Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 16:37, шпаргалка
Методика преподавания лит-ры как научная дисциплина.
2. Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…
3. Современные программы по лит-ре. Анализ традиционной прграммы…
4. Современные программы по лит-ре. Анализ инновац-й прграммы…
5. Сравнительный анализ 2х программ, разработанных разными авторами…
6. Этапы лит-го образ-я в шк. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в основной школе.
7. Этапы лит-го образ-я в школе. Задачи, содерж-е и стр-ра курса лит-ры в старших кл.
8. Дидактческие и литвед-ие принципы препод-я лит-ры в школе.
9. Основные этапы разв-я… первой половины 19в.
10. Основные этапы разв-я… второй половины 19в.
11. Основные этапы разв-я… первой половины 20в.
12. Основные этапы разв-я… второй половины 20в.
13. Современный этап разв-я шк-го литвед-я и медодич-ой науки.
14. Методы и приемы обучения лит-ре. Различные классифик-ии методов обучения.
15. Основные этапы изучения лит-го пр-я в школе…
16. Чтение как псих-пед-ая и методич-ая роблема. Виды чтения…
17. Анализ как основной этап… Соотн-ие литвед-го и школьного анализа. Виды анализа.
18. Анализ как основной этап… Пути ан-за худ-го пр-я на ур. лит-ры в ср-их и ст-их кл.
19. Заключительные занятия в системе изучения литературной темы.
20. Специфика изучения эпических произведений в школе.
21. Особенности изучения лирики в школе.
22. Специфика изуч-я драм-х пр-ий в школе.
23. Обзорные темы курса лит-ры в старших классах…
24. Проблема изуч-я биографии писателя в основной школе…
25. Биография художника слова как составная часть…
26. Теория лит-ры в школьном изуч-ии…
27. Методика изуч-я литер-крит-го матер-ла в средней школе.
28. Урок лит-ры, его классифик-я в методич-ой лит-ре…
29. Активные формы обучения лит-ре. Урок-лекция.
31. Новые (нетрадиц-ые) формы уроков лит-ры…
32. Развитие устной речи учащихся на уроках лит-ры…
33. Письменные работы по лит-ре…
34. Внеклассное (самостоят-е) чтение в системе лит-го образ-я…
35. Внеклассная работа по лит-ре…
36. Роль наглядности в преп-ии лит-ры…
37. Факультативные занятии, спецкурсы и элективные…
38. УМК по лит-ре для 5-9 классов…
39. УМК по лит-ре для 10-11 классов.
40. Планирование работы учителя как основа творческого преподавания…
На
этапе синтеза приемы: беседа, инсценир-е,
выразит-е чтение, по ролям, сочинение,
конкурс на лучшего исполнителя, сопоставительный
анализ игры разных актеров, работа с литкрит-м
материалом, создание рецензии.
23. Обзорные темы курса лит-ры в старших классах…
Курс включает не т-ко моногр-е, но и обзорные темы. Они бывают: вводные, обобщающие, характеристики периода, краткие обзоры. Назнач-е обзорных тем – создать истор-лит-ую перспективу для изуч-я моогр-х тем. Они изучаются на уоках в форме: лекции, киноурока, экскурсии, самостоят-ой работы уч-ся. Самый эффективный – лекция. Задача – создать образ эпхи, показать взаимосвязь явлений, законометн-й ист-лит-го разв-я. Трудности при построении лекции: отбор сведений, их систематиз-я, форма преподнесения.
В МПЛ разработан примерный план изуч-я обзорной темы: 1) Наименование темы.. Определ-е хронолог-их границ эпохи и обоснование периодизации. Анализ эпиграфа к теме. 2) Краткое истор-е введение. Истор-е предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характ-е особенности данного направл-я. 3) Общая хар-ка лит-ры и иск-ва эпохи, картина лит-го движения, основное сод-е ист-лит-го процесса: главное лит-е течение, основные темы и проблемы в лит-ре, новые герои, крупнейшие прозаики поэты, драм-ги и т.д., литер-ый стиль эпохи, изменение в области жанров, новые явления в области языка. 4) > пдробное изложение матер-ла об отдельных худ-х слова и их пр-ях. 5) значении периода для разв-я рус. лит-ры.
Любая
обзор-я лекция д. включать материал
и о др. видах иск-ва. Деят-ть уч-ся
в поцессе лекции м.б. различна: сост-е
плана лекции, конспекта, ответы на проблемные
?. Эффективной счит-ся работа с синхронич-ой
таблицей. (дата – события обществ-ой и
полит-ой жизни – лит-ра – критика и публ-ка
– иск-во).
24. Проблема изуч-я биографии писателя в основной школе…
Обращение к биогр-му материалу позволяет еализовать неск-ко целей: 1) пробудить интерес к тв-ву и личноти писателя, 2) ввести в эпоху, 3) ввести в истор-лит-ый контекст, 4) способствует пониманию худ-го текста. В 5-9 кл. не изучается подробно. Разные программы по-разному ставят этот ?: 1) традиционные прогр-мы предполаг-т обязат-е знакомство с биогр-м матер-ом при обращении к тв-ву любого пис-ля. 2) Нетрад-ые такого знакомства е предусматривают. В средних Кл. уч-ся получают знания об отдельных сторонах жизни писателя, связанных с пр-ем. На основе этого строится вступит-я статья в учебнике и рассказ учителя. Используются приемы: рассказ учителя, работа со статьей учебника, сообщение уч-ся, заочная экскурсия, просмотр видеоматериалов.
Рассказ
учителя 2-10 мин. > если писатель земляк
или писатель-юбиляр. При работе
со статьей учебника приемы: чтение
статьи уч-ся, составление плана
статьи, пересказ статьи, поиск ответа
на проблемный ?. Сообщения уч-ов м.б. рассчитаны
на 3-5 мин. Указ-ся тема сообщения, лит-ра.
Этап урока, на к-м даются биографич-е сведения,
д.б. оборудован наглядностью.
25. Биография художника слова как составная часть…
Работа над биогр-м матер-м ориентирована на понимание уч-ми истор-лит-го процесса худ-го мира писателя. Представление о жизни и твор-ве писателя шк-ки получают по 4 направлениям: 1) жизненный и творческий путь писателя – подробое знакомство. 2) очерк жизни и тв-ва – самые важные этапы жизни и тв-ва. 3) краткий очерк жизни и тво-ва. 4) знакомство с биограф-м материалом в обзорной теме. В завис-ти от возраста в 9 кл. – очерки выстраиваются на определенном сюжете; в 10 – подается проблемно; 11 – лекции д. отличаться глубоким тактом и избегать односторонности в подходах. Слово учителя о писателе не д. повторять материал учебника. Здача слов уч-ля – сформировать предст-е о творческой личности. Материал д. включать письма, воспоминания и т.д. Урок д.б. оборудован: портрет, новые слова, имена. Обязательна оратная связь – шк-ки м. готовить ответы на ?, делать записи, конспекты, таблицы.
Формы
урока: урок сам-ой работы с учебнком;
лекция – самый распр-ый; экскурсия;
кино. Лекцию по биографии писателя
д. отличать оригинальное начало, чтобы
заинтересовать. Рекомендации по построению
начала: 1) значительный эпизод жизни, 2)
с устной картины, описывающей явление,
3) отрывок из воспоминаний современников,
4) из науч-популярного или худ-го пр-я,
5) с чтения стихов, 6) с рассматривания
ортрета, 7) с отрывка из пр-я или письма,
8) ретроспективы, 9) антитезы.
26. Теория лит-ры в школьном изуч-ии…
Курс лит-ры содержит теорет-е понятия в 2 основных формах: 1) пояснения к каждой теме, объяснения уч-ля, но не выдел-ся для спец-го изуч-я. 2) Понятия под рубрикой «теория лит-ры». Все понятия д. образовывать в сознании шк-ов целостную концепцию, объясняющую законы словесного иск-ва. Научные понятия, включенные в курс 4-7 кл., имеют преимущ-но теорет-лит-ый хар-р. Чавсть материала 4-7 кл. д. получить повторное теорет-е освещ-е в 8-10 кл. Прцесс формир-я теорет-лит-ых понятий зависит от правильности работы с док-ми и статьями. Главное условие – последоват-е включение изуч-го материала в теорет-ю систему курса, постоянное его применение.
Освоение
теор-го матер-ла д. осваиваться в неск-ко
этапов. По Прокоьеву: наблюдение, определение,
отслеживание. Беленький выделяет еще
использование данного понятия при самост-ом
анализе. Поэтапность изуч-я – 1 из дидактич-х
принципв теории лит-ры. Принцип историзма
– приемы: 1) сравнение. Исп-ся при формир-ии
понятий о пр-ях разных жанров. 2) рассказ
(лекция) о стих-х размерах, направлениях
лит-ры. 3) работа с учебником. 4) работа
со справочной лит-рой. 5) игры. 6) работа
с наглядностью.
27. Методика изуч-я литер-крит-го матер-ла в средней школе.
Входит в изучение монограф-ой
темы. Изучениеэтого матер-ла
Задачи, к-е д. реализовать учитель при работе с лит-крит-м материалом: 1) научить воспринимать статью не –ко как глубокий аанлиз худ-го пр-я, но как документ эпохи. 2) Дать четкое представление – с какой целью критик написал статью. 3) Объяснить т.з. критика, исходя из его взгляда. 4) Помочь уч-ся адекватно осмыслить отдельные положения статьи. 5) Научить делать самост-е выводы, высазывать свое мнение, оценку. 6) Способствовать разв-ю навыков логического мышления и самост-го анализа.
2 пути
работы с лит-крит-м
28. Урок лит-ры, его классифик-я в методич-ой лит-ре…
Цель явл-ся наи> общим генерализующим, а построение - наи> завис-ым эл-том ур. Цель - фокус, вокруг к-го организ-ся весь ур. Обладая целост-ю, ур л-ры д.б. связан с предш-ми и послед-ми занят-ми. Формулируя осн-ую цель ур., уч-ль не т-ко намеч-т его тематич-е и концепционное ед-во, но и програм-ет его эмоц-е настр-е. Содерж-е ур. - отбор матер-ла, его интерпрет-я в соотв-ии с особ-ми лит-го пр-я, зад-ми t и спец-ой шк-го кол-ва. Воспит-е на ур. лит-ры д. пров-ся не т-ко на мат-ле лит-ры, но и ср-вами лит-ры. Оно предп-ет вычлен-е общечел-х проблем, заключ-х в пр-ии, выявл-е авт-ой позиц и соотнес-е ее с наш совр-ми взгл-ми на проблему.
Одним из важнейших треб-ий к ур. лит-ры стан-ся соотв-ие путей, мет-ов и при-ов ан-за при изуч-ии пр-ия. Одним из главных дид-их принц-ов веден ур. Рыбниковава счит-ет соч-е деят-ти уч-ля, кл. и отд-ого уч-ка. Постр-е ур. реш-ся на 2 уров-х: 1) общая организ-я ур. 2) организ-я отд-х учебных сит-ий. Построить ур. в целом – устан-ть послед-ть учеб-х сит-ий и так связать их м/у собой, чтобы концепция ур. оказ-сь реализ-ой.
Ни
в дид-ке, ни в частн-х методиках
нет единой общепризн-ой типологии
ур. В основе одной из них лежит
ан-из особ-ей процеса обуч-я, его
сост-х частей. Выд-ся: вступит-е занятие,
чтение, ориентировочная беседа, ан-з пр-я,
изуч-е доп-го мат-ла, подвед-е итогов, учет.
В ней не указ-ся хар-р деят-ти уч-ся, неясно,
как указ-ые типы ур. влияют на хар-р организ-ции
мат-ла. Др. подход основ-ся на стр-ре лит-ры
как учеб-го предмета: ур. изуч-я худ-го
пр-ия, теория и истолк-е лит-ры, ур. разв-я
речи. Кудряшев предлаг-т след-ю клас-ю:
1) ур. изуч-я худ-х пр-ий: ур. худ-го воспр-я
пр-ия, ур. углуб-ой работы над текстом,
ур. обобщающ-го изуч-я пр-я, 2) ур. изуч-я
теории и ист-ии лит-ры: ур. формир-я теор-лит-х
понятий, ур. изуч-я научых лит-крит-х статей,
ур. по биографии пис-ля, ур. по ист-лит-ым
матер-м, ур. обобщ-я, повтор-я, опроса, 3)
ур. разв-я речи: ур. обуч-я творч-ой работе
по жизн-ым впечатл-ям и по пр-ям лит-ры
и иск-ва, ур. обуч-я устным ответам и устным
докладам, ур. обуч-я сочин-ю, ур. ан-за сочин-я.
Типология вбирает в себя осн-ые напр-ия
работы на ур. лит-ры, а не т-ко ан-з пр-ий.
29. Активные формы обучения лит-ре. Урок-лекция.
Активная форма обу-я, т.к. слово учителя: выстраивает систему знаний, обладает убедит-ю и формирует мировоззрение; вызывает эмоц-эстет-ое отнош-е уч-ся; ср-во форм-я устной и письм-ой речи; ср-во стимулир-я саост-ой работы уч-ся на уроке и вне его. Выделяют 2 вида лекции в старших кл.: 1) лекц-й икл для параллели, 2) урок-лекция – провод-ся по плану, определ-му учит-ем. Проодятся с 9 кл. Целесообразно отбирать для них обзорные темы, ? теории лит-ры, биографич-й материал, произведения с обзорным изуч-ем, обобщение матер-ла. Лекция неотделима от деят-ти уч-ся. Школьная лекция м. сочетаться с разными видами самост-ой работы уч-ся: участие в беседе, соощение уч-ся, работа с учебником, худ-ым текстом, выразит-е чтение, демонстрация пр-ий др. видов иск-ва, записи лекции.
Отличит-я особ-ть шк-ой лекции – провека выполненного задания. Ученики д. знать треб-я к ответу. Ответ оценивается пр 3 направл-ям: 1) правильность понимания темы и отбор материала, 2) композиция, 3) культура речи, выразительность. Этап проверки переходит в этап интенсивной работы. Деят-ть учащихся совершается в 3 формах: 1) восприятие матер-ла, 2) участие в самой лекции – доклад, сообщения, 3) самост-я работа во t слушания лекции (конспект-е, составл-е плана и т.д.). Виды самост-й деят-ти опред-ся хар-ом матер-ла и целью урока: 1) лекция обращен к разуму – различные роды записи: план, конспект, тезис. 2) обращена к разуму, но включает в себя выразит-е чтение, демонстрацию пр-ий разных видов иск-ва. Допускается вести рабочие записи – важные моменты отмечать. 3) к эмоциям, дети отвечают на проблемные ?. В конце урока тезисы и планы прочитываются и совершенствуются. Конспекты выборочно проверяются уч-ем.
Инновационные
формы лекций: 1) Бинарная л-я –
читается двумя уч-ми. При изучении
проблемных тем, к-е допускают возм-ть
рассмотр-я 1 проблемы с 2 разных позиций.
2) Лекция- брейнсторлинг – на уроки уч-ся
задают непонятые, трудные ? по просмотренному
предварит-но материалу. 3) Продвинутая
л-я – шк-ки по ходу л-ии д. на полях спец-ми
значками отмечать: что им кажется знакомым,
что сложным и требует разъяснений, что
лишним, что интересным и требующим дальнейшего
изуч-я.
31. Новые (нетрадиц-ые) формы уроков лит-ры…
Стратегия
лит-го образов-я изменилась. Появились
новые программы, они требуют
новых форм работы. Изменилось отношение
к уч-ся. Они стали субъектом
образ-я. Нужны новые формы, к-е ставили
бы шк-ка в позицию объекта. Пошли поиски
нетрадиц-х форм урка – 1 из проблем совр-го
обр-я. Поиски идут на основе традиционных
форм. 3 напрвления: 1) в учебные занятия
привносятся формы из внеклассной деят-ти
(КВН, путешествия, викторины, круглый
стол). 2) привнесения форм занятий из высшей
школы (семинары, практикумы, конференции).
3) модификация имеющихся форм (урок-лекция
– бинарая, брейнсторлинг, продвинутая).
32. Развитие устной речи учащихся на уроках лит-ры…
Разв-е речи осущ-ся в 2-х направл-ях: разв-е устной и письменной речи. Оно д. проходить на основе речевой деят-ти – это активный целенапрвленный процесс создания и восприятия высказываний. Принципы разв-я речевой деят-ти: 1) взаимод-е нравственного, интеллект-го, худ-го, эстет-го и речевого разв-я шк-ка. 2) органическая взаимосвязь работы по р.р. со всеми компонентами занятий по лит-ре. 3) разнообр-е методических форм и приемов. 4) соблюдение приемствености речевого разв-я с предыдущими кл. 5) практическая напр-ть работ по разв-ю речи и приближение ее к реальным жизненным ситуациям и формам иск-ва. 6) систематический хар-р работы. 7) учет межпредм-х связей. Основные направления по речевому разв-ю: 1) словарно-фразеоог-я работа с текстом худ-го пр-я. 2) обучение различным видам и жанрам монологич-го высказ-я на разные темы. 3) организация диалогического общения. 4) создание речевых ситуаций. Виды: проблемные; связанные с генотетическими изменениями функции уч-ка, но приближенные к реальной действит-ти; худ-игровые (общение с героями в воображении); фантастические (перевоплощение в героя). 5) активизация межпредметных взаимод-ий в аспекте речевой деят-ти.