Шпаргалка по "Специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Специальной педагогике".

Работа состоит из  1 файл

спец пед шпоры.docx

— 121.94 Кб (Скачать документ)

 Имеются и другие варианты образовательных  учреждений, работающих по новаторским  программам, но их не так много. 

 30 . Специальное образование  детей с трудностями  в обучении (ЗПР). Организационные  формы помощи детям-дошкольникам  с ЗПР. Коррекционная  направленность воспитания  и обучения детей  дошкольного возраста  с ЗПР. Обучение  дошкольников с  ЗПР. Отечественная  система комплексной  помощи детям с  ЗПР.

 В настоящее  время для детей с ЗПР открыты  группы в детских садах комбинированного типа, комплексы д/с - школа, специальные школы и школы-интернаты 7 вида, классы в общеобразовательных школах.

 При проведении коррекционной работы на 1 место ставится задача укрепления здоровья детей путем охранительного, щадящего режима, где наполняемость каждой группы не более 12 человек, действует особый распорядок дня (увеличенные по времени прогулки, более длительный сон). Работа идет в тесном контакте с семьей.

 Воспитание  и обучение дошкольников с ЗПР  строится в соответствии с государственной  программой для дошкольных учреждений. При этом используются как традиционные методы и средств, так и специальные. Особое внимание уделяется расширению представлений об окружающей действительности. В учебный план включены и занятия по развитию речи и подготовка к обучению грамоте. Математическое развитие дошкольников с 3ПP имеет также ряд особенностей.

 При изучении пpoграммного материала в подготовительной группе предусмотрено опережающее обучение: дошкольников учат грамоте, письму, счету. Это необходимо всвязи с тем, что ребенок с ЗПР переживает более продолжительный период адаптации. Этот период отмечается снижением познавательной активности.

 В специальные  школы 7 вида обычно направляют детей  с ЗПР церебрально- органического генеза. Школа дает цензовое образование. Здесь малая наполняемость классов до 12 человек, охранительный режим, коррекционная направленность обучения по всем предметам, помощь психолога, логопеда и др. В учебный план введен коррекционный курс «Ознакомление с окружающим и развитие речи» и уроки ритмики. Проводятся групповые и индивидуальные занятия. В школе 7 вида в рамках учебного процесса организуется предпрофессиональная подготовка, которая обеспечивает выпускникам возможность самостоятельной трудовой деятельности.

 В настоящее  время наряду со специальными школами  действуют специальные классы при  массовых школах - классы компенсирующего  обучения. Занимаясь в таком классе, ребенок в любое время может  быть переведен в обычный класс. В настоящее время эти классы работаю по вариативным учебным  планам.

    1. вариант (рассчитанный на 3 года обучения) предназначен для детей, проучившихся 1 год в общеобразовательной школе, но не усвоивший знания в объеме требований программы и переведенный во 2 класс системы коррекционного обучения.
    2. вариант ориентирован на обучение детей, поступивших в массовую школу в 6-летнем возрасте и не усваивающих программу, а также 7-летних детей, ранее не учившихся, но обнаруживающих низкий уровень готовности к школьному обучению. Ученик поступает в класс коррекционно-развивающего обучения и учится там с 1 по 4 класс.
    3. вариант предусмотрен для детей 6-7 лет, у которых обнаруживается неготовность к школьному обучению. Они могут год-два пребывать в коррекционном классе школы и затем при успешном освоении программы переходят к традиционной системе обучения.

 4вариант  предназначен для детей, у которых ЗПР была выявлена в дошкольном возрасте, когда дети проходили подготовку. Этот вариант рассчитан па 4 года обучения.

 При завершении начальных классов 50% учащихся могут  продолжить обучение в обычных классах массовой школы. Для другой половины требуется более продолжительная педагогическая помощь. Они переходят в классы коррекционно- развивающего обучения в средней школе. Там они проходят полный объем массовой программы, но адаптированный с учетом их развития. После окончания школы могут получить образование в начальных и средних профессиональных заведениях. 
 

18 реформирование   Выделяются основные направления развития системы специального образования:

  - обеспечение более полного удовлетворения  образовательных и д6еятельностных  потребностей лиц с отклонениями  в развитии.

  - приведение образование в соответствие  с ценностными ориентациями общества, изменениями концепции развития  общества, с восхождением общества  в систему рыночных отношений.

  - создание более гибкой и вариативной  системы получения специального  образования.

  - приведение сферы специального  образования в приоритетное направление  развития социальной сферы общества.

  И определены идеи формирования системы специального образования:

  - создание правовой базы для  равенства всех граждан в получении  образования.

  - создание системы специальных  образовательных стандартов и  контроля качества специального  образования.

  - развитие инновационной деятельности, вариативности образовательных  учреждений, программ и коррекционных  технологий.

  - оптимизация сети специальных  образовательных учреждений.

  - развитие механизмов интеграции  учебных заведений с целью  повышения качества образования. 
 
 
 
 
 
 
 

 35  специальное образование  лиц с нарушением  опорно-двигательного  аппарата. Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми страдающими детским церебральным параличем. Система лечебно-педагогической помощи детям с ДЦП. Возможности социальной адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 Основными целями коррекционной работы при  ДЦП являются:  
оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.  
      В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.  
      Существует несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

      1. Комплексный характер коррекционно-педагогической  работы. (постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.  
      2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.  
      3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущий вид деятельности — эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте (от) года до 3 лет) — предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от З до 7 лет) — игровая деятельность; в школьном возрасте — учебная деятельность.  
     4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.  
    5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

        Основными направлениями коррекционно-педагогической  работы в раннем и дошкольном  возрасте являются:  
развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;  
стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;  
развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);  
формирование математических представлений;  
развитие зрительно-моторной координации я функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;  
воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

 В основе  системы лечебно-педагогической помощи лежат раннее выявление. В нашей  стране создана сеть специализированных учреждений Министерств Здравоохранения, образования и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения, и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются только в Москве, С.-Петербурге и других крупных городах.  
               Трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии. Профориентация детей с церебральным параличом проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные. детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.  
          После окончания школы подростки продолжают профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведениях, для поступления в которые они имеют определенные льготы. Существует также сеть специализированных профтехучилищ Министерства социальной защиты. для выбора профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно учиться или работать подростку, страдающему церебральным параличом, проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии). При сохранном интеллекте можно овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др.

 Специальная школа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата обеспечивают своим воспитанникам подготовку на цензовом уровне. Но дети с тяжелыми двигательнымими нарушениями могут овладеть программой только в условиях индивидуального обучения. Общий срок обучения 12 лет. В учебный план включены предметы коррекционного цикла, индивидуальные и групповые коррекционные занятия. 

 36. Развитие и образование  детей со сложными нарушениими развитии. Задачи психолого-педагогического сопровождении развитии ребенка со сложным дефектом. Психолого-педагогические основы развитии и образовании лиц со сложным дефектом. Пути и способы организации специального образования.

 К сложным  нарушениям развития относятся такие, которые представлены несколькими  первичными нарушениями (слепоглухота).

 Цель  сопровождения ребенка с комплексными нарушениями - создание условий для  появления у ребенка опыта  преодоления, имеющихся у него проблем  и содействие его к адаптации  к окружающей среде. Основные проблемы:

      1. Обучение детей с комплексными нарушениями осуществлять дифференцированно (нельзя обучать слепоглухих детей в классах для глухих).
      2. В процессе образования данной категории детей необходимо знание педагогами различных областей медицины, чтобы лучше ориентироваться в структуре нарушения.
      3. Система коррекционной помощи должна осуществляться в специальных учреждения по специальным программам

 Задачи:

 -всестороннее  психолого-педагогическое и клиническое  изучение детей с комплексными

 -выяснение  типа нарушенных анализаторных  функций и отклонений психического  и физического развития

 -выявление  закономерностей воспитания и  обучения детей с комплексными нарушениями развития

 -разработка  системы процесса обучения и  воспитания

 -уточнение  научных основ содержания обучения, принципов и методов.

 Существует  более 20 видов сложных нарушений

  1. Дети со сложным дефектом, включающим нарушения зрения и слуха. Данная патология является самой изученной среди нарушений комплексного характера.
  2. Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом
  3. Дети с нарушениями зрения и интеллекта
  4. Дети с нарушениями опорно-двигательной системы и интеллекта
  5. Дети, сочетающие сенсорные, опорно-двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства.
  6. Речевые нарушения первичного характера у детей с расстройствами слуха

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной педагогике"