Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Основная задача социального института досуга, заключается в
развитии социальной активности и творческого потенциала личности.
Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно - досуговых центрах…………………6
Глава II. Психолого-педагогические принципы досуговой
деятельности молодежи в культурно-досуговых центрах…………………..21
Авторский проект «Лучший молодежный досуг»…………………………...36
Заключение……………………………………………………………………..42
Библиографический список……………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 78.34 Кб (Скачать документ)

Молодежный досуг подразумевает  свободный выбор личностью досуговых  занятий. Он является необходимой и  неотъемлемым элементом образа жизни  человека. Поэтому досуг всегда рассматривается  как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением  и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Система организации досуга определяется интересами и потребностями  молодых людей в свободное  время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности  порождает обычно новую. Это позволяет  менять вид деятельности и обогащать  досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности но все более сложным, от пассивного отдыха - к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации - к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей - к творчеству и т.п.

Когда меняется социальное положение человека, уровень его  культуры, то сразу же происходит изменения  и в структуре досуга. Досуг  обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного  уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем  не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры 

Структура досуга состоит  из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической  и культурной значимостью, эмоциональной  весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга - отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил  и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется  состоянием покоя, которое снимает  утомление и восстанавливает  силы. Чем ты занят - не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную  разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это  может быть простое соединение или  летание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей  он пассивен, индивидуален. содержит лишь зачатки позитивного досуга.

И, тем не менее, такой  отдых - неотъемлемый элемент жизни  человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и  творческой деятельности.

Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением  исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Исследователи выделяют три  основные функции активного отдыха: восстановительную, развития и гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую  норму здоровья и высокую работоспособность, вторая - развитие его духовных и  физических сил, третья - гармонию души и тела. В общем многие стороны  личности могут быть развиты и  усовершенствованы активным отдыхом, если инвалид обладает хорошо развитым умением отдыхать. Оно есть своего рода искусство, которое состоит  в способности знать возможности  своего организма и сделать выбор  наиболее подходящих в данное время  занятий.

Между работой и отдыхом  социологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь. В культурно-досуговой  деятельности также был проведен ряд исследований в этой области. Наиболее точными и плодотворными  являются исследования Ю.А.Стрельцова, который считает «что любой вид  свободной деятельности несет в  себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы» конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но есть и свои различия.

Традиционно «развлечениями»  именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают  от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

С активным отдыхом связана  активизация духовных интересов, которые  побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти  поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в  систематическом чтении серьезной  литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным  образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит  целенаправленный, систематический  характер, это овладение миром  культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой  личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно  не на потребление, а на созидание  культурных ценностей - творчество. Потребность  в творчестве глубоко свойственна  каждому человеку, и тем более  молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в  себе многие формы досуга, причем возможность  творить открывается всем без  исключения.

Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.

Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального  уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия  таланта каждого человека, имеет  большой общественный эффект.

Следует сказать о том, что не только творческая и познавательная деятельность могут выступать как  педагогический процесс. А также  организация отдыха. Ведь организовать коллективный отдых - это означает каждого  человека включить в общую деятельность, соединить его личные интересы с  интересами других людей. И эффективность  этого процесса во многом будет зависеть от участия в нем самих молодых  людей, их умения отдыхать.

Поскольку отдых позволяет  определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными  качествами и особенностями. Все  это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы  каждый человек занимался любимым  делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Так же, кроме потребности в  активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в  поэтическом и философском размышлении.

Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует  общение между близкими по духу людьми.

В наше время запросы и  интересы молодых людей непрерывно меняются и растут, усложняется и  структура досуга. Свободное время  неравномерно распределяется среди  различных групп населения. Поэтому  необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных  групп населения. Эта организация  должна включать в себя различные  виды деятельности. В возрастном, профессиональном, в социальном положении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем  культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и  отношением к нему. Как раз это  и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых  учреждений, должны предлагать людям  наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу  выбора и возможность смены различных  видов деятельности.

Кратко охарактеризуем эти  общности с точки зрения социальной психологии. Для этого начнем с  характеристики самой личности.

Для совершенствования деятельности по организации досуга большое значение имеет понимание процессов, связей и взаимоотношений, происходящих в  так называемых малых группах. Они  являются центральным звеном в цепи «личность-общество», потому что от их посредничества в наибольшей мере зависит степень гармоничности  сочетания общественных интересов  с личными интересами и интересами окружающей человека микросреды.

В целом цикле общественных наук под группой понимается реально  существующее образование, в котором  люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности. А для социально-психологического подхода характером немного другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой - сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Итак, группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия»

Исходя из этого, сформулируем требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и  организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.

Наиболее рельефно социальная ценность молодежного досуга раскрывается под углом зрения проблемы предназначения человека, смысла его бытия.

В этих словах, формулирующих  жизненную задачу каждого, в особенности  молодого человека, выражен идеал  нашего общества - всесторонне, гармонически развитая личность.

Задача человека всесторонне  развивать свои способности имеет  особый характер. Дело в том, что  формирование и развитие способностей может быть реализовано на основе удовлетворения потребностей.

Последние, в данной взаимосвязи, являются движущей силой способностей. В связи с этим указанная задача предполагает всестороннее развитие 1способностей человека и столь же всестороннее удовлетворение его потребностей. Ясно, что решение данной задачи невозможно без сферы досуга, где находит удовлетворение целый комплекс потребностей, в том числе и потребность личности в развитии, самосовершенствовании. Она проявляется как ее сознательное желание специально воздействовать на себя определенными занятиями, упражнениями с целью самосовершенствования, развития.

Значение данной потребности  чрезвычайно велико, ведь наличия  только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, чтобы и сам человек хотел  этого развития, понимал его необходимость. А если он по натуре и мироощущению Обломов, если он не приучен ставить  перед собой задачу, быть активным, самосовершенствоваться, то, сколько  не строй для него, например, стадионов, спортивных площадок, он не пойдет заниматься физкультурой и спортом.

Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Упор на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение  прямого участия в них каждого  молодого человека - вот путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному  и активному проведению досугового времени.

Второе требование к организации  молодежного досуга состоит в  том, что он, несомненно должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный  и ненавязчивый характер. С помощью  каких же средств достигаются  названные качества досуга? Разумеется, тут важны как содержание, так  и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься юношами и девушками. Единственный способ обеспечить именно такой досуг - это предоставить возможность каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

Наиболее удобные формы  для этого уже выработаны жизнью - любительские объединения и клубы  по интересам. Чем привлекательны эти  клубы? Они прежде всего многопрофильны: политические, спортивные, туристические, здоровья, любителей природы, научно-технического творчества, читателей, самодеятельной песни, коллекционеров, книголюбов, выходного  дня, молодой семьи и др.

Клуб - сравнительно небольшое  объединение людей, охваченных общим  интересом, занятием. Он является - школой учебы воспитания и общения. В  клуб приходят люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой  «квалификацией». Некоторые клубы  и любительские объединения даже организуют соответствующие формы  занятий. 2

Но клуб по интересам - это  также искусный воспитатель. Может  быть, в этом состоит главный критерий его деятельности. Дело в том, что  каждый из членов этого объединения  стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек  пришел в клуб, чтобы научиться  чему-то, а научась не хочет уходить, потому что по-настоящему сдружился  с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности.3

Информация о работе Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи