Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:02, курсовая работа
Итак, причины, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто сочетаются наследственная предрасположенность, неблагоприятное окружение и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов. Большую роль в нарушениях речевого развития и в возникновении невротических речевых расстройств играют социальные факторы (функциональные формы речевых расстройств). Материальным субстратом речевой функции является нервная система, поэтому при повреждении и нарушениях ее созревания под влиянием различных факторов отмечаются различные нарушения речи (органические центральные формы речевых расстройств).
Введение …………………………………………………..………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………………..…6
1.1. Характеристика процесса формирования слухового восприятия у детей в онтогенезе…………………………………………………………………..…..….6
1.2. Особенности слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………….15
1.3. Обзор методик направленных на диагностику и развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста…………………………………….18
Выводы по первой главе………………………………………………………...23
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по выявлению особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………...………………………….24
2.1. Диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………...…………………………………..…24
2.2. Анализ результатов иследования слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи…………….………………29
2.3. Рекомендации по развитию слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………….………………...…….39
Выводы по второй главе .………………………………….…………………...49
Заключение……………………………………………………………...………..50
Список литературы……………………………………………………...……….52
У некоторых детей наблюдается нечеткое произнесение звука ы (среднее между ы —и), недостаточное озвончение согласных б, д, г в словах и предложениях, а также замены и смешения звуков к—г—х—т—д—дь—йот, которые у дошкольников, с нормальным развитием речи формируются достаточно рано (моля любка — моя юбка, тота тидит на атоте — кошка сидит на окошке, даль лябико — дай яблоко).
Фонематическое недоразвитие
у описываемой категории детей
проявляется, в основном, в несформированности
процессов дифференциации звуков, отличающихся
тонкими акустико-
1.3. Обзор методик
направленных на диагностику
и развитие слухового
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы ребенка.
Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.
У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.
Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.
Остановимся на восприятии неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.
На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.
Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Методики на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.
Характеристика
применяемой в исследовании
№ |
Название методики |
Цель |
1 |
Какой музыкальный инструмент звучит? |
определение звучания музыкальных инструментов. |
2 |
Кто позвал |
определение умения прислушиваться и определять источник звука. |
3 |
Шумящие коробочки |
определение умения прислушиваться и различать шумы по громкости. |
4 |
Повтори |
определение умения прислушиваться и запоминать серию звуков. |
5 |
Слова- паронимы |
выявить у ребенка умение различать на слух слова- паронимы. |
Какой музыкальный инструмент звучит?
Цель: определение звучания музыкальных инструментов.
Оборудование: игрушки: погремушка, колокольчик, труба и бубен.
Инструкция: Первоначально детям предлагалось послушать звучание всех игрушек. Затем «Слушай внимательно и определи, что ты слышишь».
ребенок закрывал глаза,
а экспериментатор
Критерии оценки: задание считается выполненным, если ребенок отгадал звучащий предмет.
«Кто позвал».
Цель: определение умения прислушиваться и определять источник звука.
Описание исследования: проводится игра «Кто позвал». Выбирается ведущий, который поворачивался ко всем спиной. Экспериментатор указывал на какого-либо ребенка, который называл имя ведущего. Далее ведущий оборачивался и отвечал, кто его позвал.
Критерии оценки: задание считается выполненным, если ребенок отгадывал имя.
Шумящие коробочки
Цель: определение умения прислушиваться и различать шумы по громкости.
Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).
Содержание: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.
Критерии оценки:
3 балла (высокий уровень) – задание выполнено
верно, дан правильный ответ на вопрос;
2 балла (средний уровень) – выполняет
задание частично, или не в полном объеме;
1 балл и 0 баллов (низкий уровень) - задание вызывает затруднения,
или ребенок не справился с заданием.
Повтори
Цель: определение умения прислушиваться и запоминать серию звуков.
Содержание: педагог производит серию неречевых звуков.
Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию.
II - III, III - I, III - II - I и т.д.;
· простые ритмы: I — II — III; III — II — I; II — I — III и т.д.;
· сложные ритмы: II — III — I, I — III — II, II — I — III и т.д.
Критерии оценки:
3 балла (высокий уровень) — правильное восприятие и воспроизведение простых и сложных ритмов с первого предъявления.
2 балла (средний уровень)
— правильное восприятие и
воспроизведение простых
1 балл и 0 баллов (низкий уровень) — невозможность выполнения обеих проб.
Слова- паронимы
Цель: выявить у ребенка умение различать на слух слова- паронимы.
Материал: предметные картинки, на которых изображены слова-паронимы.
Ход проведения. Педагог произносит слово, ребенку предлагается выбрать картинку, на которой изображен предмет, обозначающий названное слово. Например: «Покажи, где жук, а где сук. Где дом, а где ком? Где лужа, а где лыжи? Где день, а где пень?» и т. д.
Критерии оценки:
3 балла (высокий уровень) - выполнение задания не вызывает трудностей; 2 балла (средний уровень) - выполняет задание час-тично, или не в полном объеме; 1 балл и 0 баллов (низкий уровень) - задание вызывает затруднения, или ребенок не справился с заданием.
Вывод к I главе.
Проанализировав психолого-педагогическую
литературу по теме слуховое восприятие,
можно сделать следующие выводы:
Недостаточное развитие слухового восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Повышение уровня слухового восприятия у дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи предполагает своевременное выявление, предупреждение и по возможности устранение имеющихся у них речевых нарушений. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также сопутствующей им педагогической запущенности. Своевременное выявление детей с фонематическим недоразвитием, правильная классификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить в будущем отставания в усвоении программного материала.
Таким образом, изучение литературы по проблеме исследования позволяет раскрыть онтогенез слухового восприятия детей с нормальным речевым развитием и учитывать его особенности при изучении психических процессов у детей с речевой патологией.
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по выявлению особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
2.1. Диагностический комплекс
направленный на выявление
Цель: определить уровень развития слухового восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Констатирующий эксперимент проводился на базе МДОУ «Лазаревский детский сад комбинированного вида № 49» В эксперименте принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
- число методик, входящих в
комплекс, таково, чтобы обследование
ребенка занимает не более
20 минут. Обследование может
- при оценке результатов
- при разработке системы
- каждая диагностическая
Для обследования детей были подобраны
диагностические методики,
позволяющие с различных сторон оценить
уровень развития слухового восприятия
у детей дошкольного возраста:
Основными критериями отбора методик явились:
- соответствие возрастным и
индивидуальным возможностям
- диагностическая ценность в
определении особенностей
- возможность адаптации методик с учетом состояния речи и ее основных функций.
В основу реализации диагностики было положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).
Методика № 1
Какой музыкальный инструмент звучит?
Цель: определение звучания музыкальных инструментов.
Оборудование: игрушки: погремушка, колокольчик, труба и бубен.
Инструкция: Послушай внимательно, что звучит. Затем ребенок закрывает глаза, а экспериментатор воспроизводит звук каким-либо предметом. А теперь ответь на вопрос: «Что звенело?»
Информация о работе Слуховое восприятие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи