Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 19:18, курсовая работа
Целью моей работы является создание условий, способствующих эффек-тивности процесса представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1) проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни;
2) определить уровень представлений младших школьников в здоровом образе жизни;
3) выявить динамику представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов ис-следования.
На основе поставленной цели в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины чётко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходит занятие физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Если физические упражнения проводятся на открытом воздухе, то повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплоизоляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учётом возрастных особенностей, метеорологических факторов.
В очень отдалённые времена здоровый образ жизни определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров. Однако, жизнь не стоит на месте. Она совершенствуется, изменяется. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Меняются наши взгляды и понятия. Современного человека уже не устраивает только отсутствие болезни, что само по себе хорошо.
Именно мировоззрение, то есть определённый набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития.
Здоровый образ жизни является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.
Проблема здоровья интересовала многих педагогов.
В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.
Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. “Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья.
Первым
шагом в этом направлении может
служить выяснение
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.
Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида”.
В
Уставе Всемирной Организации
А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации; 2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру; 3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как “стратегия жизни человека”.
Итак,
здоровье рассматривается как
Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
В
настоящее время принято
Признаками здоровья являются:
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Здоровье как категория человеческого бытия является во всём мире важнейшим приоритетом в жизни. Если о других ценностях бытия (образование, быт, материальное благополучие и прочее) люди вынуждены заботиться, то по отношению к здоровью формируется как элемент национальной культуры. К сожалению, в нашей стране здоровье воспринимается как нечто данное, а при нарушении здоровья ответственность за его восстановление приято возлагать на других.
В
этом плане на образование, как на
единственно целостную и
Исследования позволили выделить не только школьные факторы риска, но проанализировать их по значимости в силе влияния:
1. стрессовая педагогическая тактика;
2. интенсификация учебного процесса;
3. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
4. нерациональная организация учебной деятельности;
5. функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
6. отсутствие системы работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Учитывая, что школа – важнейшее звено социализации детей, необходимо именно в ней создавать условия для формирования духовности, общечеловеческой цивилизации, глобального мышления, которые по силам лишь здоровому человеку. Но догматичная авторитарная школа не может быть гуманной, так как в ней в одинаковой степени страдают обучаемые, и обучающиеся. Современная наука определила направление работы школы по реализации связи поколений и социальную адаптацию детей за счёт привлечения к педагогической деятельности родителей; осуществление поискового прогноза и выявление проблем, имеющихся и вызревающих в школе. Такой подход к обучению и воспитанию детей позволит предупредить отрицательные стрессы, как у учащихся, так и у педагогов. Реализация инновационной структуры развития ребёнка позволит предусмотреть и систему новых для традиционной школы знаний на разных возрастных этапах развития ребёнка: например, мир детства, здоровье и специфика человеческих отношений, человек и его деятельность в природе, экология человека, теория интертипных отношений; основы сексуальной культуры; человек, мысль; новые исследования и практические пути внедрения программ здорового образа жизни на самопознание, позволит каждому субъекту определить функциональные резервы организма, отработать модели здорового образа жизни. Важное значение имеет создание условий для самореализации школьника, предполагающих адекватное соотношение содержания и темпов обучения с возможностями и интересами ребёнка, переход к тройственным взаимоотношениям: учитель – группа – ученик; введение 25-30-минутных занятий-модулей, этого принципа: развитие знаний и умений человека с учётом его половозрастных, психосоматических возможностей и способностей.