Шпаргалка по "Педагогике"”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:04, шпаргалка

Описание

1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УЧИТЕЛЯ
Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком. В самой природе ребенка заложены громадные возможности и потребности.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 208.58 Кб (Скачать документ)

– авторитарный (властный стиль руководства), который допускает возможность  для студентов принимать участие  в обсуждении вопросов учебной или  коллективной жизни, но решение в  итоге принимает преподаватель  в соответствии со своими установками;

– демократический стиль, при котором  учитель внимателен и учитывает  мнения учеников, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет  диалогическое общение «на равных»;

– игнорирующий стиль, при котором  учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учеников, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

– попустительский, конформный стиль, который проявляется тогда, когда  учитель устраняется от руководства  учениками либо идет на поводу их желаний;

– непоследовательный, алогичный  стиль – учитель в зависимости  от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что приводит к дезорганизации и  ситуативности системы взаимоотношений  учителя с учениками, к появлению  конфликтных ситуаций.

Важным фактором, который определяет эффективность педагогического  общения, является тип установки  педагога. Установка представляет собой  готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю его установки чаще всего  представляются абсолютно правильными, поэтому они очень устойчивы  и с трудом поддаются изменению  через внешние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются  с возрастом. Исследователи определяют чаще всего два типа доминирующих установок учителей по отношению  к ученикам: позитивную и негативную.

82. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ПРИЕМЫ

Установлению наилучшего педагогического  общения на занятиях способствует использование  таких коммуникативных приемов:

– методы профилактики и снятия блокирующих  коммуникативных аффектов (коммуникативной  заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении);

– создание на уроках атмосферы защищенности при общении учеников с преподавателями;

– одобрение, поддержка через придание ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;

– одобрение практики обращения  учеников за помощью к учителю  или товарищам;

– поощрение устных ответов по собственной инициативе учеников;

– создание щадящих условий при  ответе учеников с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;

– предотвращение действий со стороны  отдельных учеников, которые подавляют  творческую активность товарищей на занятии.

Рассмотрим приемы оказания коммуникативной  поддержки при общении:

– оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в  верном построении высказываний;

– пояснение смысла коммуникативных  норм в конкретной ситуации общения;

– обучение (прямое и косвенное) коммуникативным  приемам, технике выступления и  общения;

– положительная критика (если она  необходима) поведения студента в  диалоге с учителем;

– демонстрирование вербальными и  невербальными средствами заинтересованного  внимания к ученикам, поддержка их стремления к участию в диалоге  с учителем;

– оперативное предоставление ученикам возможности «оправдать нетерпение поднятой руки»;

– предоставление ученикам возможности  сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями». Приемы инициирования  встречной учебно-познавательной активности учеников включают в себя:

– непосредственное побуждение учеников к активному взаимодействию с  преподавателем на занятии;

– мотивацию поощрения учеников за проявленную инициативу;

– критику собственных ошибок в  качестве показа эталона отношения  к ним;

– «игровая провокация» («Что-то Иванов Петя недоверчиво улыбается при  твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...»).

Главные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются в случае оптимального педагогического общения.

В настоящее время нужно произвести переход от информационно-объяснительного  обучения учеников к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в школе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной работы, развитие познавательных сил и творческого потенциала учеников. А это может произойти только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения учеников, разрушения искусственных барьеров между преподавателями и учениками.

Развивающее обучение является переходом  от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил –  пересказал» к методу «познал  путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – способен оформить свою мысль словами – умею применить полученные знания в жизни».

83. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Немыслимо представить себе любую  форму образования или воспитания, не учитывая при этом педагогическое взаимодействие. Таким образом, очень  немаловажно рассмотреть основные функции педагогического взаимодействия.

В педагогике принято различать  шесть первостепенных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при условии оптимального и благоприятного педагогического общения:

– конструктивная функция, которая  представляет собой педагогическое взаимодействие преподавателя и  студента, в процессе которого происходит обсуждение и растолкование содержания знаний и практической немаловажности данного предмета;

– организационная функция, которая  выступает как организация коллективной, (общей) учебной деятельности преподавателя  и студента, взаимной личностной информированности  и совместной ответственности за успехи в процессе учебно-воспитательной деятельности;

– коммуникативно-стимулирующая функция, которая представляет собой соединение всевозможных и разнообразных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой и фронтальной), организация  взаимопомощи, преследуя при этом такую цель, как педагогическое сотрудничество; введение студентов в курс дела того, что в процессе обучения они должны узнать, понять на занятии и чему они должны научиться и какие  навыки должны приобрести;

– информационно-обучающая функция, которая выглядит как представление  отношения учебного предмета с производством  с целью наиболее правильного  и точного миропонимания и  ориентированности студента в событиях общественной жизни; маневренность  степени информационной емкости  учебных занятий и ее всесторонность при сочетании с эмоциональным  изложением нового учебного материала, основываясь при этом на наглядно-чувственную  сферу студентов;

– эмоционально-корректирующая функция, которая представляет собой осуществление  в процессе обучения принципов «открытых  перспектив» и «победного» обучения при поведении смены видов  учебной деятельности; наличие доверительных  взаимоотношений между преподавателем и студентом;

– контрольно-оценочная функция, которая  представляет собой налаженность взаимоконтроля учителя и ученика, совместное подведение итогов и оценку с самоконтролем  и самооценкой.

Больше всего на практике педагогам  встречаются пять причин, которые  препятствуют установлению самого благоприятного, подходящего педагогического общения  между учителем и обучаемыми:

– преподаватель не считается с  индивидуальными особенностями  ученика, не понимает его и не стремится  к этому;

– ученик не воспринимает всей информации, которую ему дает преподаватель  и потому не принимает его как  наставника;

– действия преподавателя противоречит причинам и мотивам поведения  ученика или сложившейся ситуации;

– преподаватель высокомерен, при  этом страдает самолюбие ученика, унижается  его достоинство;

– ученик сознательно и упорно не хочет принимать того, что требует  от него преподаватель или, что еще  серьезнее, – весь окружающий его  коллектив.

84. КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ  С АУДИТОРИЕЙ

Успешное педагогическое общение  и взаимодействие учителя с обучаемыми предполагает существование у педагога таких психологических качеств и способностей:

1) интерес к людям и работе  с ними, присутствие потребности  и умений общения, общительность,  коммуникативные качества;

2) возможность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

3) гибкость, оперативно-творческое  мышление, которое обеспечивает  умение быстро и правильно  ориентироваться в изменяющихся  условиях общения, быстро изменять  речевое действие при различных  ситуациях общения, индивидуальных  особенностях учеников;

4) способность ощущать и поддерживать  обратную связь в общении;

5) способностьуправлять собой, своим психическим состоянием, телом, голосом, мимикой, способность управлять настроением, чувствами, мыслями, умение снимать мышечные зажимы;

6) способность к неподготовленной  коммуникации, т. е. спонтанности;

7) способность прогнозировать возможные  педагогические ситуации, последствия  своих воздействий;

8) замечательные вербальные способности:  культура, богатый лексический запас,  развитость речи, правильный отбор  языковых средств;

9) обладание искусством педагогических  переживаний, представляющее собой  сплав жизненных, естественных  переживаний учителя и педагогически  целесообразных переживаний, способных  повлиять на учеников в необходимом  направлении;

10) умение педагогической импровизации, способность использовать все  разнообразие средств воздействия  (убеждение, внушение, заражение,  применение различных приемов  воздействия, «приспособлений» и  «пристроек»).

Среди средств повышения эффективности  воздействия можно выделить такие:

– «приспособления» – ряд приемов, среди которых одобрение, совет, осуждение, недовольство, намек, просьба, юмор, доверие, насмешка, приказ, пожелание  и пр. (до 160 видов);

– «пристройки или достройки» –  приспособление своего организма, интонации  и стиля общения к другому  человеку с целью приспособить его  поведение к целям педагога;

– усиление действия посредством  повышения голоса в начале фразы  по сравнению с предыдущей; смена  методов словесного воздействия: переход  от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения. При импровизации (из-за возникновения неожиданной ситуации) у учителей возможны разные типы поведения:

1) естественный тип: плодотворные  импровизационные акции не вызывают  у учителя психологических и  эмоциональных затруднений;

2) напряженно-преобразовательный  тип: осуществляется мобилизация  всех ресурсов личности на  преодоление появившейся трудности;

3) преднамеренно-уклончивый тип:  намеренное уклонение учителя  от преодоления неожиданной педагогической  ситуации («не заметить»);

4) непроизвольно-тормозной тип:  растерянность и абсолютная заторможенность  действий педагога;

5) эмоциональный срыв: учитель действует  бесконтрольно, бессистемно, усугубляя  конфликт, не умея управлять собой  или скрывать свои чувства;

6) неадекватный тип: учитель  скрывает свои чувства, но не  способен их преобразовать в  педагогически целесообразные переживания  и действия.

85. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основная задача современного образования  состоит в оснащении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества состоит прежде всего из открытия нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. Таким образом, проблемное обучение как творческий процесс является решением нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи даются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи предназначаются для поиска нового способа решения.

Суть проблемной интерпретации  учебного материала заключается  в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, инициируя искать путь и средства их решения. Проблема сама проделывает  путь к новым знаниям и способам действия.

Особенно важен тот факт, что  новые знания подаются не для сведений, а для решения проблемы или  ряда проблем. В случае традиционной педагогической стратегии – от знаний к проблеме – ученики не способны выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, так как им даются для усвоения его готовые результаты. Для решения проблемы требуется  включение творческого мышления. Репродуктивные психические процессы, которые связаны с воспроизведением усвоенных шаблонов, в проблемной ситуации неэффективны.

Проблемное обучение не является абсолютно  новым явлением в педагогике, в  прошлом с ним связаны известные  имена – Сократ, Руссо, Дистервег, Ушинский и др.

Если человека всегда приучать усваивать  знания и умения в готовом виде, можно и ограничить его природные  творческие способности – «разучить» думать самостоятельно. В наибольшей степени процесс мышления проявляется  и развивается в случае решения  проблемных задач.

Психологический механизм случающихся  процессов при проблемном обучении такой: встречая противоречивую, новую, непонятную проблему, у человека появляется состояние недоумения, удивления, появляется вопрос: в чем суть? Затем мыслительный процесс осуществляется по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. И человек или самостоятельно производит мыслительный поиск, открытие неизвестного, или с помощью учителя.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"”