Содержание работы социального педагога по нравственному развитию подростка из многодетной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:54, дипломная работа

Описание

Особенности многодетной семьи - условия жизни, в которых протекают социально-психологические процессы, внутрисемейные отношения, круг и содержание общения, особенности эмоциональных контактов, психологический микроклимат определяет специфику процесса социализации в большой семье и есть все основания полагать, что индивидуально-психологические характеристики детей в таких семьях также имеют свои социально-типичные черты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ……………………………………….
1.1 Многодетная семья как институт социализации……………………
1.2 Специфические особенности подросткового возраста……………
1.3 Технология нравственного воспитания подростка из многодетной семьи………………………………………………………………………………..
2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
2.1 Диагностические исследования уровня нравственного развития учащихся старших классов………………………………………………………..
2.2 Программа социально-педагогической и воспитательной работы по нравственному развитию подростков……………………………………………
2.3 Результаты исследования учащихся старших классов………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Содержание работы социального педагога по нравственному развитию подростка из многодетной семьи.doc

— 391.50 Кб (Скачать документ)

Содержание работы социального педагога по нравственному  развитию подростка из многодетной  семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ……………………………………….

     1.1 Многодетная семья как институт  социализации……………………

     1.2 Специфические особенности подросткового  возраста…………… 

     1.3 Технология нравственного воспитания  подростка из многодетной семьи………………………………………………………………………………..

2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

     2.1 Диагностические исследования уровня нравственного развития учащихся старших классов………………………………………………………..

     2.2 Программа социально-педагогической и воспитательной работы по нравственному развитию подростков……………………………………………

     2.3 Результаты исследования учащихся старших классов………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Актуальность  темы исследования обусловлена необходимостью выявлению проблемы нравственного развития детей в условиях многодетных семей. Семейная среда, прежде всего отношения в семье, опосредуют детерминирующие влияния в целом (Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.). В семье складываются особые психологические условия, которые влияют на когнитивные и личностные характеристики ее членов, в особенности детей.

     При определении понятия «многодетность»  социологами обозначен социально-психологический  критерий соответствия социальным нормам детности, принятым в обществе. Для регионов с преобладанием семей с одним-двумя детьми (что соответствует нашей культуре), многодетной считается семья, в которой трое и более детей .

     В XX веке происходит спонтанное сокращение количества детей в семье; нормы, связанные с феноменом многодетности семьи, исторически изживают себя . Многодетная семья, как особая, «нетипичная» категория семьи, становится достаточно редкой в нашей культуре, особенно в городской среде.

     Преобразования  социально-экономических и духовно-нравственных отношений в современной России в первую очередь коснулось семьи как социального института, что привело к нарушению ряда важнейших функций семьи, таких как воспитание, социализация подрастающего поколения, обеспечение эмоциональной защищенности и безопасности детей. Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а так же отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации.

     В современном мире необходимо оказание социальной и психолого-педагогической поддержки семье т.к. любое общество, независимо от его социально-экономического и политического устройства, заинтересовано в успешном воспитании и социализации подрастающего поколения, а, как известно, семье принадлежит ведущая роль в осуществлении этих функций. Семья - важнейший феномен, сопровождающий ребенка в течение всей его жизни.

     Особенности многодетной семьи - условия жизни, в которых протекают социально-психологические процессы, внутрисемейные отношения, круг и содержание общения, особенности эмоциональных контактов, психологический микроклимат определяет специфику процесса социализации в большой семье и есть все основания полагать, что индивидуально-психологические характеристики детей в таких семьях также имеют свои социально-типичные черты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ 

1.1Многодетная семья как социально-психологический фактор развития индивидуальности ребенка 

     Семья - это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы. В современном обществе семья, в результате взаимовлияния индивидов, выступает как персональная микросреда развития ребенка, а как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентированных взаимоотношениями между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека. Как малая социальная группа, семья - это общность людей, основанная на кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты.

     В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина.

     Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания и социализации, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного  образа жизни. Как самая малая, первичная социальная ячейка, семья представляет своего рода «элементарную частицу» общества. В семье находят отражение все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. В то же время семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжении человеческого рода, на нее ложатся большие обязанности в воспитании детей и подростков, в физическом и духовном развитии личности. Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.

     Семейное  воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей.

     Многодетные семьи, когда-то составлявшие большинство  на территории России, в настоящее  время устойчиво занимает незначительную долю  от общего количества семей.

     Основные  характеристики многодетности в  Российской Федерации:

     -доля многодетных семей в России незначительна и составляет 2,6% от общего числа домохозяйств (включая домохозяйства с одним родителем) и 6,6% от числа семей с детьми (по данным Всероссийской переписи 2002 г.);

     -численность многодетных семей сокращалась в последние десятилетия и стабилизировалось на минимально низком уровне;

     -распространенность многодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие от большинства регионов России, ряд субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнем многодетности;

     -преобладание многодетных семей с тремя детьми- 75% от общего количества многодетных семей в Российской Федерации; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7% от общего количества многодетных семей.

     Отношение к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно. Большее или среднее число детей стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Многодетность рассматривают, как синоним бедности, отсталости. В формирующихся стереотипах общественной психики «герой нашего времени» представляется имеющим одного, но очень «дорогого», высокооплачиваемого ребенка. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования [38, 31].

     Всероссийское социологическое исследование по теме «Механизм социальной защиты многодетных семей» проводилось в Москве и девяти других регионах - от Якутска до Сочи. В выборку попало 593 городские многодетные семьи, имеющие трех и более детей до восемнадцати лет. Респондентам было предложено оценить, какие социальные проблемы они считают наиболее острыми для себя. На первом месте - неудовлетворенность жилищными условиями, скученность, теснота. Низкая обеспеченность жилой площадью крайне затрудняют не только сохранение здоровья, но и работоспособность, получение образования. Жилищные проблемы создают трудности в соблюдении режима дня для детей, в первую очередь школьного возраста. У большинства детей нет своего угла для занятий: за одним столом ученик (ца) делает уроки, здесь же малыш что-то лепит из пластилина, а мать кормит младенца. Постоянно в квартире суета, теснота. Дети, рожденные в плохих жилищных условиях, вырастут в них же и передадут соответствующее социальное самоощущение своим детям.

     Бюджет  семьи на момент исследования складывался главным образом, из зарплаты отца - 52,7%. Члены таких семей хронически не имеют потребления не только на уровне прожиточного минимума, но не обеспечены даже по меркам физиологического минимума. Так же к основным проблемам многодетной семьи можно отнести недостаток одежды и обуви. Для детей и подростков несоответствие стандарту «фирменного» молодого человека может обернуться душевной травмой, накоплением внутреннего потенциала конфликтности. Дети из многодетных семей ощущают чувство неуверенности в школе, имеют заниженную самооценку, более высокий по сравнению со сверстниками уровень тревожности и подозрительности [31, 34].

     По  данным исследований в 70 % семей воспитание детей в основном лежит на матери. Только треть родителей в полной мере знает о делах своих детей в школе. Связь со школой слабая. Активное участие в работе школы принимают всего 15 % отцов и матерей. Мала инициатива и самих матерей. Только 4,1% семей довольны классными руководителями своих детей. Что касается микроклимата в семьях, то неблагополучная атмосфера в 5% изученных многодетных семьях (ссоры, скандалы, пьянство). Воспитание детей требует и физических, и моральных сил. Многодетность ограничивает круг интересов женщин, возможности их участия в производстве и общественной жизни, способствует консервации уклада семейной жизни, связанного с чрезмерной занятостью взрослых, приниженным положением женщины в семье. В каждой второй семье выявлены осложнения в состоянии здоровья членов семьи. Положение усугубляется и тем, что семьи фактически находятся на грани выживания.

     Чрезмерная  занятость родителей создает  проблему общения. 66% родителей лишь иногда делятся с детьми своими успехами и трудностями.

     Низкий  уровень образованности, чрезмерная занятость отцов и матерей, недостаток свободного времени - вот основные причины упущения в воспитании детей. 77% родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что свидетельствует о низком уровне их психолого-педагогической культуры. [21, 147].

     Но, не смотря на многие отрицательные моменты, как свидетельствует статистика, семьи с двумя-тремя детьми более стабильны, т.к. дети скрепляют супружеский союз и повышают ответственность за семью.

     Многодетная семья обеспечивает реальную возможность  постоянного общения между людьми разного пола, возраста, снижают возможность формирования таких качеств, как эгоизм, себялюбие, леность. Разнообразие интересов, характеров, отношений, которые возникают в многодетной семье - хорошая почва для развития детей, для совершенствования личности родителей. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимо уважительное отношение к старшим. Многодетная семья является незаменимой школой коллективизма, подготовки каждого ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни.

Информация о работе Содержание работы социального педагога по нравственному развитию подростка из многодетной семьи