Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 19:18, курсовая работа
Целью моей работы является создание условий, способствующих эффек-тивности процесса представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1) проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни;
2) определить уровень представлений младших школьников в здоровом образе жизни;
3) выявить динамику представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов ис-следования.
На
классных часах необходимо придерживаться
направлений приобщения учащихся к
знаниям законов развития человека
на личностно-ориентированном
Валеологизация обучения и воспитания в исследованном классе осуществляется благодаря использованию релаксационных приемов и упражнений, учета сведений о состоянии здоровья учащихся, предупреждению перегрузки школьников, воспитанник культуры общения, культуры умственного труда, созданию условий для самовыражения и самореализации личности, формированию и развитию мотивации учения, использованию разнообразных видов учебной деятельности, формированию системы знаний о ЗОЖ, созданию оптимальных гигиенических условий и др.
Для выявления динамики процесса формирования ЗОЖ младших школьников исследуемого класса были использованы следующие методы: анкетирование на тему «Я и мое здоровье», «Расти здоровым».
Для
выявления изменения
В
результате обработки ответов учащихся
на вопросы анкеты получается следующая
таблица.
№ |
Вопросы анкеты |
№ |
Ответы учащихся |
Кол-во ответов учащихся | Число проце-нтов |
1 | Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»? | 1 | Когда человек делает все для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. | 15 | 58% |
2 | Когда человек выполняет правила личной гигиены, чтобы быть здоровым. | 11 | 42% | ||
2 | Что ты знаешь о свое здоровье? | 1 | Мое здоровье отличное. | 8 | 31% |
2 | Удовлетворительное. | 16 | 61% | ||
3 | Не очень хорошее. | 2 | 8% | ||
3 | Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят? | 1 | Ничего не беспокоит. | 15 | 58% |
2 | Болит голова. | 5 | 19% | ||
3 | Другие болезни. | 6 | 23% | ||
4 | Часто ли ты пропускаешь занятия по причине болезни? | 1 | Пропуски каждую неделю. | 2 | 8% |
2 | Пропуски каждый месяц. | 7 | 27% | ||
3 | Пропусков нет. | 17 | 65% | ||
5 | Делаешь ли ты утром физическую зарядку? | 1 | Да. | 18 | 69% |
2 | Нет. | -- | -- | ||
3 | Иногда. | 9 | 31% | ||
6 | Занимаешься ли ты на уроке физкультуры? | 1 | С полной отдачей. | 25 | 96% |
2 | Без желания. | -- | -- | ||
3 | Не занимаюсь. | 1 | 4% | ||
7 | Занимаешься ли спортом? | 1 | Хожу на танцы. | 11 | 42% |
2 | Различные виды спорта. | 13 | 51% | ||
3 | Не занимаюсь. | 2 | 8% | ||
8 | Чувствуешь ли усталость после уроков? | 1 | Всегда. | 2 | 8% |
2 | Иногда. | 7 | 27% | ||
3 | Нет. | 17 | 65% |
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: валеологизация учебного процесса учащихся класса принесла положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья. Так, в исследуемых классах практически все учащиеся (96 %) занимаются на уроке физкультуры с полной отдачей, а также нет таких учащихся, которые совсем не делают зарядку по утрам, тогда как в начале нашего исследования таких учащихся было 35 %. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Их усилия имеют положительные результаты: 58 % учащихся не беспокоят часто болезни, лишь у 19 % иногда болит голова, 65 % учащихся не имеют пропусков занятий по болезням.
Необходимо заметить, что валеологизация учебного процесса, включающая формирование положительных эмоций и снятие напряжения во время учебных занятий, оказала благоприятное влияние на здоровье учащихся: 65 % детей не чувствуют после уроков усталости и лишь 27 % устают иногда.
Таким образом, в соответствии с уровнями (выделенными в первом параграфе этой главы), учитывая динамику представлений учащихся о ЗОЖ и изменении их собственного образа жизни, учащихся можно распределить таким образом: высокому уровню соответствует 19 % учащихся класса среднему уровню – 57 %, поверхностному – 27 %.
Для выявления особенностей жизнедеятельности учащихся класса, направленных на сохранение и укрепление здоровья, мы предложим детям анкету-тест «Расти здоровым».
В
результате обработки ответов учащихся
на вопросы анкеты получилась следующая
таблица.
№ |
Вопросы анкеты |
№ |
Ответы учащихся |
Кол-во ответов учащи-хся | Число проце-нтов |
1 | На свежем воздухе я… | 1 | Занимаюсь спортом, гуляю. | 9 | 35% |
2 | Играю, бегаю. | 7 | 27% | ||
3 | Катаюсь на велосипеде, играю. | 10 | 38% | ||
2 | В школе я… | 1 | Учусь. | 10 | 38% |
2 | Учусь, занимаюсь спортом. | 9 | 35% | ||
3 | Пишу, читаю, играю, бегаю. | 7 | 27% | ||
3 | Аппетит у меня… | 1 | Хороший. | 11 | 42% |
2 | Не очень хороший (удовлетворительный) | 8 | 31% | ||
3 | Плохой. | 7 | 27% | ||
4 | Иногда я чувствую себя… | 1 | Уставшим. | 11 | 42% |
2 | Плохо. | 9 | 35% | ||
3 | Больным. | 6 | 23% | ||
5 | Утром я просыпаюсь… | 1 | С хорошим настроением. | 8 | 31% |
2 | В 8 часов. | 9 | 35% | ||
3 | В 9 часов. | 9 | 35% | ||
6 | Телевизор я смотрю… | 1 | Редко. | 17 | 65% |
2 | Часто. | 5 | 19% | ||
3 | Вечером. | 4 | 16% | ||
7 | В сауну я… | 1 | Не хожу. | 11 | 42% |
2 | Хожу часто. | 8 | 31% | ||
3 | Хожу иногда. | 7 | 27% | ||
8 | Обливаться холодной водой я… | 1 | Люблю. | 11 | 42% |
2 | Не боюсь. | 10 | 38% | ||
3 | Боюсь. | 5 | 19% | ||
9 | Простуда меня… | 1 | Боится. | 12 | 46% |
2 | Иногда посещает. | 8 | 31% | ||
3 | Часто посещает. | 6 | 23% | ||
10 | Свои руки я… | 1 | Часто мою. | 11 | 42% |
2 | Содержу в чистоте. | 15 | 58% | ||
11 | Зубы сои я… | 1 | Чищу 2 раза в день | 15 | 58% |
2 | Лечу вовремя, берегу. | 11 | 42% | ||
12 | Заниматься спортом я… | 1 | Люблю. | 19 | 73% |
2 | Не люблю (очень устаю). | 7 | 27% |
Анализ полученной таблицы и оценка особенностей жизнедеятельности учащихся в их совокупности позволила нам выделить 3 уровня соответствия индивидуального стиля ЗОЖ: оптимальный уровень соответствия отражает творческий характер использования основных положений ЗОЖ в индивидуальной жизнедеятельности. Личностью освоен основной спектр самосовершенствования и способов саморегуляции. Неукоснительно соблюдаются гигиенические предписания в отношении режима дня, организации питания, использование средств профилактики. Свободное время благоприятствует развитию личности за счет включения в его структуру разнообразных видов деятельности. К этому уровню относятся 18 % учащихся класса.
Средний уровень соответствия. В повседневной жизнедеятельности личность склонна придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализует их не всегда последовательно. Установка на самосовершенствование присутствует, но возможны затруднения в выборе адекватных средств в составлении программы. Позитивные привычки доминируют, осознаются негативные и ведется работа по их устранению. Этому уровню принадлежит 58 % учащихся.
Недостаточный уровень соответствия. Личность не руководствуется в повседневной жизнедеятельности нормами и требованиями ЗОЖ. Отдельные привычки, проявления и склонности соответствуют ЗОЖ, но сознательно они не формируются. В свободное время велика доля пассивных видов отдыха. К этому уровню относится 24 % учащихся исследуемого класса.
Таким образом, проследив динамику процесса формирования ЗОЖ учащихся класса при помощи анализа выше приведенных результатов анкетирования, а также при помощи распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать следующие выводы: валеологизация обучения и воспитания в исследуемом нами классе способствовала улучшению общего состояния здоровья детей.
Результаты исследования уровня соответствия индивидуального стиля учащихся класса ЗОЖ свидетельствует о возросшем количестве детей, придерживающихся ведущих принципов ЗОЖ (режим, дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и др.). Позитивные привычки доминируют у большинства учащихся класса, осознаются негативные и ведется работа по их устранению.
Осознание детьми ценности здоровья явилось стимулом осознания личной потребности в здоровье и увеличения стремления следовать основным принципам ЗОЖ. Результаты исследования уровня развития мотивации свидетельствует о возросшем количестве детей, осознающих личную и общественную значимость ЗОЖ и уверенных в его необходимости. Теперь большая часть учащихся класса приписывает ответственность за отклонение от норм ЗОЖ только самим себе, а не своим родителям, врачам или окружающей среде.
Общий вывод: В исследуемом нами классе построение учебного процесса осуществлялось с учетом не только возросших, но и индивидуальных морфофункциональных и психофизических особенностей учащихся. Обучение строилось в соответствии с научно-обоснованным режимом дня, который нашел отражение в расписании учебных занятий. Это благоприятствовало развитию детского организма в условиях процесса обучения и воспитания в школе. Так к концу года обучения у 17 % учащихся класса произошли заметные улучшения в состоянии здоровья детей.
Стиль педагогической деятельности учителя исследуемого класса способствовал формированию высокого уровня учебной мотивации учащихся к снятию психической напряженности, приводящий к переутомлению. Так, в начале первого года обучения 35 % учащихся класса всегда чувствовали усталость после уроков и уровень тревожности исследуемого класса был достаточно велик, но к концу второго года обучения мы видим заметное снижение уровня тревожности и усталость после занятий чувствует теперь лишь 9 % учащихся класса.
Это удалось достигнуть благодаря использованию нами личностно-ориентированных и развивающих технологий обучения и воспитания, которые применялись на валеологической основе и имели следующие особенности:
-
разнообразие видов творческой
познавательной деятельности
- проведение бинарных уроков (лечебной физкультуры и русского языка, английского языка и чтения и т.д.);
-
рефлексия в учебно-
Здоровье – высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый.
Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), распространение ВИЧ-инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Возникает необходимость создания так называемых школ здоровья, сеть которых начала возникать в Европе в результате решения Всемирной организации здравоохранения, Европейского Экономического Сообщества на Страсбургской конференции в 1990 г. В работе этих школ наряду с общим образованием большое место уделяется получению учениками знаний и выработки умений, необходимых для принятия правильных решений, связанных с сохранением и укреплением собственного здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.
Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни необходимы наряду с крепким телосложением сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует свои знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество.
Наше исследование мы проводили в МОУ Елшанская средняя общеобразовательная школа. Мы выявили благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников:
- строгое соблюдение режима дня;
- обязательное пребывание детей на свежем воздухе;
-
проведение
- проведение бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам ЗОЖ;
- санитарно-просветительская работа и др.
Эти условия способствовали избавлению ребенка в учебном процессе от патогенного общения, удалось добиться эмоциональной раскрепощенности детей, которая является нормой школ здоровья и развития.
Преподавание курса ЗОЖ исследуемого класса способствовало:
-
развитию у детей ценности
представления о здоровом
-
формирование потребности
-
развитию способностей и
- повышению уровня здоровья детей.
Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся исследуемого нами класса, в ходе нашего исследования мы выявили возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка.