Система работы учителя по приобщению младших школьников к ценностям здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является создание условий, способствующих эффек-тивности процесса представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1) проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни;
2) определить уровень представлений младших школьников в здоровом образе жизни;
3) выявить динамику представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов ис-следования.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.22 Мб (Скачать документ)

      В этой связи возникает вопрос: какими критериями будет руководствоваться  учитель? Какие жизненные условия  будут обеспечены ребёнку? Магистральное  направление – создание условий  для длительного и многостороннего  опробования учащимися своих  сил в самостоятельной творческой деятельности сверх учебных программ. Включение новых курсов позволит выявить, развить и учесть склонности и способности обучающихся с учётом их индивидуальных психофизических и половозрастных особенностей. Путь к здоровому образу жизни школы в целом лежит через модернизацию всех её коренных вопросов – пересмотр школьных программ, создание пакета новых программ, способствующих индивидуализации обучения; обеспечение равных для всех возможностей развития; интеграцию отдельных школьных курсов; совершенствование технологической стороны обучения; использование новых форм и методов, приёмов индивидуального обучения; осуществление опытно-экспериментальной деятельности содружества «учитель – ученик – родители – педагогический коллектив – общественность»; преподавания командами учителем, использование различных форм компенсирующего обучения (дополнительные занятия, уменьшение классов; наличие гибких учебных планов, плюрализм программ). Реализация данного подхода предполагает пересмотр штатного расписания, учебной структуры школы, деление обучающихся на группы по принципу психологической совместимости. Сопоставления фактического объёма недельной учебной нагрузки, обозначенного базисным учебным планом школы, выявило его превышение на 2-5 и более часов в неделю в младших классах. Установлена значительная плотность уроков, достигающая 95% при допустимой норме 65-75%. Это особенно заметно при обучении в условиях пятидневной учебной недели, когда количество уроков в день достигает шести в начальной школе. Всё это ведёт к значительному увеличению «рабочего дня» школьника (школьные занятия и выполнение домашних заданий – до 10-12 часов в начальных классах). Как показывают данные научных исследований Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в ответ на интенсификацию учебного процесса 40-55% учащихся испытывают выраженное утомление к концу учебного дня и недели; у 60-65% учащихся регистрируются изменения артериального давления, в том числе у 90% из них по гипертоническому типу. У 78-85% школьников выявляются неврозоподобные реакции. В обычной «массовой» школе этот показатель равен 40-60%.

      Доктор  медицинских наук, профессор Владимир Филиппович Базарный в итоге более чем двадцатилетних исследований пришёл к парадоксальному выводу: главный похититель здоровья детей, главный и скрытый виновник нашей нынешней демографической трагедии – система образования детей.

      Применяемые в школе медицинские методы должны отвечать следующим требованиям:

      1. быть неинвазивными;

      2. по возможности не нарушать непрерывность учебно-воспитательного процесса;

      3. сочетать групповые и индивидуальные формы работы;

      4. не иметь серьёзных противопоказаний для применения в массовой практике;

      5. дополнять друг друга;

      6. в совокупности сложиться в единую, достаточно универсальную технологию, обеспечивающую повышение адаптивного потенциала ребёнка и, как следствие, ощутимое снижение заболеваемости детей в школе.

      Внедряя новые и старые методики, технологии, системы, направления, прежде всего  надо задуматься о противопоказаниях  – их не может не быть.

      Мы  полагаем, что только специально созданные  педагогические условия будут способствовать формированию здорового образа жизни.

      Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. И. И. Брехман выделяет две возможные причины этого: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Вместе с тем, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный - больных людей. Однако, такой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Очень многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют здоровью, а разрушают его.

      Таким образом, под здоровым образом жизни  следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.

      Отсюда  понятно, насколько важно, начиная  с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

      ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Характеристика уровня сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ

 

      На  первом этапе детям была предложена анкета, вопросы которой направлены на выявление представлений детей о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ. В итоге получили следующие результаты: 

      Анкета  № 1.

 
 
Вопросы
 
 
Ответы  учащихся
Кол-во ответов  учащи-хся Число %
1 Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»? 1 Нужно заниматься спортом 6 23%
2 Нужно закаляться 6 23%
3 Есть фрукты, овощи 6 23%
4 Нужно не болеть 4 15%
5 Быть здоровым 4 15%
2 Что ты знаешь о своем здоровье? 1 Мое здоровье:  отличное 14 55%
2 Не очень  хорошее: часто болит голова 6 30%
3 Удовлетворительное 4 15%
3 Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят 1 Ничего не беспокоит 15 58%
2 Постоянно болею 1 4%
3 Простуда  10 38%
4 Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни? 1 Пропусков нет 17 65%
2 Пропуски каждый месяц 7 27%
3 Пропуски каждую неделю 2 8%
5 Делаешь ли ты утром физическую зарядку? 1 Нет 7 27%
2 Да  12 46%
3 Иногда  7 27%
6 Как ты занимаешься  на уроках физкультуры? 1 С полной отдачей 17 65%
2 Лишь бы не ругали 5 19%
3 Без желания 4 15%
7 Занимаешься ли ты спортом? 1 В спортивной школе 7 27%
2 В других учреждениях 6 23%
3 В школьной секции 7 27%
4 Нигде 6 23%
8 Чувствуешь  ли усталость после уроков? 1 Очень устаю 3 11%
2 Всегда 1 4%
3 Иногда  17 65%
4 Не очень  устаю 5 20%
 

      Проанализировав полученные результаты, можно сделать  следующие выводы:

      Понятия о «ЗОЖ» у учащихся отождествлено  с понятием «здоровье», причем 23 % учащихся считают, ЗОЖ – это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно сказать и о 15 % учащихся, которые считают, что ЗОЖ – «нужно быть здоровым». Но 69 % учащихся имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ – «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.

      Отношение к состоянию своего здоровья у  учащихся не адекватное: 62 % учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 23 % учащихся считают свое здоровье «не очень хорошее» и лишь 15 % считают, что у них здоровье «удовлетворительное». Других – 38 % часто беспокоят вирусные заболевания (грипп, ОРЗ, насморк).

      К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, 46 % детей  занимаются спортом «с полной отдачей», кроме того, 77 % учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции (танцы, теннис).

      Следовательно, большинство учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 46 % учащихся делают по утрам зарядку каждый день, а 27 % - лишь иногда, также 27 % учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся исследуемого класса. Таким образом, на основе результатов анализа представлений учащихся о «ЗОЖ» мы выявили 4 уровня их решения.

      Высокий уровень: характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться.

      Присутствует  интерес к проблемам сохранения здоровья и стремление к расширению знаний. Средний уровень: изменяющиеся в области своего ЗОЖ и самосознания о здоровье и ЗОЖ на строго научны и не вполне систематизированы, но имеются элементарные представления о компонентах ЗОЖ, учащиеся лучше ориентируются в вопросах, связанных с практическим решением каких-либо проблем.

      Интерес к вопросам ЗОЖ носит систематический  характер.

      Поверхностный уровень: знания фрагментарны. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному ЗОЖ почти не проявляет.

      Низкий  уровень: не способен отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу.

      Предъявленные ответы не редко абсурдны. Учащиеся обнаруживают крайнюю неосведомленность в вопросах укрепления здоровья даже на уроке обыденного знания.

      В соответствии с выделенными уровнями учащихся исследуемого класса можно  распределить таким образом: высокому уровню учащихся соответствует 30 % учащихся класса, среднему уровню 35 % учащихся, к поверхностному уровню 25 % учащихся, низкому уровню 10 % учащихся.

      Необходимо  добавить, что в результате выше приведенного анкетирования мы выявили  не только уровень представления детей о ЗОЖ, но и готовность к ведению собственного ЗОЖ, состояния здоровья учащихся.

      Дети  в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно влияет на здоровье учащихся.

      Для выявления уровня тревожности, мы провели  среди учащихся исследуемых классов анкетирование, вопросы которого направлены на выявление положительных или отрицательных эмоций, связанных с учебой. 

      Анкета  № 2.

 
Вопросы
Ответы учащихся Кол-во ответов учащихся Число процентов
1 Сильно  ли ты переживаешь, когда учитель  ставит плохие отметки в дневник? Да 18 69%
Нет 8 31%
2 Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко? Да 18 69%
Нет 8 31%
3 Сильно  ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь  ошибки в работе? Да 12 46%
Нет 14 54%
4 Волнуешься  ли ты, что не сможешь выполнить  порученное задание? Да 16 62%
Нет 10 38%
5 Бывает  ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку? Да 14 54%
Нет 12 46%
6 Бывает  ли у тебя бессонница при неудачах в школе? Да 5 19%
Нет 21 81%
7 Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов? Да 20 77%
Нет 6 23%
8 Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой? Да 11 42%
Нет 15 58%
9 Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе? Да 16 62%
Нет 10 38%
10 Сильно  ли ты волнуешься из-за ошибок, которые  были допущены при выполнении контрольной  работы? Да 23 88%
Нет 3 12%

Информация о работе Система работы учителя по приобщению младших школьников к ценностям здорового образа жизни