Содержание работы социального педагога по нравственному развитию подростка из многодетной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:54, дипломная работа

Описание

Особенности многодетной семьи - условия жизни, в которых протекают социально-психологические процессы, внутрисемейные отношения, круг и содержание общения, особенности эмоциональных контактов, психологический микроклимат определяет специфику процесса социализации в большой семье и есть все основания полагать, что индивидуально-психологические характеристики детей в таких семьях также имеют свои социально-типичные черты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ……………………………………….
1.1 Многодетная семья как институт социализации……………………
1.2 Специфические особенности подросткового возраста……………
1.3 Технология нравственного воспитания подростка из многодетной семьи………………………………………………………………………………..
2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
2.1 Диагностические исследования уровня нравственного развития учащихся старших классов………………………………………………………..
2.2 Программа социально-педагогической и воспитательной работы по нравственному развитию подростков……………………………………………
2.3 Результаты исследования учащихся старших классов………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Содержание работы социального педагога по нравственному развитию подростка из многодетной семьи.doc

— 391.50 Кб (Скачать документ)

     Рассмотрев  данные проблемы можно сделать вывод о том, что семья - важнейший институт социализации и от семейного благополучия во многом зависит воспитание и развитие детей. Многодетные семьи нуждаются в первоочередном внимании общества. Воспитательный процесс в отношении подростков из многодетных семей должен строиться с учетом основных закономерностей их психического развития. А именно, опираться на потребность подростков в общении со взрослыми и сверстниками (как ведущей деятельности) и на те стороны его личности, которые либо уже сформировались, либо находятся в стадии созревания («зона ближайшего развития»). Для подростка «зоной ближайшего развития» является сотрудничество с взрослым в пространстве проблем самосознания. Кроме того, в воспитательном процессе нельзя не учитывать факторы, оказывающие влияние на социализацию подростка в многодетной семье.

     Следовательно, задача деятельности социального педагога - помочь подростку из многодетной  семьи повысить свою самооценку и  расширить жизненные планы и  перспективы, выявить талантливых детей и помочь им развить их способности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. ОПЫТ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПОДРОСТКОВОГО ДЕТСКОГО ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА «ЗОРЬКА

2.1 Диагностические  исследования уровня  нравственного развития подростков

     Рассмотрим, каким образом социальный педагог решает вопросы по нравственному воспитанию подростков из многодетных семей.

     Диагностика в технологии социально - педагогического  сопровождения подростка имеет  ключевое значение. В системе сопровождения появляется особый предмет диагностики: ситуация развития ребенка, отношения возникающие между участниками учебно-воспитательного процесса, процесс сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками. Масштаб объекта диагностики может варьироваться: от традиционной диагностики детско-родительских отношений до комплексного анализа образовательной среды конкретного учреждения»

     Как уже говорилось в главе 1, перед  социальным педагогом стоит задача - способствовать правильному формированию здоровой личности учащихся.

     Прежде  чем проводить работу в данном направлении, необходимо диагностировать учащихся. 

     С 2007 года  школа г Зверева опирается на экспериментальную работу ПГПУ им. Белинского. В своей педагогической практике школа использует различные авторские разработки профессорско-преподавательского состава данного Вуза. Одной из этих разработок является электронная карта мониторинга состояния здоровья учащихся.

     На  взгляд руководства школы, электронная  карта мониторинга состояния здоровья обучаемых необходима для определения уровня физического, психофизиологического, психоэмоционального, нравственного и социального здоровья учащихся с целью использования комплексных оздоровительных, коррекционных и реабилитационных программ по формированию здорового образа жизни у учащейся молодежи с учетом их возрастных особенностей.

     В данной работе коснемся диагностики нравственного и социального здоровья учащихся.

     В электронную карту мониторинга  нравственного развития включены следующие  методики:

     1. Нравственная самооценка (Колмогорцева Л. Н.);

     2. Отношение к жизненным ценностям  (НИИ возрастной психологии);

     3. Нравственная мотивация (Колмогорцева  Л. Н.);

     Данные  методики наиболее информативны, достаточно просты для использования, надежны  и валидны.  Разработка, отбор методик, интерпретация и оценка полученных результатов проводится в соответствии с имеющимися представлениями о возрастных возможностях учащихся и особенностях детей изучаемого возраста.

     Диагностическую программу по исследованию нравственности подростка можно проводить выборочно по отдельным параметрам, методикам в отдельные годы обучения.   Для осуществления компьютерного мониторинга по определению уровня нравственного и социального развития необходимо опираться на модульно-блочный  принцип.

     Критерии  оценки уровня нравственного развития:

     - уровень моральной воспитанности;

     - знание нравственных норм и  наличие умений их выполнять;

     - наличие высокоавтоматизированных  моральных навыков

       По шкале «В» - высокий, «С» - средний, «Н» - низкий уровень.

     Уровень нравственного развития  включает в себя следующие моменты: способность справляться с ежедневными трудностями и серьезными кризисами; предвидение хода действия и реакций на поступки окружающих; преодоление препятствий, активизируя разнообразные стратегии поведения; развитие социальных навыков  и расширение знаний об основах безопасной жизнедеятельности.

     Методики позволяют выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности,  коллективистской направленности, самокритичности, уровень отношения к собственному здоровью и здоровью близких и провести ранговые корреляции.   

     По методикам «Нравственная самооценка»; «Нравственная  мотивация»; «Диагностика отношений  к жизненным ценностям»  выбор ответа свидетельствующий об активном, устойчиво-положительном отношении к соответствующим нравственным нормам и оценивается в 4-5 баллов. Ответ,  показывающий, что это отношение, хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы) и оценивается в 3 балла. Оценку в 1-2 балла получает учащийся,  выбравший пассивное и недостаточно устойчивое отношение, что свидетельствует об отрицательном, неустойчивом отношении ребенка к нравственным нормам.  Высокий уровень соответствует 21-30 баллам,  средний  - 11-20, низкий -   1-10.

     Анализ  результатов исследования учащихся с помощью электронной карты  мониторинга развития показал,  что среди исследуемых показателей выделены те, которые в большей степени определяют состояние нравственного развития.

     Данные  показатели помогут определить форму практической деятельности, что позволит испытуемому самостоятельно конструировать свое поведение, изменять мотивационную сферу и самооценку за счет рефлексивного осознания.

     Высокий уровень нравственной мотивации  и адекватная самооценка обеспечивают позитивную динамику поведения и организацию адаптивного процесса;  помогают самостоятельно формулировать критерии оценки своей деятельности, самостоятельно формулировать  проблемы, цели, задачи; самоконтроль и самооценку. А это, в свою очередь, окажет помощь в формировании способности к рефлексии; высокому уровню притязания; высокого уровня самооценки и веры в свои силы; чувство долга; персональной ответственности; способности работать в команде.

     Результаты  исследования позволили произвести выборку показателей, с помощью которых выявили учащихся, которые отнесены в категорию  высоко нравственных или же с низким уровнем нравственности. С учащимися,  получившими самый низкий балл по определению уровня нравственности, была проведена работа: были даны рекомендации учащемуся, классному руководителю, родителям по формированию нравственных качеств.

     Итак, мы с вами рассмотрели методы диагностики  нравственного и социального  здоровья учащихся с использованием электронной карты мониторинга  здоровья. Но нужно помнить, что для более точного и полного определения нравственного и социального здоровья учащихся необходимо также определить уровень психического здоровья учащихся. Кроме этого необходимо учитывать уровень физического развития детей.

     Далее социальный педагог составляет социальный портрет подростка, который позволяет определить: образовательный статус родителей (а это необходимо для планирования работы с родителями), специфику семьи, ведь подходы в воспитательной работе зависят от того является семья многодетной или нет, процентного соотношения полных и неполных семей. В социальную карту входят: характеристика, акт обследования семьи учащегося, ; данные о работе с подростком и семьей; результаты обязательно проводящихся социально-педагогической службой диагностик, анкетирования, тестирования; рекомендации по работе с подростком руководителю кружка или секции, социальная карта семьи учащегося; могут быть вложены др. документы, свидетельствующие о проводимой индивидуально-профилактической работе . 

2.2 Программа социально-педагогической и воспитательной работы по нравственному развитию подростков

     В условиях  преодоления кризисных  явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим  системный подход, программная форма  организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке многодетных семей. Такое заключение вполне созвучно мнению руководства школы г. Зверева.

     Субъектом образовательного процесса следует  считать не ребенка, а семью, в  связи с тем, что «системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья... Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции и основным элементом ее передачи».

     Системность подхода к проблеме педагогического  сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению.

     Можно назвать  направления системы работы по педагогическому сопровождению многодетной семьи в школе в вопросах духовно-нравственного воспитания детей:

     I. Содержательное направление. Оно  включает разработку содержания, форм и методов интегрирования  духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания;

     II. Социально-педагогическое направление.  Оно предполагает реализацию  системы духовно-просветительских  и педагогических мероприятий,  адресованных семьям. В первую очередь, семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:

     - многодетным,

     - малоимущим,

     - неполным семьям,

     - семьям, имеющим детей-инвалидов;

     -неблагополучным  семьям группы риска, асоциальным  семьям.

     III. Программно-структурное направление,  которое предполагает выделение,  организационную и содержательную разработку 2-хоследовательных этапов в работе по педагогическому сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания:

     1) просвещения родителей,

     2) организации совместной деятельности  семей,

     В соответствии  с направлениями  Программы социальным педагогом школы и классным руководителем 10 класса были разработаны конкретные мероприятия, направленные на воспитание нравственности у подростков.

     В соответствии с обозначенными направлениями  была выполнена следующая работа:

     -традиционные  разговоры с родителями учащихся, направленные на обсуждение как о достижениях их ребенка, так и о его неудачах;  

     -  встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребывания в школе   похожи;

     - тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем   и улучшение взаимоотношений детей и родителей, например: «Психолого – педагогическая характеристика современного подростка: возрастные особенности».; «Родительская любовь»; «Права родителей.Права ребенка», « Моя большая и дружная семья?», «Все работы хороши, выбирай на вкус»; «Курение, алкоголизм и развивающийся организм» и др.

     Большое внимание уделяется также  вопросу понимания родителями нравственных категорий. С этой целью предлагается родителям различные тесты и анкеты. Например, предлагается родителям дать определение основных нравственных категорий, формирование которых он считает наиболее важными в работе с учащимися:

     Доброта – это …

     Быть добрым – это значит …

     В характере моего ребенка это  качество проявляется в том, что  …

     Терпимость – это …

     Быть  терпимым – это значит … и  т. д.

Информация о работе Содержание работы социального педагога по нравственному развитию подростка из многодетной семьи