Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:04, шпаргалка
1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УЧИТЕЛЯ
Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком. В самой природе ребенка заложены громадные возможности и потребности.
Принцип политехнизма сориентирован на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля, используя выявление и изучение инвариантной научной основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной области в другую.
Все группы принципов связаны между собой, но при этом каждый принцип имеет свою зону максимального полного осуществления, например для занятий по гуманитарным дисциплинам принцип профессиональной целесообразности нельзя использовать.
Принципы обучения являются основным ориентиром в преподавательской деятельности, мостом, который соединяет теоретические представления с педагогической практикой.
Принципы обучения всегда отражают зависимость между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении.
73. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Выделяют следующие педагогические принципы.
1. Развивающее и воспитывающее обучение.
2. Научность и доступность,
3. Сознательность и творческая
активность учеников при
4. Наглядность и возможное
5. Системность и систематичность процесса обучения.
6. Постепенный переход от
7. Связь процесса обучения с
жизнью и практикой
8. Крепость результатов обучения
и развитие познавательных
9. Положительный эмоциональный фон обучения.
10. Коллективный характер
11. Гуманизация и гуманитаризация обучения.
12. Компьютеризация и
13. Интегративность обучения с учетом межпредметных связей.
14. Инновативность обучения, применение основных современных тенденций.
Самыми важными дидактическими принципами являются такие:
– обучение должно являться научным
и иметь мировоззренческую
– обучение должно характеризоваться проблемностью;
– обучение должно являться наглядным;
– обучение должно являться активным и сознательным;
– обучение должно являться доступным;
– обучение должно являться систематическим и последовательным;
– в процессе обучения в органическом единстве следует осуществлять образование, развитие и воспитание учеников.
В 60-70-е гг. Л.В. Занков определил новые дидактические принципы: обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности; в обучении следует соблюдать быстрый темп в прохождении изучаемого материала; преобладающее значение в процессе обучения имеет овладение теоретическими знаниями.
В дидактике высшей школы можно выделить принципы обучения, которые отражают специфические особенности учебного процесса в высшей школе: обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов (И.И. Кобыляцкий), профессиональной направленности (А.В. Барабанщиков), профессиональной мобильности (Ю.В. Киселев, В.А. Лисицын и др.); проблемности (Т.В. Кудрявцев); эмоциональности и мажорности всего процесса обучения (Р.А. Низамов, Ф.И. Науменко).
В настоящее время высказываются теории о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые анализировали бы все существующие принципы:
– ориентированность высшего
– соответствие содержания вузовского образования ныне существующим и прогнозируемым направлениям развития науки (техники) и производства (технологий);
– наилучшее сочетание общих, групповых и индивидуальных методов в организации учебного процесса в вузе;
– целесообразное использование современных методов и средств обучения на разных этапах подготовки специалистов;
– соответствие итогов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются каждой сферой их профессиональной деятельности; обеспечение их конкурентоспособности.
74. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Понятие «метод» происходит от греческого слова methodos, означающего «путь, способ продвижения к истине».
В педагогической литературе не существует единого мнения по поводу роли и определения понятия «метод обучения». Например, Ю.К. Бабанский писал, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».
Т.А. Ильина считает, что метод обучения – это «способ организации познавательной деятельности учащихся».
В истории сложились различные
классификации методов
Рассмотрим классификацию
1. Объяснительно-иллюстративный метод.
Ученики получают знания из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и изучая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит широкое применение для передачи большого массива информации.
2. Репродуктивный метод. В него входит применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых имеет алгоритмический характер, т. е. осуществляется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
3. Метод проблемного изложения. Применяя самые разные источники и средства, учитель, прежде чем излагать материал, выдвигает проблему, формулирует познавательную задачу, а потом, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, разные подходы, показывает метод решения поставленной задачи. Ученики как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем данный подход широко применяется.
4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Состоит в организации активного поиска решения выставленных в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач или под руководством учителя, или на основе эвристических программ и указаний. Данный метод, одна из разновидностей которого – эвристическая беседа, – проверенный метод активизации мышления.
5. Исследовательский метод. В результате анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа ученики самостоятельно изучают литературу, источники, проводят наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.
75. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-
Педагогические средства не сразу стали непременным компонентом педагогического процесса. Очень долго традиционные методы обучения основывались на слове, но «эпоха мела и разговора» кончилась; с увеличением количества информации, технологиза-цией общества появляется необходимость применять технические средства обучения. Педагогические средства представляют собой материальные объекты, которые нужны для организации и осуществления педагогического процесса.
Среди педагогических средств можно выделить: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическую технику, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства. Развитие дидактической техники и ЭВМ построило предпосылки для появления нового направления в педагогике – педагогической технологии. Суть ее заключается в использовании технологического подхода к построению педагогического процесса. Педагогическая технология соединяет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса.
Педагогическая форма является устойчивой завершенной организацией педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Все формы в педагогике можно разделить по степени сложности. Выделяются формы простые, составные и комплексные. Рассмотрим подробнее каждую из них.
Простые формы построены на наименьшем количестве методов и средств. Обычно они посвящены одной теме, одному содержанию. К таким методам принято относить беседу, экскурсию, викторину, зачет, экзамен, лекцию, консультацию, диспут, культпоход, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт и т. п.
Составные формы образуются на развитии простых или на их разнообразных сочетаниях. К составным формам принято относить урок, конкурс профмастерства, трудовой десант, праздничный вечер, конференцию, КВН. К примеру, в уроке может содержаться беседа, викторина, инструктаж, опрос, доклады и пр. Комплексные формы образуются как целенаправленная подборка(комплекс)простых и составных форм: это дни открытых дверей, дни, которые посвящены выбранной профессии, дни защиты детей, недели театра, книги, музыки, спорта.
В зависимости от принадлежности к направлениям воспитания можно выделить также методы физического, эстетического, трудового, умственного и нравственного воспитания.
Формы организации обучения включают в себя урок, лекцию, семинар, зачет, консультацию, практику и пр.
Можно выделить формы индивидуальной, групповой и коллективной (фронтальной) деятельности учеников. Можно выделить индивидуализированные формы, примерами которых являются консультация, зачет, экзамен.
Также могут быть групповые формы
взаимодействия, такие как субботник,
групповые соревнования, смотры, диспуты.
К кооперативным формам, когда
цель достигается методом
76. КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАУКЕ
В современной науке есть несколько концепций, предлагающих свое понимание процесса обучения.
Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения основывается на основных представлениях условно-рефлекторной деятельности головного мозга, раскрытых И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Их суть в том, что у человеческого мозга есть способность не только запечатлевать сигналы органов чувств, но и устанавливать и воспроизводить связи (ассоциации) между отдельными событиями, фактами, в чем-то сходными и различными. По ассоциативно-рефлекторной теории усвоение знаний, формирование навыков и умений, формирование личностных качеств человека является процессом образования в его сознании различных ассоциаций – простых и сложных.
По Ю.А. Самарину, все ассоциации можно разделить:
– на «локальные», или «однолинейные», которые представляют связь между отдельными фактами (восприятиями) безотносительно к системе данных явлений;
– «частносистемные», которые приводят от восприятий к представлениям и понятиям;
– «внутрисистемные», которые обеспечивают систематизацию ассоциативных рядов в единую систему внутри темы учебного предмета;
– «межсистемные» или «межпредметные» ассоциации.
В ходе обучения ассоциации всегда изменяются, преобразовываются, расширяются и удлиняются ассоциативные ряды. Получение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет четкую логическую последовательность, которая состоит из таких этапов: а) восприятие учебного материала; б) его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий; в) запоминание и сохранение в памяти; г) применение усвоенного в практической деятельности.
Деятельностная теория основывается на представлении о структуре целостной деятельности и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений через мотивированное и целенаправленное решение задач (проблем). Решение задачи заключается в поиске действия, с помощью которого возможно так преобразовать ее условие, чтобы получить результат.
Разработчики отдельных
Введение нового понятия в процессе обучения имеет четыре стадии.
1. Знакомство с представленной
учителем ситуацией
2. Овладение образцом такого
изменения материала, которое
выявляет самые существенные
отношения, служащие основой
3. Фиксация полученных отношений в форме той или иной модели.
4. Выявление свойств выделенного
отношения, благодаря которым
возможно вывести условия и
способы решения исходной
Теория поэтапного формирования умственных действий. В психологии получена одна из интереснейших теорий усвоения – теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Она основана на идее о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. По этой идее умственное развитие, как и получение знаний, навыков, умений, происходит путем постепенного перехода «материальной» деятельности во внутренний умственный план.
77. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ
Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на обязательном учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, по которому обучение и воспитание должны отвечать возрастным этапам развития. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», – считал Я.А. Коменский.