Слуховое восприятие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание

Итак, причины, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто сочетаются наследственная предрасположенность, неблагоприятное окружение и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов. Большую роль в нарушениях речевого развития и в возникновении невротических речевых расстройств играют социальные факторы (функциональные формы речевых расстройств). Материальным субстратом речевой функции является нервная система, поэтому при повреждении и нарушениях ее созревания под влиянием различных факторов отмечаются различные нарушения речи (органические центральные формы речевых расстройств).

Содержание

Введение …………………………………………………..………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………………..…6
1.1. Характеристика процесса формирования слухового восприятия у детей в онтогенезе…………………………………………………………………..…..….6
1.2. Особенности слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………….15
1.3. Обзор методик направленных на диагностику и развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста…………………………………….18
Выводы по первой главе………………………………………………………...23
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по выявлению особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………...………………………….24
2.1. Диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………...…………………………………..…24
2.2. Анализ результатов иследования слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи…………….………………29
2.3. Рекомендации по развитию слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………….………………...…….39
Выводы по второй главе .………………………………….…………………...49
Заключение……………………………………………………………...………..50
Список литературы……………………………………………………...……….52

Работа состоит из  1 файл

0857103_C9FFD_sluhovoe_vospriyatie_detey_s_fonetiko_fonematicheskim_nedora.doc

— 491.50 Кб (Скачать документ)

Света Б., Михаил И., Екатерина  Ч., Олеся А., Сергей Д., Вера М., они  не смогли повторить заданный ритм, дети путали ритмы. При повторном выполнении задания ритм так же путался.

Олеся Р., Валерия Е., Маргарита  В., Руслан Л. они не смогли повторить  заданный ритм, дети путали ритмы. При повторном выполнении задания ритм звуков дифференцировались.

 

 

 

 

 

 

 

Сводная таблица результатов обследования по методике

«Слова- паронимы»

таблица №5

№ п/п

Ф.И.  ребёнка

балы

1

Света Б.

2

2

Олеся Р.

1

3

Михаил И.

2

4

Екатерина Ч.

2

5

Валерия К.

1

6

Олеся А.

2

7

Сергей Д.

1

8

Вера М.

1

9

Маргарита В.

1

10

Руслан Л.

2


 

Представлен количественный анализ выполнения пятого задания

Рис. 5. Данные о результатах проведения пятой методики.

Анализ результатов диагностики по 5 методике:

5 детей испытывают затруднения при дифференциации слов в состав которых входит звук, отсутствующий в речи со словами, содержащими звук заместитель, при этом картинки в названия которых входят эти звуки отбираются детьми при произнесении логопедом любого из этих звуков. Не меньшую трудность представляла дифференциация звуков смешиваемых в речи, здесь у Веры М., Маргариты В., Олеся Р., Валерия Е., Сергей Д. наблюдалось большое количество ошибок, дети из всего предложенного материала смоги правильно определить только ( жук –сук, лис –рис, бак –мак, ком –дом), испытывая затруднения как при восприятии слов с нарушаемыми и смешиваемыми в речи звуками так и со звуками которые в речи произносят правильно.

Таким образом, в результате проведения методик нами были выявлены особенности детей дошкольного возраста фонетико-фонематическим недоразвитием речи:

  при выполнении задания детям необходимо было давать словесную инструкцию с опорой на показ.

Сравнительные данные о выполнение каждого задания диагностического комплекса.

таблица №6

№ п/п

Ф.И.ребёнка

1

2

3

4

5

Общий бал

Уровни

1

Света Б.

2

2

1

1

2

8

Высокий

2

Олеся Р.

2

1

2

2

1

8

Высокий

3

Михаил И.

1

1

2

1

2

7

Средний

4

Екатерина Ч.

1

2

2

1

2

8

Высокий

5

Валерия К.

1

1

2

2

1

7

Средний

6

Олеся А.

2

2

2

1

2

9

Высокий

7

Сергей Д.

1

1

1

1

1

5

Низкий 

8

Вера М.

1

2

1

1

1

6

Низкий 

9

Маргарита В.

2

1

2

2

1

8

Высокий

10

Руслан Л.

1

1

1

2

2

7

Средний


 Рис.№6  Данные о выполнения каждого задания диагностического комплекса.

 

В ходе проведения методики, направленной на исследование способности ребенка к слуховому восприятию были получены следующие результаты :

    • все дети с большим интересом выполняли предоставленное задание;
    • все дети справились со всеми заданиями. Они правильно определили источник звука, точно различили шумы по громкости, правильно определили направления звука и расстояние звучащих предметов;
    • у некоторых детей вызвали затруднения следующие задания: Михаил И., Екатерина Ч., Валерия К., Вера М., Руслан Л. не точно определили  звучания музыкальных инструментов.

Олеся Р., Михаил И., Валерия  К., Маргарита В., и Руслан Л. не точно определили источник звука в игре «Кто позвал»

Света Б., Вера М., Руслан Л. не смогли прислушаться и различить шумы по громкости.

Света Б., Михаил И., Екатерина  Ч., Олеся А., Вера М., не смогли запомнить  серию звуков.

Олеся Р., Валерия К., Вера М., Маргарита В. На различили на слух слова- паронимы, а Сергей Д.сделал ошибки во всех заданиях. Дети показали  средний уровень развития слухового восприятия.

 

 

2.3 Рекомендации по развитию  слухового восприятия у детей  с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.

 
     В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л и др. 
      Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка. 
 
1.Угадай, что звучит. 
 
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. 
 
Логопед показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Затем педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?” - спрашивает он детей. Дети отвечают, и логопед снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название. 
 
2. Где позвонили? 
 
Цель, Определение направления звука. Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.). 
 
Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: "Пора" -- и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает. 
 
3. «Где хлопнули?» 
 
Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал. 
 
4. Улиточка 
 
Цель. Узнать товарища по голосу. 
 
Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: 
 
Улиточка, улиточка, 
Высунь-ка рога, 
дам тебе я сахару, 
Кусочек пирога, 
Угадай, кто я? 
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой. 
5.Улавливай шепот 
Цель. Развивать остроту слуха. 
Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются па две равные группы и строятся В одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды ("Руки вверх, в стороны, кругом" и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения. 
 
Вариант 2, Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. 
 
6. Найди картинку 
 
Развитие восприятия звукокомплексов 
 
Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются). 
 
7. Игра «путаница» 
 
Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком. 
 
Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на картинки. 
 
1. а)Ежик ползал на поляне, 
 
Пудель лаял на диване, 
 
Ну а ялик это время мирно плавал в океане. 
 
б) Ялик ползал по поляне, 
 
Ежик лаял на диване, 
 
Ну а пудель в это время мирно плавал в океане. 
 
в)Ялик лаял на диване, 
 
Пудель ползал на поляне, 
 
Ну а ежик в это время мирно плавал в океане. 
 
2. а) Воробей сидел на ветке, 
 
Старичок дремал в беседке, 
 
Далматин же в это время громко лаял у соседки. 
 
б Воробей дремал в беседке, 
 
Далматин сидел на ветке. 
 
Старичок же в это время громко лаял у соседки. 
 
в Далматин дремал в беседке, 
 
Старичок сидел на ветке. 
 
Воробей же в это время громко лаял у соседки. 
 
8. Выдели слово 
 
Цель: выделение заданного звука из слова 
 
Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. 
 
9. Подбери похожие слова 
 
Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком. 
 
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. И следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, а если произносили их то внятно, чисто, громко. 
 
10. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» 
 
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других. 
 
Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А -- Э -- У --Ы -- Э -- А -- У -- О -- А -- Э -- Ы--Э 
 
11. Игра «Разноцветные мячики» Красный -- гласный. Синий -- нет. Что за звук? Мне дай ответ! 
 
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета. 
 
Ход игры. 
 
Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный -- если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду. 
 
Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука. 
 
12. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку. 
 
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. 
 
Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова -- это начальный звук. Например: весна -- автобус -- слон -- нос -- сова... 
 
13. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов -- сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой» 
 
Цель: развитие фонематических представлений, воображения. 
 
Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: -- Как тебя зовут? -- Ира (Иван). -- А фамилия? -- Иванова. -- Откуда ты приехала? -- Из Иркутска. -- Что там растет? -- Инжир. -- Какие птицы там водятся? -- Иволги. -- Какой подарок ты повезешь родным? -- Ириски и игрушки. 
 
14. Игра «Слог да слог -- и будет слово, мы в игру сыграем снова» 
 
Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова. 
 
Ход игры. Логопед говорит детям: -- Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са -- хар, са -- ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол. 
 
Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления. 
 
Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок 
 
15. Игра «Мяч поймай -- слово составляй» Мы поймали три мяча -- Слово скажем мы сейчас. 
 
Цель: составление трехзвуковых слов. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными. 
 
Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М -- А -- К Д -- О -- М К -- О -- Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают его. 
 
16. Игра «Встречу слово на дороге -- разобью его на слоги» 
 
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает  мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает  мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом. 
 
17. Кто лучше слушает? 
 
Цель: развитие умения определять наличие заданного звука в слове. 
 
Вариант 1. 
 
Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш . Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж . Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 - со звуком ш , 5 - со звуком ж , 5 - где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша. 
 
Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся. 
 
Вариант 2. 
 
Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому - со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении. 
 
То же можно проделывать и с другими парами звуков. 
 
18. Какой звук есть во всех словах? 
 
Цель: развитие умения выделять общий звук в словах. 
 
Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш . Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи - ж; чайник, ключ, очки - ч; щетка, ящик, щавель - щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось - сь; коза, замок, зуб - з; зима, зеркало, вазелин - зь; цветок, яйцо, курица - ц; лодка, стул, лампа - л; липа, лес, соль - ль; рыба, ковер, крыло - р; рис, крепость, букварь - рь. 
 
19. Назови первый звук в слове 
 
Цель: развитие умения определять первый звук в слове. 
 
Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ - в слове Вадик ). 
 
20. Назови последний звук в слове 
 
Цель: развитие умения дифференцировать твердые и мягкие звуки 
 
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.) 
 
Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую - на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова. 
 
21.Узнай звук 
 
Цель: Узнавание заданного звука в словах. 
 
Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова. 
 
1.Шутки-чистоговорки: 
 
Ря - ря - ря - синие моря; рю - рю - рю - репу я варю;арь- арь- арь- новый букварь; ри - ри - ри - горят фонари; ре - ре - ре - санки на горе; орь - орь - орь - у Андрюши корь; ра - ра - ра - высокая гора; ро - ро - ро - новое перо; ру - ру - ру - коза грызет кору; ры -ры - ры - летят комары; ор - ор - ор - у Ромы топор и т.д. 
 
2.Скороговорки: 
 
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка. 
 

 

Вывод по 2 главе.

Таким образом, нарушение  произношения звуков неразрывно связано  с недоразвитием у детей слухового восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты. Проведенное исследование позволяет сделать выводы: что недостаточное различение фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу, нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе.

Определение степени  тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для определения направления коррекционной работы, правильного ее планирования.

Коррекционная работа по развитию слухового восприятия детей будет успешной при объединении усилий логопеда, воспитателей и родителей по преодолению слухового восприятия у детей. А так же при условии развития слухового внимания и слуховой памяти, формирования навыков узнавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу, дифференциации слогов, дифференциации фонем, навыков элементарного звукового анализа.

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ****************************************

Анализ литературных данных показал, что для возникновения и становления речи ребенка является своевременное развитие речевого слуха, речевого внимания, фонематического слуха и слухового восприятия как базовой основы формирования устной и письменной речи. Многие лингвисты, психологи, логопеды отводят значительную роль именно слуховому восприятию в речевом развитии. Развитие слухового восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов, несомненна его связь с формированием лексико-грамматических представлений. Без достаточной сформированности слухового восприятия невозможно становление его высшей ступени -звукового анализа - мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Несформированность слухового восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи представляет сложное многомодальное нарушение, проявляющееся на всех уровнях языка и речи (фонологическом, лексическом, грамматическом). Нарушения слухового восприятия встречаются у детей в разных возрастных группах и, следовательно, не исчезают без специальных занятий. Это значительно осложняет весь процесс воспитания и обучения в дошкольном возрасте.

Информация о работе Слуховое восприятие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи