Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Специальной педагогике".
Имеются
и другие варианты образовательных
учреждений, работающих по новаторским
программам, но их не так много.
30 .
Специальное образование
детей с трудностями
в обучении (ЗПР).
Организационные
формы помощи детям-
В настоящее
время для детей с ЗПР открыты
группы в детских садах
При проведении коррекционной работы на 1 место ставится задача укрепления здоровья детей путем охранительного, щадящего режима, где наполняемость каждой группы не более 12 человек, действует особый распорядок дня (увеличенные по времени прогулки, более длительный сон). Работа идет в тесном контакте с семьей.
Воспитание и обучение дошкольников с ЗПР строится в соответствии с государственной программой для дошкольных учреждений. При этом используются как традиционные методы и средств, так и специальные. Особое внимание уделяется расширению представлений об окружающей действительности. В учебный план включены и занятия по развитию речи и подготовка к обучению грамоте. Математическое развитие дошкольников с 3ПP имеет также ряд особенностей.
При изучении пpoграммного материала в подготовительной группе предусмотрено опережающее обучение: дошкольников учат грамоте, письму, счету. Это необходимо всвязи с тем, что ребенок с ЗПР переживает более продолжительный период адаптации. Этот период отмечается снижением познавательной активности.
В специальные школы 7 вида обычно направляют детей с ЗПР церебрально- органического генеза. Школа дает цензовое образование. Здесь малая наполняемость классов до 12 человек, охранительный режим, коррекционная направленность обучения по всем предметам, помощь психолога, логопеда и др. В учебный план введен коррекционный курс «Ознакомление с окружающим и развитие речи» и уроки ритмики. Проводятся групповые и индивидуальные занятия. В школе 7 вида в рамках учебного процесса организуется предпрофессиональная подготовка, которая обеспечивает выпускникам возможность самостоятельной трудовой деятельности.
В настоящее время наряду со специальными школами действуют специальные классы при массовых школах - классы компенсирующего обучения. Занимаясь в таком классе, ребенок в любое время может быть переведен в обычный класс. В настоящее время эти классы работаю по вариативным учебным планам.
4вариант предназначен для детей, у которых ЗПР была выявлена в дошкольном возрасте, когда дети проходили подготовку. Этот вариант рассчитан па 4 года обучения.
При завершении
начальных классов 50% учащихся могут
продолжить обучение в обычных классах
массовой школы. Для другой половины требуется
более продолжительная педагогическая
помощь. Они переходят в классы коррекционно-
развивающего обучения в средней школе.
Там они проходят полный объем массовой
программы, но адаптированный с учетом
их развития. После окончания школы могут
получить образование в начальных и средних
профессиональных заведениях.
18 реформирование Выделяются основные направления развития системы специального образования:
-
обеспечение более полного
-
приведение образование в
-
создание более гибкой и
-
приведение сферы специального
образования в приоритетное
И определены идеи формирования системы специального образования:
-
создание правовой базы для
равенства всех граждан в
-
создание системы специальных
образовательных стандартов и
контроля качества
-
развитие инновационной
- оптимизация сети специальных образовательных учреждений.
-
развитие механизмов
35 специальное образование лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми страдающими детским церебральным параличем. Система лечебно-педагогической помощи детям с ДЦП. Возможности социальной адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Основными
целями коррекционной работы при
ДЦП являются:
оказание детям медицинской, психологической,
педагогической, логопедической и социальной
помощи, обеспечение максимально полной
и ранней социальной адаптации, общего
и профессионального обучения. Очень важно
развитие позитивного отношения к жизни,
обществу, семье, обучению и труду. Лечебно-педагогическая
работа должна носить комплексный характер.
Важное условие комплексного воздействия
— согласованность действий специалистов
различного профиля: невропатолога, психоневролога,
врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога,
воспитателя. Необходима их общая позиция
при обследовании, лечении, психолого-педагогической
и логопедической коррекции.
В комплексное восстановительное
лечение детского церебрального паралича
включаются: медикаментозные средства,
различные виды массажа, лечебная физкультура
(ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические
процедуры.
Существует несколько
основных принципов коррекционно-педагогической
работы с детьми, страдающими церебральным
параличом.
1. Комплексный характер
2. Раннее начало онтогенетически
последовательного воздействия, опирающегося
на сохранные функции.
3. Организация работы
в рамках ведущей деятельности. Нарушения
психического и речевого развития при
ДЦП в значительной степени обусловлены
отсутствием или дефицитом деятельности
детей. Поэтому при коррекционно-педагогических
мероприятиях стимулируется основной
для данного возраста вид деятельности.
В младенческом возрасте (до 1 года) ведущий
вид деятельности — эмоциональное общение
со взрослым; в раннем возрасте (от) года
до 3 лет) — предметная деятельность; в
дошкольном возрасте (от З до 7 лет) — игровая
деятельность; в школьном возрасте — учебная
деятельность.
4. Наблюдение за ребенком
в динамике продолжающегося психоречевого
развития.
5. Тесное взаимодействие
с родителями и всем окружением ребенка.
Основными направлениями
развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного
и игрового общения с окружающими;
стимуляция сенсорных функций (зрительного,
слухового, кинестетического восприятия
и стереогноза). Формирование пространственных
и временных представлений, коррекция
их нарушений;
развитие предпосылок к интеллектуальной
деятельности (внимания, памяти, воображения);
формирование математических представлений;
развитие зрительно-моторной координации
я функциональных возможностей кисти
и пальцев; подготовка к овладению письмом;
воспитание навыков самообслуживания
и гигиены.
В основе
системы лечебно-педагогической помощи
лежат раннее выявление. В нашей
стране создана сеть специализированных
учреждений Министерств Здравоохранения,
образования и социальной защиты: поликлиники,
неврологические отделения, и психоневрологические
больницы, специализированные санатории,
ясли-сады, школы-интернаты для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата,
дома ребенка, интернаты (Министерства
социальной защиты) и различные реабилитационные
центры. В этих учреждениях в течение длительного
времени осуществляется не только восстановительное
лечение, но и квалифицированная помощь
логопедов, дефектологов, психологов,
воспитателей по коррекции нарушений
познавательной деятельности и речи. К
сожалению, в настоящее время такие учреждения
имеются только в Москве, С.-Петербурге
и других крупных городах.
Трудовое воспитание осуществляется как
в процессе повседневной жизни, так и на
специальных занятиях по трудотерапии.
Профориентация детей с церебральным
параличом проводится в течение всего
периода обучения с целью подготовки к
будущей профессии, более всего соответствующей
психофизическим возможностям и интересам
подростка. В школах-интернатах работают
различные трудовые мастерские: швейные,
столярные, слесарные. детей обучают делопроизводству
и машинописи, фотоделу, садоводству и
другим специальностям.
После окончания
школы подростки продолжают профессиональное
обучение в профтехучилищах, техникумах
или в высших учебных заведениях, для поступления
в которые они имеют определенные льготы.
Существует также сеть специализированных
профтехучилищ Министерства социальной
защиты. для выбора профиля учреждения,
в котором наиболее целесообразно учиться
или работать подростку, страдающему церебральным
параличом, проводится экспертиза трудоспособности.
При трудоустройстве инвалидов строго
следуют рекомендациям ВТЭК (врачебно-трудовой
экспертной комиссии). При сохранном интеллекте
можно овладеть профессиями программиста,
экономиста, бухгалтера, библиотекаря,
переводчика и др.
Специальная
школа для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата обеспечивают
своим воспитанникам подготовку
на цензовом уровне. Но дети с тяжелыми
двигательнымими нарушениями могут овладеть
программой только в условиях индивидуального
обучения. Общий срок обучения 12 лет. В
учебный план включены предметы коррекционного
цикла, индивидуальные и групповые коррекционные
занятия.
36. Развитие и образование детей со сложными нарушениими развитии. Задачи психолого-педагогического сопровождении развитии ребенка со сложным дефектом. Психолого-педагогические основы развитии и образовании лиц со сложным дефектом. Пути и способы организации специального образования.
К сложным нарушениям развития относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями (слепоглухота).
Цель
сопровождения ребенка с
Задачи:
-всестороннее
психолого-педагогическое и
-выяснение
типа нарушенных анализаторных
функций и отклонений
-выявление закономерностей воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями развития
-разработка системы процесса обучения и воспитания
-уточнение
научных основ содержания
Существует более 20 видов сложных нарушений