Слуховое восприятие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание

Итак, причины, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто сочетаются наследственная предрасположенность, неблагоприятное окружение и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов. Большую роль в нарушениях речевого развития и в возникновении невротических речевых расстройств играют социальные факторы (функциональные формы речевых расстройств). Материальным субстратом речевой функции является нервная система, поэтому при повреждении и нарушениях ее созревания под влиянием различных факторов отмечаются различные нарушения речи (органические центральные формы речевых расстройств).

Содержание

Введение …………………………………………………..………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………………..…6
1.1. Характеристика процесса формирования слухового восприятия у детей в онтогенезе…………………………………………………………………..…..….6
1.2. Особенности слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………….15
1.3. Обзор методик направленных на диагностику и развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста…………………………………….18
Выводы по первой главе………………………………………………………...23
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по выявлению особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………...………………………….24
2.1. Диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………...…………………………………..…24
2.2. Анализ результатов иследования слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи…………….………………29
2.3. Рекомендации по развитию слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………….………………...…….39
Выводы по второй главе .………………………………….…………………...49
Заключение……………………………………………………………...………..50
Список литературы……………………………………………………...……….52

Работа состоит из  1 файл

0857103_C9FFD_sluhovoe_vospriyatie_detey_s_fonetiko_fonematicheskim_nedora.doc

— 491.50 Кб (Скачать документ)

У некоторых детей  наблюдается нечеткое произнесение звука ы (среднее между ы —и), недостаточное озвончение согласных б, д, г в словах и предложениях, а также замены и смешения звуков к—г—х—т—д—дь—йот, которые у дошкольников, с нормальным развитием речи формируются достаточно рано (моля любка — моя юбка, тота тидит на атоте — кошка сидит на окошке, даль лябико — дай яблоко).

Фонематическое недоразвитие у описываемой категории детей  проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают  и более контрастные звуки.

 

 

 

 

 

1.3. Обзор методик  направленных на диагностику  и развитие слухового восприятия  у детей дошкольного возраста.

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться  на звуке, выделять его характерные  особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы ребенка.

Развитие слухового  восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.

У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование слухового  восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.

Специально подобранные  дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.

Остановимся на восприятии неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.

На начальном этапе  для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Методики на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика диагностической  программы,  
применяемой  в  исследовании

 

Название методики

Цель

1

Какой музыкальный инструмент звучит?

определение звучания музыкальных  инструментов.

2

Кто позвал

определение умения прислушиваться и  определять источник звука.

3

Шумящие коробочки

определение умения прислушиваться и  различать шумы по громкости.

4

Повтори

определение умения прислушиваться и  запоминать серию звуков.

5

Слова- паронимы

выявить у ребенка умение различать  на слух слова- паронимы.


 

Какой музыкальный  инструмент звучит?

Цель: определение звучания музыкальных инструментов.

Оборудование: игрушки: погремушка, колокольчик, труба и бубен.

Инструкция: Первоначально детям предлагалось послушать звучание всех игрушек. Затем «Слушай внимательно и определи, что ты слышишь».

ребенок закрывал глаза, а экспериментатор воспроизводил  звук каким-либо предметом. Далее задавался  вопрос: «Что звенело?», ребенок должен был назвать предмет.

Критерии оценки: задание считается выполненным, если ребенок отгадал звучащий предмет.

 

«Кто позвал».

Цель: определение умения прислушиваться и определять источник звука.

Описание исследования: проводится игра «Кто позвал». Выбирается ведущий, который поворачивался ко всем спиной. Экспериментатор указывал на какого-либо ребенка, который называл имя ведущего. Далее ведущий оборачивался и отвечал, кто его позвал.

Критерии оценки: задание считается выполненным, если ребенок отгадывал имя.

Шумящие коробочки

Цель: определение умения прислушиваться и различать шумы по громкости.

Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками  и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).

Содержание: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

Критерии оценки: 
3 балла (высокий уровень) – задание выполнено верно, дан правильный ответ на вопрос; 
2 балла (средний уровень)  – выполняет задание частично, или не в полном объеме; 
1 балл и 0 баллов (низкий уровень) - задание вызывает затруднения, или ребенок не справился с заданием.

 

Повтори

Цель: определение умения прислушиваться и запоминать серию звуков.

Содержание: педагог производит серию неречевых звуков.

Ребенок должен запомнить  и повторить предложенную серию.

II - III, III - I, III - II - I и т.д.;

·        простые ритмы: I — II — III; III — II — I; II — I — III и т.д.;

·        сложные ритмы: II — III — I, I — III — II, II — I — III и т.д.

Критерии оценки: 

3 балла (высокий уровень)  — правильное восприятие и воспроизведение простых и сложных ритмов с первого предъявления.

2 балла (средний уровень)  — правильное восприятие и  воспроизведение простых ритмов  со второго предъявления, ошибки  в воспроизведении сложных ритмов  с саммокоррекцией.

1 балл и 0 баллов (низкий уровень) — невозможность выполнения обеих проб.

 

Слова- паронимы 

Цель: выявить у ребенка умение различать на слух слова- паронимы.

Материал: предметные картинки, на которых изображены слова-паронимы.

Ход проведения. Педагог произносит слово, ребенку предлагается выбрать картинку, на которой изображен предмет, обозначающий названное слово. Например: «Покажи, где жук, а где сук. Где дом, а где ком? Где лужа, а где лыжи? Где день, а где пень?» и т. д.

Критерии оценки:

3 балла (высокий уровень) - выполнение задания не вызывает трудностей; 2 балла (средний уровень) - выполняет задание час-тично, или не в полном объеме; 1 балл и 0 баллов (низкий уровень) - задание вызывает затруднения, или ребенок не справился с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод к I главе.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме слуховое восприятие, можно сделать следующие выводы:                                                                         Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Недостаточное развитие слухового восприятия приводит к  тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому  анализу и синтезу слов, что  впоследствии не позволяет им успешно  овладеть грамотой в школе без  помощи логопеда.

Повышение уровня слухового восприятия у дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи предполагает своевременное выявление, предупреждение и по возможности устранение имеющихся у них речевых нарушений. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также сопутствующей им педагогической запущенности. Своевременное выявление детей с фонематическим недоразвитием, правильная классификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить в будущем отставания в усвоении программного материала.

Таким образом, изучение литературы по проблеме исследования позволяет раскрыть онтогенез слухового восприятия детей с нормальным речевым развитием и учитывать его особенности при изучении психических процессов у детей с речевой патологией.

ГЛАВА II.  Экспериментальная работа по выявлению особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.

2.1. Диагностический комплекс  направленный на выявление особенностей  слухового восприятия у детей  с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.

Цель: определить уровень развития слухового восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Констатирующий эксперимент проводился на базе МДОУ «Лазаревский детский сад комбинированного вида № 49»  В эксперименте принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

- число методик, входящих в  комплекс, таково, чтобы обследование  ребенка занимает не более  20 минут. Обследование может проводиться в несколько приемов;

- при оценке результатов выполнения  каждого задания возможно использование как качественно-количественного, так и только качественного подходов;

- при разработке системы качественно-количественной  оценки результатов изучения психической деятельности ребенка учитывались качественные возрастные новообразования, программные требования, представления об общих закономерностях нарушенного развития у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

- каждая диагностическая методика  и весь их комплекс в целом были выстроены на основе критериально-ориентированного подхода. Это значит, что каждый выделенный в диагностическом задании качественный показатель имеет определенный разброс оценочных уровней от высшего к низшему. Количество уровней оптимальное для обеспечения надежности диагностического комплекса, а также удобства и простоты его применения. Характеристика уровней определялась возможными проявлениями качественного показателя в процессе обследования ребенка.

Для обследования детей были подобраны диагностические методики, 
позволяющие с различных сторон оценить уровень развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста:

Основными критериями отбора методик явились:

- соответствие возрастным и  индивидуальным возможностям дошкольников с нарушением речи;

- диагностическая ценность в  определении особенностей слухового восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста;

- возможность адаптации методик  с учетом состояния речи и  ее основных функций.

В основу реализации диагностики было положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).

Методика № 1

Какой музыкальный инструмент звучит?

Цель: определение звучания музыкальных инструментов.

Оборудование: игрушки: погремушка, колокольчик, труба и бубен.

Инструкция: Послушай внимательно, что звучит. Затем ребенок закрывает глаза, а экспериментатор воспроизводит звук каким-либо предметом. А теперь ответь на вопрос: «Что звенело?»

Информация о работе Слуховое восприятие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи