Слуховое восприятие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание

Итак, причины, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто сочетаются наследственная предрасположенность, неблагоприятное окружение и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов. Большую роль в нарушениях речевого развития и в возникновении невротических речевых расстройств играют социальные факторы (функциональные формы речевых расстройств). Материальным субстратом речевой функции является нервная система, поэтому при повреждении и нарушениях ее созревания под влиянием различных факторов отмечаются различные нарушения речи (органические центральные формы речевых расстройств).

Содержание

Введение …………………………………………………..………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………………..…6
1.1. Характеристика процесса формирования слухового восприятия у детей в онтогенезе…………………………………………………………………..…..….6
1.2. Особенности слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………….15
1.3. Обзор методик направленных на диагностику и развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста…………………………………….18
Выводы по первой главе………………………………………………………...23
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по выявлению особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………...………………………….24
2.1. Диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………...…………………………………..…24
2.2. Анализ результатов иследования слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи…………….………………29
2.3. Рекомендации по развитию слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………….………………...…….39
Выводы по второй главе .………………………………….…………………...49
Заключение……………………………………………………………...………..50
Список литературы……………………………………………………...……….52

Работа состоит из  1 файл

0857103_C9FFD_sluhovoe_vospriyatie_detey_s_fonetiko_fonematicheskim_nedora.doc

— 491.50 Кб (Скачать документ)

В связи с этим нами был подобран комплекс диагностических  методик для исследования уровня развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, который включал следующие компоненты: 1) выявление умения выделять звук в слове на слух; 2) выявление умения выделять звук в слове по картинке; 3) выявление у ребенка умения выделять на слух слово с заданным звуком из предложения; 4) выявление умения дифференцировать звуки; 5) выявление у ребенка умения различать на слух слова-паронимы.

По данным, полученным на констатирующем этапе эксперимента, удалось установить, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются специфичные особенности развития слухового восприятия, в частности признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Эта особенность проявляется при выполнении детьми специальных заданий по различению звуков, У детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднять руку (фишку,сигнальную карточку и т. п.) в момент произнесения определенного звука или слога. Не меньшие трудности возникают при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук; при выделении звука, с которого начинается слово, и т.п. У большинства детей значительные затруднения наблюдаются при необходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся на какой-либо определенный звук.

На основе выявленных особенностей развития слухового восприятия у старших дошкольников с нарушением речи была разработана коррекционно-развивающая работа с использованием дидактических игр, включающая следующие компоненты: развитие слухового гнозиса; развитие ритмико-интонационной стороны речи; развитие собственно фонематического восприятия; совершенствование слуховое восприятия детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также развитие элементарных навыков звукового анализа.

Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена и  решены поставленные задачи.*************************

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.    Балобанова, В. П. Диагностика нарушений  речи у детей и организация  логопедической работы в условиях  дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В, Бенедиктова- СПб.: Детство-пресс, 2001.

2.    Варенцова,  Н. С. Развитие фонематического  слуха у дошкольников [Текст] /  Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова,- М: 1997.

3.    Бессонова,  Т. П. Дидактический материал  по обследованию речи детей  [Текст]  / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова.- М: Аркти, 1998.

4. Грибова, О. Е. Технология  организации логопедического обследования: Методическое пособие [Текст]  / О. Е. Грибова.- М.: Айрис-пресс, 2005,

5. Ефименкова, Л. Н.  Формирование речи у дошкольников [Текст] /  Л. Н. Ефименкова.-М., 1985.

6. Журова, Л. Е. К  вопросу о формировании фонематического  восприятия у детей дошкольного  возраста [Текст] /  Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин.- М.: Просвещение, 1963.

7. Колесникова, Е. В.  Развитие фонематического слуха  у дошкольников [Текст] /  Е. В, Колесникова.- М., 2002.

8. Коноваленко, В. В.  Коррекционная работа воспитателя  в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) [Текст] /  В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.-М, 1999.

9. Коноваленко, В. В.  Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.-М.: Тандем, 1999.

10. Логопедия [Текст] / Под ред. Л, С. Волковой, С.  Н. Шаховской.- М.: ВЛАДОС, 2003.

11.  Методы обследования  речи: Пособие по диагностике речевых нарушений  [Текст] /  Под ред. Г. В. Чиркиной.- М.: АРКТИ, 2003,

12.  Миронова С. А.  Логопедическая работа в дошкольных  учреждениях и группах для  детей с нарушениями речи [Текст] /   С. А. Миронова,- М., 2003.

13. Миронова, С. А. Развитие  речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст]  / С. А. Миронова.- М,, 1991.

14.  Основы теории  и практики логопедии [Текст]  / Под ред. Левиной Р.Е. –  М.; 1968     с. 7-30

15.  Семенович, А.  В. Профилактика и коррекция  дизонтогенеза фонетико-фонематических процессов в детском возрасте [Текст] / А. В. Семенович, Т. В. Ланина [Текст]  // Практическая психология и логопедия.- 2004.- № 4.

16.  Швачкин Н.Х. Развитие  фонематического восприятия речи  в раннем возрасте Хрестоматия  по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]  / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999  – с.312

17. Смирнова, Л. Н. Играем  со звуками и развиваем речь [Текст] / Л. Н. Смирнова.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.

18.  Ткаченко, Т. А.  Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т.А. Ткаченко- СПб., 1997.

19.  Ткаченко, Т. А.  Логопедическая тетрадь. Развитие  фонематического восприятия и навыков звукового анализа [Текст]  / Т. А. Ткаченко.- СПб., 1998.

20. Филичева, Т. Б. Воспитание  и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст]  / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. М.; Школьная пресса, 2003.

21.  Филичева, Т. Б.  Дети с фонетико-фонематическим  недоразвитием. Воспитание и обучение [Текст]  / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.- М.: Гном и Д, 1999.

22.  Филичева, Т. Б,  Развитие речи дошкольника [Текст]  / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева.-Екатеринбург, 1996,

23.  Фомичева, М. Ф.  Воспитание у детей правильного  произношения [Текст]  / М. Ф. Фомичева.-Воронеж, 1997.

24.  Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших 
школьников [Текст]  / Т. А. Фотекова.- М, 2000. 

25.  Основы логопедии  с практикумом по звукопроизношению:  Учеб. пособие для студ. сред. пед.  учеб, заведений [Текст]   / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

26. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. [Текст]  /  - М., 1958

27. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

 

Методика № 1

Какой музыкальный  инструмент звучит?

Цель: определение звучания музыкальных инструментов.

Оборудование: игрушки: погремушка, колокольчик, труба и бубен.

Инструкция: Послушай внимательно, что звучит. Затем ребенок закрывает глаза, а экспериментатор воспроизводит звук каким-либо предметом. А теперь ответь на вопрос: «Что звенело?»

Критерии оценки:

3балла - задание выполнено верно, дан правильный ответ на вопрос; 
2балла - допущена ошибка при выполнении задания, ответе на вопрос, но она самостоятельно исправлена; 
1 бал - инструкция выполнена не верно, дан неправильный ответ, но ошибка исправлена с помощью логопеда;

 

Методика № 2

«Кто позвал».

Цель: определение умения прислушиваться и определять источник звука.

Описание исследования: проводится игра «Кто позвал». Выбирается ведущий, который поворачивался ко всем спиной. Экспериментатор указывал на какого-либо ребенка, который называл имя ведущего. Далее ведущий оборачивался и отвечал, кто его позвал.

Критерии оценки:

3балла - задание выполнено верно, дан правильный ответ на вопрос; 
2балла - допущена ошибка при выполнении задания, ответе на вопрос, но она самостоятельно исправлена; 
1 бал - инструкция выполнена не верно, дан неправильный ответ, но ошибка исправлена с помощью логопеда;

 

 

Методика № 3

Шумящие коробочки

Цель: определение умения прислушиваться и различать шумы по громкости.

Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (фасоль, горох, манка, рис и др.) и  при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).

Содержание: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

Критерии оценки:

3балла - задание выполнено верно, дан правильный ответ на вопрос; 
2балла - допущена ошибка при выполнении задания, ответе на вопрос, но она самостоятельно исправлена; 
1 бал - инструкция выполнена не верно, дан неправильный ответ, но ошибка исправлена с помощью логопеда;

 

Методика № 4

Повтори

Цель: определение умения прислушиваться и запоминать серию звуков.

Содержание: педагог производит ритмичный рисунок.

Ребенок должен запомнить  и повторить предложенную серию.

II - III, III - I, III - II - I и т.д.;

·        простые ритмы: I — II — III; III — II — I; II — I — III и т.д.;

·        сложные ритмы: II — III — I, I — III — II, II — I — III и т.д.

Критерии оценки:

3балла - задание выполнено верно, дан правильный ответ на вопрос; 
2балла - допущена ошибка при выполнении задания, ответе на вопрос, но она самостоятельно исправлена; 
1 бал - инструкция выполнена не верно, дан неправильный ответ, но ошибка исправлена с помощью логопеда;

 

Методика №5.

Слова- паронимы

Авторы: Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. 

Цель: выявить у ребенка умение различать на слух слова- паронимы.

Материал: предметные картинки, на которых изображены слова-паронимы.

Ход проведения. Педагог произносит слово, ребенку предлагается выбрать картинку, на которой изображен предмет, обозначающий названное слово. Например: «Покажи, где жук, а где сук. Где дом, а где ком? Где лужа, а где лыжи? Где день, а где пень?» и т. д.

Критерии оценки: 3 балла (высокий уровень) - выполнение задания не вызывает трудностей; 2 балла (средний уровень) - выполняет задание час-тично, или не в полном объеме; 1 балл и 0 баллов (низкий уровень) - задание вызывает затруднения, или ребенок не справился с заданием.

 




Информация о работе Слуховое восприятие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи