Система работы учителя по приобщению младших школьников к ценностям здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является создание условий, способствующих эффек-тивности процесса представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1) проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни;
2) определить уровень представлений младших школьников в здоровом образе жизни;
3) выявить динамику представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов ис-следования.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.22 Мб (Скачать документ)
      «Система  работы учителя по приобщению младших  школьников к ценностям здорового образа жизни».
      Курсовая  работа
      Выполнила Поздеева Олеся, студентка 3 курса.
      

 

 

      

      Введение

 

     Человек – высший продукт земной природы.

     Человек – сложнейшая и тончайшая система.

     Но  для того, чтобы наслаждаться сокровищами  природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным.

     И.П. Павлов 

     Изучение  проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2010 г., 85 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах.

      Приобщение  школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс  социализации – воспитания. Это  сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

      Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

      Современная школа сместила акценты расширить  образовательное поле в ущерб воспитанию и здоровью, тем самым создав условия, не только разрушающие, но и формирующие пороки. В результате общество имеет больное поколение. По данным специалистов, около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушения психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения; до 80 % юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы в службе в Вооруженных Силах.

      Решение этой проблемы тем более необходимо, что напряжение педагогического  процесса продолжается длительное время (исторический отрезок) и приводит к хроническому истощению жизненных сил всех субъектов этих систем, влияющих в конечном итоге на состояние национального здоровья.

      Необходимо  совместными усилиями родителей, педагогов  формировать у детей понятие  здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

      Отсюда  вытекают проблема формирования здорового  образа жизни младших школьников. Поэтому тему своей работы я избрала «Система работы учителя по приобщению младших школьников к ценностям здорового образа жизни».

      Целью моей работы является создание условий, способствующих эффективности процесса представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

      Достижение  цели осуществляется через решение следующих задач:

  1. проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни;
  2. определить уровень представлений младших школьников в здоровом образе жизни;
  3. выявить динамику представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

      Для решения поставленных задач был  использован комплекс методов исследования.

      Методы  исследования:

  • изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;
  • педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью определения уровня сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ;
  • анализ рисунков и сочинений детей с целью выявления отношения детей к своему здоровью и их готовности к ЗОЖ;
  • метод словесных описаний с целью изучения самостоятельной деятельности детей по сохранению собственного здоровья.

      Исследования физиологов и гигиенистов показали, что движение является незаменимой биологической потребностью ребёнка: малоподвижный образ жизни – прямая причина неполноценного физического и духовного развития детей. Тщательные исследования, проведённые физиологами гигиенистами в последние годы, позволили вычислить количество движений, необходимое детям младшего школьного возраста для гармоничного развития всех систем организма. Мышечная активность – один из самых весомых и точных показателей физического благополучия организма. Исследования показали, что здоровый, гармонично развитый ребёнок 6-7 лет совершает за день от 12 до 15 тысяч движений (условных шагов). В отдельные дни это количество может подняться до 35 тысяч, но это максимум. А в последующие три года школьной жизни количество движений возрастает до 20 тысяч в сутки. В переводе на время вы обоих случаях это составит в среднем 3-3,5 часа. Если ребёнок, суточная двигательная активность которого 15 тысяч движений, по каким-либо причинам недобрал это количество, то на следующий день он навёрстывает упущенное. А если и завтра двигательная активность ребёнка окажется ниже нормы? Учёные пришли к такому выводу: систематическое двигательное ограничение движений на уроках и переменах, да ещё и дома (так же, впрочем, как и излишняя мышечная деятельность длительностью 2-4 часа), приводит к угнетению всех физиологических функций организма: ухудшению самочувствия, функционального состояния сердечно-сосудистой системы (частота пульса, кровяное давление), дыхательной системы и др. Между тем с приходом в школу двигательный режим сокращается наполовину. До 84% дневного времени ребёнок проводит в статичном положении, а организованные формы физического воспитания в школе покрывают не более 11% потребности в двигательной активности. Воспитание здорового ребёнка – важнейшая задача. Для успешного осуществления гигиенического воспитания и охраны здоровья детей родители должны постоянно повышать свои знания о возрастных особенностях организма ребёнка и основных гигиенических нормативах его труда и отдыха, добиваться от ребёнка регулярного выполнения гигиенических правил, устанавливать тесный контакт с учителями, школьным и участковым врачами.

      В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психоэмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.

      Особенно  тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Это происходит потому, что во многих школах не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, плохо ведется оздоровительная работа, дети нередко испытывают учебные и психоэмоциональные перегрузки на фоне недостаточной двигательной активности.

      Во  многих школах не организована работа по формированию здорового образа жизни  детей. По данным социологов, только 4% российских школьников получает информацию о способах сохранения и поддержания здоровья от учителей.

      Вследствие  всех этих причин, за период обучения в  несколько раз увеличивается количество детей с нарушениями слуха и зрения, с изменениями опорно-двигательного аппарата, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, и к выпускному классу полностью здоровых детей остается не более 15%. Поэтому данная тема очень актуальна в настоящее время.

      В современном понимании здоровье человека – это состояние полного  физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

      Основная  цель школьного образования –  сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся. Для достижения данной цели необходимо решить следующий комплекс воспитательных задач: 

       1.Показать как взаимодействие  семьи и школы влияет на  воспитание современных школьников. 

       2.Определить значение валеологии  как науки в формировании здорового  образа жизни.

       3.Обозначить роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников.

       4.Раскрыть значение воспитания  ценностного отношения к здоровому  образу жизни.

      Предметом настоящей работы являются способы  формирования представлений современных школьников о здоровом образе жизни, а объектом – процесс формирования здорового образа жизни.

 

      

      ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ  К ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

    1. Анализ  понятия здоровый образ жизни

      Здоровый  образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. 

      Он  обеспечивает гармоничное развитие, сохранение и укрепление здоровья, высокую работоспособность и  продление творческого долголетия, позволяет в значительной мере раскрывать наиболее ценные качества личности, которые необходимы в условиях динамического развития нашего общества.

      Под образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое  направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни – это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели. 

      Здоровый  образ жизни основан на принципах  нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в  то же время, защищающий от неблагоприятных  воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

      По  определению. Всемирной организации  здравоохранения «здоровье - это  состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Существует три вида здоровья: физическое, психическое, нравственное. Физическое – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.

      Психическое зависит от состояния головного  мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развивает внимание и память, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

      Нравственная  определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в  определённом человеческом обществе.

      Здоровый  образ жизни включает в себя следующие  основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и тому подобное.

      Плодотворный  труд – важный элемент здорового  образа жизни. На здоровье человека оказывают  влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд. Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается чёткий и необходимый ритм функционирования организма, что создаёт оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

      Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

      Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нём идёт речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

      Первый  закон – равновесие получаемой и  расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна – избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

      Второй  закон – соответствие химического  состава рациона физиологическим  потребностям организма в пищевых  веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

      Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

      Ещё один важный элемент здорового образа жизни – личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления. Забота о здоровом образе жизни и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

Информация о работе Система работы учителя по приобщению младших школьников к ценностям здорового образа жизни