Шпаргалка по "Специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Специальной педагогике".

Работа состоит из  1 файл

спец пед шпоры.docx

— 121.94 Кб (Скачать документ)

 Задачи  специальной педагогики:

 • изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в  условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

 • обобщение  передового педагогического опыта  работы с лицами, имеющими особые образовательные  потребности;

 • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми  образовательными потребностями;

 • прогнозирование  развития новых образовательных  систем для лиц с ограниченными  возможностями здоровья; • внедрение  результатов научных исследований в практику специального образования;

 • разработка стандартов, учебников, концепций и  программ для лиц с особыми  образовательными потребностями;

 • исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития, комплексной помощи лицам с ограниченными  возможностями здоровья;

 создание  необходимой учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности.

 Основные  термины специальной  педагогики

 1. Реабилитация  — применение целого комплекса  мер медицинского, социального, образовательного  и профессионального характера  с целью подготовки или переподготовки  индивидуума до наивысшего уровня  его функциональных способностей. Определение дано Всемирной организацией  здравоохранения. В испаноязычных и франкоязычных странах используется тер" мин "реадаптация".

 Абилитцция — первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо. Термин происходит быть способным к чему либо. Создание адекватных условии, учитывающих особенности психического развития ребенка при разных вариантах и видах нарушений, возможно на основе коррекции, компенсации и социализации (Е.А. Стребелева).

 Коррекция (от лат. - исправление) — система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении и детей.

 Компенсация (от лат. - возмещенное, уравниваемое) — сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций. Социализация (от лат. 5осю1к — общественный) - формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения.

 Социализация  дает личности возможность функционировать  в качестве полноправного члена  общества. Она связана с выработкой у него адекватного отношении к социальным ценностям. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения.

 4. Термины,  используемые в области специального  образования (по Н.М. Назаровой):

 специальное образование — дошкольное, общее  и профессиональное образование, для  получения которого лицам с ограниченными  возможностями здоровья создаются  специальные условия;

 лицо  с ограниченными возможностями  здоровья — лицо, имеющее физические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения  образования;

 лицо  с особыми образовательными потребностями - лицо, нуждающееся в специальной  педагогической поддержке и специфических  методах образования, позволяющих  преодолевать ограничения и затруднения, вызванные отклонениями в развитии;

 недостаток  — физический или психический  недостаток, подтвержденный психолого и педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого;

 - физический  недостаток - подтвержденный в установленном  порядке временный или постоянный  недостаток в развитии и (или)  функционировании органа человека  либо хроническое соматическое  или инфекционное заболевание;

 психический недостаток — подтвержденный в установленном  порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том  числе аутизм, последствия повреждения  мозга, в том числе умственная отсталость, задержки психического развития, создающие трудности в обучении;

 сложный недостаток - совокупность физических и (или) психологических недостатков;

 тяжелый недостаток — физический или психический  недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственным образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности  обучения ограничиваются получением элементарных знаний и навыков:

 специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) - условия обучения (воспитания), в  том числе специальные образовательные  программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и  среда жизнедеятельности, а также  педагогические, медицин скис, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение образовательных  программ лицами с ограниченными  возможностями здоровья;

 специальное (коррекционно) образовательное учреждение — образовательное учреждение для лиц с ограниченными возможностями здоровья. 
 

  Система специального образования  Республики Мордовия  представлена следующими учреждениями:

  • МУ «Городская психолого-медико-педагогическая консультация» (ГО Саранск);
  • МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида»  — для детей с нарушениями интеллектуальной сферы (ГО  Саранск);
  • МДОУ «Детский сад № 22» — для детей с нарушениями органов зрения (ГО  Саранск);
  • МДОУ «Детский сад № 24» (ГО Саранск) — для детей с нарушениями речи (г. Саранск);
  • 7 специальных (коррекционных) групп при массовых детских садах — для детей с задержкой психического развития (ГО Саранск);
  • 68 логопедических групп — для детей с общим недоразвитием речи и заиканием (ГО Саранск);
  • 20 специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития при массовых ОУ (ГО Саранск);
  • Специальная (коррекционная) школа-интернат I-II вида — для глухих и слабослышащих детей (ГО Саранск);
  • Специальная (коррекционная) школа VIII вида (г. Саранск) и специальные (коррекционные) школы-интернаты (г. Темников, г.Инсар, с. Поводимово Дубенского района, г. Краснослободск ) — для детей с нарушениями интеллекта;
  • Специальная (коррекционная) школа-интернат — для слепых и слабовидящих детей (г. Ардатов). 
    Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого- медико- педагогические комиссии, законодательную основу деятельности которых составляют статья 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статья 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  Специальные (коррекционные)образовательные учреждения Республики Мордовия - Ардатовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат IV вида 157 учащихся

  Поводимовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида 86 учащихся

  Краснослободская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида 97 учащихся

  Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида  для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 109 учащихся

  Темниковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида 71 учащихся

  Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа- интернат I-II вида 114 учащихся 

  23 Педагогический  процесс - это целостный учебно-воспитательный процесс, который определяется как направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы . В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, строится целенаправленно. Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.

  Целостность педагогического процесса проявляется: 
-в единстве процессов обучения, воспитания и развития; 
-в соподчиненности этих процессов; 
-в наличиии общего сохранении специфики этих процессов.

  Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.

  Образовательная:

  • реализуется, прежде всего, в процессе  обучения;
  • во внеклассной работе;
  • в деятельности учреждений дополнительного образования.

  Воспитательная (проявляется во всем):

  • в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника;
  • в личности и профессионализме педагога;
  • в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

  Развивающая: 
Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

  Структура педагогического процесса состоит  из следующих компонентов:

      • Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;

  Этот  компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной  цели – «всестороннее  гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.

      • Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.

  Связан с разработкой и отбором содержания образования. 
Содержание чаще всего предлагает  и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся; 
Содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от  возраста субъектов, особенностей педагогических условий.

      • Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);

  Характеризует взаимодействие педагогов  и детей, связан с организацией и управлением процесса. 
Средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.

  - результативный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.  
 

 37 Актуальные проблемы  дефектологии

 Учреждение  правовой основы специального образования

 Создание системы  ранней дифференциальной диагностики  отклонений в развитии

 Подготовка  специалистов для системы спец образования

 Развитие системы  интегрированного обучения детей с  нарушениями развития

 Уточнение классификации  нарушений психофизического развития детей

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной педагогике"