Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:54, дипломная работа
Особенности многодетной семьи - условия жизни, в которых протекают социально-психологические процессы, внутрисемейные отношения, круг и содержание общения, особенности эмоциональных контактов, психологический микроклимат определяет специфику процесса социализации в большой семье и есть все основания полагать, что индивидуально-психологические характеристики детей в таких семьях также имеют свои социально-типичные черты.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ……………………………………….
1.1 Многодетная семья как институт социализации……………………
1.2 Специфические особенности подросткового возраста……………
1.3 Технология нравственного воспитания подростка из многодетной семьи………………………………………………………………………………..
2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
2.1 Диагностические исследования уровня нравственного развития учащихся старших классов………………………………………………………..
2.2 Программа социально-педагогической и воспитательной работы по нравственному развитию подростков……………………………………………
2.3 Результаты исследования учащихся старших классов………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….
С
целью выявления
Знание ребенком нравственных норм еще
не говорит о его воспитанности. Важно,
чтобы хорошо осознаваемые нравственные
нормы стали мотивами поведения. Необходимо
активно – положительное, устойчивое
отношение к нравственным нормам со стороны
ребенка, а также чтобы нравственное поведение
разносторонне и полно стимулировалось
системой предъявляемых к подросткам
требований.
В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит осмысление человеческой жизни, без него рассуждения о нравственности вообще не имеют никакого смысла. Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к другому человеку и самому себе. По мнению социальных педагогов, этот «другой» становится для подростка критерием и мерой познания собственного «я», критерием Истины . Поэтому возникает задача сделать круг его общения шире, разнообразнее и содержательней. «Объектами», призванными войти в систему его ценностей, могут стать выдающиеся личности, сведения о которых содержатся в учебных программах.
2.3 Результаты исследования учащихся старших классов
Эффективность процесса нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования можно оценить, исходя из сформированности духовно-нравственных ценностей.
Проведенные диагностические исследования у учащихся 10 класса показатели следующие результаты К 15-16 годам у подростков здесь наблюдается бурное формирование потребности в нравственном познании (22%), отзывчивости (12%), стремления к совершенству (29%), честности (40%), но слабое развитие самокритичности (4%), сензитивности к несправедливостям (10%) и привязанности к семье (6%). У детей наблюдается уменьшение пристрастного отношения к себе и другим, улучшение адекватного самооценивания и появлению умения уважать позиции и права других людей (34%), наблюдается стремительное улучшение культурологических стремлений и резкое снижение акультурных стремлений.
Процесс формирования нравственности в возрастном промежутке 16-17 лет характеризуется как более интенсивный, чем в предыдущий возраст. В нем выделяется доминирование становления готовности к помощи в работе (18%), ответственности (16%), трудолюбия (9%), волевых качеств (21%). Наблюдается увеличение: эстетических переживаний и желания самосовершенствования (психического и физического здоровья на 10%); альтруистических стремлений (7%); рейтинга нравственных ценностей и творчества при одновременном падении рейтинга ценности развлечений и материального обогащения; нравственных мотивов над мотивами сопереживания (43%).
В
целом, процесс нравственного
Таблица № 1.Динамика становления нравственной воспитанности, в %
Уровни нравств. Воспитанности | на начало программы | на конец программы | ||||
многодетная семья | 1-2 детей в семье | «зона риска» | многодетная семья | 1 или 2 детей в семье | «зона риска» | |
высокий | 22 | 17 | 22 | 24 | 17 | 20 |
средний | 42 | 75 | 61 | 60 | 79 | 68 |
низкий | 36 | 8 | 17 | 16 | 4 | 12 |
Как уже было отмечено, субъектом образовательного процесса в школе считают не ребенка, а семью.
Но, несмотря на большую проделанную работу, процесс приобщения родителей к школе идет очень медленно. Еще не все родители активно и сознательно принимают участие в совместной работе семьи и школы. Во многом это связано с тем, что школа находится на микроучастке, где очень часто меняется контингент жителей, а, следовательно, и учащихся. Многие семьи проживают в частном секторе и их дома находятся довольно далеко от учебного заведения.
На территории Малоэтажного поселка проживает большое количество многодетных, малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей. Кроме того, в последние 10 лет появились семьи беженцев и вынужденных переселенцев. В работе с ними большой преградой стал языковой барьер.
Учениками школы являются и дети из Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Они недолго задерживаются в школе, но их влияние сказывается на общем климате. Многие из этих учащихся достаточно быстро осваиваются и легко принимают требования коллектива, но есть и проблемные дети, которые тяжело переносят резкие изменения в их жизни.
Еще одной немаловажной причиной низкой активности родителей является их невысокий образовательный уровень. За прошедшие 3 года условия жизни многих семей не улучшились, а образовательный уровень родителей падал.
Поэтому в работе с родителями школа стремимся создавать ситуации, которые направлены на более тесное общение и взаимодействие.
В
школе созданы и успешно
В школе ведется целенаправленная работа по изучению каждой семьи и привлечению родителей в воспитательный процесс. Созданы условия для проведения мероприятий, которые помогают родителям и детям лучше понять и принять друг друга, т.к. все классные дела проводятся совместно с родителями. Это и классные часы, и классные праздники, и школьные мероприятия, и экскурсии, и походы в театры, музеи, кинотеатры.
Многие дети нашей школы посещают кружки и секции (более 80% всех учащихся), но в последнее время стала видна тенденция снижения посещаемости внешкольных учреждений из-за резкого падения материального достатка семей этих детей.
Для родителей должно быть очевидным, что чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней их ребенку в школе, тем больше получит он для своего социального развития. Участвуя в организации воспитательно-образовательного процесса, делах класса, родители способствуют развитию коллектива, отношений в нем и каждого ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Акутина С.П. Воспитание = семья и школа./ Классный руководитель №7, 2006, С 26 – 43.
2.Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. Ярославль, 2003.
3.Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Ярославль, 1992.
4.Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., 1996.
5.Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству./ Классный руководитель № 6, 2007, с. 126 – 139.
6.Васильева Е.В. Стили семейного воспитания./ Справочник классного руководителя № 4, 2008, С.68 – 74.
7.Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением./ Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.
8.Джунгурова Т.Н. Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Лекция для начинающих классных руководителей./ Классный руководитель №7, 2006, С.13 – 15.
9.Жирякова А.А. Структура воспитательной работы в общеобразовательной школе // Классный руководитель. М. 2001. № 1. С. 66-74.
10.Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 2000.
11.Классному руководителю. / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Владос, 2003.
12.Лаптенок А.С. Нравственная культура личности: Условия формирования / Под. ред. Лаптенка А.С. - Мн.: 2002. - с. 180.
13. Лаптенок А.С. Нравственная культура общества: Монография НИО. - Мн.: НИО, 1999. - с. 202.
14. Левитас Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Воронеж, 1998. - с.10.
15. Нравственно воспитание личности: Учебно - методические рекомендации. / сост. Левчук 3.[ и др.] - Брест: Бел ГУ, 2002. - с. 43.
16.Никитина Л. Технологии социально-педагогической работы: краткий анализ // Воспитание школьников. М., 2000. №10. С. 14-15.
17.Никитина Л. Узловые моменты профессии // Воспитание школьников. М., 2000. №7. С. 20-22.
18.Никитина Л. Функции и роли социального педагога // Воспитание школьников. М., 2000. № 8. С. 30-36.
19.Никитина
Л. Что должен знать
20.О состоянии и задачах развития национальной системы образования: Доклад министра образования РБ П.И. Бригадина на ІІ съезде учителей. \\ Пралеска. 2001.№ 12. с.12 - 16.
21. Поляков С.Д. Технологии воспитания. М.: 2003. - с.6.
22.Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 416с.
23.Шептенко
П.А. Проблемы подгатовки социальных педагогов
к профессиональной деятельности. Барнаул,
1999. 12с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пожалуйста,
укажите Ваше имя (ник)
и количество детей. Именно
такое количество детей
в Вашей семье - это случайность
или Вы сознательно
к этому шли?
Сейчас, по прошествии времени, Вы хотели бы иметь меньше или больше детей? Сколько детей было в семьях Ваших родителей? Планируете ли Вы увеличение семьи? Как распределяются домашние обязанности в Вашей семье?
Как
относятсяваши родители
к количеству детей
в Вашей семье?
Помогают
ли Вам Ваши родители?
Изменилось
ли отношение к Вам Ваших
друзей с рождением
детей? Какзменилось
ли Ваше отношение к
родителям, друзьям,
родственникам с рождением
Ваших детей? Как?
Считаете
ли вы, что взаимоотношения
внутри Вашей семьи
принципиально отличаются
от взаимоотношений
в семьях с одним или
двумя детьми? Если да,
то, в чем состоит хторахНазовите
по одному качеству,
которое Вы цените больше
всего в каждом из Ваших
детей.
Назовите
качество, которое Вы
больше всего цените
в Вашем партнере.
Как
обычно разрешаются
конфликты в Вашей семье:
Между
детьми?
Хватает
ли у Вас времени и сил
на совместные развлечения?
Какой вид отдыха предпочитает
Ваша семья?
Возникает
ли у Вас желание провести
свободное время вне
семьи? Как относятся
к этому Ваши близкие?
Кто
в Вашей семье является
инициатором всего нового (например,
поездок, походов в театр
и т.п.)?
Изменились
ли Ваши возможности
в плане организации
отдыха с увеличением
семьи? Как?
Как
Вы считаете, Вам легче
или сложнее организовать
досуг, чем семьям с
одним-двумя детьми?
Почему?
Как
часто Вы покупаете
продукты? Где Вы обычно
покупаете продукты?
Как
часто Вы покупаете
одежду? Где Вы покупаете
одежду?
Шьете
ли Вы? Вяжете? Обучаете
ли этому детей?
Как
часто Вы делаете большие
покупки?
Вам
кто-нибудь помогает
по хозяйству?
Считаете
ли Вы нужным приглашать
няню детям?
Есть
ли в Вашей семье животные?
Какие?
Хотите
ли Вы завести еще какое-нибудь
животное?
Зачем
нужны животные в семье?
Кто
у Вас ухаживает за животными?
Считаете
ли вы нужным специально
воспитывать детей,
или они учатся на Вашем
примере? Если возможно,
объясните свою позицию
Обучаете/обучали
ли вы детей по специальным
развивающим методикам?
Если да, то по каким
и почему выбрали именно
их?
Чему
вы отдаете приоритет:
физическому или интеллектуальному
развитию детей? Как
рано, по Вашему мнению,
необходимо начинать
такое развитие?
Какими
критериями вы руководствуетесь/