-домашние,
домаш-клас-ые. Урок бучения соч-ю имеет
стр-ру: 1) сообщение цели урока, 2) беседа
о теме соч-я, 3) определение особенности
жанра и стиля, 4) анализ корректирования
собранного материала, 5) составление плана,
6) подбор материала, 7) языковая подготовка
(работа над образами, средствами, синт-ми
констр-ми). Методика сочинения по Колокольцеву:
1) сообщение темы, ее анализ. 2) работа над
планом, 3) работа с текстом худ-го пр-я
по плану (подбор материалов), 4) языковая
работа, 5) раб-а над черновым вар-м, 6) обсуждение
работы, 7) совершенствование чернового
вар-та, 8) написание окончат-го варианта.
Этап рефлексии обязателен.
34. Внеклассное (самостоят-е) чтение в системе лит-го образ-я…
Составная
часть учебного процесса. Самост-е
чтение учеников. Цель – преобщить
к чтению, совершенствовать читательскую
куль-ру. Оно организ-ся на тех же
дидактических принципах, что и урок
лит-ры. Уроки внекл-го чтения д.б. сопрежены
с основным курсом лит-ры. Это делается
по 3 направлениям: по персоналим; жанрам;
по теме, идее. Программы не регламентируют
кол-во таких уроков. Учитель сам выбирает,
когда их проводить (не < 2 уроков в четерть).
Они д. носить форму диспутов, путешествий,
портретов, гостиных. Оценки не ставятся,
но по усмотрению учителя можно. Возможно
ведение читат-го дневнмка.
35. Внеклассная работа по лит-ре…
Составная
часть воспит-го процесса. Внекл-я
работа по предмету отраж-ся в общем
плане воспит-ой работы. Цель – прививать
любовь к предмету и помочь разв-ю творческих
способностей шк-ов. Организуется на основе
принципов: избирательости, добровольности,
доступности, научности, опор на творч-ую
деят-ть шк-ов. По форме: массовая (выпуск
стенгазеты, лит-ый вечер…), групповые
(кружки, клубы, секции), индивидуальные
(консультации учеников). Внекл-я уч-я работа
бывает: постоянная (кружки), эпизодические
(лит-ый вечер). Сюда включабтся: развлекательные
мероприятия, исследовательские.
36. Роль наглядности в преп-ии лит-ры…
Худ-я лит-ра воспр-т дейст-ть в живых карт-х, образах и сама явл-ся нагл-ым изобр-ем дейст-ти. Смежные виды иск-ва на ур. лит-ры, разные графич-е мат-лы (схемы, таблицы, плакаты и др.) и принято наз-ть нагл-ми ср-вами обуч-я. Для усвоения худ-го пр-ия. Цель – проникн-е в ткань худ-го пр-ия, отд-х ? ТЛ и биогр-ии пис-ля. Главная ф-ия нагл-ти на ур. лит-ры - помочь уч-ся в постижении лит-го пр-ия и тв-ва пис-ля в целом, в овладении теор-лит-ми знаниями, в развитии речи уч-ся. Дело уч-ля - опред-ть ф-ю нагл-ти на каждом конкретном ур. Виды: 1) зрит-я (репр-ии, портреты пис-лей, иллюстр-ии к пр-ям,карт жанрового х-ра,фото мест,связ с ж-ю пис-ля,скульпт фигурки героев книге, макет+графич-е пособие, 2) слух-я, 3) синтетич-ая (кино и тв. соед-ет в себе зрит-ю, слух-ю нагл-ть).
Планируя
ур. с примен-ем нагл-ти, уч-ль д. опр-ть
ее дидакт-ю ф-ю в сис-е ур. в
целом и на каждый ур. в част-ти.
На закл-ом этапе изуч-я пр-ия наи>
распр-е задания сопост-го хар-ра,
к-е пом-ют уч-кам вновь воспринять лит-ое
пр-ие целостно, оценивая его одноt-но с
нового для них угла зр-я. Одним из сущ-ых
треб-ий к ур. с нагл-ю явл-ся осмысл-е ее
дидакт-ой ф-ии. Смежные виды иск-в на ур.
лит-ры-не самоцель, а ср-во проникн-я в
лит-ое пр-ие.
37. Факультативные занятии, спецкурсы и элективные…
Ф.з. – часть учебной работы, еще называют спецкурсами. Цель – расширить знакомство уч-ся с наи> значимыми явл-ми истор-лит-го процесса, с осн-ми закон-ми словестного иск-ва, открыть простор для разв-я склонностей и способностей уч-ов. Основные принципы организации: добровольность, избират-ть, научность, системность. От 10 до 25 чел-к. Может прийти каждый желающий. Ф.з. проводится раз в неделю как сдвоенные уроки в рамках школьного расписания или вне его. Основные виды деят-ти уч-ся: исследоват-я работа, самост-я работа. Форма проведения: урок-лекция (редко), семинар, исследование, конференция. Темы м.б. монографическими и обзорными, обобщающие и конкретизир-е. Расширяется на ф.з. знак-во с критич-ой лит-рой, рамки словарной работы, выразительного чтения, устнвх выступлений, письменной речи. Главный принцип построения занятий – хронологический. Этапы изучения: вводное заятие, основной материал, итоговое. Ф.з. д.б. связаны с внеклассной работой: вечет, выставки.
Сейчас
вводятся элективные курсы в шклах
с профильным обучением. Цель в 9 кл.
– подготовить к выбору профиля
класса. В 10 – соориенировать в выборе
профессии. Могут занимать 6-17 часов,
т.к. ученики д. посетить неск-ко курсов
за год (3-4). В 10-11 кл. они рассчитаны на 17-34
часа. Формы и методы те же. Формы организации
деят-ти: коллект-я, групповая, парная,
индивид-я. Есть спец-ые программы курсов.
38. УМК по лит-ре для 5-9 классов…
Для 5-8 кл. Любая прграмма счит-ся действующей, если для нее есть УМК, в к-й вкодит: 1) учебное пособие (учебник-хрестоматия), 2) пособие для самост-ой работы, 3) хрестоматии, 4) проверочные работы и задания, 5) тетради на печатной основе, 6) справочная лит-ра (словари), 7) методич-е рекомендации для уч-ля.
Для 9 кл. Принятие закона о необязат-ом среднем обр-ии привело к двум программам: 1) традиционная. Рассчитана на 9-11 кл., стоится по тем же принципам, что программа для 10-11 кл. Включает пр-я от «СоПИ» до Гоголя «Мертвые души». Предполагается, что 2 половина 19в. начнет изуч-ся в 10 кл. 2) Новая. На 5-9, на принципах программы основной школы. Включает пр-я от «СоПИ» до тв-ва Ахматовой или Твардовского. Основные пр-я изучаются в отрывках.
Анализ
уч-го пособия для 5 кл. Курдюмова 1 часть.
Темы оформлены: 1) ФИО писателя, годы
жизни, портрет. 2) Вступительная статья
или биогр-е сведения. В них материал дается
дозировано, приводятся те сведения, к-е
связаны с образом, изучаемым пр-ем. Они
м. браться из монографий, воспоминаний
современников, родных и близких, составляться
самим автором. 3) После статьи м.б. ? и задания.
4) Худ-ый текст м. подаваться в полном объеме,
в сокращении или частями. Кновым и непонятным
словам есть сноски и пояснения. 5) ? и задания
по анализу худ-го текста репрод-го и прод-го
хар-ра. После темы: 1) Список книг для внеклассного
чтения. 2) Стаья теоретико-лит-го хар-ра.
3) Доп-ый материал.
39. УМК по лит-ре для 10-11 классов.
1) учебник (уч.пособие),
2) практикум для самост-ой
Учебники: Р.лит-ра 20в.-11 под ред. Агеносова. Обзорная тема, напр: «Р.л-ра конца 19 –нач. 20 вв.» - разбив-ся на подтемы (лит-е напр-ния, проза рус.символистов), ? и зад-я после каждого раздела. В основном – репрод-ые. В конце – рекоменд-ая лит-ра. Монограф-я тема, напр: «Юрий Тынянов»: портрет, даты жизни, биография, худ-ый мир пис-ля, подробно рассм-н роман «Пушкин», задания и ?: для повторения (репродукт-ые), для сам-ой работы (продукт-ые), повыш-ой сложн-ти; темы сочин-ий, рекоменд-ая лит-ра.
«В
мире лит-ры» 10 кл. Учебное пособие
включает обзорные и моногр-е темы.
Обзорные темы состоят из: 1) обзор
рус. лит-ры периода, 2) перечисление авторов
с краткой хар-ой их тв-ва и цитированием
нек-х пр-ий. 3) ? в конце темы и
задания, темы докладов, и советы библиотеки.
Моногр-е темы включают: 1) названия разделов
и ФИО автора, 2) биогр- е сведения даются
дозировано, с разделением всей жизни
писателя на опред-е этапы, 3) после раздела
- ? и задания, связанные с прочтением к\л
пр-я данного периода жизни. Задания даны
в виде семинара или худ-го практикума,
4) худ-го текста нт. Дается назв-е пр-я,
эпиграф автора, цитата автора или критиков.
Материал о пр-ии поделен на главы. 5) ? и
адания по пр-ю, связанные с критикой. 6)
В конце раздела дается название Крит-х
статей по всей моногр-ой теме.
40. Планирование работы учителя как основа творческого преподавания…
Планир-е – осн-ой вид деят-ти уч-ля при подгот-ке к ур. Виды: 1) календарное: на четверть (5-9кл); на полугодие (ст кл). Распред-е тем програмы по календ-ым строкам (10кл-«введение»-2.09; «А.Н.Остр»-4.09-11.09). 2) тематич-ое – планир-е конкр-ой темы (Тург «О.и д.» - 6ч Ур1.«Ж.и тв-во Тург»…). 3) календ-тематич-ое - перспективный план на полугодие, 4) поурочное – планир-е каждого ур.: план-сценарий - подробная запись для уч-ля и уч-ка; план-конспект - подробная запись т-ко деят-ти уч-ля; рабочий план – схематич-ая запись деят-ти уч-ля.
Тематический - план сис-мы ур., распред-е мат-ла темы по ур.: № - тема урока – задание на дом – повторение – письменные работы – оборудование.
Календ-темат-ий - перспективный план на полугодие: № - тема урока – кол-во часов – календарные строки – уроки внеклассного чтения – письменные работы.
Поурочн
план. Тема ур. Цели ур.: а) образ-е; б) воспит-е;
в) развив-е. Методы и приемы. Оборуд-е.
План ур. Ход урока: учитель – ученик.
2. Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…
3. Современные программы по лит-ре. Анализ традиционной прграммы…
4. Современные программы по лит-ре. Анализ инновац-й прграммы…
5. Сравнительный анализ 2х программ, разработанных разными авторами…
6. Этапы лит-го
образ-я в шк. Задачи, содерж-е
и стр-ра курса лит-ры в
7. Этапы лит-го образ-я в школе. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в старших кл.
8. Дидактческие и литвед-ие принципы препод-я лит-ры в школе.
9. Основные этапы разв-я… первой половины 19в.
10. Основные этапы разв-я… второй половины 19в.
11. Основные этапы разв-я… первой половины 20в.
12. Основные этапы разв-я… второй половины 20в.
13. Современный этап разв-я шк-го литвед-я и медодич-ой науки.
14. Методы и приемы обучения лит-ре. Различные классифик-ии методов обучения.
15. Основные этапы изучения лит-го пр-я в школе…
16. Чтение как псих-пед-ая и методич-ая роблема. Виды чтения…
17. Анализ
как основной этап… Соотн-ие
литвед-го и школьного анализа.
18. Анализ как основной этап… Пути ан-за худ-го пр-я на ур. лит-ры в ср-их и ст-их кл.
19. Заключительные занятия в системе изучения литературной темы.
20. Специфика
изучения эпических
21. Особенности изучения лирики в школе.
22. Специфика изуч-я драм-х пр-ий в школе.
23. Обзорные темы курса лит-ры в старших классах…
24. Проблема изуч-я биографии писателя в основной школе…
25. Биография художника слова как составная часть…