Содержание работы социального педагога по нравственному развитию подростка из многодетной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:54, дипломная работа

Описание

Особенности многодетной семьи - условия жизни, в которых протекают социально-психологические процессы, внутрисемейные отношения, круг и содержание общения, особенности эмоциональных контактов, психологический микроклимат определяет специфику процесса социализации в большой семье и есть все основания полагать, что индивидуально-психологические характеристики детей в таких семьях также имеют свои социально-типичные черты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ……………………………………….
1.1 Многодетная семья как институт социализации……………………
1.2 Специфические особенности подросткового возраста……………
1.3 Технология нравственного воспитания подростка из многодетной семьи………………………………………………………………………………..
2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
2.1 Диагностические исследования уровня нравственного развития учащихся старших классов………………………………………………………..
2.2 Программа социально-педагогической и воспитательной работы по нравственному развитию подростков……………………………………………
2.3 Результаты исследования учащихся старших классов………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Содержание работы социального педагога по нравственному развитию подростка из многодетной семьи.doc

— 391.50 Кб (Скачать документ)

     Воспитание  в семье осуществляется не только родителями, но и старшими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Это может иметь как положительные (опыт заботы о другом человеке, общения с малышами), так и отрицательные (приобретение старшими детьми установок на бездетность, эгоизм у младших детей, как результат чрезмерной опеки) последствия в зависимости от педагогической грамотности родителей. Существенную роль в отношениях братьев и сестер играет возраст. Взаимосвязь сильнее всего проявляется у погодок и у детей с разницей в два-три года. В отношениях братьев и сестер, разница в годах между которыми значительная, могут возникать сложности. В таких семьях наблюдаются проблемы взаимоотношений между детьми.

     Режим в семье, где несколько детей, должен быть особым: ведь в то время, когда старшим детям нужна тишина для подготовки уроков, младшие не могут, по всей вероятности, удовлетворить свою потребность в движении, которая реализуется у них в шумных играх. Родители в праве требовать от старших детей помощи младшим в учебе.

     В правильно организованной многодетной  семье более естественно решается проблема «дети и деньги». Здесь  с раннего возраста каждый убеждается в целесообразности семейной экономики, привыкает считаться с возможностями  семьи, уважать потребности близких людей, учиться планировать расходы. В многодетной семье труд каждого, независимо от возраста, является необходимостью. Однако здесь существует опасность неправильного распределения обязанностей между детьми: порой старший ребенок лишается значительной части тех детских и юношеских радостей, которые доступны его товарищам из малодетных семей. Младшие же дети в подобной ситуации вырастают изнеженными эгоистами, уверенными в том, что за все их поступки и промахи должен нести ответственность кто-то другой.

     Многие  педагоги считают, что многодетная  семья лучше исполняет свою функцию  подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, расторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сердечного тепла  и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма. В большой семье легче реализовать в сознании и поведении ребенка таки нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение [24, 134-137].

     Для исследования проблем многодетной  семьи необходимо учитывать причины, побудившие родителей создать такую семью. По этому признаку в научной литературе многодетные семьи распределяются на три категории:

     Семьи, многодетность которых запланирована (в связи с традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, загруженностью родителей, состоянием здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

     Семьи, образовавшиеся в результате второго  и последнего браков, в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи. Такие семьи чаще всего не мотивированы на многодетность и вынужденно принимают ее, приспосабливаясь к случившемуся. К этому же типу относят семьи с близнецами и с детьми, на рождение которых супруги идут по медицинским рекомендациям.

     Неблагополучные многодетные семьи образуются в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне алкоголизма, асоциального образа жизни.

     По  мнению исследователей, каждая вторая многодетная семья нуждается  в материальной поддержке, каждая пятая - в профилактической социальной помощи, которая должна способствовать повышению  психолого- педагогической компетенции  родителей и содействовать социализации детей.

     Значительной  для поддержки многодетных семей  является консультативная помощь как  специалиста, непосредственно работающего  с многодетной семьей, так и  работников специализированных служб  и центров психологической, правовой и социальной помощи, и адаптивно - педагогической помощи, включающей в себя работу самых разных специалистов (психологов, правоведов, экономистов, педагогов и др.).

     Таким образом, анализ специфики воспитания детей в многодетной семье  показал, что такая семья наиболее полно реализует возможности воспитания детей.

     В ней сталкиваются и положительные  и отрицательные факторы, тем  или иным образом влияющие на воспитание и социализацию детей. С одной  стороны, многодетные семьи сталкиваются с множеством проблем (ограниченная жилищная площадь, недостаток средств, загруженность родителей на работе и т.д.), которые являются негативными факторами. С другой стороны, в ней существует межвозрастное и близковозрастное общение. Этот фактор многодетной семьи благоприятно действует на становление личности ребенка в таких аспектах, как коммуникабельность, развитие эмпатии, трудолюбия, самостоятельности, в целом, способствует лучшей подготовке детей к взрослой жизни, их социализации.

     В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

     Русский философ И.А. Ильин называет семью  «первичным лоном человеческой культуры». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

     В семье рождается чувство живой  преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

     Только  семья может воспитать семьянина. По мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку «два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

     - первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;

     - и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение». Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

     Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца; тем, насколько сами родители могли показать своему чаду добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

     Таким образом, система нравственного воспитания подрастающего поколения в обществе строится на органической связи семейного и общественного (главным образом школьного) воспитания. 

     1.2 Психологические особенности подросткового возраста у детей из многодетных семей 

     Каждый  возраст хорош по-своему. И в  то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

     Это самый долгий переходный период, который  характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст- стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста.

     Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Что же он представляет собой?

     Вот его проявления:

     -чувствительность к оценке посторонних своей внешности;

     -крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;

     -внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров;

     Суть  «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды

     Причина психологических трудностей связана  с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

     Для подростков характерна полярность психики:

     -целеустремленность, настойчивость и импульсивность;

     -неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;

     -повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

     -потребность в общении сменяется желанием уединиться;

     -развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

     -романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

     -нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

     Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

     Стенли  Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в  этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

     Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было - страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.

     Одно  из новообразований подросткового  возраста- чувство взрослости.

     Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его  готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного  участника этой жизни. С внешней  стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»). Копируют любые отношения.

     Хотя  претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для  подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Информация о работе Содержание работы социального педагога по нравственному развитию подростка из многодетной семьи