Социально-психологического климата в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:25, дипломная работа

Описание

Объектом исследования являются учащиеся младшего подросткового возраста.
Предметом является социально-психологический климат классных коллективов и успеваемость учащихся.
Гипотеза – показатели психологического климата связаны определенным образом с уровнем успеваемости.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема социально-психологического климата в психологии
Социально-психологический климат коллектива в трудах современных исследователей
Пути формирования психологического климата в коллективе
Роль педагога в формировании благоприятного психологического климата классного коллектива
Социально-психологический климат классного коллектива и его взаимосвязь с успешностью обучения
Глава 2. Организация, методы и этапы эмпирического исследования
2.1. Испытуемые и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования социально-психологического климата ученических коллективов и их обсуждение
3.1. Анализ статусной структуры ученических коллективов
3.2. Анализ взаимосвязей психологического климата и успеваемости
Выводы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ2.docx

— 107.23 Кб (Скачать документ)

Исходя из вышеизложенного делаем следующий вывод:

– применение термина «коллектив»  в школьной жизни не всегда оправданно, но, поскольку всякая ученическая  группа по идее должна становиться  коллективом, а так же следуя общей  традиции, мы будем использовать в  дальнейшем термин «коллектив» там, где надо бы использовать более широкое  понятие «группа»;

– под социально-психологическим  климатом будем понимать качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного психологического климата – это доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу, доброжелательная и деловая критика, свободное выражение собственного мнения. При этом понятия «морально-психологический климат», «психологический климат», «психологическая атмосфера» считать синонимичными.

    1. Пути формирования психологического климата в коллективе

Коллектив начинается с объединения  людей, но не в механическом смысле этого слова, а со сплочения их в единый жизнеспособный организм, работающий лучше и дающий обществу больше, чем могли бы дать люди каждый в отдельности. Формирование сплоченных ученических коллективов сегодня  – важнейшая социальная задача, стоящая пред общеобразовательной  школой (13).

Формирование нормального  психологического климата нельзя оторвать от формирования коллектива в целом. Нельзя создать климат, не управляя коллективом. В это управление входят и поддержка определенных ценностных ориентаций через регуляцию взаимоотношений  и создание действенного самоуправления, и формирование доброжелательной атмосферы  и коррекция позиций каждой личности в коллективе (1).

Являясь качественной характеристикой  коллектива, психологический климат формируется в процессе различных  видов деятельности. О влиянии учебной, трудовой, общественно-полезной деятельности на формирование коллектива, благоприятного психологического климата в нем пишут многие ученые – Р.С. Немов, Н.П. Аникеева, А.В. Петровский, группа ученых Пермского пединститута (1;13;17;18;20;21;22;23;24;25).

Учебная деятельность становится ведущей, начиная с младшего школьного  возраста.

Коллективная познавательная деятельность обладает большими резервами  для формирования общего психологического настроя. Однако не любая учебная  деятельность объединяет детей, а только некоторые ее формы. Учебная работа класса, даже когда она является фронтальной, по существу остается работой  хотя и совместной, но индивидуальной, поэтому сплоченность коллективов  создается, главным образом, за счет совместной трудовой деятельности, активной общественной работы и других факторов, а не в учебной деятельности, которая должна быть ведущей для школьника. Выход из этого положения некоторые авторы (Н.П. Аникеева, Р.С. Немов, В.И. Шкиндер) видят в создании групповых форм организации учебной работы (1;16;17;23).

Групповые формы организации  учебной деятельности неоднократно становились объектом изучения советских  педагогов. Характерно, что все исследователи  подчеркивают благоприятный характер атмосферы, которая этим формам сопутствует. При групповой форме работы в  классе возникает атмосфера, возбуждающая активную мысль, живую речь, эмоциональные  переживания детей. Групповая работа наряду с повышением познавательной активности успешно помогает решать воспитательные задачи, направленные на формирование сплоченного классного коллектива, на совершенствование межличностных отношений в нем (23). Формами обучения, способными вызвать коллективные сопереживания, могут быть диалоги по кругу, уроки – экскурсии, ролевые игры. Большое значение при этом отводится ролевой игре. Игра – достаточно сложный вид деятельности. Организуя правильно игру, можно решать не только дидактические, но и воспитательные задачи. Ролевая игра способствует активизации внимания, повышению активности, улучшению самочувствия, настроения уже до начала занятий (25).

Трудовая деятельность также  играет значительную роль в учебно-воспитательном процессе. Трудовая деятельность учащегося представлена в различных формах: это дежурство в столовой, по школе, работа на пришкольном участке. Особенности формирования благоприятного психологического климата в трудовой деятельности обусловлены рядом факторов. Во-первых, труд становится наиболее эффективным при коллективных условиях; во-вторых, трудовая деятельность создает отношения взаимозависимости, взаимной ответственности и взаимопомощи, что ведет к сплочению коллектива; в-третьих, труд достаточно быстро и отчетливо раскрывает основные качества личности, что способствует определению статусной структуры коллектива (22).

Любая человеческая деятельность невозможна вне общения. В процессе общения происходит обмен идеями, интересами, формируются ценностные ориентации человека, его позиция (38). Общение – один из основных факторов, формирующих личность. Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности и как особую деятельность (35). Многие советские психологи (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) считают ведущей деятельностью подросткового возраста именно деятельность общения (29).

Проблема общения и  взаимоотношения у подростков разработана  в трудах многих отечественных педагогов  и психологов (1;13;18). Значимость общения  со сверстниками возрастает от младшего к старшему возрасту.                   В общении со сверстниками у подростков преобладают 2 тенденции: стремление к собственно к общению и стремление получить признание, быть принятым в данной группе. Расхождение во взглядах, неуспех в общении могут толкнуть подростка на поиск группы, где он может утвердить себя в ином качестве (28).

Исследования видных психологов Л.С. Выгожского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и их последователей показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом с близкими взрослыми, особенностями его сотрудничества с ними. Одна из первых социальных потребностей ребенка – это потребность в общении (1).

Общение со сверстниками, как  и совместная деятельность, обязательная предпосылка становления личности ребенка. Для приобретения социально-психологического опыта ребенок постоянно нуждается  в расширении круга общения. Стойкое  отсутствие эмоционального благополучия в значимой сфере общения приводит к формированию неустойчивой самооценки, и проявляется в возникновении  сначала ситуативной, а затем  личностной тревожности (1).

Таки образом, мы рассмотрели  первый путь формирования психологического климата в детском коллективе – через деятельность и общение. Второй путь состоит в формировании психологической культуры членов коллектива (1).

Вопрос о значении культуры общения в коллективе рассматривают  авторы, занимающиеся проблемами как  производственных, так и ученических  коллективов (1;2;4;5;28;13;14;32;33).

Подчеркивая роль объективных  факторов в создании атмосферы коллектива, Б.Д. Парыгин отмечает: «… если личностный фактор оказывается существенным инструментом атмосферы совместной деятельности, проявляющейся в характере человеческих взаимоотношений, то отсюда понятна та роль, которую играет культура этих отношений, культура межличностного общения в формировании климата коллектива» (14).

С ним соглашается Е.С. Кузьмин: «Правильное общение есть основа хорошего бодрого настроения, путь к психологическому здоровью» (4).

Обучение психологической  культуре следует начинать с подросткового  возраста, так как именно в этот период возникает настоятельная  потребность в информации о своей  личности (1). Именно в этом возрасте отчетливо проявляются интерес  к внутреннему миру человека, происходит открытие «я», отношения к значимым и референтным сверстникам приобретают свойства паритетности, т.е. отношения равенства прав и обязанностей членов группы (28).

Очень эффективно в этом отношении участие подростков в  тренингах, а так же проведение фронтальных  и индивидуальных аутотренингов.

Делая заключение о значении психологической культуры, хочется  закончить словами Р.С. Шакурова: «Давно пора сделать горькое признание: мы живем в психологически малограмотной  стране, плохо понимаем людей. В этом одна из главных причин неумелого управления обществом и трудовыми коллективами» (33).

Все упоминаемые ранее  авторы единодушно выделяют две основные группы факторов в формировании благоприятного психологического климата: это социально-психологическая  атмосфера общества в целом и  микросоциальные условия (1;14;20;4;19;33)

Е.С. Кузьмин, И.П. Волков считают, что люди познают и используют в своей деятельности социальные законы больших групп, воспринимая  их под влиянием мыслей, чувств, конкретных взаимоотношений, складывающихся в  малых группах. Каждый человек так или иначе зависит от действия этих законов, хотя часто не отдает отчета об их влиянии на личность. Влияние микросреды – это результат официальных и неофициальных организационных связей между его членами, стиля работы официального руководителя, уровня социально-психологических взаимоотношений членов коллектива (4).

Не существует единого  способа или фактора, при помощи которого формируется психологический  климат воспитательного коллектива. Исходя из этого можно говорить об основных средствах управления психологическим климатом. Как показало изучение, к основным средствам относятся материально-бытовые условия, четкая организация учебно-воспитательного процесса, направленность деятельности коллектива, его традиции, характер руководства, соответствие формальных и неформальных структур (20). И.Е. Шварц выделяет три группы факторов, от которых зависит психологический климат в ученическом коллективе: это цели деятельности коллектива, условия его деятельности и личные качества его членов (20). Затрагивая вопрос о факторах, хочется обратить внимание на ту роль, которую играет конфликт в формировании психологического климата в коллективе.

В любом коллективе, независимо от возраста и сплоченности, обязательно  функционируют микрогруппы. Не все, но весьма значительное количество подростков входят в них. В подростковом возрасте неформальные группы приобретают все более устойчивый характер (26).

Довольно часты в жизни  коллектива ситуации, когда уровень  и характер отношений в отдельных  микрогруппах не соответствует уровню и характеру отношений в коллективе в целом. Эти отношения могут опережать общеколлективные, быть нейтральными, носить асоциальный характер. Такие группы выпадают из общей системы отношений в коллективе (21).

Способность коллектива к  преодолению конфликтов имеет важное значение как для накопления социального ценного опыта отношений учащихся, так и для создания благоприятного психологического климата. Противоречия и конфликты усугубляются неумением школьников оценить личность человека в целом, понять мотивы, цели поведения. Типичный вариант развития отношений в конфликте – «раскол» группы или класса. Такого рода конфликты, оказавшись неразрешимыми, негативно влияют на процесс становления личности школьника (21).

Некоторые особенности личности ребенка (медлительность, робость, замкнутость) не позволяют ему активно участвовать  в системе деловых и внеделовых отношений; может быть вызвано и искусственное сужение круга друзей со стороны родителей, воспитателей. Дерзость, грубость, особенно в подростковом возрасте, безрассудное применение силы, обращение к товарищам по кличкам приводит к конфликтам всей системы деловых и внеделовых отношений (21).

Характеристика конфликтов и противоречий показывает, что сами по себе отношения далеко не всегда создают у школьников позитивный опыт, и поэтому далеко не всегда играют позитивную роль в процессе формирования психологического климата.

Проблема конфликта достаточно хорошо освещена и разработана в  психологической литературе (4;14;15;19).

О силе социально-психологических  последствий конфликта, его влиянии  на климат и психическое состояние  людей достаточно убедительно свидетельствуют  данные одного исследования, в котором  было соотнесено время, потраченное  на сам конфликт, со временем послеконфликтных переживаний его участников. Так на каждую минуту конфликта, возникшего по причине нетактичного высказывания товарища по работе, приходится 14 минут послеконфликтного времени; конфликта на почве грубости и администрирования руководителя – 20 минут. Те неприязненные чувства и взаимные обиды выступают в дальнейшем в качестве серьезных психологических барьеров на пути взаимопонимания людей, отрицательно сказываются не только на степени сплоченности коллектива, но и на здоровье его членов (14).

Конфликтные ситуации могут  способствовать и сплочению коллектива. Н.Н. Обозов по этому поводу пишет: «Экстремальные ситуации являются испытанием сплоченности коллектива, действительной искренности межличностных отношений, надежности социально-психологического климата…Конфликт сплачивает коллектив тоже до известного предела» (31).

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

– психологический климат воспитательного коллектива формирует социально-психологическая атмосфера общества в целом и так называемые микросоциальные условия среды;

– психологический климат создается под воздействием разных факторов, но не сводится к ним;

– психологический климат классного коллектива формируется  в различных видах  деятельности и в общении, а так же зависит  от уровня психологической культуры его членов;

– роль психологического климата  в жизнедеятельности коллектива и каждого его члена полифункциональна. Во-первых, положительный психологический климат формирует референтное отношение к своей группе. Во-вторых, отражая стиль педагогического общения, влияет на развитие отношений дружбы и симпатии. В-третьих, благоприятная эмоциональная атмосфера обеспечивает каждому члену коллектива психологический комфорт. По общему выражению А.Н. Лутошкина, психологический климат представляет собой своеобразную кладовую эмоциональных потенциалов коллектива.

Информация о работе Социально-психологического климата в психологии