Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:25, дипломная работа
Объектом исследования являются учащиеся младшего подросткового возраста.
Предметом является социально-психологический  климат классных коллективов и успеваемость учащихся.
Гипотеза – показатели психологического климата связаны  определенным образом с уровнем  успеваемости.
Введение 
Глава 1. Проблема социально-психологического климата в психологии
Социально-психологический климат коллектива в трудах современных исследователей
Пути формирования психологического климата в коллективе
Роль педагога в формировании благоприятного психологического климата классного коллектива
Социально-психологический климат классного коллектива и его взаимосвязь с успешностью обучения
Глава 2. Организация, методы и этапы эмпирического исследования
2.1. Испытуемые и методы  исследования
Глава 3. Результаты исследования социально-психологического климата  ученических коллективов и их обсуждение
3.1. Анализ статусной структуры  ученических коллективов
3.2. Анализ взаимосвязей  психологического климата и успеваемости
Выводы
Заключение
Список литературы
Таблица №3
Взаимосвязь статусной структуры и успеваемости
Статусные группы  | 
  Средний балл успеваемости по группам учащихся  | ||||||||
6 «А»  | 
  6 «Б»  | 
  6 «В»  | |||||||
1 кр.  | 
  2 кр.  | 
  3 кр.  | 
  1 кр.  | 
  2 кр.  | 
  3 кр.  | 
  1 кр.  | 
  2 кр.  | 
  3 кр.  | |
I  | 
  4,6  | 
  4,43  | 
  4,4  | 
  4,5  | 
  4,0  | 
  4,2  | 
  4,3  | 
  4,0  | 
  4,3  | 
ӀI  | 
  4,0  | 
  4,4  | 
  4,4  | 
  4,0  | 
  4,0  | 
  3,9  | 
  3,4  | 
  4,1  | 
  3,9  | 
ӀIӀ  | 
  4,0  | 
  4,2  | 
  4,2  | 
  3,6  | 
  3,8  | 
  3,8  | 
  3,6  | 
  3,8  | 
  3,8  | 
IV  | 
  3,9  | 
  3,6  | 
  3,8  | 
  3,1  | 
  3,8  | 
  3,4  | 
  3,7  | 
  4,5  | 
  4,1  | 
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют, что к I группе относятся учащиеся со средним баллом не ниже 4, причем в 6 «А» четко прослеживается снижение среднего балла от одной статусной группы к другой. В 6 «В» картина несколько иная – здесь средний бал меняется скачкообразно, что подтверждает вывод Я.Л. Коломинского о том, что не существует прямой зависимости между успеваемостью школьника и его статусом в группе. Так, например, «отличница» из 6 «А» ни разу не попала в Ӏ статусную категорию, хотя ни разу не попала и в IӀI с IV. К группе «изолированных» по 1-му критерию в 6 «А» были отнесены шесть «хорошистов» и только один «троечник», 6 «В» к «изолированным» по этому же критерию отнесены два «хорошиста». Это свидетельствует о том, что успехи в учебе сами по себе не обеспечивают учащемуся высокого положения в группе сверстников, они должны быть дополнены определенными положительными личностными качествами.
Сопоставляя данные исследования с наблюдением, а также с мнениями учащихся и классного руководителя, можно сделать следующий вывод: у всех детей Ӏ группы присутствуют общие черты.
Во-первых, все они обладают обязательно хорошими способностями, хотя не все они и отличники. Кроме того, они доброжелательны и равны в отношениях с одноклассниками, обладают определенными организаторскими способностями, находчивы, инициативны, готовы прийти на помощь, верны дружбе. Именно так охарактеризовали учащуюся 6 «В», набравшую по каждому из 3-х критериев соответственно 15, 9, 13 выборов.
Несколько слов о проблеме «изолированного» ребенка. У таких детей в классе не удовлетворяется одна из важнейших социальных потребностей - потребность в общении, и это формирует у него целый ряд отрицательных черт личности и особенностей поведения. Подавляющее большинство подростков асоциального поведения находились в положении психологической изоляции среди одноклассников (39).
Положение подростка в 
системе отношений самым 
Благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе дети занимают уже в раннем школьном возрасте, и для большинства оно остается неизменным и в дальнейшем. И в этом случае мы имеем дело, как правило, с прочно сложившимися их оценками со стороны учителей, с неизменным составом классного актива. Процесс этот неблагоприятный не только для «отверженных», но и для подростков с высоким индексом положения, ибо у них формируется завышенная самооценка, пренебрежительное отношение к товарищам.
Обобщая полученные данные, составим сводную таблицу результатов эксперимента.
Таблица №4
Взаимосвязь показателей социально-психологического
климата и успеваемости
| 
   
 
 Классы  | 
  Коэф-нт СОПК  | 
  Условное среднее КВ (%)  | 
  Количество «изолированных» детей одновре-менно по 3 критериям  | 
  Учащиеся «отличники»  | 
  Учащиеся «ударники» и имеющие одну «3»  | |||
чел.  | 
  %  | 
  чел.  | 
  %  | 
  чел.  | 
  %  | |||
6 «А»  | 
  2,56  | 
  37,7  | 
  4  | 
  14,3  | 
  2  | 
  7,1  | 
  23  | 
  82,1  | 
6 «Б»  | 
  2,88  | 
  41,7  | 
  1  | 
  3,6  | 
  -  | 
  -  | 
  17  | 
  60,7  | 
6 «В»  | 
  2,67  | 
  38,1  | 
  1  | 
  3,6  | 
  -  | 
  -  | 
  17  | 
  60,7  | 
Статистически значимых различий 
в степени благоприятности 
В соответствии с результатами эксперимента можно сделать следующие выводы:
– значимых различий в уровне успешности обучения между двумя обычными классами не обнаруживается;
– успешность обучения зависит не только от создавшегося психологического климата, но и от многих других факторов: способности к обучению, физического здоровья подростков, обстановки в семье, стиля руководства ученическим коллективом и других;
– можно сделать предположение, что в лицейских классах климат будет менее благоприятным, чем в обычных, вследствие ориентированности детей в большей степени на учебу и желанием многих детей занять в классе лидирующее положение.
– психологический климат автономен от других показателей развития коллектива и напрямую с успеваемостью не связан.
Выводы
Подводя итоги, мы можем сформулировать следующие выводы, вытекающие из анализа литературы и данных экспериментального исследования:
– младший подростковый возраст является периодом гражданского становления личности и ведущим этапом для развития самооценки, поэтому подростковый коллектив особенно нуждается в создании благоприятного психологического климата для раскрытия всех потенциалов личности;
– детский коллектив является самым существенным средством воздействия на младшего подростка в процессе социализации;
– прямой зависимости между степенью благоприятности психологического климата и уровнем успеваемости не существует;
– психологический климат лицейского класса создает атмосферу психологического дискомфорта для отдельных учащихся;
– связь между параметрами социально-психологического климата и успеваемостью является опосредованной такими механизмами как самооценка, статус и личностно-психологические характеристики учащихся;
– выявлена тенденция к наличию отрицательной связи между успеваемостью и социально-психологическим климатом в классном коллективе;
– в процессе написания дипломной работы встала проблема изучения причинно-следственных соотношений между социально-психологическим климатом и успеваемостью;
– выдвинутая гипотеза не нашла своего подтверждения.
Заключение
Наши рекомендации, адресованные в первую очередь педагогам, будут строиться из положения, что основой формирования благоприятного психологического климата в классе являются стиль педагогического руководства и личностные качества учащихся. Для этого педагогу необходимо знать свой стиль общения и выработать оптимальный, в зависимости от уровня развития коллектива, конкретных ситуаций и личностных особенностей учащихся.
Знание социально-
Возможный путь улучшения психологического климата – это обучение подростков культуре общения, создание специальных ситуаций, в которых подросток учится наблюдательности, умению поставить себя на место другого и умению сопереживать. Необходимо как можно раньше выявлять «изолированных» детей и помочь им занять свое место в коллективе сверстников. Многие авторы рекомендуют также проведение со школьниками серии фронтальных занятий аутотренингом, в ходе которого у учащихся формируются установки, оптимизирующие их настроение, референтное отношение к классному коллективу, психологическую готовность к доброжелательному общению с одноклассниками.
Приложение № 1
Σ баллов по каждому сужд.  | 
  Коэф-нт СОПК по каждому сужд.  | 
  Σ баллов по каждому сужд.  | 
  Коэф-нт СОПК по каждому сужд.  | 
  Σ баллов по каждому сужд.  | 
  Коэф-нт СОПК по каждому сужд.  | 
6 «А»  | 
  6 «А»  | 
  6 «Б»  | 
  6 «Б»  | 
  6 «В»  | 
  6 «В»  | 
78  | 
  2,88  | 
  78  | 
  3,03  | 
  78  | 
  2,9  | 
68  | 
  3,03  | 
  61  | 
  2,35  | 
  67  | 
  2,5  | 
82  | 
  2,51  | 
  63  | 
  2,42  | 
  68  | 
  2,52  | 
68  | 
  1,96  | 
  84  | 
  3,23  | 
  84  | 
  3,1  | 
53  | 
  1,81  | 
  54  | 
  2,1  | 
  55  | 
  2,03  | 
49  | 
  2,07  | 
  93  | 
  3,58  | 
  66  | 
  2,44  | 
56  | 
  2,66  | 
  44  | 
  1,69  | 
  40  | 
  1,5  | 
72  | 
  1,85  | 
  78  | 
  3,0  | 
  68  | 
  2,5  | 
50  | 
  1,63  | 
  81  | 
  3,11  | 
  97  | 
  3,6  | 
44  | 
  3,15  | 
  43  | 
  1,65  | 
  43  | 
  1,6  | 
85  | 
  3,08  | 
  87  | 
  3,35  | 
  71  | 
  2,63  | 
83  | 
  1,74  | 
  85  | 
  3,23  | 
  90  | 
  3,33  | 
47  | 
  2,74  | 
  70  | 
  2,7  | 
  76  | 
  2,81  | 
44  | 
  1,96  | 
  90  | 
  3,46  | 
  76  | 
  2,81  | 
53  | 
  3,33  | 
  68  | 
  2,6  | 
  53  | 
  1,96  | 
90  | 
  2,22  | 
  101  | 
  3,88  | 
  96  | 
  3,56  | 
60  | 
  3,07  | 
  85  | 
  3,23  | 
  47  | 
  1,74  | 
83  | 
  3,63  | 
  53  | 
  2,03  | 
  74  | 
  2,74  | 
98  | 
  3,37  | 
  99  | 
  3,81  | 
  104  | 
  3,85  | 
91  | 
  2,51  | 
  91  | 
  3,5  | 
  88  | 
  3,26  | 
Σ= -  | 
  51,2  | 
  Σ= -  | 
  57,95  | 
  Σ= -  | 
  53,38  | 
Коэффициент СОПК по классам:
6 «А» - 2,56; 6 «Б» - 2,90; 6 «В» - 2,67.
Приложение № 2
Социометрическая матрица 6 «А» класса по первому критерию
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
  9  | 
  10  | 
  11  | 
  12  | 
  13  | 
  14  | 
  15  | 
  16  | 
  17  | 
  18  | 
  19  | 
  20  | 
  21  | 
  22  | 
  23  | 
  24  | 
  25  | 
  26  | 
  27  | 
  28  | |
1  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  |||||||||||||||||||||||||
2  | 
  +  | 
  |||||||||||||||||||||||||||
3  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
4  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
5  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
6  | 
  +  | 
  |||||||||||||||||||||||||||
7  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
8  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
9  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
10  | 
  +  | 
  |||||||||||||||||||||||||||
11  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
12  | 
  +  | 
  |||||||||||||||||||||||||||
13  | 
  +  | 
  |||||||||||||||||||||||||||
14  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
15  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
16  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
17  | 
  +  | 
  |||||||||||||||||||||||||||
18  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
19  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
20  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
21  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
22  | 
  +  | 
  |||||||||||||||||||||||||||
23  | 
  +  | 
  |||||||||||||||||||||||||||
24  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
25  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
26  | 
  +  | 
  |||||||||||||||||||||||||||
27  | 
  ||||||||||||||||||||||||||||
28  | 
  +  | 
  |||||||||||||||||||||||||||
*  | 
  3  | 
  3  | 
  3  | 
  1  | 
  15  | 
  0  | 
  2  | 
  0  | 
  1  | 
  0  | 
  7  | 
  0  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  0  | 
  2  | 
  2  | 
  0  | 
  2  | 
  3  | 
  9  | 
  2  | 
  2  | 
  6  | 
  3  | 
  0  | 
  11  | 
**  | 
  2  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
  0  | 
  0  | 
  1  | 
  1  | 
  0  | 
  1  | 
  1  | 
  0  | 
  2  | 
  0  | 
  2  | 
  0  | 
  1  | 
  1  | 
  2  | 
  0  | 
  1  | 
Информация о работе Социально-психологического климата в психологии