Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:02, курсовая работа
Итак, причины, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто сочетаются наследственная предрасположенность, неблагоприятное окружение и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов. Большую роль в нарушениях речевого развития и в возникновении невротических речевых расстройств играют социальные факторы (функциональные формы речевых расстройств). Материальным субстратом речевой функции является нервная система, поэтому при повреждении и нарушениях ее созревания под влиянием различных факторов отмечаются различные нарушения речи (органические центральные формы речевых расстройств).
Введение …………………………………………………..………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………………..…6
1.1. Характеристика процесса формирования слухового восприятия у детей в онтогенезе…………………………………………………………………..…..….6
1.2. Особенности слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………….15
1.3. Обзор методик направленных на диагностику и развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста…………………………………….18
Выводы по первой главе………………………………………………………...23
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по выявлению особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………...………………………….24
2.1. Диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………...…………………………………..…24
2.2. Анализ результатов иследования слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи…………….………………29
2.3. Рекомендации по развитию слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………….………………...…….39
Выводы по второй главе .………………………………….…………………...49
Заключение……………………………………………………………...………..50
Список литературы……………………………………………………...……….52
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
« Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого»
(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»)
Кафедра специальной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-
Выполнена:
студенткой факультета психологии
4 курса группы Л
Дорошовой Еленой Викторовной
Научный руководитель:
старший преподаватель
Асмаловская Оксана Анатольевна
ТУЛА – 2012
Содержание
Введение …………………………………………………..
ГЛАВА I.
Теоретические основы изучения проблемы
слухового восприятия у детей
с фонетико - фонематическим недоразвитием
речи……………………………………………………………………
1.1. Характеристика процесса
формирования слухового
1.2. Особенности слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………….15
1.3. Обзор методик направленных
на диагностику и развитие
слухового восприятия у детей
дошкольного возраста…………………………
Выводы по первой главе………………………………………………………...
ГЛАВА II. Экспериментальная
работа по выявлению особенностей слухового
восприятия у детей с фонетико - фонематическим
недоразвитием речи………………………………...………………………….
2.1. Диагностический комплекс, направленный
на выявление особенностей слухового
восприятия у детей с фонетико - фонематическим
недоразвитием речи………………………………………...……………………
2.2. Анализ результатов
иследования слухового
2.3. Рекомендации по развитию слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………….………………...…….39
Выводы по второй главе .………………………………….…………………...49
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения………………………………………………….
Введение.
Для правильного развития речи ребенка
очень важным является его полноценный
слух. Слуховой анализатор начинает функционировать
уже с первых часов жизни ребенка. Первая
реакция на звук проявляется у ребенка
расширением зрачков, задержкой дыхания,
некоторыми движениями. Затем ребенок
начинает прислушиваться к голосу взрослых
и реагировать на него. В дальнейшем развитии
речи ребенка, большую роль начинает играть
слух.
Слуховое восприятие - одна из важнейших
форм восприятия, из чего складывается
картина мира, и представляет собою чрезвычайно
сложный процесс, в результате которого
и возникают слуховые ощущения и их комплексы,
которые представляют собою слуховой
образ. Слуховое восприятие ограничено
диапазоном упругих волн, и порогами по
громкости, частоте, и по амплитуде. Но
в звучащем мире существует собственное
содержание, когда предметом восприятия
является звуковое содержание, или восприятие
мира, как его чувственного отражения.
Восприятие этого содержания образует
самые важные проблемы в слуховом восприятии
вообще. Дело в том, что особое звуковое
содержание предъявляет и особые требования
к механизму слухового восприятия, к работе
слухового восприятия, и требует работы
сложной слуховой системы человека.
Дифференцируются две слуховые подсистемы
это, во-первых, речь как порождение слухового
восприятия и соответственно речевой
(фонематический) слух. И, во-вторых, мир
музыки, то есть, собственно звуковое содержание,
и музыка как предмет слухового восприятия.
Фонематическое восприятие звуков речи
происходит в ходе взаимодействия поступающих
в кору слуховых и кинестетических раздражений.
Постепенно эти раздражения дифференцируются,
и становится возможным вычленение отдельных
фонем. При этом большую роль играют первичные
формы аналитико-синтетической деятельности,
благодаря которым ребёнок обобщает признаки
одних фонем и отличает их от других.
Изучением фонетико-фонематического недоразвития
занимались такие авторы как Л.Ф. Спирова,
ГА. Каше, Т.Е. Филичева, Т.В. Туманова, Н.А.
Никашина Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Т.П.
Бессонова, и т.д.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение слухового восприятия и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.
На важность и необходимость своевременного формирования слухового восприятия и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.
Цель исследования – подобрать и апробировать диагностический комплекс направленный на выявлении особенностей слухового восприятия детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования - слуховое восприятие у детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования особенности слухового восприятие детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза мы предполагаем, что с помощью подобранных нами методик будут выявлены следующие особенности: слухового восприятия детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
- Недифференцированное
произношение пар или групп звуков.
- Замена одних звуков другими, имеющими
более сходных по звучанию.
- Смешение звуков.
Задачи
1. Провести анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме
2. Подобрать диагностический
3. Провести анализ диагностики и сделать выводы.
4. Дать рекомендации по развитию слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
Методологическую базу исследования составили:
Исследования детской речи в онтогенезе Н.Х. Швачкина, Р.Е.Левиной; учения об этиологии нарушения речи Л.С. Выготского, А.Е. Лурия и др.; исследования форм речевой патологии Р.Е. Левиной и др. исследователями.
Кроме этого в написании своей работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как А.Н.Гвоздев, Д.Б. Эльконина., В.И.Бельтюков, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, М.Ф.Фомичева, и др.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
- организационный метод:
- эмпирические методы: экспериментальные (психолого-педагогический эксперимент)
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
- интерпретационный метод.
- метод презентации данных.
Экспериментальная база исследования МДОУ «Лазаревский детский сад комбинированного вида № 49» В эксперименте принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
1.1. Характеристика процесса формирования слухового восприятия у детей в онтогенезе.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше [25]отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
По данным Т.А. Ткаченко, [18] развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Р. Е. Левина [26] писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ». У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.
Р.Е.Левина, Н.Х. Швачкин, А.Р. Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.
Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:
1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
при сформированной
артикуляции неразличение
невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Каждая фонема характеризуется
определенными акустическими
В каждом языке имеется определенное число фонем, противопоставленных друг другу по своим акустическим признакам и используемых для различения слов и их форм. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных). В живой речи акустический облик фонемы претерпевает значительные видоизменения, обусловленные индивидуальными особенностями говорящих (сила, высота, тембр голоса, особенности произношения). Сюда относится соседство с другими фонемами, положение в слове (начало, середина, конец) и степень ударности. Видоизменения фонем под влиянием комбинаторных и позиционных условий составляют ее варианты, которые, несмотря на свои акустические различия принадлежат к одному звуковому типу. Акустические различия между вариантами одной и той же фонемы, в противоположность различиям между разными фонемами, не могут служить для различения слов и их форм. То же относится к видоизменениям фонем, зависящим от индивидуальных особенностей говорящего.
Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.
Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи.
Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.
Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слога – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.
Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Информация о работе Слуховое восприятие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи