Шпаргалка по "Специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Специальной педагогике".

Работа состоит из  1 файл

спец пед шпоры.docx

— 121.94 Кб (Скачать документ)

 В России этот период носит противоречивый характер, основное противоречие которого заключается  в том, что наряду с принятием  на себя заботы о дефективных детях  государство препятствует расширению системы специальных образовательных  учреждений.

 С одной  стороны, государство ставит перед  наукой дефектологией задачу воспитания общественно полезных граждан, что  требует создания и расширения сети специальных образовательных учреждений, с другой – обвиняет Народный комитет  просвещения в раздувании масштабов  проблемы и запрещает дальнейшее расширение специальной образовательной  системы, что объясняется существованием государственной установки о  снижении показателей благополучия в процессе строительства социализма.

 14 ПЯТЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ: ОТ РАВНЫХ ПРАВ  К РАВНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ; ОТ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ  К ИНТЕГРАЦИИ

 Пятым периодом эволюции изменения общественного  отношения к людям с ограниченными  возможностями жизнедеятельности  считается отрезок времени с 1970-х  гг. по настоящее время. Этот период характеризуется общемировым развитием  борьбы против дискриминации по различным  признакам – расовым, половым, религиозным  и т. д.

 Право каждого человека на свои особенности  законодательно закрепляется во всем мире, такая политика способствует укреплению уважительного отношения  к различиям, существующим между  людьми. В свете борьбы с дискриминацией меняется отношение к людям с нарушениями развития – если раньше считалось, что такие люди должны обучаться в специализированных заведениях, способных предоставить особые образовательные условия, то теперь говорится о том, что человек должен существовать в обществе и среди общества, помещение человека в специальное учреждение является дискриминацией и нарушением его прав.

 Основным  направлением специального образования  является интеграция человека с ограниченными  возможностями здоровья и жизнедеятельности  в общество. В то же время на Западе широко распространено существование  поселений для людей с глубокими  нарушениями развития (например, «кемпхиллские деревни»), создатели  

 этих  сообществ считают такую модель организации жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями оптимальной и для самих людей с ограниченными возможностями, и для окружающих, люди в таких деревнях выращивают себе пишу, помогают друг другу по мере возможности.

 В нашей  стране наступление пятого периода  эволюции не было логическим продолжением развития общества, а стало результатом  очередного переустройства государства  и переосмысления ценностей, поэтому  специальная педагогика в России находится в поиске модели развития, соответствующей специфике именно нашей страны.

 На  современном этапе развития цивилизации  существует много медицинских технологий и возможностей для предупреждения, диагностики и коррекции недостатков  развития, таких как возможность  имплантации, пересадки органов  и создание искусственных; создание лекарственных средств, препаратов, вакцин, способствующих предотвращению появления недостатков развития; совершенствование диагностических  технологий и многое другое. Существует множество способов восстановить нарушенные функции организма, предупредить появление  ребенка с тяжелыми отклонениями развитии, но существует также целый ряд общественных и религиозных организаций, считающих это вмешательство в жизнь человека нарушением его прав родиться и жить таким, каким его создал Бог. 

16. Правовые основы специального образования. Основные международные правовые документы. Законодательная политика РФ. Основные положения Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании).

Событием  огромной важности явилось создание в 1945 году Организации Объединенных Наций - международного сотрудничества, направленного на поддержание мира и безопасности, защиту прав человека. Верховным органом ООН, который утверждает законодательные документы, является Генеральная Ассамблея,) Правовые документы OOН включают в себя международные стандарты.

Основные  международные правовые документы  по проблемам инвалидности.

      1. «Всеобщая декларация прав человека» - нормативная база, касающаяся инвалидов. Декларация гласит, что люди, имеющие какой- либо вид инвалидности, могут не только реализовывать весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных прав, закрепленных в этих документах, но и пользоваться правом осуществлять их на равных основаниях с другими людьми. Все дети имеют равное право на социальную защиту, а также право на получение образования.
      2. «Конвенция о правах ребенка» была утверждена в ноябре 1989 года, как стремление обеспечить защиту всех детей, и детей-инвалидов, в частности, все положения сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить им права на выживание, развитие, защиту и активное учас  тие в жизни общества (защита от трудовой эксплуатации, от физического или психического вреда).
      3. «Декларация о правах умственно отсталых лиц» принята в 1971 году. Ее основные положения направлены на изменение отношения общества к людям с умственной отсталостью. Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Имеет право на экономическую защищенность и достойный уровень жизни, на защиту от эксплуатации, оскорблений и унизительного обращения.
      4. «Декларация о правах инвалидов» утверждена в 1975 году. Инвалиды обладают теми же гражданскими и политическими правами, что и другие люди. Вместе с тем инвалиды имею право на получение специальных услуг, которые позволили бы им максимально проявить свои способности и ускорили процесс их интеградии в общество.

Конституция РФ, принятая в декабре 1993 года, является основным правовым актом нашей страны. Она регламентирует в частности и нрава и обязанности граждан.

1 Закон «О социальной защите инвалидов» - принят 1 января 1996 года. Новый закон ввел понятие «Инвалид», на какие группы делятся инвалиды (возраст, причины происхождения инвалидности, по степени трудоспособности)

2. Закон «Об образовании». Январь 1996 год. Напрямую связан с процессами реабилитации детей, имеющих инвалидность.закон утверждает гарантии на получение образования всеми детьми, в том числе детьми с отклонениями в развитии.

  • статья предусматривает создание для таких детей специальных образовательных учреждений, обеспечивающих их воспитание, обучение, лечение.
  • направление детей в такие учебные заведения производится только с согласия родителей по заключению специальных психолого-медико-педагогических консультаций.

От 12 марта 1997 года деятельность по обучению и  реабилитации воспитанников организуется в рамах образовательных программ, реализуемых в учреждениях различных  видов (1-8 вид). В 1998 году вышло типовое  положение об образовании учреждений такого типа, как реабилитационные, медико-психолого-социальные центры.

5 Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» принят в 1998 году. Этот закон является гарантией только социальных прав детей.

6«Семейный кодекс РФ» 1 марта 1996 года. Право жить и воспитываться в семье, право общаться с родителями, самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства, получать содержание и иметь право собственности, защита от насилия в семье.

На практике реализации отдельных положений  нормативных документов сопряжена  с определенным трудностями, определенными прежде всего финансовыми трудностями. 
 
 

19 Проблема интеграции и интегрированного обучения лиц с отклонениями в развитии на современном этапе.

Проблемы  воспитания, обучения и личностного  развития детей с нарушениями  развития рассматриваются во взаимосвязи  с их социальной реабилитацией, подготовкой  к жизни и социальному взаимодействию со сверстниками.

Интеграция  в общество человека с особыми  образовательными потребностями означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе состальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии.

В системе  образования интеграция означает возможность  минимально ограничивающей альтернативы для лиц с отклонениями в развитии: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или в образовательном учреждении общего назначения (общеобразовательное  дошкольное учреждение).

Особенность отечественного варианта интегрированного подхода заключается в ранней коррекции нарушенных функций на фоне целенаправленного общего развития аномального ребенка, в обеспечении  ему возможностей реабилитации через  систему специального дифференцированного  и интегрированного образования.

Педагогика  социального интегрированного воспитания – это педагогика, ориентированная  не на болезнь, не на дефект, а на личность ребенка.

Существуют  различные классификации типов  интеграции. Ниже рассмотрены некоторые  из них.

Формы интеграции в образовательных учреждениях:

1) комбинированная интеграция – дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, имеющие навыки самообслуживания, по 1–2 человека воспитываются в обычных группах и получают систематическую коррек-ционную помощь педагога-дефектолога и психолога;

2) частичная интеграция – дети (1–2 человека), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают часть дня в группе нормально развивающихся сверстников;

3) временная интеграция – воспитанники кор-рекционной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми 1–2 раза в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

Полная  интеграция осуществляется в дошкольный период, может быть эффективна для  детей с отклонениями в развитии, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют  возрастной норме, имеют навыки самообслуживания и психологически готовы к совместному  с нормально развивающимися сверстниками обучению (по 1–2 человека включаются в  обычные группы ДОУ).

39 Проблема профилактики, раннего выявления  и ранней комплексной  помощи детям с отклонениями в развитии.

Одна  из целей образования на современном  этапе - возможность полноценного развития в детском возрасте. На современном  этапе одним из самых актуальных направлений специальной педагогики является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии.

    Ранняя  помощь - быстроразвивающаяся область  междисциплинарного знания, рассматривающая  теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп  медицинского, генетического и социального  риска отставания в развитии. От эффективной организации ранней помощи зависят предупреждение инвалидности и снижение степени ограничения  жизнедеятельности. В систему ранней помощи встраивается такое понятие  как «сопровождение». Это новый для нашей страны вид социальной помощи, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении проблем семьи и осуществляется через реализацию разных социально-педагогических, психологических, защитно-правовых и абилитационных программ. Абилитация - комплекс мер по развитию и компенсации отсутствующих или нарушенных функций и возможностей адаптации.

  Под профилактикой понимается комплекс мер, направленных на профилактику возникновения  физических, умственных, психических  и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на исключение возможности перехода дефекта в  постоянное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).

  Ранняя  помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого- социально-педагогических услуг, ориентированных на семью, и осуществляется эта деятельность в согласованной работе специалистов. К таким мероприятиям относятся:

  • обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии и предполагает раннюю диагностику.
  • определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ
  • обучение и консультирование семьи
  • оказание первичной помощи в реализации программ

  К настоящему времени разработана  целостная интегративная теория раннего развития. Данное направление  ориентировано на удовлетворение образовательных, медико-социальных и психологических  потребностей детей от рождения до 3-х лет, на поддержку членов их семей.

  В настоящее время Институт коррекционной  педагогики РАО разрабатывает программу  создания единой государственной системы  раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии. В Москве апробация различных  моделей ранней помощи осуществляется через систему медико-психолого-педагогического патронажа, в действующих психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях. Структура ранней помощи представлена следующими блоками: 1. Организация ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической помощи на базе действующих дошкольных учреждений 2. Создание условий для пребывания детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной педагогике"