Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:02, курсовая работа
Итак, причины, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто сочетаются наследственная предрасположенность, неблагоприятное окружение и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов. Большую роль в нарушениях речевого развития и в возникновении невротических речевых расстройств играют социальные факторы (функциональные формы речевых расстройств). Материальным субстратом речевой функции является нервная система, поэтому при повреждении и нарушениях ее созревания под влиянием различных факторов отмечаются различные нарушения речи (органические центральные формы речевых расстройств).
Введение …………………………………………………..………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………………..…6
1.1. Характеристика процесса формирования слухового восприятия у детей в онтогенезе…………………………………………………………………..…..….6
1.2. Особенности слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………….15
1.3. Обзор методик направленных на диагностику и развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста…………………………………….18
Выводы по первой главе………………………………………………………...23
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по выявлению особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………...………………………….24
2.1. Диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………………………………...…………………………………..…24
2.2. Анализ результатов иследования слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи…………….………………29
2.3. Рекомендации по развитию слухового восприятия у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи………………….………………...…….39
Выводы по второй главе .………………………………….…………………...49
Заключение……………………………………………………………...………..50
Список литературы……………………………………………………...……….52
В связи с этим нами был подобран комплекс диагностических методик для исследования уровня развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, который включал следующие компоненты: 1) выявление умения выделять звук в слове на слух; 2) выявление умения выделять звук в слове по картинке; 3) выявление у ребенка умения выделять на слух слово с заданным звуком из предложения; 4) выявление умения дифференцировать звуки; 5) выявление у ребенка умения различать на слух слова-паронимы.
По данным, полученным на констатирующем этапе эксперимента, удалось установить, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются специфичные особенности развития слухового восприятия, в частности признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Эта особенность проявляется при выполнении детьми специальных заданий по различению звуков, У детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднять руку (фишку,сигнальную карточку и т. п.) в момент произнесения определенного звука или слога. Не меньшие трудности возникают при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук; при выделении звука, с которого начинается слово, и т.п. У большинства детей значительные затруднения наблюдаются при необходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся на какой-либо определенный звук.
На основе выявленных особенностей развития слухового восприятия у старших дошкольников с нарушением речи была разработана коррекционно-развивающая работа с использованием дидактических игр, включающая следующие компоненты: развитие слухового гнозиса; развитие ритмико-интонационной стороны речи; развитие собственно фонематического восприятия; совершенствование слуховое восприятия детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также развитие элементарных навыков звукового анализа.
Таким образом, цель работы
достигнута, гипотеза подтверждена и
решены поставленные задачи.***********************
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балобанова,
В. П. Диагностика нарушений
речи у детей и организация
логопедической работы в
2. Варенцова,
Н. С. Развитие
3. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст] / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова.- М: Аркти, 1998.
4. Грибова, О. Е. Технология
организации логопедического
5. Ефименкова, Л. Н.
Формирование речи у
6. Журова, Л. Е. К
вопросу о формировании
7. Колесникова, Е. В.
Развитие фонематического
8. Коноваленко, В. В.
Коррекционная работа
9. Коноваленко, В. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.-М.: Тандем, 1999.
10. Логопедия [Текст] / Под ред. Л, С. Волковой, С. Н. Шаховской.- М.: ВЛАДОС, 2003.
11. Методы обследования речи: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под ред. Г. В. Чиркиной.- М.: АРКТИ, 2003,
12. Миронова С. А.
Логопедическая работа в
13. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова.- М,, 1991.
14. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Левиной Р.Е. – М.; 1968 с. 7-30
15. Семенович, А.
В. Профилактика и коррекция
дизонтогенеза фонетико-фонемат
16. Швачкин Н.Х. Развитие
фонематического восприятия
17. Смирнова, Л. Н. Играем со звуками и развиваем речь [Текст] / Л. Н. Смирнова.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.
18. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т.А. Ткаченко- СПб., 1997.
19. Ткаченко, Т. А.
Логопедическая тетрадь.
20. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. М.; Школьная пресса, 2003.
21. Филичева, Т. Б.
Дети с фонетико-
22. Филичева, Т. Б,
Развитие речи дошкольника [
23. Фомичева, М. Ф.
Воспитание у детей
24. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной
речи младших
школьников [Текст] / Т. А. Фотекова.-
М, 2000.
25. Основы логопедии
с практикумом по
26. Левина Р.Е. Воспитание
27. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
Приложение
Методика № 1
Какой музыкальный инструмент звучит?
Цель: определение звучания музыкальных инструментов.
Оборудование: игрушки: погремушка, колокольчик, труба и бубен.
Инструкция: Послушай внимательно, что звучит. Затем ребенок закрывает глаза, а экспериментатор воспроизводит звук каким-либо предметом. А теперь ответь на вопрос: «Что звенело?»
Критерии оценки:
3балла - задание выполнено верно, дан правильный
ответ на вопрос;
2балла - допущена ошибка
при выполнении задания, ответе на вопрос,
но она самостоятельно исправлена;
1 бал - инструкция выполнена
не верно, дан неправильный ответ, но ошибка
исправлена с помощью логопеда;
Методика № 2
«Кто позвал».
Цель: определение умения прислушиваться и определять источник звука.
Описание исследования: проводится игра «Кто позвал». Выбирается ведущий, который поворачивался ко всем спиной. Экспериментатор указывал на какого-либо ребенка, который называл имя ведущего. Далее ведущий оборачивался и отвечал, кто его позвал.
Критерии оценки:
3балла - задание выполнено верно, дан правильный
ответ на вопрос;
2балла - допущена ошибка
при выполнении задания, ответе на вопрос,
но она самостоятельно исправлена;
1 бал - инструкция выполнена
не верно, дан неправильный ответ, но ошибка
исправлена с помощью логопеда;
Методика № 3
Шумящие коробочки
Цель: определение умения прислушиваться и различать шумы по громкости.
Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (фасоль, горох, манка, рис и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).
Содержание: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.
Критерии оценки:
3балла - задание выполнено верно, дан правильный
ответ на вопрос;
2балла - допущена ошибка
при выполнении задания, ответе на вопрос,
но она самостоятельно исправлена;
1 бал - инструкция выполнена
не верно, дан неправильный ответ, но ошибка
исправлена с помощью логопеда;
Методика № 4
Повтори
Цель: определение умения прислушиваться и запоминать серию звуков.
Содержание: педагог производит ритмичный рисунок.
Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию.
II - III, III - I, III - II - I и т.д.;
· простые ритмы: I — II — III; III — II — I; II — I — III и т.д.;
· сложные ритмы: II — III — I, I — III — II, II — I — III и т.д.
Критерии оценки:
3балла - задание выполнено верно, дан правильный
ответ на вопрос;
2балла - допущена ошибка
при выполнении задания, ответе на вопрос,
но она самостоятельно исправлена;
1 бал - инструкция выполнена
не верно, дан неправильный ответ, но ошибка
исправлена с помощью логопеда;
Методика №5.
Слова- паронимы
Авторы: Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В.
Цель: выявить у ребенка умение различать на слух слова- паронимы.
Материал: предметные картинки, на которых изображены слова-паронимы.
Ход проведения. Педагог произносит слово, ребенку предлагается выбрать картинку, на которой изображен предмет, обозначающий названное слово. Например: «Покажи, где жук, а где сук. Где дом, а где ком? Где лужа, а где лыжи? Где день, а где пень?» и т. д.
Критерии оценки: 3 балла (высокий уровень) - выполнение задания не вызывает трудностей; 2 балла (средний уровень) - выполняет задание час-тично, или не в полном объеме; 1 балл и 0 баллов (низкий уровень) - задание вызывает затруднения, или ребенок не справился с заданием.
Информация о работе Слуховое восприятие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи