Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:25, дипломная работа
Объектом исследования являются учащиеся младшего подросткового возраста.
Предметом является социально-психологический климат классных коллективов и успеваемость учащихся.
Гипотеза – показатели психологического климата связаны определенным образом с уровнем успеваемости.
Введение
Глава 1. Проблема социально-психологического климата в психологии
Социально-психологический климат коллектива в трудах современных исследователей
Пути формирования психологического климата в коллективе
Роль педагога в формировании благоприятного психологического климата классного коллектива
Социально-психологический климат классного коллектива и его взаимосвязь с успешностью обучения
Глава 2. Организация, методы и этапы эмпирического исследования
2.1. Испытуемые и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования социально-психологического климата ученических коллективов и их обсуждение
3.1. Анализ статусной структуры ученических коллективов
3.2. Анализ взаимосвязей психологического климата и успеваемости
Выводы
Заключение
Список литературы
Эффективность влияния детского коллектива на развитие индивидуальности различна в разные периоды жизни ребенка. Например, на индивидуальные проявления младших школьников большое влияние оказывает не коллектив, а учитель; в развитии индивидуальности подростков, особенно младших, играет исключительную роль классный коллектив (26).
Эффективность влияния коллектива
зависит также от того, какое положение
занимает подросток в системе
коллективных отношений. Количественный
и качественный состав коллектива,
возраст его членов, степень сплоченности,
руководство со стороны взрослого
– все это и другое определяет
специфику влияния коллектива на
личность (26). Хочется отметить, что
любой человек уже в силу своего
присутствия в социальной группе,
а тем более участвуя в совместном
труде, оказывает влияние на многие
сферы жизни коллектива, в том
числе на социально-психологический
климат в нем. Люди оказывают максимальное
или минимальное, положительное
или отрицательное воздействие
на самочувствие окружающих в зависимости
от их социально-психологических и
индивидуально-психологический
Таким образом, влияние психологического климата на успеваемость происходит опосредованно, путем создания у учащихся мотивов достижения успеха в учебной деятельности и через формирование у них позитивного эмоционально-ценностного отношения к себе. Большая роль при этом отводится школьной оценке.
Глава 2. Организация, методы и этапы эмпирического исследования
2.1. Испытуемые и методы исследования
Большинство методов социально-
В ходе исследования нами были использованы две методики: методика СОПК (субъективной оценки психологического климата), социометрическая методика.
Дадим краткую характеристику этих методик:
Испытуемому предлагается инструкция следующего содержания: «Дорогие ребята! Просим вас заполнить данную карту. Перед вами карта с 20 суждениями. Справа от суждений расположены четыре ответа («всегда», «часто», «иногда», «никогда»). Ваша задача заключается в следующем: по каждой позиции выбрать один из четырех ответов, который соответствует вашему мнению».
Вот некоторые суждения:
11. В классе осуждают ребят, недобросовестно относящихся к учебе
18. Ребята в классе чувствуют себя уютно, уверенно, спокойно.
Для обработки полученных данных каждому ответу присваивается соответствующий балл: «всегда» - 4,0; «часто» - 3,0; «иногда» - 2,0; «никогда» - 1,0.
Затем вычисляется средний арифметический показатель психологического климата по каждой анкете: Σ/n, где Σ – сумма оценочных баллов, полученных по каждой анкете, а n – количество школьников данного класса, принявших участие в анкетировании.
Для получения
Для оценки степени благоприятности климата использовалась следующая шкала градаций:
4,0 – оптимальный психологический климат;
3,9 – 3,6 – положительный психологический климат;
3,5 – 2,6 – ситуативно
положительный климат или
2,5 – 1,6 – ситуативно
отрицательный климат или
1,5 – 1,0 – негативный психологический климат
Испытуемому предлагается инструкция следующего содержания: «Дорогие ребята! Ваш класс существует уже давно. За это время вы хорошо узнали друг друга и между вами сложились определенные отношения: симпатии и антипатии, с кем-то вы уже дружите, с кем-то хотели бы подружиться, а кто-то, возможно, хочет дружить с вами. Если вам интересно это узнать, и посмотреть, насколько ваш класс дружный и сплоченный, ответьте, пожалуйста, на три предложенных вам вопроса: 1). с кем из своих одноклассников ты бы хотел готовиться к контрольной по математике? 2). с кем из своих одноклассников ты хотел бы пойти в поход? 3). кого бы ты пригласил к себе на день рождения?
На каждый из этих вопросов необходимо дать письменный ответ, перечислив в порядке предпочтения (отклонения) товарищей по классу в соответствии со смыслом вопроса».
Полученные письменные ответы обрабатываются и составляются социометрические матрицы по каждому критерию.
В соответствии с количеством полученных выборов все учащиеся разделены на 4 группы: I – лица, получившие 6 и более баллов («звезды»); II – от 3 до 5 выборов (предпочитаемые); ӀIӀ – 1-2 выбора («принятые»); IV – 0 выборов («изолированные»).
По каждому критерию вычисляется индекс взаимности или групповой сплоченности по формуле: KB= , где R – общее число выборов, сделанных в эксперименте, R – число взаимных выборов.
Данные социометрии
Эксперимент проводился на базе шестых классов средней школы № 40 г. Ижевска.
Краткая характеристика параллели 6-х классов:
6 «А» - лицейский. Основная масса учеников учится вместе с 1 класса. Дети ориентированы в основном на учебу. В классе много ребят, претендующих на лидерство.
6 «Б» и 6 «В» - обычные классы, сформированные два года назад.
Данные социометрические исследования и методики СОПК дополнены беседами с учащимися и учителями, собственным наблюдением.
Глава 3. Результаты исследования социально-психологического климата ученических коллективов и их обсуждение
Эксперимент проводился на
базе 6-х классов средней школы
№ 40, в нем приняли участие
по 28 учащихся от каждого класса. В
ходе исследования по методике СОПК была
оценена степень
Показателями, характеризующими
психологический климат классного
коллектива, являются также данные
социометрического
По данным социометрии все учащиеся были распределены, в соответствии с их статусом, по четырем группам: Ӏ группа – 6 и более выборов; ӀӀ группа – 3-5 выборов; ӀӀI группа – 1-2 выбора; IV группа – 0 выборов.
Такое распределение учащихся по каждому их 3-х критериев, характеризующих соответственно сферу деловых отношений, сферу досуга и сферу личных взаимоотношений представлено в таблице №1
Таблица № 1
Статусные группы |
Количество учащихся по каждой группе в % к общему составу (по каждому критерию) | ||||||||
6 «А» |
6 «Б» |
6 «В» | |||||||
1 кр. |
2 кр. |
3 кр. |
1 кр. |
2 кр. |
3 кр. |
1 кр. |
2 кр. |
3 кр. | |
I |
17,9 |
10,7 |
14,3 |
14,3 |
17,9 |
14,3 |
14,3 |
14,3 |
7,1 |
IӀ |
21,4 |
39,3 |
35,7 |
25,0 |
28,6 |
35,7 |
17,9 |
25,0 |
35,7 |
IӀI |
35,7 |
39,3 |
35,7 |
35,7 |
42,9 |
39,3 |
57,1 |
57,1 |
50,0 |
IV |
25,0 |
10,7 |
14,3 |
25,0 |
10,7 |
10,7 |
10,7 |
3,6 |
7,1 |
I+ӀI |
39,3 |
50,0 |
50,0 |
39,3 |
46,5 |
50,0 |
32,1 |
39,3 |
42,8 |
ӀIӀ+ IV |
60,7 |
50,0 |
50,0 |
60,7 |
53,6 |
50,0 |
67,8 |
60,7 |
57,1 |
I+ IV |
42,9 |
21,4 |
28,6 |
39,3 |
28,6 |
25,0 |
25,0 |
17,9 |
14,2 |
ӀI+ӀIӀ |
57,1 |
78,6 |
71,4 |
60,7 |
71,5 |
75,0 |
75,0 |
82,1 |
85,7 |
Анализ статусной структуры,
полученный по результатам экспериментов,
показывает, что выборы между учениками
во всех классах распределяются неравномерно.
В каждом классе есть дети всех групп.
Наиболее многочисленные и постоянные
по составу ӀӀ и IӀI группы.
Высокий статус индивида в группе ничего не говорит о том, насколько ученик удовлетворен своими отношениями с одноклассниками. Как отмечает Я.Л. Коломинский, ребенок осознает как нечто более значимое взаимный выбор. С этой целью был определен коэффициент взаимности или сплоченности.
Таблица №2
Классы |
Коэффициент взаимности (%) | |||
1 критерий |
2 критерий |
3 критерий |
Условный средний коэф-т | |
6 «А» |
26,2 |
44,0 |
42,9 |
37,7 |
6 «Б» |
34,5 |
45,2 |
45,2 |
41,7 |
6 «В» |
33,3 |
38,5 |
42,9 |
38,1 |
Данные исследования показывают, что наиболее низок КВ, характеризующий сферу деловых отношений и наиболее высок в сфере личных взаимоотношений. Средний коэффициент взаимности по трем критериям во всех классах находится где-то на уровне 38% , что говорит о средней степени сплочённости коллектива.
Поскольку статусная структура
класса определенным образом отражает
степень благоприятности
3.2. Анализ взаимосвязей
психологического климата и
Изучение детей, занимающих различное положение в системе деловых и личных взаимоотношений, показало, что существует определенная связь между этим положением и успеваемостью школьника. Как правило, дети с более высокой успеваемостью занимают и более высокое место в системе личных и деловых отношений.
Информация о работе Социально-психологического климата в психологии