Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:04, шпаргалка
1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА УЧИТЕЛЯ
Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком. В самой природе ребенка заложены громадные возможности и потребности.
– авторитарный (властный стиль руководства),
который допускает возможность
для студентов принимать
– демократический стиль, при котором
учитель внимателен и учитывает
мнения учеников, он стремится понять
их, убедить, а не приказывать, ведет
диалогическое общение «на
– игнорирующий стиль, при котором учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учеников, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
– попустительский, конформный стиль, который проявляется тогда, когда учитель устраняется от руководства учениками либо идет на поводу их желаний;
– непоследовательный, алогичный
стиль – учитель в зависимости
от внешних обстоятельств и
Важным фактором, который определяет эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Установка представляет собой готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю его установки чаще всего представляются абсолютно правильными, поэтому они очень устойчивы и с трудом поддаются изменению через внешние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом. Исследователи определяют чаще всего два типа доминирующих установок учителей по отношению к ученикам: позитивную и негативную.
82. КОММУНИКАТИВНЫЕ
Установлению наилучшего педагогического общения на занятиях способствует использование таких коммуникативных приемов:
– методы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении);
– создание на уроках атмосферы защищенности при общении учеников с преподавателями;
– одобрение, поддержка через придание ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;
– одобрение практики обращения учеников за помощью к учителю или товарищам;
– поощрение устных ответов по собственной инициативе учеников;
– создание щадящих условий при
ответе учеников с ярко выраженной
коммуникативной
– предотвращение действий со стороны отдельных учеников, которые подавляют творческую активность товарищей на занятии.
Рассмотрим приемы оказания коммуникативной поддержки при общении:
– оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в верном построении высказываний;
– пояснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения;
– обучение (прямое и косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения;
– положительная критика (если она необходима) поведения студента в диалоге с учителем;
– демонстрирование вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к ученикам, поддержка их стремления к участию в диалоге с учителем;
– оперативное предоставление ученикам возможности «оправдать нетерпение поднятой руки»;
– предоставление ученикам возможности
сориентироваться в ситуации, «собраться
с мыслями». Приемы инициирования
встречной учебно-
– непосредственное побуждение учеников к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;
– мотивацию поощрения учеников за проявленную инициативу;
– критику собственных ошибок в качестве показа эталона отношения к ним;
– «игровая провокация» («Что-то Иванов Петя недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...»).
Главные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются в случае оптимального педагогического общения.
В настоящее время нужно
Развивающее обучение является переходом от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил – пересказал» к методу «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – способен оформить свою мысль словами – умею применить полученные знания в жизни».
83. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
Немыслимо представить себе любую
форму образования или
В педагогике принято различать шесть первостепенных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при условии оптимального и благоприятного педагогического общения:
– конструктивная функция, которая представляет собой педагогическое взаимодействие преподавателя и студента, в процессе которого происходит обсуждение и растолкование содержания знаний и практической немаловажности данного предмета;
– организационная функция, которая
выступает как организация
– коммуникативно-стимулирующая
– информационно-обучающая
– эмоционально-корректирующая функция,
которая представляет собой осуществление
в процессе обучения принципов «открытых
перспектив» и «победного»
– контрольно-оценочная функция, которая представляет собой налаженность взаимоконтроля учителя и ученика, совместное подведение итогов и оценку с самоконтролем и самооценкой.
Больше всего на практике педагогам
встречаются пять причин, которые
препятствуют установлению самого благоприятного,
подходящего педагогического
– преподаватель не считается с индивидуальными особенностями ученика, не понимает его и не стремится к этому;
– ученик не воспринимает всей информации, которую ему дает преподаватель и потому не принимает его как наставника;
– действия преподавателя противоречит
причинам и мотивам поведения
ученика или сложившейся
– преподаватель высокомерен, при этом страдает самолюбие ученика, унижается его достоинство;
– ученик сознательно и упорно не хочет принимать того, что требует от него преподаватель или, что еще серьезнее, – весь окружающий его коллектив.
84. КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С АУДИТОРИЕЙ
Успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с обучаемыми предполагает существование у педагога таких психологических качеств и способностей:
1) интерес к людям и работе
с ними, присутствие потребности
и умений общения,
2) возможность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
3) гибкость, оперативно-творческое
мышление, которое обеспечивает
умение быстро и правильно
ориентироваться в
4) способность ощущать и
5) способностьуправлять собой, своим психическим состоянием, телом, голосом, мимикой, способность управлять настроением, чувствами, мыслями, умение снимать мышечные зажимы;
6) способность к
7) способность прогнозировать
8) замечательные вербальные
9) обладание искусством
10) умение педагогической
Среди средств повышения
– «приспособления» – ряд приемов, среди которых одобрение, совет, осуждение, недовольство, намек, просьба, юмор, доверие, насмешка, приказ, пожелание и пр. (до 160 видов);
– «пристройки или достройки» – приспособление своего организма, интонации и стиля общения к другому человеку с целью приспособить его поведение к целям педагога;
– усиление действия посредством повышения голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена методов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения. При импровизации (из-за возникновения неожиданной ситуации) у учителей возможны разные типы поведения:
1) естественный тип:
2) напряженно-преобразовательный
тип: осуществляется
3) преднамеренно-уклончивый тип:
намеренное уклонение учителя
от преодоления неожиданной
4) непроизвольно-тормозной тип:
растерянность и абсолютная
5) эмоциональный срыв: учитель действует
бесконтрольно, бессистемно,
6) неадекватный тип: учитель
скрывает свои чувства, но не
способен их преобразовать в
педагогически целесообразные
85. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Основная задача современного образования
состоит в оснащении
Суть проблемной интерпретации учебного материала заключается в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, инициируя искать путь и средства их решения. Проблема сама проделывает путь к новым знаниям и способам действия.
Особенно важен тот факт, что
новые знания подаются не для сведений,
а для решения проблемы или
ряда проблем. В случае традиционной
педагогической стратегии – от знаний
к проблеме – ученики не способны
выработать умений и навыков самостоятельного
научного поиска, так как им даются
для усвоения его готовые результаты.
Для решения проблемы требуется
включение творческого
Проблемное обучение не является абсолютно
новым явлением в педагогике, в
прошлом с ним связаны
Если человека всегда приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и ограничить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно. В наибольшей степени процесс мышления проявляется и развивается в случае решения проблемных задач.
Психологический механизм случающихся процессов при проблемном обучении такой: встречая противоречивую, новую, непонятную проблему, у человека появляется состояние недоумения, удивления, появляется вопрос: в чем суть? Затем мыслительный процесс осуществляется по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. И человек или самостоятельно производит мыслительный поиск, открытие неизвестного, или с помощью учителя.