Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Основная задача социального института досуга, заключается в
развитии социальной активности и творческого потенциала личности.
Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно - досуговых центрах…………………6
Глава II. Психолого-педагогические принципы досуговой
деятельности молодежи в культурно-досуговых центрах…………………..21
Авторский проект «Лучший молодежный досуг»…………………………...36
Заключение……………………………………………………………………..42
Библиографический список……………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 78.34 Кб (Скачать документ)

Наблюдения за работой  клубных объединений убеждают: чтобы  досуг стал действительно привлекательным  для молодежи, необходимо строить  работу обеспечивающих его учреждений и организаций на интересах каждого  молодого человека. Надо не только хорошо знать сегодняшние культурные запросы  молодых, предвидеть их изменение, но и  уметь быстро реагировать на них  регулированием соответствующих форм и видов досуговых занятий.

Как известно, среди наиболее популярных у молодежи видов досуга доминируют физкультура и спорт, обеспечивающие не только здоровье, нормальное физическое развитие, но и умение владеть  собой, своим телом. Кстати, отношение  индивида к своей физической конституции  является показателем его истинной культуры, отношения ко всему остальному миру. Удобные формы приобщения к  физкультуре и спорту - спортивные клубы, секции, группы здоровья. Игры занимают «важное» место в жизни молодежи, однако далеко не всем юношам и девушкам присуща высокая игровая культура. Некоторые из них совсем не ориентируются  в современных массовых играх, не осознают их ценности для себя, другие же относятся к играм преимущественно  созерцательно (сидение у телеэкрана, на трибуне стадиона). Игра, как форма  досуга - дело серьезное. Надо не забывать дорогу к игровым залам, игротекам. Правда, последних еще не так и много, а нужна их широкая сеть, причем нелишним были бы игротеки-клубы. В подобных заведениях (платных и бесплатных) должна царствовать игра: серьезная и смешная, с партнерами и без них, театрализованная и простая. Здесь, кроме того, можно решать забавные задачи, распутывать сложные детективные истории, участвовать в конкурсах эрудитов, потанцевать, выпить чашечку кофе или чаю. Сюда можно прийти как самому, так и с семьей, детьми. 4

Привлекают молодых досуговые  игры, связанные с использованием игровых автоматов и компьютеров.

Можно выделить наиболее привлекательные  для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы  типа игры -зрелища, КВН. Сегодня, ввиду  возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание  в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих  развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами  организации досуга стали клубы  по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного  и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Набирает силу самый серьезный  способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы  молодежного досуга, причем возможности  творить открываются всем без  исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает  созданию чего-то нового.5

Итак, досуг дает возможность  современному молодому человеку развивать  многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого  необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной  задачи, своего призвания - всесторонне  развивать собственные способности, сознательно формировать себя.

Глава II. Психолого-педагогические принципы досуговой

деятельности  молодежи в культурно-досуговых  центрах.

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.

Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда человек более менее  прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может  существенно сдвигаться, особенно в  сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет. Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и  устройство семейной жизни, время освоения выработанной профессии, определения  отношения к общественной жизни  и к своей роли в ней. Молодости  свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания  осуществить свои цели и идеалы.

В молодости наиболее доступны самые  сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются  и наиболее полно развиваются  отношение дружбы и любви. Молодость  считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности  не являются камнем преткновения, сопутствующие  им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности  достижения целей.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой  я? К чему я стремлюсь?» молодой  человек формирует:

самосознание  — целостное представление о  самом себе, эмоциональное отношение  к самому себе, самооценку своей  внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

собственное мировоззрение как целостную  систему взглядов, знаний, убеждений  своей жизненной философии, которая  опирается на усвоенную ранее  значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

стремление  заново и критически осмыслить все  окружающее, самоутвердить свою самостоятельность  и оригинальность, создать собственные  теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п. 6

Молодежный  возраст представляет собой как  бы «третий мир», существующий между  детством и взрослостью, так как  биологическое ~ физиологическое и  половое — созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная  взрослая личность. Молодость выступает  как период принятия ответственных  решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии  и своего места в жизни, выбор  смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс - становление самосознания и устойчивого  образа своей личности, своего «Я».

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего  мира — восприятие своих эмоций  не как производные от внешних  событий, а как состояние своего  «Я», появляется чувство своей  особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство  одиночества («Другие люди меня  не понимают, я одинок»);

2) появляется осознание необратимости  времени, понимание конечности  своего существования. Именно  понимание неизбежности смерти  заставляет человека всерьез  задуматься о смысле жизни,  о своих перспективах, о своем  будущем, о своих целях. Постепенно  из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но  часто недосягаемого образца  начинают вырисовываться несколько  более или менее реалистичных  планов деятельности, между которыми  предстоит выбирать. Жизненный план  охватывает всю сферу личного  самоопределения: моральный облик,  стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места  в жизни. Осознание своих целей,  жизненных устремлений, выработка  жизненного плана — важный  элемент самосознания;

3) формируется целостное представление  о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и  оцениваются человеком особенности  его тела, внешности, привлекательности,  а затем уже морально-психологические,  интеллектуальные, волевые качества. На основе анализа достигнутых  результатов в разных видах  деятельности, учета мнений других  людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и  способностей, формируется самоуважение  — обобщенное отношение к себе:

4) происходит осознание и формируется  отношение к зарождающейся сексуальной  чувственности. 

В молодости человек максимально  работоспособен, выдерживает наибольшее психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются  все необходимые выбранные профессии, знания, умения и навыки, развиваются  требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские  способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость и аккуратность и т.д.).

В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного  прогресса как объективного фактора  на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия  макросреды опосредуют особенности  включения молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается  как на формировании социального  облика молодого поколения, так и  на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы  общественного прогресса, отображаясь  в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодёжи.7

Молодёжь  характеризуется теми общественными  отношениями и общественными  формами, которые определяют её как  самостоятельную социально- демографическую  группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой  её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую  она занимает в процессе воспроизводства  социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать  сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого  процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

Молодёжь  как формирующийся субъект общественного  производства характеризуется также  особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно- исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

Конкретные  условия бытия молодых людей  определяют особенности молодёжного  сознания, диалектическое единство структурных  элементов которого и образует побудительно- мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает  многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений  к окружающей действительности и  мотивацию социальной деятельности.

Перечисленные проявления социального качества молодёжи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредством  деятельности.

Для того чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций  развития молодежной культуры, психологических  особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности  и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности  образа жизни, формирование жизненных  планов, ценностных ориентацией, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам, для того чтобы  эффективно построить работу.

Молодежь  – это социально- демографическая  группа, переживающая период становления  социальной зрелости, адаптации к  миру взрослых и будущие изменения. 8

Молодежь  имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий  жизни.

Нижняя  возрастная граница определяется, что  с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться  или работать). Верхняя граница  определяется достижением экономической  самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация  – это процесс становления  личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризует  ее как самостоятельную социально-демографическую  группу.

Человеческая  личность весьма сложна и многогранна. Вопросы, связанные с изучением  личности, привлекают внимание философов  и экономистов, социологов и юристов, педагогов и психологов, искусствоведов и представителей многих других отраслей науки. Философов, например, интересует личность в составе классов и  общества в целом, политэкономов  – как производитель и потребитель  ценностей в системе общественных отношений, психологов – в плане  изучения закономерностей проявления и формирования различных сторон ее внутреннего, духовного мира и  т.д. Вместе с тем это разделение аспектов изучения человеческой личности между различными науками не исключает  их тесной, можно сказать органической, взаимосвязи, поскольку личность представляет собой сложное, но целостное образование.

Каждый  молодой человек представляет собой  конкретную личность. Для которой  характерно то или иное отношение  к окружающим людям, явлением, предметам, характерно определенное поведение  в разных жизненных ситуациях.

Личность  – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира.

Человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его  проявлениях (способов и средств  производства, духовной культуры, приемов  чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.).

Становление полноценной, т.е. созидающей, творческой личности – процесс длительный, сложный и противоречивый.

Личность  конкретного человека, являющегося  членом человеческого общества, подчиняется  всем присущим каждой личности законам  развития и формирования. Эти законы выражают отношение каждого молодого человека к другим людям, к самому себе, к окружающей действительности в зависимости от особенностей общества, в котором этот человек живет. Человек постоянно состоит в  определенных отношениях с другими  членами общества, с различными группами и слоями общества, с различными группами и слоями общества. Вот  эти-то общественные отношения личности с обществом и являются тем  фундаментом, на основе которого формируется  человеческая личность.

Информация о работе Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи