Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:35, реферат
Скорость чтения зависит от характера текста, мастерства и целевых установок читающего. Некоторые тексты приходится читать медленно, вгрызаясь в пласты идей и постулатов, требующих глубокого осмысления. Подобные материалы требуют многократного прочтения не только потому, что высказанные в них мысли недостаточно поняты, но и для того, чтобы эти мысли стали частью нашей личности. В этом случае текст является водителем мысли, ее стимулятором, катализатором, позволяющим упорядочить полученную ранее информацию.
Другие тексты, и их достаточно много, заслуживают лишь беглого просмотра, ознакомления с основными идеями и фактами.
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.4
тик | тис | тут | чей | эрг | ямб | пан | обе | мот | лес |
лад | кол | или | зав | еда | дед | так | бык | бис | ату |
пыж | сук | тур | фут | час | шар | эль | яма | явь | экс |
№ попытки и время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 5.
Используйте в качестве точек фиксации центральные слова, прочтите периферическим зрением остальные.
п.1
оса | нет | миф |
бак | пол | раз |
мой | лом | май |
п.2
дуб | гад | воз |
узы | шок | нос |
кий | зуд | дух |
п.3
газ | вой | бум |
хам | шоу | эти |
мак | лот | иго |
п.4
без | асн | сыр |
ось | паз | мол |
душ | лен | чей |
п.5
вол | бур | бас |
шея | акт | бес |
эра | оба | дым |
п.6
чек | сам | тип |
жук | лох | кок |
там | вон | сад |
Упражнение 6.
Не спеша ознакомьтесь со словами; с неудобными мысленно поиграйте. Прочтите вслух, стараясь к шестой попытке уложиться в десять секунд.
п.1
иной | мало | жена | окно | куда | стол |
друг | сила | надо | себя | утро | цель |
вещь | союз | корм | путь | тоже | свет |
рука | один | мочь | опыт | пять | дама |
хотя | уйти | жить | ведь | люди | мать |
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.2
свой | брат | тихо | мера | ночь | твой |
труд | вода | глаз | ищи | весь | день |
тело | воле | душа | нога | отец | дето |
есть | даже | дело | этот | сюда | план |
пока | лишь | море | если | лицо | дать |
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.3
лист | хоть | небо | речь | черт | база |
река | пить | гора | петь | счет | двор |
факт | ясно | враг | язык | идея | лето |
снег | часы | бить | туда | рост | край |
цвет | хлеб | рано | угол | круг | чуть |
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
п.4
метр | воля | дети | семь | если | семя |
флот | стих | едва | печь | часы | папа |
атом | дитя | луна | слой | тема | цена |
штаб | конь | баба | губа | мимо | тебя |
срок | ради | соль | беда | тень | борт |
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 7.
Прочитайте словосочетания и обороты, проработайте необычные. Постарайтесь уложиться в 15 сек. Для чтения про себя норма — 12 сек.
В мирное время; ахейский союз; античные авторы; расточать похвалу; за то, что; ни о чем не; военное дело; наше войско; стоять здесь; в этих условиях; боевые порядки; преследовать противника; обратиться в бегство; продвигаясь вперед; новые обстоятельства; после того, как; приводить доводы; постоянные размышления, добился того, что; умственные упражнения; исторические труды, выдающиеся полководцы; самое главное; принять за образец; держать в памяти; всякий, кто; мудрый государь; должен соблюдать; тяжелые времена.
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 8.
Медленно прочтите текст, прорабатывая отдельные слова и словосочетания. Постепенно ускоряясь, постарайтесь к шестой попытке уложиться в 70 сек.
290 сл.
Н. Макиавелли "Государь"
... Поэтому государь должен даже в мыслях не оставлять военных упражнений и в мирное время предаваться им еще больше, чем в военное. Заключаются же они во первых — в делах, во вторых — в размышлениях. ...
... Филопемену, главе ахейского союза, античные авторы расточают множество похвал за то, что он и в мирное время ни о чем не помышлял, кроме военного дела. Когда он прогуливался с друзьями за городом, то часто останавливался и спрашивал: если неприятель займет тот холм, а наше войско будет стоять здесь, на чьей стороне будет преимущество? Как наступать в этих условиях, сохраняя боевые порядки? Как отступать, если вас вынудят к отступлению? Как преследовать противника, если тот обратится в бегство' И так, продвигаясь вперед, предлагал все новые и новые обстоятельства из тех, какие случаются на войне; и после того как выслушивал мнение друзей, высказывал свое и приводил доводы в его пользу. Так постоянными размышлениями он добился того, что во время войны никакая случайность не могла застигнуть его врасплох.
Что же до умственных упражнений, то государь должен читать исторические труды, при этом особо действия выдающихся полководцев, разбирать, какими способами они вели войну, что определяло их победы и что — поражения, с тем, чтобы одерживать первые и избегать последних. Самое же главное, — уподобившись многим великим людям прошлого, принять за образец кого-либо из прославленных и чтимых людей древности и постоянно держать в памяти его подвиги и деяния. Так, по рассказам, Александр Великий подражал Ахиллу, Цезарь — Александру, Сципион — Киру. Всякий, кто прочтет жизнеописание Кира, составленное Ксенофонтом, согласится, что, уподобляясь Киру, Сципион следовал Киру, как тот описан нам Ксенофонтом. Мудрый государь должен соблюдать все описанные правила, никогда не предаваться в мирное время праздности, ибо все его труды окупятся, когда настанут тяжелые времена, и тогда, если судьба захочет его сокрушить, он сумеет выстоять под ее напором.
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 9.
Вспомните, а лучше запишите цитаты из второго упражнения. Сформулируйте несколько понравившихся мыслей из проработанного текста. Сравните их с оригиналом: где мысль выражена более отчетливо?
Упражнение 10.
Прочитайте две страницы любого художественного текста, придумывая одно-два заглавия к каждому абзацу. Подчеркните встретившиеся обороты и словосочетания, проработайте их. Если вам встретилась удачная мысль, подумайте можно ли ее усилить иди лаконично сформулировать.
Конец занятия. Время ___. На занятие затрачено ___.
Урок №9
Начало занятия: число __, время __.
Упражнение 1.
Припомните цитаты и высказывания из предыдущего урока.
Упражнение 2.
Запомните и запишите по памяти цитаты.
1. Осла можно подвести к воде, но нельзя заставить его пить.
Китайск. изреч.
2. Когда готов ученик — готов и учитель.
Буддистское изреч.
3. Все приходит вовремя для имеющего терпенье.
Макиавелли
Упражнение 3.
Используя в качестве точек фиксации центральные слова, прочтите периферическим зрением остальные.
п.1
раб | суп | тут |
лес | кол | или |
бык | сук | тур |
п.2
чей | пан | мот |
еда | дед | так |
час | шар | яма |
п.3
чай | быт | вор |
лук | мел | ком |
вот | вал | боб |