Социально-психологического климата в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:25, дипломная работа

Описание

Объектом исследования являются учащиеся младшего подросткового возраста.
Предметом является социально-психологический климат классных коллективов и успеваемость учащихся.
Гипотеза – показатели психологического климата связаны определенным образом с уровнем успеваемости.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема социально-психологического климата в психологии
Социально-психологический климат коллектива в трудах современных исследователей
Пути формирования психологического климата в коллективе
Роль педагога в формировании благоприятного психологического климата классного коллектива
Социально-психологический климат классного коллектива и его взаимосвязь с успешностью обучения
Глава 2. Организация, методы и этапы эмпирического исследования
2.1. Испытуемые и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования социально-психологического климата ученических коллективов и их обсуждение
3.1. Анализ статусной структуры ученических коллективов
3.2. Анализ взаимосвязей психологического климата и успеваемости
Выводы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ2.docx

— 107.23 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Таблица №3

Взаимосвязь статусной структуры  и успеваемости

Статусные группы

Средний балл успеваемости по группам учащихся

6 «А»

6 «Б»

6 «В»

1 кр.

2 кр.

3 кр.

1 кр.

2 кр.

3 кр.

1 кр.

2 кр.

3 кр.

I

4,6

4,43

4,4

4,5

4,0

4,2

4,3

4,0

4,3

ӀI

4,0

4,4

4,4

4,0

4,0

3,9

3,4

4,1

3,9

ӀIӀ

4,0

4,2

4,2

3,6

3,8

3,8

3,6

3,8

3,8

IV

3,9

3,6

3,8

3,1

3,8

3,4

3,7

4,5

4,1


 

Данные, приведенные в  таблице, свидетельствуют, что к I группе относятся учащиеся со средним баллом не ниже 4, причем в 6 «А» четко прослеживается снижение среднего балла от одной  статусной группы к другой. В 6 «В»  картина несколько иная – здесь  средний бал меняется скачкообразно, что подтверждает вывод Я.Л. Коломинского о том, что не существует прямой зависимости между успеваемостью школьника и его статусом в группе. Так, например, «отличница» из 6 «А» ни разу не попала в Ӏ статусную категорию, хотя ни разу не попала и в IӀI с IV. К группе «изолированных» по 1-му критерию в 6 «А» были отнесены шесть «хорошистов» и только один «троечник», 6 «В» к «изолированным» по этому же критерию отнесены два «хорошиста». Это свидетельствует о том, что успехи в учебе сами по себе не обеспечивают учащемуся высокого положения в группе сверстников, они должны быть дополнены определенными положительными личностными качествами.

Сопоставляя данные исследования с наблюдением, а также с мнениями учащихся и классного руководителя, можно сделать следующий вывод: у всех детей Ӏ группы присутствуют общие черты.

Во-первых, все они обладают обязательно хорошими способностями, хотя не все они и отличники. Кроме  того, они доброжелательны и равны  в отношениях с одноклассниками, обладают определенными организаторскими способностями, находчивы, инициативны, готовы прийти на помощь, верны дружбе. Именно так охарактеризовали учащуюся 6 «В», набравшую по каждому из 3-х критериев соответственно 15, 9, 13 выборов.

Несколько слов о проблеме «изолированного» ребенка. У таких детей в классе не удовлетворяется одна из важнейших социальных потребностей - потребность в общении, и это формирует у него целый ряд отрицательных черт личности и особенностей поведения. Подавляющее большинство подростков асоциального поведения находились в положении психологической изоляции среди одноклассников (39).

Положение подростка в  системе отношений самым существенным образом зависит и от индивидуального  социального опыта, полученного  им в прошлом (26). Большую роль здесь играет семья. Ученые получили достаточно убедительные доказательства того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, у детей активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность, у них более развито чувство собственного достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. В семьях с авторитарными отношениями формирование вышеназванных качеств затрудняется, а в ряде случаев становится невозможным.

Благоприятное или неблагоприятное  положение в коллективе дети занимают уже в раннем школьном возрасте, и для большинства оно остается неизменным и в дальнейшем. И в этом случае мы имеем дело, как правило, с прочно сложившимися их оценками со стороны учителей, с неизменным составом классного актива. Процесс этот неблагоприятный не только для «отверженных», но и для подростков с высоким индексом положения, ибо у них формируется завышенная самооценка, пренебрежительное отношение к товарищам.

Обобщая полученные данные, составим сводную таблицу результатов  эксперимента.

Таблица №4

Взаимосвязь показателей  социально-психологического

климата и успеваемости

 

 

 

Классы

Коэф-нт

СОПК

Условное среднее КВ (%)

Количество «изолированных»

детей одновре-менно по              3 критериям

Учащиеся

«отличники»

Учащиеся

«ударники» и имеющие  одну «3»

чел.

%

чел.

%

чел.

%

6 «А»

2,56

37,7

4

14,3

2

7,1

23

82,1

6 «Б»

2,88

41,7

1

3,6

-

-

17

60,7

6 «В»

2,67

38,1

1

3,6

-

-

17

60,7


 

Статистически значимых различий в степени благоприятности психологического климата в классах (коэффициент СОПК) не обнаружено. Климат каждого из них может быть оценен как неустойчивый с преобладанием положительных характеристик. Однако беседы с классными руководителями и учащимися, собственное наблюдение, а также дополнительные данные, полученные в ходе социометрического исследования, позволяют эти различия обнаружить.

В соответствии с результатами эксперимента можно сделать следующие  выводы:

– значимых различий в уровне успешности обучения между двумя  обычными классами не обнаруживается;

– успешность обучения зависит  не только от создавшегося психологического климата, но и от многих других факторов: способности к обучению, физического  здоровья подростков, обстановки в  семье, стиля руководства ученическим  коллективом и других;

– можно сделать предположение, что в лицейских классах климат будет менее благоприятным, чем  в обычных, вследствие ориентированности  детей в большей степени на учебу и желанием многих детей  занять в классе лидирующее положение.

– психологический климат автономен от других показателей развития коллектива и напрямую с успеваемостью не связан.

 

Выводы

Подводя итоги, мы можем сформулировать следующие выводы, вытекающие из анализа  литературы и данных экспериментального исследования:

– младший подростковый возраст является периодом гражданского становления личности и ведущим этапом для развития самооценки, поэтому подростковый коллектив особенно нуждается в создании благоприятного психологического климата для раскрытия всех потенциалов личности;

– детский коллектив является самым существенным средством воздействия на младшего подростка в процессе социализации;

– прямой зависимости между степенью благоприятности психологического климата и уровнем успеваемости не существует;

– психологический климат лицейского класса создает атмосферу психологического дискомфорта для отдельных учащихся;

– связь между параметрами социально-психологического климата и успеваемостью является опосредованной такими механизмами как самооценка, статус и личностно-психологические характеристики учащихся;

– выявлена тенденция к наличию отрицательной связи между успеваемостью и социально-психологическим климатом в классном коллективе;

– в процессе написания дипломной работы встала проблема изучения причинно-следственных соотношений между социально-психологическим климатом и успеваемостью;

– выдвинутая гипотеза не нашла своего подтверждения.

 

Заключение

Наши рекомендации, адресованные в первую очередь педагогам, будут  строиться из положения, что основой  формирования благоприятного психологического климата в классе являются стиль  педагогического руководства и  личностные качества учащихся. Для этого педагогу необходимо знать свой стиль общения и выработать оптимальный, в зависимости от уровня развития коллектива, конкретных ситуаций и личностных особенностей учащихся.

Знание социально-психологических  закономерностей человеческих отношений  и систематическое использование  предложенных на их основе рекомендаций в практической работе с классом  позволит учителю улучшить взаимоотношения  учащихся и в целом положительно повлияет на психологический климат, на развитие ученического коллектива.

Возможный путь улучшения  психологического климата – это  обучение подростков культуре общения, создание специальных ситуаций, в  которых подросток учится наблюдательности, умению поставить себя на место другого  и умению сопереживать. Необходимо как можно раньше выявлять «изолированных» детей и помочь им занять свое место в коллективе сверстников. Многие авторы рекомендуют также проведение со школьниками серии фронтальных занятий аутотренингом, в ходе которого у учащихся формируются установки, оптимизирующие их настроение, референтное отношение к классному коллективу, психологическую готовность к доброжелательному общению с одноклассниками.

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Σ баллов по каждому сужд.

Коэф-нт СОПК по каждому сужд.

Σ баллов по каждому сужд.

Коэф-нт СОПК по каждому сужд.

Σ баллов по каждому сужд.

Коэф-нт СОПК по каждому сужд.

6 «А»

6 «А»

6 «Б»

6 «Б»

6 «В»

6 «В»

78

2,88

78

3,03

78

2,9

68

3,03

61

2,35

67

2,5

82

2,51

63

2,42

68

2,52

68

1,96

84

3,23

84

3,1

53

1,81

54

2,1

55

2,03

49

2,07

93

3,58

66

2,44

56

2,66

44

1,69

40

1,5

72

1,85

78

3,0

68

2,5

50

1,63

81

3,11

97

3,6

44

3,15

43

1,65

43

1,6

85

3,08

87

3,35

71

2,63

83

1,74

85

3,23

90

3,33

47

2,74

70

2,7

76

2,81

44

1,96

90

3,46

76

2,81

53

3,33

68

2,6

53

1,96

90

2,22

101

3,88

96

3,56

60

3,07

85

3,23

47

1,74

83

3,63

53

2,03

74

2,74

98

3,37

99

3,81

104

3,85

91

2,51

91

3,5

88

3,26

Σ= -

51,2

Σ= -

57,95

Σ= -

53,38


  

Коэффициент СОПК по классам:

6 «А» - 2,56; 6 «Б»  - 2,90; 6 «В»  - 2,67.

Приложение № 2

Социометрическая  матрица 6 «А» класса по первому критерию

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

1

       

+

                               

+

     

+

   

2

                   

+

                                 

3

                                                       

4

                                                       

5

                                                       

6

 

+

                                                   

7

                                                       

8

                                                       

9

                                                       

10

 

+

                                                   

11

                                                       

12

   

+

                                                 

13

+

                                                     

14

                                                       

15

                                                       

16

                                                       

17

 

+

                                                   

18

                                                       

19

                                                       

20

                                                       

21

                                                       

22

+

                                                     

23

   

+

                                                 

24

                                                       

25

                                                       

26

+

                                                     

27

                                                       

28

   

+

                                                 

*

3

3

3

1

15

0

2

0

1

0

7

0

2

2

3

0

2

2

0

2

3

9

2

2

6

3

0

11

**

2

1

1

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

0

1

1

0

2

0

2

0

1

1

2

0

1

Информация о работе Социально-психологического климата в психологии