Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:02, курсовая работа
Итак, причины, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто сочетаются наследственная предрасположенность, неблагоприятное окружение и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов. Большую роль в нарушениях речевого развития и в возникновении невротических речевых расстройств играют социальные факторы (функциональные формы речевых расстройств). Материальным субстратом речевой функции является нервная система, поэтому при повреждении и нарушениях ее созревания под влиянием различных факторов отмечаются различные нарушения речи (органические центральные формы речевых расстройств).
Введение …………………………………………………..………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………………..…6
1.1. Характеристика процесса формирования слухового восприятия у детей в онтогенезе…………………………………………………………………..…..….6
1.2. Особенности слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………….15
1.3. Обзор методик направленных на диагностику и развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста…………………………………….18
Выводы по первой главе………………………………………………………...23
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по выявлению особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………...………………………….24
2.1. Диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………...…………………………………..…24
2.2. Анализ результатов иследования слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи…………….………………29
2.3. Рекомендации по развитию слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………….………………...…….39
Выводы по второй главе .………………………………….…………………...49
Заключение……………………………………………………………...………..50
Список литературы……………………………………………………...……….52
Критерии оценки:
3балла - задание выполнено верно, дан правильный
ответ на вопрос;
2балла - допущена ошибка
при выполнении задания, ответе на вопрос,
но она самостоятельно исправлена;
1 бал - инструкция выполнена
не верно, дан неправильный ответ, но ошибка
исправлена с помощью логопеда;
Методика № 2
«Кто позвал».
Цель: определение умения прислушиваться и определять источник звука.
Описание исследования: проводится игра «Кто позвал». Выбирается ведущий, который поворачивался ко всем спиной. Экспериментатор указывал на какого-либо ребенка, который называл имя ведущего. Далее ведущий оборачивался и отвечал, кто его позвал.
Критерии оценки:
3балла - задание выполнено верно, дан правильный
ответ на вопрос;
2балла - допущена ошибка
при выполнении задания, ответе на вопрос,
но она самостоятельно исправлена;
1 бал - инструкция выполнена
не верно, дан неправильный ответ, но ошибка
исправлена с помощью логопеда;
Методика № 3
Шумящие коробочки
Цель: определение умения прислушиваться и различать шумы по громкости.
Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (фасоль, горох, манка, рис и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).
Содержание: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.
Критерии оценки:
3балла - задание выполнено верно, дан правильный
ответ на вопрос;
2балла - допущена ошибка
при выполнении задания, ответе на вопрос,
но она самостоятельно исправлена;
1 бал - инструкция выполнена
не верно, дан неправильный ответ, но ошибка
исправлена с помощью логопеда;
Методика № 4
Повтори
Цель: определение умения прислушиваться и запоминать серию звуков.
Содержание: педагог производит ритмичный рисунок.
Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию.
II - III, III - I, III - II - I и т.д.;
· простые ритмы: I — II — III; III — II — I; II — I — III и т.д.;
· сложные ритмы: II — III — I, I — III — II, II — I — III и т.д.
Критерии оценки:
3балла - задание выполнено верно, дан правильный
ответ на вопрос;
2балла - допущена ошибка
при выполнении задания, ответе на вопрос,
но она самостоятельно исправлена;
1 бал - инструкция выполнена
не верно, дан неправильный ответ, но ошибка
исправлена с помощью логопеда;
Методика №5.
Слова- паронимы
Авторы: Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В.
Цель: выявить у ребенка умение различать на слух слова- паронимы.
Материал: предметные картинки, на которых изображены слова-паронимы.
Ход проведения. Педагог произносит слово, ребенку предлагается выбрать картинку, на которой изображен предмет, обозначающий названное слово. Например: «Покажи, где жук, а где сук. Где дом, а где ком? Где лужа, а где лыжи? Где день, а где пень?» и т. д.
Критерии оценки: 3 балла (высокий уровень) - выполнение задания не вызывает трудностей; 2 балла (средний уровень) - выполняет задание час-тично, или не в полном объеме; 1 балл и 0 баллов (низкий уровень) - задание вызывает затруднения, или ребенок не справился с заданием.
Во время проведения обследования с ребенком устанавливался дружелюбный непринужденный контакт. Все задания предлагались детям в форме игры. Атмосфера игры помогала ребятам расслабиться, уменьшала стрессовую ситуацию. Если ребенок был встревожен, боялся отвечать, то со стороны экспериментатора организовывалась эмоциональная поддержка (обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми).
При исследовании соблюдались общие правила диагностики Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Сфера, 2000]:
1. Диагностика проводилось в отдельном кабинете; детей приглашали по очереди. Индивидуальное обследование занимало 10-20 минут.
2. В процессе индивидуальной
работы подробно фиксировались
все особенности ответов и
поведения ребенка. В ходе
3. Инструкции к индивидуальным
заданиям были абсолютно
4. Диагностика прерывалась немедленно, если ребенок переставал реагировать на наши вопросы. К работе возвращались в другой день.
2.2. Анализ результатов исследовани
Цель исследования – подобрать и апробировать диагностический комплекс направленный на выявлении особенностей слухового восприятия детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
В нашей методике мы разработали 5 серий заданий. При разработке этих методик мы опирались на методы диагностики Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. «Отбор в специальные дошкольные учреждения», Дьякова Н.И. «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников».
При обследовании детей использовались диагностические методики, представленные в пункте 2.1.
Данные по результатам пяти методикам диагностической программы приведены в таблицах 1- 6.
В ходе проведения первого задания нами были получены следующие результаты:
Сводная таблица результатов обследования по методике
«Какой музыкальный инструмент звучит?»
таблица 1
№ п/п |
Ф.И. ребёнка |
балы |
1 |
Света Б. |
2 |
2 |
Олеся Р. |
2 |
3 |
Михаил И. |
1 |
4 |
Екатерина Ч. |
1 |
5 |
Валерия К. |
1 |
6 |
Олеся А. |
2 |
7 |
Сергей Д. |
1 |
8 |
Вера М. |
1 |
9 |
Маргарита В. |
2 |
10 |
Руслан Л. |
1 |
Представлен количественный анализ выполнения первого задания.
Рис. 1. Данные о результатах проведения первой методики
Анализ результатов диагностики по 1 методике:
В ходе проведения первого задания нами были получены следующие результаты: 5 детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи не смогли определить, какой предмет прозвучал: труба, бубен, колокольчик, погремушка.
У 5 детей задание вызвало трудность. Света Б., Екатерина Ч., эти дети путали звук колокольчика и погремушки. Сергей Д., Вера М., Не могли узнать звучание трубы, а Руслан Л. Не узнал звучание бубна. При повторном выполнении задания звуки предметов дифференцировались, но через 20 минут после обследования дети снова затруднялись в различении этих звуков, что говорит также и о нарушениях памяти.
Сводная таблица результатов обследования по методике
«Кто позвал»
таблица №2.
№ п/п |
Ф.И. ребёнка |
балы |
1 |
Света Б. |
2 |
2 |
Олеся Р. |
1 |
3 |
Михаил И. |
1 |
4 |
Екатерина Ч. |
2 |
5 |
Валерия К. |
1 |
6 |
Олеся А. |
2 |
7 |
Сергей Д. |
1 |
8 |
Вера М. |
2 |
9 |
Маргарита В. |
1 |
10 |
Руслан Л. |
1 |
Представлен количественный анализ выполнения второго задания
Рис. 2. Данные о результатах проведения второй методики
Анализ результатов диагностики по 2 методике:
Все дети с удовольствием играли в игру «Кто позвал», но не у всех детей получалось отгадывать товарища по голосу. Так, 6 детей Олеся Р., Михаил И., Валерия Е., Сергей Д., Маргарита В., Руслан Л. не правильно называли имя того ребенка, который их позвал. Данный вид задания вызвал трудности: они не смогли угадать товарища. Помощь экспериментатора (просьба показать место, откуда ребенка позвали) не способствовала лучшему выполнению, т.е. у этих детей слуховое восприятие нарушено. А Света Б., Екатерина Ч., Олеся А., Вера М. так же не справились с заданием, но смогли показать место, откуда их позвали.
Сводная таблица результатов обследования по методике
«Шумящие коробочки»
таблица №3.
№ п/п |
Ф.И. ребёнка |
балы |
1 |
Света Б. |
1 |
2 |
Олеся Р. |
2 |
3 |
Михаил И. |
2 |
4 |
Екатерина Ч. |
2 |
5 |
Валерия К. |
2 |
6 |
Олеся А. |
2 |
7 |
Сергей Д. |
1 |
8 |
Вера М. |
1 |
9 |
Маргарита В. |
2 |
10 |
Руслан Л. |
1 |
Представлен количественный анализ выполнения третьего задания
Рис. 2. Данные о результатах проведения третьей методики
Анализ результатов диагностики по 3 методике:
В ходе проведения третьего задания нами были получены следующие результаты: четверо детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи не смогли прислушаться и различить шумы по громкости.
Они не смогли называть, что звенело и показать данную коробочку, производя им звук. Света .Б, Сергей Д., эти дети путали звук гречи и риса. Вера М., не смогла определить звучание гороха, фасоли. Руслан Л. не смог определить горох, фасоль, рис, гречку. При повторном выполнении задания звуки в коробочке дифференцировались, но через 20 минут после обследования дети снова затруднялись в различении этих звуков, что говорит также и о нарушениях памяти. Олеся Р., Михаил И., Екатерина Ч., Валерия Е., Олеся А., Маргарита В. Затруднялись в определение звука риса и гречки, при проведение повторного задания они сами исправляли свои ошибки.
Сводная таблица результатов обследования по методике
«Повтори»
таблица №4.
№ п/п |
Ф.И. ребёнка |
балы |
1 |
Света Б. |
1 |
2 |
Олеся Р. |
2 |
3 |
Михаил И. |
1 |
4 |
Екатерина Ч. |
1 |
5 |
Валерия К. |
2 |
6 |
Олеся А. |
1 |
7 |
Сергей Д. |
1 |
8 |
Вера М. |
1 |
9 |
Маргарита В. |
2 |
10 |
Руслан Л. |
2 |
Представлен количественный анализ выполнения четвёртого задания Рис. 2. Данные о результатах проведения четвёртой методики.
Анализ результатов диагностики по 4 методике:
В ходе проведения четвёртого задания нами были получены следующие результаты: 6 детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи не смогли прислушаться и запомнить серию звуков.
Информация о работе Слуховое восприятие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи