Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Основная задача социального института досуга, заключается в
развитии социальной активности и творческого потенциала личности.
Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно - досуговых центрах…………………6
Глава II. Психолого-педагогические принципы досуговой
деятельности молодежи в культурно-досуговых центрах…………………..21
Авторский проект «Лучший молодежный досуг»…………………………...36
Заключение……………………………………………………………………..42
Библиографический список……………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 78.34 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА»

 

 

 

 

 

 

Факультет: Государственного и муниципального управления

 

Кафедра: Социологии, социальной политики и регионоведедения.

 

 

Курсовая работа

 

на тему:

«На тему: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ».

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент  5 курса

очной формы обучения

Волков И. Ю.

 

Проверила:

Чернышкина Н. Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2011

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3                                                          

Глава I.  Социально-педагогические условия организации досуговой  деятельности молодежи в культурно - досуговых центрах…………………6                                                            

Глава II. Психолого-педагогические принципы досуговой                 

деятельности молодежи в  культурно-досуговых центрах…………………..21        

Авторский проект «Лучший молодежный досуг»…………………………...36

Заключение……………………………………………………………………..42                                                         

Библиографический список……………………………………………………44

Приложения……………………………………………………………………..47                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     

        В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно- нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей,  молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой  обеспеченности  учреждений культуры,  в том числе и деятельность  современных   культурно-досуговых центров.

      Переход   к  рыночным  отношениям  вызывает  необходимость  постоянного обогащения   содержания  деятельности  учреждений   культуры,   методов   ее осуществления  и, поиска новых досуговых технологий.

      Основная  задача  социального  института  досуга,  заключается  в

развитии  социальной   активности   и   творческого   потенциала   личности.

Организации разнообразных  форм досуга  и  отдыха,  создание  условий  полной самореализации в  сфере досуга.

      Одной   из   актуальных   проблем   деятельности   культурно-досуговых  учреждений на  пути  решения   данной  задачи,  является  организация   досуга молодежи. К сожалению,  в силу социально-экономических   трудностей  общества, большого безработных,  отсутствия должного количества  культурных  учреждений и недостаточное  внимание к организации досуга  молодежи  со  стороны  местных  органов  власти  и  культурно-досуговых   учреждений,   происходит   развитие  внеинституциональных  форм  молодежного   досуга.  Свободное  время   является одним  из  важных  средств  формирования  личности  молодого  человека.  Оно непосредственно   влияет   и   на   его    производственно-трудовую    сферу  деятельности,  ибо  в  условиях  свободного  времени  наиболее  благоприятно происходят рекреационно-восстановительные   процессы,  снимающие  интенсивные  физические  и  психические   нагрузки.   Использование   свободного   времени молодежью  является своеобразным  индикатором  ее  культуры,  круга  духовных потребностей  и  интересов  конкретной  личности   молодого   человека   или социальной  группы.

      Являясь  частью  свободного  времени,  досуг  привлекает  молодежь  его

нерегламентированностью  и  добровольностью  выбора  его   различных   форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью  сочетать  в  не физическую и интеллектуальную  деятельность,  творческую  и  созерцательную, производственную и  игровую. Для значительной части  молодых людей  социальные институты  досуга являются ведущими сферами социально  культурной  интеграции и личностной самореализации. Однако все  эти  преимущества  досуговой  сферы  деятельности пока еще  не  стали  достоянием,  привычным   атрибутом  образа жизни молодежи.

      Практика  молодежного досуга показывает, что наиболее  привлекательными  формами для молодежи являются  музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН,  однако,  не всегда культурно-  досуговые центры строят свою  работу, исходя из    интересов  молодых людей. Надо не только  знать сегодняшние культурные  запросы  молодых, предвидеть  их изменение, но  и  уметь   быстро  реагировать  на  них,  суметь предложить новые формы  и виды досуговых занятий.

      Совершенствования   деятельности   культурно-досугового   центра    по

организации досуга сегодня  является  актуальной  проблемой.  И  ее  решение должно идти активно  по всем направлениям:  совершенствование  хозяйственного механизма,  разработка  концепций  учреждений  культуры  в  новых  условиях, подходы к  модели и профессии клубного  работника,  содержание  деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

      Таким   образом,   современный   этап   развития   культурно-досугового

учреждения, характеризуется  переходом от критики существующего  положения  к конструктивным решениям.

 

 

Объект исследования –  молодежный досуг.

Предмет исследования –  деятельность  культурно-досуговых  центров  по

организации молодежного  досуга.

Цель курсового проекта  – изучить  особенности  организации  молодежного

досуга в условиях  культурно-досуговых  центров  и  выработать  практические рекомендации по его совершенствованию.

      Задачи  исследования:

     1. Определить  сущность и функции досуга  молодежи.

     2. Рассмотреть  социокультурные технологии молодежного  досуга.

     3.  Проанализировать  деятельность  культурно-досуговых   центров   по

        организации  досуга молодежи.

     4. Определить  пути совершенствования деятельности  культурно-досугового центра по  организации молодежного досуга.

 

Глава I.  Социально-педагогические условия организации досуговой  деятельности молодежи в культурно - досуговых центрах.

Досуг - деятельность в свободное  время вне сферы общественного  и бытового труда, благодаря которой  индивид восстанавливает свою способность  к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать  в сфере трудовой деятельности. Раз  досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов  и целей, которые ставит перед  собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и  спорт, туризм, путешествия - вот чем  и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все  эти занятия укажут на достигнутый  уровень культуры молодежного досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей  жизненной программы, развитие и  совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность  своим свободным временем.

К специфическим чертам молодости  относится преобладание у нее  поисковой, творческо-экспериментальной  активности. Молодежь более склонна  к игровой деятельности, захватывающей  психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Новых ощущений, и  с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая  деятельность носит универсальный  характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов  и социального положения. Интерес  к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и  многообразен: участие в телевизионных  и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало  ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

  • в эмоциональном контакте, сопереживании;
  • в информации;
  • в объединении усилий для совместных действий.

Потребность в сопереживании  удовлетворяется, как правило, в  малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая  имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных  действий молодежи возникает не только в производственно - экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

  • по содержанию (познавательные, развлекательные);
  • по времени (кратковременные, периодические, систематические);
  • по характеру (пассивные, активные);
  • по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Обзаведение собственной  семьей в значительной степени стабилизирует  временный бюджет, сокращает свободное  время молодого человека и делает его досуг близким по структуре  к досугу взрослого. До появления  детей молодые супружеские пары еще сохраняют многие привычки молодости. С рождением детей свободное  время резко сокращается, с особенности  у женщин. Возрастает тенденция к  семейному проведению досуга, в котором  усиливается рекреативная функция.

Надо подчеркнуть, что  характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации  и проведения охватывает многие стороны  данного явления - как личностные, так и общественные. Культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у  него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно  и с пользой проводить свободное  время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания - все  это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием  его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию  на личность досуг.

Культура досуга характеризуют  также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах  досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.

Наконец культура развития и функционирования соответствующих  учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом  стараний самой личности, ее желания  превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и  знаний, умений, способностей.

Отличным качеством культурного  молодежного досуга является эмоциональная  окрашенность, возможность привнести  в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с  интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

Высший смысл истинного  досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или  упразднить пустое, ненужное. Здесь  досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно  насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного  досуга молодежи - высокий уровень  культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых  технологий и форм, методов, эстетически  насыщенное пространство и высокий  художественный уровень досугового процесса.

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип  организации проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих  требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти  требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает  как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном  использовании свободного времени  людей - в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг  становится все более широкой  сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного  потенциала молодежи и общества в  целом.

Информация о работе Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи