Социально-психологического климата в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:25, дипломная работа

Описание

Объектом исследования являются учащиеся младшего подросткового возраста.
Предметом является социально-психологический климат классных коллективов и успеваемость учащихся.
Гипотеза – показатели психологического климата связаны определенным образом с уровнем успеваемости.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема социально-психологического климата в психологии
Социально-психологический климат коллектива в трудах современных исследователей
Пути формирования психологического климата в коллективе
Роль педагога в формировании благоприятного психологического климата классного коллектива
Социально-психологический климат классного коллектива и его взаимосвязь с успешностью обучения
Глава 2. Организация, методы и этапы эмпирического исследования
2.1. Испытуемые и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования социально-психологического климата ученических коллективов и их обсуждение
3.1. Анализ статусной структуры ученических коллективов
3.2. Анализ взаимосвязей психологического климата и успеваемости
Выводы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ2.docx

— 107.23 Кб (Скачать документ)

Эффективность влияния детского коллектива на развитие индивидуальности различна в разные периоды жизни  ребенка. Например, на индивидуальные проявления младших школьников большое влияние оказывает не коллектив, а учитель; в развитии индивидуальности подростков, особенно младших, играет исключительную роль классный коллектив (26).

Эффективность влияния коллектива зависит также от того, какое положение  занимает подросток в системе  коллективных отношений. Количественный и качественный состав коллектива, возраст его членов, степень сплоченности, руководство со стороны взрослого  – все это и другое определяет специфику влияния коллектива на личность (26). Хочется отметить, что  любой человек уже в силу своего присутствия в социальной группе, а тем более участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни коллектива, в том  числе на социально-психологический  климат в нем. Люди оказывают максимальное или минимальное, положительное  или отрицательное воздействие  на самочувствие окружающих в зависимости  от их социально-психологических и  индивидуально-психологический свойств (2).

     Таким образом, влияние психологического климата на успеваемость происходит опосредованно, путем создания у учащихся мотивов достижения успеха в учебной деятельности и через формирование у них позитивного эмоционально-ценностного отношения к себе. Большая роль при этом отводится школьной оценке.

 

Глава 2. Организация, методы и этапы эмпирического исследования

2.1. Испытуемые и методы  исследования

Большинство методов социально-психологического исследования ученического коллектива, позволяющих получить целостную  и развернутую картину существующих в нем отношений, основаны на индивидуальных ответах учащихся и предполагают сложную процедуру дальнейшей статистической обработки первичных данных.

В ходе исследования нами были использованы две методики: методика СОПК (субъективной оценки психологического климата), социометрическая методика.

Дадим краткую характеристику этих методик:

  1. Методика СОПК разработана И.Е. Шварцем, а применяемый в исследовании вариант адаптирован им для учащихся 6-х классов. Данная методика описана в сборнике научных трудов «Формирование нравственно-психологического климата в коллективе». Методика СОПК позволяет определить степень благоприятности психологического климата в классе через коэффициент СОПК. Коэффициент СОПК является субъективным показателем мнения членов изучаемой группы о психологическом климате. Одновременно данный коэффициент показывает степень удовлетворенности своей группой.

Испытуемому предлагается инструкция следующего содержания: «Дорогие ребята! Просим вас заполнить данную карту. Перед вами карта с 20 суждениями. Справа от суждений расположены четыре ответа («всегда», «часто», «иногда», «никогда»). Ваша задача заключается в следующем: по каждой позиции выбрать один из четырех ответов, который соответствует  вашему мнению».

Вот некоторые суждения:

  1. В классе бодрое, радостное настроение
    1. В отношениях между ребятами существуют одобрение и                                                                      поддержка
  1. Ребята в классе дружные…

        11.        В классе осуждают ребят, недобросовестно относящихся к учебе

18.       Ребята в классе чувствуют себя уютно, уверенно, спокойно.

Для обработки полученных данных каждому ответу присваивается  соответствующий балл: «всегда» - 4,0; «часто» - 3,0; «иногда» - 2,0; «никогда» - 1,0.

Затем вычисляется средний  арифметический показатель психологического климата по каждой анкете: Σ/n, где Σ – сумма оценочных баллов, полученных по каждой анкете, а n – количество школьников данного класса, принявших участие в анкетировании.

Для получения среднеарифметического  коэффициента сумма полученных цифр делится на количество вопросов.

Для оценки степени благоприятности  климата использовалась следующая  шкала градаций:

4,0 – оптимальный психологический  климат;

3,9 – 3,6 – положительный  психологический климат;

3,5 – 2,6 – ситуативно  положительный климат или неустойчивый  с преобладанием положительных  характеристик;

2,5 – 1,6 – ситуативно  отрицательный климат или неустойчивый  с преобладанием отрицательных  характеристик;

1,5 – 1,0 – негативный  психологический климат 

  1. Социометрическая методика, разработанная Д. Морено и адаптированная Я.Л. Каломинским. Методика предназначена для исследования личных, эмоционально-непосредственных отношений: симпатий и антипатий, авторитетности или не авторитетности. Кроме того, методика позволяет выявить в коллективе лидера, установить наличие микрогрупп, а также оценить сплоченность коллектива.

Испытуемому предлагается инструкция следующего содержания: «Дорогие ребята! Ваш класс существует уже давно. За это время вы хорошо узнали друг друга и между вами сложились  определенные отношения: симпатии и  антипатии, с кем-то вы уже дружите, с кем-то хотели бы подружиться, а  кто-то, возможно, хочет дружить с  вами. Если вам интересно это узнать, и посмотреть, насколько ваш класс  дружный и сплоченный, ответьте, пожалуйста, на три предложенных вам вопроса: 1). с кем из своих одноклассников ты бы хотел готовиться к контрольной по математике? 2). с кем из своих одноклассников ты хотел бы пойти в поход? 3). кого бы ты пригласил к себе на день рождения?

На каждый из этих вопросов необходимо дать письменный ответ, перечислив в порядке предпочтения (отклонения) товарищей по классу в соответствии со смыслом вопроса».

Полученные письменные ответы обрабатываются и составляются социометрические матрицы по каждому критерию.

В соответствии с количеством  полученных выборов все учащиеся разделены на 4 группы: I – лица, получившие 6 и более баллов («звезды»);             II – от 3 до 5 выборов (предпочитаемые); ӀIӀ – 1-2 выбора («принятые»); IV – 0 выборов («изолированные»).

По каждому критерию вычисляется  индекс взаимности или групповой  сплоченности по формуле: KB= , где R – общее число выборов, сделанных в эксперименте, R – число взаимных выборов.

Данные социометрии сопоставляются с успеваемостью по каждому классу; производится анализ полученных данных и обобщение результатов.

Эксперимент проводился на базе шестых классов средней школы  № 40  г. Ижевска.

Краткая характеристика параллели 6-х классов:

6 «А» - лицейский. Основная  масса учеников учится вместе  с 1 класса. Дети ориентированы  в основном на учебу. В классе  много ребят, претендующих на  лидерство.

6 «Б» и 6 «В» - обычные  классы, сформированные два года  назад.

Данные социометрические исследования и методики СОПК дополнены  беседами с учащимися и учителями, собственным наблюдением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Результаты исследования социально-психологического климата  ученических коллективов и их обсуждение

    1. Анализ статусной структуры ученических коллективов

Эксперимент проводился на базе 6-х классов средней школы  № 40, в  нем приняли участие  по 28 учащихся от каждого класса. В  ходе исследования по методике СОПК была оценена степень благоприятности  психологического климата каждого  из ученических коллективов. В соответствии со шкалой градаций, описанной в предыдущей главе, классы распределились следующим образом: коэффициенты СОПК 6 «Б» и 6 «В» классов равны соответственно 2,90 и 2,67 (прил.), поэтому их климат можно оценить как неустойчивый с преобладанием положительных характеристик. 6 «А» класс занял промежуточное положение между третьей и четвертой позицией (2;55).

Показателями, характеризующими психологический климат классного  коллектива, являются также данные социометрического исследования.

По данным социометрии  все учащиеся были распределены, в  соответствии с их статусом, по четырем  группам: Ӏ группа – 6 и более выборов; ӀӀ группа – 3-5 выборов; ӀӀI группа – 1-2 выбора; IV группа – 0 выборов.

Такое распределение учащихся по каждому их 3-х критериев, характеризующих  соответственно сферу деловых отношений, сферу досуга и сферу личных взаимоотношений представлено в таблице №1

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 1

Статусные

группы

Количество учащихся по каждой группе в % к общему составу

(по каждому критерию)

6 «А»

6 «Б»

6 «В»

1 кр.

2 кр.

3 кр.

1 кр.

2 кр.

3 кр.

1 кр.

2 кр.

3 кр.

I

17,9

10,7

14,3

14,3

17,9

14,3

14,3

14,3

7,1

21,4

39,3

35,7

25,0

28,6

35,7

17,9

25,0

35,7

IӀI

35,7

39,3

35,7

35,7

42,9

39,3

57,1

57,1

50,0

IV

25,0

10,7

14,3

25,0

10,7

10,7

10,7

3,6

7,1

I+ӀI

39,3

50,0

50,0

39,3

46,5

50,0

32,1

39,3

42,8

ӀIӀ+ IV

60,7

50,0

50,0

60,7

53,6

50,0

67,8

60,7

57,1

I+ IV

42,9

21,4

28,6

39,3

28,6

25,0

25,0

17,9

14,2

ӀI+ӀIӀ

57,1

78,6

71,4

60,7

71,5

75,0

75,0

82,1

85,7


 

Анализ статусной структуры, полученный по результатам экспериментов, показывает, что выборы между учениками  во всех классах распределяются неравномерно. В каждом классе есть дети всех групп. Наиболее многочисленные и постоянные по составу ӀӀ и IӀI группы.                         В наиболее благоприятном положении находятся учащиеся I и ӀI групп, они составляют примерно половину от всех учащихся класса. В неблагоприятном положении находятся «изолированные» (IV группа). Процент таких детей колеблется в значительных пределах – от 3,6% до 25%, причем самый высокий % таких детей именно в 6 «А», где степень благоприятности климата по методике СОПК ниже, чем в остальных классах. Здесь также велик % детей, находящихся в крайних статусных группах, особенно по 1-му критерию.

Высокий статус индивида в  группе ничего не говорит о том, насколько  ученик удовлетворен своими отношениями  с одноклассниками. Как отмечает Я.Л. Коломинский, ребенок осознает как нечто более значимое взаимный выбор. С этой целью был определен коэффициент взаимности или сплоченности.

Таблица №2 

Классы

Коэффициент взаимности (%)

1 критерий

2 критерий

3 критерий

Условный

средний коэф-т

6 «А»

26,2

44,0

42,9

37,7

6 «Б»

34,5

45,2

45,2

41,7

6 «В»

33,3

38,5

42,9

38,1


 

Данные исследования показывают, что наиболее низок КВ, характеризующий  сферу деловых отношений и  наиболее высок в сфере личных взаимоотношений. Средний коэффициент взаимности по трем критериям во всех классах находится где-то на уровне 38% , что говорит о средней степени сплочённости коллектива.

Поскольку статусная структура  класса определенным образом отражает степень благоприятности психологического климата, посмотрим, как положение  учащихся связано с их успеваемостью. 

 

3.2. Анализ взаимосвязей  психологического климата и успеваемости

Изучение детей, занимающих различное положение в системе  деловых и личных взаимоотношений, показало, что существует определенная связь между этим положением и успеваемостью школьника. Как правило, дети с более высокой успеваемостью занимают и более высокое место в системе личных и деловых отношений.

Информация о работе Социально-психологического климата в психологии