Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Специальной педагогике".
2. Предметные области и приоритетные направления развития специальной педагогики Исторически сложилось, что специальная педагогика складывается из предметных областей, интегрированных по клинико-физиологическим и психолого-педагогическим параметрам, согласно традициям создания образовательных учреждений для детей, имеющих особые образовательные потребности.
В начале Х!Х в. в нашей стране появились сурдопедагогика и тифлопедагогика, в конце Х!Х в. – олигофренопедагогика.
В середине ХХ в. в Советском Союзе разрабатывается научно-методическая основа дифференцированной системы образования, существует 8 видов спецшкол, а именно:
1) для слабослышащих;
2) глухих;
3) слабовидящих;
4) незрячих;
5) детей с нарушениями речи;
6) умственно отсталых;
7) детей с задержкой развития;
8) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
На сегодняшний день к предметным областям специальной педагогики относятся сурдопедагогика (плохослышащие, позднооглохшие, глухие), тифлопедагогика (слабовидящие и слепые), тифлосурдопедагогика (слепо-глухие), логопедия (нарушения речи), олигофренопедагогика (нарушения интеллекта и образовательные затруднения), специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Каждая из предметных областей специальной педагогики имеет собственную структуру аналогично общей педагогике: свои принципы, задачи, методологию, приемы и принципы воздействия, возрастную дифференциацию. В возрастном разрезе самыми изученными считаются дошкольный и школьный возрастные периоды, остальные периоды требуют тщательного изучения и рассмотрения.
Специальная педагогика выступает как объединяющая эти предметные области теоретическая и методологическая основа.
Специальная педагогика активно использует для решения своих задач знания смежных с ней наук, таких как педагогика, психология, медицина, история, философия, социология, информатика, физика и др. Предметные области специальной педагогики находятся в тесном сотрудничестве со смежными науками.
Развитие специальной педагогики, все более тонкая дифференциация накопленного материала способствуют постепенному возникновению и становлению новых сфер педагогического познания. Так, в стадии разработки находятся сферы специальной педагогики, ранее не охваченные, субъектом которых являются хронически больные лица и лица с тяжелыми и сложными недостатками.
2. Специальная педагогика тесно связана с другими науками, к которым относятся:
* философия;* история;* педагогика;* психология;
* физиология; медицина; социология; лингвистика и т. д.
Первым периодом эволюции отношения общества к лицам, имеющим недостатки развития, считается интервал времени с VIII в. до н. э. по XII в. н. э. Началом этого периода принято считать время принятия законов Ликурга, дающих право на уничтожение неполноценных людей. В античные времена люди, имеющие отклонения в развитии, считались неполноценными и не имели гражданского статуса.
Дискриминация
распространялась даже на представителей
привилегированных сословий, ребенок
из богатой семьи мог быть лишен
всех привилегий по причине неполноценности
или не привлекательной внешности.
Изменения в существовавшем положении
вещей пришли с появлением христианства,
призывающем общество к милосердию
и состраданию. При монастырях стали
появляться приюты и больницы, но общество
было еще не готово к принятию новых
идей, противоречащих многовековым традициям,
поэтому изменение
В нашей стране этот период пришелся на более позднее время, началом его принято считать X в., так как именно в это время появилось христианство на Руси, а окончанием – XVII в., время принятия Петром I указов, запрещающих умерщвлять детей, имеющих отклонения в развитии. Таким образом, принятое Русью христианство со своими идеями милосердия и сострадания наложило отпечаток на существующую традицию терпимого отношения к инвалидам. В течение долгого времени такое отношение носило сторонний характер, сострадательное отношение русских князей и царей не выливалось в совершение каких-либо активных действий в помощи таким людям.
Однако в 996 г. киевский князь Владимир перенял опыт византийских монастырей – был обрисован круг лиц, имеющих необходимость в призрении, киевские князья передавали часть своих доходов в фонд призрения, и призрение было возложено на церковные структуры.
В
отличие от опыта зарубежных стран,
прошедших долгий и трудный путь
по изменению отношения к
Предпринятые Петром I изменения, направленные на европеизацию страны, коснулись и институтов призрения, под влиянием опыта зарубежных стран была признана необходимость государственной помощи людям, имеющим отклонения в развитии.
Вторым
периодом эволюции отношения к людям
с нарушениями развития принято
считать временной интервал с
Х!! по ХУ!!! в. Этот период характеризуется
резким изменением отношения к людям
с нарушениями развития от осознания
необходимости заботы и милосердия
по отношению к людям с
Первоначальный
опыт обучения не вызвал необходимости
в организации специального образования
для людей с нарушениями
В России начало второго периода эволюции пришлось на времена царствования Петра I. Если в Европе осознание необходимости обучения лиц с отклонениями в развитии происходило долго и трудно, появилось как следствие развития цивилизации под влиянием различных социально-культурных предпосылок, то в России этот процесс получил свое развитие только в результате заимствования западных новшеств. Состояние отечественного образования в России находилось на зачаточном уровне, еще не было принято как необходимость, и, соответственно, не возникло потребности обучения инвалидов.
Отношение к людям с нарушениями в развитии остается прежним – сострадательное, милосердное, но стороннее, не приносящее реальной помощи, поэтому в учреждениях специального образования работали главным образом приглашенные специалисты-иностранцы.
Таким образом, в России этот период эволюции начался гораздо позже, чем в Европе, но закончился примерно в то же время и с теми же результатами, хотя и с другой мотивацией.
Соответственно, последующее развитие изменения отношения к инвалидам имеет различные для России и Западной Европы последствия.
Начало третьего периода эволюции изменения отношения общества к людям с нарушениями развития приходится на конец ХУ!!! в., окончание периода – на начало ХХ в. И в России, и в Европе осознание необходимости создания системы образования людей с нарушениями развития возникает вследствие принятия странами законов о всеобщем начальном образовании, тем не менее носит отличающийся идеологический характер.
Развитие
специального образования на Западе
стало логичным следствием принятия
законов о всеобщем образовании.
Понимание невозможности
В России начало третьего периода эволюции пришлось на начало Х!Х в., время открытия первых специализированных учреждений для слепых и глухонемых детей. Финансирование этих учреждений производилось за счет благотворительности и не входило в сферу деятельности государства. С отменой крепостного права, развитием благотворительности, принятием законов о всеобщем образовании в России организуется система образовательных учреждений для умственно отсталых детей, детей с нарушениями слуха и зрения.
Однако
еще нельзя говорить о развитии специального
образования в рамках государства,
так как специальное
После революции 1917 г. происходит смена государственного строя, страна находится в состоянии кризиса, идет гражданская война. Учреждения, созданные для детей с нарушениями развития, полностью передаются в ведомство государства. Всякая благотворительность и филантропия категорически запрещается. Новая власть видит цель воспитания и образования дефективных детей в создании общественно полезных граждан.
Таким
образом, концом третьего периода в
России можно считать 1926-1927гг. –
время законодательного оформления
системы специального образования
для трех категорий аномальных детей:
глухих, слепых, умственно отсталых,
судьбу которых, исключая реальное взаимодействие
с обществом, решает только государство.
И в этом состоит специфика
первого этапа становления
Четвертым периодом эволюции изменения общественного сознания по отношению к детям с нарушениями развития принято считать временной интервал с начала ХХ в. до 1970-х гг.
Этот
период характеризуется повсеместным
развитием и дифференцированием
системы специального образования,
введением новых видов
Пережив
эпоху фашизма, человечество пришло
к переосмыслению ценности человеческой
жизни в пользу приоритетов личности
над приоритетами общества. В контексте
этого подхода изменилось и отношение
к людям с ограниченными
На фоне общего социально-экономического подъема происходит развитие специальной педагогики: идет активное изучение методов диагностики икоррекции нарушений; признается необходимость обучения детей со всеми нарушениями развития; к учреждениям для глухих (слабослышащих), слепых (слабовидящих) добавляются специальные образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и т. д.; признается возможность обучения детей с глубокой умственной отсталостью, которые ранее считались необучаемыми. Усиливается законодательная основа специального образования, расширяется сеть учреждений и образований, направленных на оказание социальной, психологической, медицинской, педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями.