Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Специальной педагогике".
На уроках в специальной школе часто используется дифференцированно-групповая форма работы, когда педагог разбивает класс на группы в зависимости от их уровня развития, особенностей нарушения развития, объемов и темпов познавательной деятельности. Также используется бригадная форма работы, при которой дети группируются для выполнения какого-либо задания. При обучении в групповой форме дети получают возможности для развития навыков социального общения, речи и мышления; такая форма обучения стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, товарищества и взаимопомощи. К детям, имеющим значительные отличия в развитии от остальных детей в коллективе, применяют индивидуализированную форму обучения. Также существует ряд дополнительных форм обучения, таких как внеклассные мероприятия, самоподготовка, экскурсии, факультативные и кружковые занятия и др.
Широко
распространенным средством обучения
общеобразовательной и
Специальное образование в работе с детьми широко использует разные виды речи.
Словесная
речь должна быть внятной, четкой и
грамотной. Педагог должен иметь
хорошую дикцию, обладать умением
импровизировать и
Дактильная речь осуществляется использованием ручной азбуки, когда каждая буква изображается при помощи пальцев и называется дактилемой. Буквы складываются в слова, слова во фразы. Такой вид речи используется в обучении глухих детей, так же как и калькирующая жестовая речь, в которой слова изображаются жестами. Существует также разговорная жестовая речь, она часто используется в неформальном общении людей с нормальным слухом. Существует средство, помогающее людям с нарушениями слуха воспринимать информацию с помощью зрения, – зрительное восприятие устной речи, или, как его принято называть, чтение по губам. Пиктографическое (символьное) письмо используется в работе с лицами, имеющими нарушения речевой деятельности.
В последнее время широкое распространение получило новое направление – арт-терапия, коррекция и обучение при помощи разных видов искусства, это направление позволяет детям с нарушениями развития участвовать в культурной деятельности (как одной из областей социальной жизни), способствует развитию познавательных процессов и обогащению духовной среды.
Для повышения эффективности применения различных видов речи и печатной продукции используется наглядность, которая может быть представлена в виде дидактического материала, средств словесной наглядности или моделирования.
Дидактический материал может быть изобразительным, словесным и предметным.
К средствам словесной наглядности относят записи, дополняющие речь, словари, ноти-рованное письмо. Моделирование представляет собой алгоритм действий по построению и использованию какой-либо модели.
Широко применяются также технические средства обучения, такие как аудиовизуальные средства и персональные компьютеры.
Все используемые
в процессе обучения средства подбираются
таким образом, чтобы их применение
было максимально доступным и
учитывало особенности
Обычной
педагогической подготовки для работы
с детьми, имеющими особые образовательные
требования, недостаточно. Осуществить
профессиональную педагогическую помощь
таким детям может педагог-
Обязанности педагога-дефектолога:
1) проводить профилактическую работу;
2) образовательную;
3) коррекционную работу;
4) педагогическую диагностику;
5) планировать и осуществлять учебный процесс;
6) принимать участие в исследовательской работе в своей сфере деятельности;
7) постоянно повышать свой профессиональный уровень.
За рубежом впервые специалисты по дефектологии появились в начале XVII в. в Берлине. Там были открыты курсы специальной подготовки преподавателей для работы с детьми, имеющими нарушения развития, при Берлинской королевской школе глухонемых. В России такие курсы впервые открылись в 1898 г. в Санкт-Петербурге.
На сегодняшний день специальное педагогическое образование подразделяется на тифлопедагогику (для обучения слепых и слабовидящих детей), сурдопедагогику (глухие и слабослышащие), олигофренопедагогику (нарушения умственного развития), логопедию (нарушения речи), специальную дошкольную педагогику. Психологическое сопровождение лиц с нарушениями развития осуществляют специалисты, получившие подготовку по специальной психологии, а педагогические колледжи подготавливают воспитателей для работы в дошкольных и школьных системах специального образования.
Несомненно,
кроме профессиональных качеств, любой
педагог должен обладать определенными
моральными качествами, такими как
доброта, любовь к детям, ответственность,
увлеченность своей работой, инициативность
и энергичность. Работа с детьми,
имеющими нарушения развития, требует
также гуманного и
Работа
дефектолога связана с
8 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Развитие
национальных систем специального образования
во все исторические периоды связано
с социально-экономическим
Исследование
эволюции отношения государства
и общества к лицам с отклонениями в
развитии от античных времен до наших
дней позволило выделить переломные моменты,
разграничивающие пять периодов эволюции.
Периодизация охватывает временной отрезок
в два с половиной тысячелетия — путь
общества от ненависти и агрессии до терпимости,
партнерства и интеграции лиц с отклонениями
в развитии. Условными рубежами пяти выделенных
периодов являются исторические прецеденты
существенного изменения отношения государства
к лицам с отклонениями в развитии. Все
европейские страны пережили выявленные
периоды, причем в сопоставимые исторические
сроки. В эволюции отношения государства
и общества к интересующим нас лицам в
России воспроизводятся те же периоды,
что и в европейской цивилизации, но со
значительным отставанием в масштабе
исторического времени, вследствие чего
в конце ХХ столетия Россия и Западная
Европа переживают разные периоды эволюции
отношения и соответственно находятся
на разных этапах развития систем специального
образования. Рассмотрим подробно историю
становления и развития национальных
систем специального образования в системе
социокультурных координат.
15. История становления и развитие российской системы специального образования.
Создание специальных образовательных учреждений в дореволюционной России. Развитие советской системы специального образования. Выдающиеся ученые - дефектологи.
Первый
период в России (от агрессии к осознанию
необходимости призрения
Второй
период в России начался на 5 веков
позже, чем в Европе, а закончился
почти одновременно с ним. От осознания
необходимости призрения
Третий период (от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование). В России развиваются 3 основных направления в работе с детьми: христианско-благотворительное (организация - приют, богадельня, дом призрения), лечебно-педагогическое (специальное отделение при больнице, школа-санаторий) и педагогическое (школа, детский сад). Массовые учреждения для глухонемых произошло во второй половине 19 века. Учреждения для слепых и глухих не финансируются из государственного бюджета и существуют исключительно на благотворительные средства. Вплоть до конца 19 века обучение умственно отсталых волновало только медиков. Только введение акта о всеобщем начальном образовании повлекло за собой открытие сети учреждений для умственно отсталых. К 1917 году вспомогательные школы действовали уже в Курске, Москве, Нижнем Новгороде, С.Петербурге. К началу 20 века в России возникает большое число специальных образовательных учреждений для трех категорий детей: слепых, глухих и умственно отсталых. Но система специального образования так и не была оформлена. На этом этапе работали педагоги-дефектологи Pay, Блонский, Выготский, Граборов и другие. После революции число учреждений и количество воспитанников сокращается. В 1926 году принят документ о комплектовании специальных школ, где предпочтение отдается беспризорным глухим, немым, детям беднейших рабочих и детям работников просвещения. Концом периода в России можно считать 1926-27 год.
Четвертый
период (от осознания необходимости
специального образования для отдельных
категорий детей с отклонениями
к пониманию необходимости