Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:25, дипломная работа
Объектом исследования являются учащиеся младшего подросткового возраста.
Предметом является социально-психологический климат классных коллективов и успеваемость учащихся.
Гипотеза – показатели психологического климата связаны определенным образом с уровнем успеваемости.
Введение
Глава 1. Проблема социально-психологического климата в психологии
Социально-психологический климат коллектива в трудах современных исследователей
Пути формирования психологического климата в коллективе
Роль педагога в формировании благоприятного психологического климата классного коллектива
Социально-психологический климат классного коллектива и его взаимосвязь с успешностью обучения
Глава 2. Организация, методы и этапы эмпирического исследования
2.1. Испытуемые и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования социально-психологического климата ученических коллективов и их обсуждение
3.1. Анализ статусной структуры ученических коллективов
3.2. Анализ взаимосвязей психологического климата и успеваемости
Выводы
Заключение
Список литературы
Таблица №3
Взаимосвязь статусной структуры и успеваемости
Статусные группы |
Средний балл успеваемости по группам учащихся | ||||||||
6 «А» |
6 «Б» |
6 «В» | |||||||
1 кр. |
2 кр. |
3 кр. |
1 кр. |
2 кр. |
3 кр. |
1 кр. |
2 кр. |
3 кр. | |
I |
4,6 |
4,43 |
4,4 |
4,5 |
4,0 |
4,2 |
4,3 |
4,0 |
4,3 |
ӀI |
4,0 |
4,4 |
4,4 |
4,0 |
4,0 |
3,9 |
3,4 |
4,1 |
3,9 |
ӀIӀ |
4,0 |
4,2 |
4,2 |
3,6 |
3,8 |
3,8 |
3,6 |
3,8 |
3,8 |
IV |
3,9 |
3,6 |
3,8 |
3,1 |
3,8 |
3,4 |
3,7 |
4,5 |
4,1 |
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют, что к I группе относятся учащиеся со средним баллом не ниже 4, причем в 6 «А» четко прослеживается снижение среднего балла от одной статусной группы к другой. В 6 «В» картина несколько иная – здесь средний бал меняется скачкообразно, что подтверждает вывод Я.Л. Коломинского о том, что не существует прямой зависимости между успеваемостью школьника и его статусом в группе. Так, например, «отличница» из 6 «А» ни разу не попала в Ӏ статусную категорию, хотя ни разу не попала и в IӀI с IV. К группе «изолированных» по 1-му критерию в 6 «А» были отнесены шесть «хорошистов» и только один «троечник», 6 «В» к «изолированным» по этому же критерию отнесены два «хорошиста». Это свидетельствует о том, что успехи в учебе сами по себе не обеспечивают учащемуся высокого положения в группе сверстников, они должны быть дополнены определенными положительными личностными качествами.
Сопоставляя данные исследования с наблюдением, а также с мнениями учащихся и классного руководителя, можно сделать следующий вывод: у всех детей Ӏ группы присутствуют общие черты.
Во-первых, все они обладают обязательно хорошими способностями, хотя не все они и отличники. Кроме того, они доброжелательны и равны в отношениях с одноклассниками, обладают определенными организаторскими способностями, находчивы, инициативны, готовы прийти на помощь, верны дружбе. Именно так охарактеризовали учащуюся 6 «В», набравшую по каждому из 3-х критериев соответственно 15, 9, 13 выборов.
Несколько слов о проблеме «изолированного» ребенка. У таких детей в классе не удовлетворяется одна из важнейших социальных потребностей - потребность в общении, и это формирует у него целый ряд отрицательных черт личности и особенностей поведения. Подавляющее большинство подростков асоциального поведения находились в положении психологической изоляции среди одноклассников (39).
Положение подростка в
системе отношений самым
Благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе дети занимают уже в раннем школьном возрасте, и для большинства оно остается неизменным и в дальнейшем. И в этом случае мы имеем дело, как правило, с прочно сложившимися их оценками со стороны учителей, с неизменным составом классного актива. Процесс этот неблагоприятный не только для «отверженных», но и для подростков с высоким индексом положения, ибо у них формируется завышенная самооценка, пренебрежительное отношение к товарищам.
Обобщая полученные данные, составим сводную таблицу результатов эксперимента.
Таблица №4
Взаимосвязь показателей социально-психологического
климата и успеваемости
Классы |
Коэф-нт СОПК |
Условное среднее КВ (%) |
Количество «изолированных» детей одновре-менно по 3 критериям |
Учащиеся «отличники» |
Учащиеся «ударники» и имеющие одну «3» | |||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |||
6 «А» |
2,56 |
37,7 |
4 |
14,3 |
2 |
7,1 |
23 |
82,1 |
6 «Б» |
2,88 |
41,7 |
1 |
3,6 |
- |
- |
17 |
60,7 |
6 «В» |
2,67 |
38,1 |
1 |
3,6 |
- |
- |
17 |
60,7 |
Статистически значимых различий
в степени благоприятности
В соответствии с результатами эксперимента можно сделать следующие выводы:
– значимых различий в уровне успешности обучения между двумя обычными классами не обнаруживается;
– успешность обучения зависит не только от создавшегося психологического климата, но и от многих других факторов: способности к обучению, физического здоровья подростков, обстановки в семье, стиля руководства ученическим коллективом и других;
– можно сделать предположение, что в лицейских классах климат будет менее благоприятным, чем в обычных, вследствие ориентированности детей в большей степени на учебу и желанием многих детей занять в классе лидирующее положение.
– психологический климат автономен от других показателей развития коллектива и напрямую с успеваемостью не связан.
Выводы
Подводя итоги, мы можем сформулировать следующие выводы, вытекающие из анализа литературы и данных экспериментального исследования:
– младший подростковый возраст является периодом гражданского становления личности и ведущим этапом для развития самооценки, поэтому подростковый коллектив особенно нуждается в создании благоприятного психологического климата для раскрытия всех потенциалов личности;
– детский коллектив является самым существенным средством воздействия на младшего подростка в процессе социализации;
– прямой зависимости между степенью благоприятности психологического климата и уровнем успеваемости не существует;
– психологический климат лицейского класса создает атмосферу психологического дискомфорта для отдельных учащихся;
– связь между параметрами социально-психологического климата и успеваемостью является опосредованной такими механизмами как самооценка, статус и личностно-психологические характеристики учащихся;
– выявлена тенденция к наличию отрицательной связи между успеваемостью и социально-психологическим климатом в классном коллективе;
– в процессе написания дипломной работы встала проблема изучения причинно-следственных соотношений между социально-психологическим климатом и успеваемостью;
– выдвинутая гипотеза не нашла своего подтверждения.
Заключение
Наши рекомендации, адресованные в первую очередь педагогам, будут строиться из положения, что основой формирования благоприятного психологического климата в классе являются стиль педагогического руководства и личностные качества учащихся. Для этого педагогу необходимо знать свой стиль общения и выработать оптимальный, в зависимости от уровня развития коллектива, конкретных ситуаций и личностных особенностей учащихся.
Знание социально-
Возможный путь улучшения психологического климата – это обучение подростков культуре общения, создание специальных ситуаций, в которых подросток учится наблюдательности, умению поставить себя на место другого и умению сопереживать. Необходимо как можно раньше выявлять «изолированных» детей и помочь им занять свое место в коллективе сверстников. Многие авторы рекомендуют также проведение со школьниками серии фронтальных занятий аутотренингом, в ходе которого у учащихся формируются установки, оптимизирующие их настроение, референтное отношение к классному коллективу, психологическую готовность к доброжелательному общению с одноклассниками.
Приложение № 1
Σ баллов по каждому сужд. |
Коэф-нт СОПК по каждому сужд. |
Σ баллов по каждому сужд. |
Коэф-нт СОПК по каждому сужд. |
Σ баллов по каждому сужд. |
Коэф-нт СОПК по каждому сужд. |
6 «А» |
6 «А» |
6 «Б» |
6 «Б» |
6 «В» |
6 «В» |
78 |
2,88 |
78 |
3,03 |
78 |
2,9 |
68 |
3,03 |
61 |
2,35 |
67 |
2,5 |
82 |
2,51 |
63 |
2,42 |
68 |
2,52 |
68 |
1,96 |
84 |
3,23 |
84 |
3,1 |
53 |
1,81 |
54 |
2,1 |
55 |
2,03 |
49 |
2,07 |
93 |
3,58 |
66 |
2,44 |
56 |
2,66 |
44 |
1,69 |
40 |
1,5 |
72 |
1,85 |
78 |
3,0 |
68 |
2,5 |
50 |
1,63 |
81 |
3,11 |
97 |
3,6 |
44 |
3,15 |
43 |
1,65 |
43 |
1,6 |
85 |
3,08 |
87 |
3,35 |
71 |
2,63 |
83 |
1,74 |
85 |
3,23 |
90 |
3,33 |
47 |
2,74 |
70 |
2,7 |
76 |
2,81 |
44 |
1,96 |
90 |
3,46 |
76 |
2,81 |
53 |
3,33 |
68 |
2,6 |
53 |
1,96 |
90 |
2,22 |
101 |
3,88 |
96 |
3,56 |
60 |
3,07 |
85 |
3,23 |
47 |
1,74 |
83 |
3,63 |
53 |
2,03 |
74 |
2,74 |
98 |
3,37 |
99 |
3,81 |
104 |
3,85 |
91 |
2,51 |
91 |
3,5 |
88 |
3,26 |
Σ= - |
51,2 |
Σ= - |
57,95 |
Σ= - |
53,38 |
Коэффициент СОПК по классам:
6 «А» - 2,56; 6 «Б» - 2,90; 6 «В» - 2,67.
Приложение № 2
Социометрическая матрица 6 «А» класса по первому критерию
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 | |
1 |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||
2 |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||
3 |
||||||||||||||||||||||||||||
4 |
||||||||||||||||||||||||||||
5 |
||||||||||||||||||||||||||||
6 |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||
7 |
||||||||||||||||||||||||||||
8 |
||||||||||||||||||||||||||||
9 |
||||||||||||||||||||||||||||
10 |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||
11 |
||||||||||||||||||||||||||||
12 |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||
13 |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||
14 |
||||||||||||||||||||||||||||
15 |
||||||||||||||||||||||||||||
16 |
||||||||||||||||||||||||||||
17 |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||
18 |
||||||||||||||||||||||||||||
19 |
||||||||||||||||||||||||||||
20 |
||||||||||||||||||||||||||||
21 |
||||||||||||||||||||||||||||
22 |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||
23 |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||
24 |
||||||||||||||||||||||||||||
25 |
||||||||||||||||||||||||||||
26 |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||
27 |
||||||||||||||||||||||||||||
28 |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||
* |
3 |
3 |
3 |
1 |
15 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
7 |
0 |
2 |
2 |
3 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
3 |
9 |
2 |
2 |
6 |
3 |
0 |
11 |
** |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
Информация о работе Социально-психологического климата в психологии