Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:25, дипломная работа
Объектом исследования являются учащиеся младшего подросткового возраста.
Предметом является социально-психологический климат классных коллективов и успеваемость учащихся.
Гипотеза – показатели психологического климата связаны определенным образом с уровнем успеваемости.
Введение
Глава 1. Проблема социально-психологического климата в психологии
Социально-психологический климат коллектива в трудах современных исследователей
Пути формирования психологического климата в коллективе
Роль педагога в формировании благоприятного психологического климата классного коллектива
Социально-психологический климат классного коллектива и его взаимосвязь с успешностью обучения
Глава 2. Организация, методы и этапы эмпирического исследования
2.1. Испытуемые и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования социально-психологического климата ученических коллективов и их обсуждение
3.1. Анализ статусной структуры ученических коллективов
3.2. Анализ взаимосвязей психологического климата и успеваемости
Выводы
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Проблема социально-психологического климата в психологии
Глава 2. Организация, методы и этапы эмпирического исследования
2.1. Испытуемые и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования социально-психологического климата ученических коллективов и их обсуждение
3.1. Анализ статусной структуры ученических коллективов
3.2. Анализ взаимосвязей
психологического климата и
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Каким станет наше общество завтра – зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.
Подростковый возраст – период гражданского становления личности. Этот возраст требует организации деятельности, в процессе которой осознаются и усваиваются нормы человеческих взаимоотношений. Стремление подростков к самоутверждению, обостренное чувство собственного достоинства, желание познать самого себя, определить свои возможности – эти и другие особенности подросткового возраста показывают, что подростковый коллектив особенно нуждается в наличии благоприятного психологического климата, здоровой духовной атмосферы, создающей возможности для наиболее полного раскрытия всех потенциалов личности.
Повышенный интерес к малым группам и коллективам в последние 3-4 десятилетия вызван и поддерживается следующими причинами: научно-техническая революция породила множество сложнейших социальных и технических проблем, решение которых оказалось не под силу одиночкам. Люди вынуждены активнее взаимодействовать и теснее объединяться друг с другом в совместном труде. Такой труд осуществляется на основе сотрудничества и взаимопомощи, требует хороших человеческих взаимоотношений, обеспечивающих успех совместной работы.
В связи с этим возникла
необходимость специально исследовать
социально-психологические
В связи с вышеизложенными, в процессе работы нами были сформулированы и определены: объект, предмет, гипотезы и задачи исследования.
Объектом исследования являются учащиеся младшего подросткового возраста.
Предметом является социально-психологический климат классных коллективов и успеваемость учащихся.
Гипотеза – показатели психологического климата связаны определенным образом с уровнем успеваемости.
Подтверждение гипотезы осуществлялось над тем решения следующих задач:
- определить степень
- сравнить классы с
различным уровнем
- сравнить данные
Глава 1.
Проблема социально-
Отечественная социальная психология начала уделять большое внимание изучению проявлений психологического климата в коллективе с середины 60-х годов, хотя первые социально-психологические исследования были развернуты уже в 20-30 годы (28).
При рассмотрении системы понятий теории психологического климата мы начнем с определения понятия «коллектив». О содержании понятия «коллектив» в научной литературе высказываются по крайне мере две точки зрения (40). Сторонники широкого толкования под коллективом понимают любую организованную в обществе группу людей, хотя на первоначальном этапе ее функционирования еще отсутствуют связи, превращающие группу в единое целое (40). Сторонники же узкого толкования понимают под коллективом высший уровень социально-психологического развития группы, высшую форму ее внутренней организации (40). Первыми представителями, давшими определение понятию «коллектив» были В.М. Бехтерев, А.С. Залужный, Б.В. Беляев. Так, например, В.М. Бехтерев называл коллективом не только рабочие артели, кооперативы, фабрики, но и государство, толпу, публику в театре, хотя и понимал их огромное различие и пытался ввести разграничение между ними (37). Б.В. Беляев считал коллективом «множество индивидов, которые влияют друг на друга» (5).
Многие авторы основой создания и функционирования коллектива считают деятельность, но только деятельность, полезную для общества (4;5;13;40;37;9;2;14). Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов считают, что коллектив - это группа, включенная в процесс создания полезной деятельности, участники которой характеризуются достаточным уровнем психологической совместимости и единством целей (4). Коллектив по К.К. Платонову – это группа людей, объединенная совместной деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества (27).
Первым представителем теории детского коллектива, раскрывшим основные его признаки, был Е.А. Аркин. Этими признаками он считал: длительность совместной жизни определенной группы людей, однородность среды и известную степень организованности (37).
Современная психология коллектива вобрала в себя передовые достижения советской педагогики коллектива, связанные с трудами А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и других советских педагогов. От них пришло в психологию понимание первичного коллектива, как особого рода социально-психологической общности. А.С. Макаренко, внесший неизмеримый вклад в теорию детского коллектива, писал: «Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении» (9). Именно в работах А.С. Макаренко мы находим информацию о здоровой атмосфере воспитанников. Как известно, педагог не пользовался термином «психологический климат», а использовал такие понятия как «стиль» и «тон». Нормальным тоном коллектива он считал только мажорный тон, а в качестве его признаков выдвигал следующие: постоянная бодрость, наличие чувства собственного достоинства, гордость за свой коллектив, защищенность всех его членов (9).
Хочется отметить, что понятие
«коллектив» очень часто
Вопросы психологического климата
наиболее полно разработаны
Анализ литературных источников
свидетельствует о том, что нет
общепризнанной характеристики понятия
«психологический климат». Более ста
определений, встречающихся в публикациях,
акцентируют различные моменты
духовной, эмоциональной и волевой
сферы жизнедеятельности
В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» ввел Н.С. Мансуров, а одной из первых работ, в которой дано не только дано определение этого понятия, но и проанализировано состояние исследований этого феномена, явилась работа Г.А. Моченова и М.Н. Ночевника, в которой социально-психологический климат определяется как эмоционально-психологический настрой, который складывается в коллективе в процессе работы и проявляются в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива, формальными и неформальными группами при личных контактах между людьми (30).
Понятие «социально-психологический
климат» появилось в научном
языке наряду с такими понятиями
как «психологический климат», «морально-психологический
климат», «психологическая атмосфера»,
«эмоционально-психологический
В подходе к соотношению этих понятий можно выделить две точки зрения (3).
Представители первой отождествляют
социально-психологический
Представитель второй точки
зрения разделяют понятия социально-
Направленность климата определяется исследователями чаще всего терминами «здоровый – нездоровый» (13;14), «оптимальный» (37), «благоприятный - неблагоприятный» (3;4;12), «нормальный» (1).
Наряду с неясными и
расплывчатыми определениями
Как отмечалось ранее, не так
много литературных источников, раскрывающих
проблему психологического климата
в ученическом и педагогическом
коллективах (4;1;11;12;10;20;2;15;9;28;33)
Проблема структуры климата в научной литературе слабо изучена и представлена главным образом двумя точками зрения: 1. Б.Д. Парыгин; 2. В.В. Бойко, А.Г. Ковалев; 3. В.Н. Панферов. Структура Б.Д. Парыгина определяется преобладающим и устойчивым психическим настроем людей к труду и друг к другу, а структура проявлений климата – в отношении людей друг к другу, к общему делу, к миру и к самому себе. Структура по В.В. Бойко – это совокупность взаимоотношений, преобладающих в том или ином коллективе (2).
Информация о работе Социально-психологического климата в психологии