Система работы учителя по приобщению младших школьников к ценностям здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является создание условий, способствующих эффек-тивности процесса представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1) проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни;
2) определить уровень представлений младших школьников в здоровом образе жизни;
3) выявить динамику представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов ис-следования.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.22 Мб (Скачать документ)
 

      В результате анализа ответов учащихся на поставленные вопросы можно сделать  следующие выводы: уровень тревожности  у учащихся исследуемого класса достаточно высок, так 69 % учащихся класса сильно переживает, когда учитель ставит им плохие отметки в дневник, а 62 % переживают из-за малейших неудач в учебе.

      Негативные  тенденции в состоянии здоровья учащихся в значительной степени обусловлены психическими напряжениями, которые они испытывают в школе. Так, выше приведенное анкетирование показало, что немного более 31 % учащихся испытывают оптимистическое, жизнерадостное самочувствие, которое находится во взаимосвязи с уверенностью в себе, с эмоциональной удовлетворенностью и интегрируются у них в состояние общего комфорта. Состояние психического дискомфорта характерно для 62 % обследуемых учащихся.

      Каждый  второй ученик испытывает неустойчивое состояние: желание идти в школу (доминирующая причина – общение  с товарищами) сменяется тревожностью, повышенной утомляемостью (основные причины – ответ у доски, боязнь получить плохую отметку в работе).

      Приведенные данные позволяют считать, что эмоциональная  напряженность, тревожность и другие негативные настроения, которые служат причиной психических расстройств, возникают у учащихся вследствие авторитарной позиции учителей.

      Учение  как ведущий вид деятельности, в основном навязывается школьникам. На этой основе происходит деформация нравственных поведенческих качеств детей, что в конечном итоге приводит к снижению их социальной активности, замедлению развития и ослаблению здоровья. Почти все имеющиеся учебные предметы вследствие авторитарно-репродуктивного характера их преподавания, перегруженности учебных программ, отсутствия должной материальной базы, напротив, оказывают негативное влияние практически на все компоненты здоровья подрастающего поколения: замедляют его развитие, вызывают переутомление и психические расстройства, деформируют его мотивационную и смысловую сферы, провоцируют хронические заболевания.

      Таким образом, полученные материалы явно указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущность ЗОЖ и выработки индивидуального способа сохранения здоровья.

      Вывод: Решение проблемы сохранения здоровья учащихся требует: во-первых, самоанализа школьниками своей физической подготовки, стремления и умений управлять собственным здоровьем; во-вторых, здоровьесберегающие исследования системы школьного образования и определения его влияния на здоровье учащихся.

      Анализ  результатов исследования дает основания считать, что одной из причин роста патологической пораженности учащихся является их завышенная оценка своего здоровья и, как следствие этого, неадекватное отношение к собственному организму. Этот вывод еще раз указывает на актуальность здоровьесбережения образования школьников, в рамках которого важное место должно занять обучение методам здоровьесберегающего самоанализа и коррекция своего образа жизни.

2.2. Способы включения  младших школьников  в деятельность  по формированию представлений ЗОЖ

 

      Изучая  на уроках классного часа тему «Ритмы жизни», учащиеся знакомятся с ритмами рабочего дня. Дети вместе с учителем утверждают порядок и ритм каждого дня – режим дня. Для этого учащихся на одном из уроков приносят свои режимы дня, которые до урока предварительно составляют дома вместе с родителями. В течение недели дети заполняют анкету «Режим дня школьника», и затем приносят ответы анкетирования в школу, где в соответствии с правильным режимом дня для школьников, обучающихся во вторую смену, корректируют вместе с учителем свой режим дня так, чтобы они соответствовали формированию ЗОЖ.

      В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты «Режим дня» получилась следующая таблица: 

 
 
Вопросы анкеты
 
 
Ответы  учащихся
Кол-во ответов  учащи-хся Число проце-нтов
1 В котором  часу встал сегодня? 1 8-00 15 58%
2 9-00 8 31%
3 10-00 3 11%
2 Сколько было уроков? 1 5 уроков 26 100%
3 В котором часу ушел из школы? 1 17-15 26 100%
4 Занимаешься ли спортом (с какого по какой час)? 1 Да, с 18-00 до 19-00 18 69%
2 Нет 8 31%
5 С какого по какой час делал уроки? 1 С 9-00 до 10-00 8 31%
2 С 17-00 до 18-00 15 58%
3 С 18-00 до 19-00 3 11%
6 Гулял ли на воздухе, с какого по какой час? 1 С 17-15 до 18-00 15 58%
2 С 17-00 до 18-00 8 31%
3 С18-00до19-00(20-00) 3 11%
7 Занимаешься ли музыкой, с какого по какой час? 1 Да, с 10-00 до 11-00 7 27%
2 Занимаюсь танцами  с 18-00 до 19-00 8 31%
3 Нет 11 42%
8 Читал ли художественную литературу, с какого по какой час? 1 Да, с 10-00 до 11-00 8 31%
2 Да, с 17-30 до 18-30 11 42%
3 В течение дня 7 27%
9 Смотрел ли телевизор, с какого по какой час? 1 С 21-00 до 22-00 8 31%
2 С 20-00 до 21-00 11 42%
3 Нет 7 27%
10 В котром часу лег спать? 1 В 21-00 15 58%
2 В 22-00 8 31%
3 После 22-00 3 11%
 

      Проанализировав полученные результаты, можно сделать  следующие выводы: режим дня большинства учащихся класса соответствует правильному режиму дня, который способствует формированию ЗОЖ.

      Сон – необходимая часть режима дня, способствующая восстановлению сил организма ребенка. Учащиеся младших классов должны спать около десяти-одиннадцати часов в сутки – это известно детям исследуемого класса, об этом говорят результаты таблицы: 58 % учащихся ложатся спать в 21-00 и просыпаются в 8-00, 30% - ложатся спать в 22-00 и, следовательно, просыпаются в 9-00.

      Часы, проведенные в школе, достаточно четко регламентируются распорядком школьной жизни, так все учащиеся класса приступают к занятиям в 13-15, а из школы уходят после пяти уроков в 17-15.

      Пребывание на свежем воздухе обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, так 89 % учащихся проводят на свежем воздухе около часа или двух, что положительно влияет на их организм.

      Режим дня класса также предусматривает  время для необходимой социальной деятельности школьника – общественной работы, самообслуживания, а также время для удовлетворения личных интересов ребенка, способствующих его гармоническому развитию: чтение художественной литературы, музыка, танцы, занятие спортом, просмотр телевизора.

      Следование режиму дня воспитывает у учащихся класса бережливое отношение к каждой минуте, обостренное  чувство времени. Выполнение режима дня требует от ребенка не однократного действия, а систематических последовательных усилий, что дает хорошую возможность воспитания самодисциплины.

      Необходимо  заметить, что в каждой семье всегда имеются какие-то свои особенности  режима дня. Даже А.С. Макаренко писал: «… нельзя рекомендовать родителям  какой-нибудь один режим. Режимов есть много, и нужно из них выбирать один, самый подходящий в данной обстановке». Поэтому в режиме учащийся может быть изменено время тех или иных моментов, но незыблемым должно остаться время отхода ко сну и его продолжительность.

      На  одном из уроков классного часа, изучая тему «Общение» уделяли особое внимание, повышенное внимание, так как в первом параграфе этой главы мы выявили достаточно высокий уровень тревожности у учащихся исследуемого класса. Для профилактики и преодоления сильной тревожности школьников Татьяна Павловна использует следующие методы: индивидуализацию и дифференциацию обучения (по степени, по темпу усвоения, по характеру познавательной деятельности, по самокоррекции степени зависимости от оценки других людей, согласование требований учебной деятельности и собственных психологических возможностей, рациональный анализ причин неудач). Кроме этого, уделяется большое внимание формированию у учащихся положительных эмоций в процессе обучения, а также умение общаться с другими людьми не навредив ни себе, ни другим.

      Так, на одном из наших уроков, посвященном теме «Открытое сердце», мы провели с учащимися беседу, направленную на формирование положительных эмоций у учащихся, а также на выявление их представлений у себя и у других людей, и как хорошее настроение влияет на здоровье человека.

      В результате обработки ответов учащихся на вопросы беседы получилась следующая таблица: 

 
 
Вопросы анкеты
 
 
Ответы  учащихся
Кол-во ответов  учащи-хся Число проце-нтов
1 Что нам  помогает сохранить хорошее настроение? 1 Улыбка 8 30%
2 Хорошее здоровье 9 35%
3 Добрые слова 9 35%
2 С чего вы начинаете свое утро? 1 С улыбки 14 54%
2 Говорю маме «Доброе утро» 12 46%
3 Что вы пожелали бы своим родным с утра? 1 Хорошее настроение 9 35%
2 Доброго дня 9 35%
3 Удачи на работе 8 30%
4 Что оказывает  на наше здоровье положительное действие? 1 Добрые слова 8 30%
2 Хорошее настроение 9 35%
3 Улыбка. Добрый взгляд 9 35%
5 Какое действие оказывает добрые слова на людей? 1 Поднимают настроение 9 35%
2 Твое сердце радуется 10 38%
3 Успокаивают человека 7 27%
6 От кого зависит ваше хорошее настроение? 1 От нас и  нашего поведения 14 54%
2 От окружающих людей 12 46%
 

      В конце беседы мы предложим детям  нарисовать свое сердце, изобразив  в нем свои эмоции, и те чувства, которые оставил у них этот урок (проведенная беседа).

      Все учащиеся нарисовали «улыбающееся»  сердце, это значит, что проведенная беседа вызвала у учащихся только положительные эмоции и оставила веселый эмоциональный настрой.

      В результате анализа вышеприведенной  таблицы можно сделать следующие выводы: 35 % учащихся связывают свое хорошее настроение с понятием «здоровье», другие 35 % - с окружающими людьми: добрые  слова поднимают их настроение. Сами же учащиеся также имеют представление о том, что если к тебе другие люди хорошо относятся, то и ты должен отвечать им тем же: желать доброго дня, так как тогда положительный заряд человека пронесет через весь день, делясь им с другими людьми, а значит, сохранит не только свое здоровье, но и здоровье других людей.

      Вывод: в организации процесса обучения в исследуемом нами классе, учитель использует комплексный дифференцированный подход. Во-первых, это помощь ребенку в преодолении пассивного, соглашательного, потребительского отношения к формированию собственной личности. Во-вторых, это содействие в поиске и удовлетворении истинных потребностей, не закамуфлированных обычаями и предписаниями. В-третьих, ликвидация негативной запрограммированности поведения ребенка наряду с тактичным, личностно-ориентированным, частным представлением достоверной информации о жизненных ценностях, о факторах риска и факторах устойчивости. Все это помогает устранить причины рассогласования во взаимодействии учителя и ученика, а также вызвать положительные эмоции в процессе обучения и обеспечить процесс индивидуализации личности, что является непременным условием формирования ЗОЖ.

      Воспитанию  у учащихся осознанной потребности  в здоровье и ЗОЖ предшествует формирование ценностных ориентаций, причем в первую очередь обращается внимание на ценность жизни, личности, индивидуальности. Через понимание собственного «Я», его ценности не только для себя, но и для своих близких, ребенок приходит к пониманию сущности «Мы» не как статистической совокупности, а как динамичной ценностной системы, взаимодействие внутри которой на основе гуманистических принципов способствует наиболее успешному развитию индивида. На основе этого учитель строит доверительные, благожелательные взаимоотношения в школьном мире, где ребенок не готовится к жизни, а живет.

Информация о работе Система работы учителя по приобщению младших школьников к ценностям здорового образа жизни