Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:54, дипломная работа
Особенности многодетной семьи - условия жизни, в которых протекают социально-психологические процессы, внутрисемейные отношения, круг и содержание общения, особенности эмоциональных контактов, психологический микроклимат определяет специфику процесса социализации в большой семье и есть все основания полагать, что индивидуально-психологические характеристики детей в таких семьях также имеют свои социально-типичные черты.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ……………………………………….
1.1 Многодетная семья как институт социализации……………………
1.2 Специфические особенности подросткового возраста……………
1.3 Технология нравственного воспитания подростка из многодетной семьи………………………………………………………………………………..
2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
2.1 Диагностические исследования уровня нравственного развития учащихся старших классов………………………………………………………..
2.2 Программа социально-педагогической и воспитательной работы по нравственному развитию подростков……………………………………………
2.3 Результаты исследования учащихся старших классов………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.
Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.
Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.
Детям из многодетных семей более, чем из однодетных семей, свойственны эмоциональные реакции на ситуацию препятствия. Школьникам из больших семей в большей мере характерны реакции эгозащитного типа, в эмоционально-стрессовых ситуациях дети склонны к защите своего «Я» в форме самообвинения, самоосуждения, испытывая при этом чувство вины. Кроме того, в младшем школьном возрасте они предъявляют повышенные требования к окружающим. В юношеском возрасте склонны рассматривать ситуацию примиряющим образом, для разрешения проблемы они готовы встать на позицию взаимопонимания и взаимной уступчивости. Личностные свойства школьников из многодетных семей по сравнению с единственными детьми более тесно связаны с показателями межличностных отношений. Это позволяет предположить, что развитие и проявления их личностных качеств в большей мере обусловлено взаимодействием с другими людьми. У детей из многодетных семей черты личности связаны более с показателями отношений со сверстниками, у единственных – со взрослыми, что отражает специфику общения и отношений у детей из семей с разной конфигурацией. Различия в межличностных отношениях детей из многодетных и однодетных семей нашли отражение в специфике восприятия этих отношений школьниками. В многодетных семьях, в отличие от однодетных, наблюдается некое единство ее членов, а также единство воспитательных практик родителей. Здесь выражены процессы взаимодействия между ее членами, характеризующие большую сплоченность и направленность на семью; дети стремятся к общению, прежде всего с членами своей семьи.
Восприятие детьми отношений с родителями отражает негативные тенденции в воспитательной практике. Единственные дети отмечают более благоприятный характер семейной ситуации и более близкие эмоциональные контакты с родителями .Отношения с матерью важны для всех детей, независимо от типа семьи и возраста детей, однако привязанность детей к матери несколько выше в однодетных семьях. Отношения с отцом не играют столь значимой роли в детско-родительских взаимоотношениях, как отношения с матерью, но отдают приоритет отцу дети из многодетных семей. Потребность в общении со сверстниками удовлетворяется детьми из многодетных семей, в первую очередь за счет взаимодействия с братьями и сестрами, из однодетных семей – с другом или подругой. В подростковом возрасте дети из многодетных семей начинают активно выходить за рамки семьи, вступать в отношения не только с родственниками, но также и с ровесниками.
Негативное влияние на психологическое состояние подростка оказывают следующие факторы, характерные для многодетной семьи:
-жилищные и материальные трудности ;
-сниженные возможности потребления культуры ;
-проблемы с организацией личного пространства и удовлетворением потребности в уединении ;
-проблемы с проведением и организацией досуга ;
-чрезмерную занятость старших детей уходом за младшими, повышенную ответственность за них, что может привести к установке на бездетность;
-ревность к братьям и сестрам.
С влиянием этих факторов социальные педагоги и психологи связывают следующие личностные и поведенческие проблемы подростков из многодетных семей:
-наличие заниженной самооценки ;
-более раннее и частое употребление спиртного ;
-стремление к лидерству, авантюризм, нечеткая нравственная позиция, социально неодобряемое поведение .
В
то же время авторы подчеркивают следующие
положительные стороны
-раннее
включение в работу по дому, причем подростки
не считают,
что это мешает их учебе или развлечениям;
-более разнообразные ролевые функции внутри семьи и более ранняя социализация ;
-обогащение
жизненного опыта ребенка благодаря примеру
старших
братьев (сестер) и заботе о младших;
-воспитание разумных потребностей и умение считаться с нуждами других;
-лучшую подготовку к супружеской жизни.
Таким
образом, есть плюсы и есть минусы
процесса социализации детей из многодетных
семей, задача социального педагога
выявить эьти стороны у каждого
конкретного подростка.
1.3 Роль социального педагога по нравственному воспитанию подростка из многодетной семьи
Появление должности социального педагога образовательного учреждения в России было обусловлено значительными изменениями в экономической, политической и социальной жизни страны, которые углубили существующие и обозначили новые проблемы воспитания, развития и социального формирования подрастающего поколения.
Профессиональная деятельность социального педагога – это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем.
Объектом деятельности социального педагога, прежде всего, является ребенок в микросоциальном мире, а предметом – процесс социального воспитания в нем. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как решение достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе.
Главная задача социального педагога – помочь ребенку выразить себя, свои желания, свои эмоции, обрести себя как уникальную личность. Обрести личностную гармонию, которая одновременно является следствием и причиной нравственной свободы человека, обеспечивает ему полноту жизни и деятельности, постоянный творческий поиск.
Суть проблемы нравственного воспитания школьников не только в том, какие ценности в данное время пропагандируются и служат основой целенаправленного воздействия на них с целью вызвать изменение самой мотивации их поведения, но и в том, какие педагогические принципы при этом используются. Нравственное воспитание — относительно самостоятельные направления воспитательной работы. Оно решает свои специфические задачи, имеет собственные средства и методы. Главным фактором нравственного воспитания является воспитание чувств подрастающего поколения.
В.А.Сухомлинский писал: «Нравственные убеждения, взгляды, привычки — все это связано с чувствами. Чувство - это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди. Чуткость, впечатлительность души формируется в детские годы - упущенного никогда не наверстаешь».
Однако, чувства не возникают сами по себе, а под воздействием внешней среды, условий, организации и деятельности человека.
Совместно с классными руководителями социальный педагог определяет, кто из детей заслуживает большего внимания.
Бытует мнение: что дети и подростки из многодетных семей –дети «группы риска», что понимается как «трудные дети». Но это не совсем так.
Особого внимания и заботы социального педагога требуют дети, которые имеют определенные социальные проблемы: слабое здоровье, проблемы в межличностном общении, низкую успеваемость, трудные социальные условия, сложные отношения между членами семьи и т.д. Ведь при определенном стечении обстоятельств эти проблемы могут обостриться и ребенок не всегда может справиться с ними. Вот тогда он становится «трудным». Чтобы этого не произошло, нужно вести с этими детьми активную работу. Так для работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, нужно подключать учителей-предметников, которые работают над развитием познавательной сферы, формируют учебную мотивацию, помогают ребенку справиться с трудностями и проблемами в обучении во внеурочной деятельности и определиться в интересах.
Помочь ребенку найти себя, компенсировать социальное неблагополучие интересным делом, обрести новых друзей и единомышленников – это главный успех в работе социального педагога. Определить интересы ребенка, предложить ему кружок, секцию, в которой он может развивать свои интересы и способности – может быть это тоже поможет ему выйти из «группы риска».
С некоторыми детьми проводится индивидуальная работа по развитию эмоциональной сферы, формированию культуры чувств, т.е. умению подавлять негативные эмоции положительными, моральными, этическими, интеллектуальными чувствами.
Большая проблема педагогов – межличностные отношения детей. Межличностные отношения – это важнейший компонент воспитательной системы школы. Межличностные отношения учащихся -показатель воспитания на сегодняшний день.
Задача социального педагога – знать психологическую атмосферу класса, держать под контролем детей, испытывающих трудности в общении. Это осуществляется через диагностику, через наблюдение, через беседы с классными руководителями и детьми. Важно, владея этой ситуацией, в трудный момент оказаться рядом, поддержать, помочь разобраться в ситуации и предложить возможные пути решения этой проблемы.
Методы и приемы педагогической поддержки разнообразны, т.к. связаны с множеством ситуаций общения. О.С.Газман выделяет семь шагов решения проблемы в режиме диалога, которые могут рассматриваться в качестве алгоритма педагогической поддержки:
1.
Заметить эмоциональное
2.
Помочь ему увидеть свою
3. Помочь определить свое к ней отношение.
4. Помочь определить, что делать.
5. Помочь определить, как делать.
6. Стимулировать выбор ребенком вариантов решения.
7. Стимулировать выработку им плана действия.
Итак, можно сказать: школа – это живой организм, в котором не существует автономно ни один орган. Поэтому социальная работа с детьми из многодетных семей одно из важнейших направлений в работе образовательного учреждения.
Итак, в рамках первой главы проанализирована семья как важнейший социальный институт, сопровождающий ребенка всю жизнь, отражена специфика воспитании ребенка в многодетной семье, а так же дана характеристика подросткового возраста.