Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Основная задача социального института досуга, заключается в
развитии социальной активности и творческого потенциала личности.
Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно - досуговых центрах…………………6
Глава II. Психолого-педагогические принципы досуговой
деятельности молодежи в культурно-досуговых центрах…………………..21
Авторский проект «Лучший молодежный досуг»…………………………...36
Заключение……………………………………………………………………..42
Библиографический список……………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 78.34 Кб (Скачать документ)

То  есть человек усваивает определенное мировоззрение, взгляды на общество, явления и события: усваивает  принятые данным обществом правила  поведения, обычаи, усваивает накопленный  обществом запас знаний, умений, навыков. Каждая личность связана самым  разнообразным образом с окружающим ее миром, с обществом, и прежде всего  связана отношениями, складывающимися  через производство и потребление  материальных благ. Эти отношения являются основными в формировании личности человека, его сознания.

Системный подход к решению психолого-педагогической организации досуга людей в культурно-досуговых  учреждениях предлагает целостное  рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека, их соотношения в занятиях по свободному выбору. нужно учесть особое значение эмоциональной сферы  во всех мероприятиях. Ведь эмоциональность  опрашивает в соответствующие тона все досуговые занятия и все  формы общения.

Господство  в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как интеллекта, так  и волей продиктовано основным назначением  «досуговых» занятий дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение с пассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо опираться  на типичные для культурно-досуговые  учреждения «схемы переключений» и  способы эмоциональной и другой разрядки, это имеет психофизиологическую ценность для разных людей.

Создавая  различные досуговые программы  для молодых людей, чередуя занятия  в свободное время, надо соблюдать  временные, энергетические и другие лимиты, обдумывая определенный набор  переключений с одного занятия на другое. Нарушение меры в любом  виде деятельности (концерты, игры, праздники  и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для отдыха. Следовательно: много хорошего –  тоже плохо, ведь не всегда чем ярче тем лучше, здесь тоже есть свои границы, когда мероприятие становится утомительным и даже начинает раздражать.

У современных культурно-досуговых  учреждениях есть еще важная специфическая  сторона в использовании эмоциональной  сферы человека – создания гармонии внешних условий с внутренними, глубинными эмоциями людей. Чтобы общая  эмоциональная реакция на свет, звучание, оформление гармонировала с глубокими  нравственными и эстетическими  чувствами, поднимала их.

Не  должно в учреждении культуры быть таких фактов, когда уют и эстетическая выразительность оформления помещения  находится в противоречии с бессодержательностью мероприятий и устарелостью их форм. На фоне плохо организованных мероприятий  даже хорошее оформление лишь усугубляет ощущение бессодержательности. А отрицательные  моменты оформления только усиливают  недостатки содержания. Таким образом, нужно стремится к формированию целостной культурно-досуговой среды, которая влияет на характер и содержание досуговых программ и вызывает у  людей потребность активного  участия в них.

В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения, состоит не столько в  том, чтобы предоставить каждому  индивиду как можно более разнообразную  сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек  любит заниматься на досуге, как  можно более многообразно и глубоко  развивать различные стороны  его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, вся работа современных  культурно-досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе  на такой системе мероприятий, которая  бы удовлетворяла не только потребности  в отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает  как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и  духовных ценностей.

Этот  процесс называет социализацией, а  культурно-досуговое учреждение является институтом социализации.9

Благодаря социализации молодой человек приобщается  к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социализация не одноразовый  и кратковременный, а длительный и многоактный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с младенчества и вплоть до глубокой старости. С одной стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой –  в течение своей жизни многократно  меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря социализации люди реализуют свои потребности, возможности  и способности, налаживают нормальные отношения с другими членами  общества, их группами, социальными  институтами и организациями, с  обществом в целом. Все это  позволяет им чувствовать себя в  обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.10

Социализация  личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей  в малых и более или менее  крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных  обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального  опыта в процессе социализации, определяющего  неповторимость и уникальность каждой отдельной личности. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых процессов социализации личности, и поэтому нет, и не бывает двух абсолютно одинаковых личностей.11

На  различных этапах жизни человека социализация имеет свои существенные особенности. В этой связи процесс  социализации включает несколько специфических  стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.

На  начальной стадии социализации осуществляется подготовка молодежи к жизни в  мире взрослых. Главная роль здесь  принадлежит родителям – первым агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и  детей оказывают решающее воздействие  на другие стадии социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности  и продолжительности. На этом этапе  ребенок овладевает мыслительными  и познавательными навыками, осваивает  все более сложные системы  правил поведения, начинает знакомство с образцами культурных ценностей  и норм, учится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание.12

Помимо  родителей, большой и все возрастающий вклад в социализацию личности вносят детские дошкольные воспитательные заведения, школа, центры внешкольной  работы, культурно-досуговые учреждения, детские и другие программы средств  массовой информации и т.д.

На  юношеском этапе (13-19 лет) – на этом «сложном», «переходном», «трудном», «переломном», «нестабильном» периоде своей жизни  – подростки и молодые люди приобретают значительно более  широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности и своего мировоззрения, осмысливают в основном через ближайшее окружение свое место и роль в жизни. В социализации этого периода прослеживается ряд особенностей. Это – возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые несут разные агенты социализации – родители, школа, сверстники. Они во многом по разному трактуют социальный мир, что затрудняет социализацию подростка. Эффективнее здесь зачастую срабатывает не то, что действительно нужно, а то, что ярче, эмоциональный фактор нестабилен и недолговечен. Отсюда юношеские шатания, колебания и ошибки, часто даже серьезные. К этому добавляются и неоправданные ограничения со стороны родителей и школы, которые часто дают не лучшие результаты.

В культурно-досуговом учреждении происходит процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Это является общей характеристикой  сфер, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение, самосознание. Можно смело утверждать, что современные  учреждения культуры выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих трех сфер, меняя личности. Дадим  краткую характеристику этих сфер.13

В сфере деятельности, на протяжении всего процесса социализации человек  осваивает все новые и новые  виды деятельности. При этом происходят еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности через посредство личностным смыслом, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснения, но и их освоение. Это можно назвать личностным выбором деятельности.

Второй  процесс - это сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

И третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. В ходе всех этих трех процессов  происходит расширение возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Общение неразрывно связано с деятельностью. В сфере общения происходит расширение круга общения молодого человека, обогащение его содержания, углубления познания другого человека, развитие навыков общения. Здесь происходит переход от монологического общения  к диалогическому, т.е. умение ориентироваться  на партнера. Общение составляет фундамент  многих видов деятельности на досуге и является важным процессом всей жизнедеятельности человека.

И третья сфера – это развитие самосознания личности. Здесь осуществляется формирование образа собственного я, как активного  субъекта деятельности, осмысление своей  социальной роли и принадлежности, формирование самооценки. Еще одним  свойством самосознания является то, что это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением  социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Таким образом, процесс социализации выступает  как единство изменений всех трех сфер. «Они взятые в целом, создают  для индивида расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает  и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду но и всю систему социальных отношений. Осваивая это, человек вносит в нее свой опыт, творческий подход, поэтому кроме активного преобразования, нет другой формы освоения действительности. Это и является важным положением, которое означает необходимость выявления того конкретного «сплава», возникающего на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Как раз этот процесс и реализуется в институтах социализации, которыми являются культурно-досуговые учреждения.

Своеобразной  формой социализации человека является его деятельность по интересам в  досуговой сфере. В социалистическом аспекте деятельность по интересам (хобби) представляет собой постоянную добровольную, эмоционально насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие личности молодого человека. Социальное назначение хобби  состоит в том, что здесь человек  иногда достигает более высокого мастерства, чем в профессиональной деятельности. Деятельность по интересам, достигая уровня социально значимых инициатив, вносит свой вклад в создание новых социокультурных ценностей.

Сегодня мы все должны осознать, что культура вступила в качественно новый  этап развития. Возникает новая ситуация во взаимодействии культуры и социальной сферы. Культура выступает как динамическая сила, формирующая жизнь общества, оказывающая громадное решающее воздействие на развитие общественных отношений. И в этом смысле учреждение культуры должны выступать важным средством  повышения органичности социально-культурного  развития.

В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая  новые модели образа жизни. Сфера  досуга сегодня становится сосредоточением  таких социальных проблем, которые  общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция  и др.). Конечно, это не означает, что  досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные, социально-значимые досуговые программы  клубная сфера обязана. Деятельность досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей молодого человека.

Учреждения  культуры придают совместной социально-культурной деятельности молодых людей качественную определенность, значимость, как для  отдельной личности, так и для  групп людей, для общества в целом. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирования культурных запросов и  потребностей, организация разнообразных  форм досуга и отдыха, создания условий  для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз  и состоит предназначение учреждение культуры, как социально-культурного  института. Основная функция, которого заключается в организованном объединении  людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных социально-культурных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторский проект.

Организация проекта «Лучший молодежный досуг».

1. Общие положения.

Организатор городского конкурса – Управление по делам молодежи Комитета  по социальной политике г. Саратова (далее именуется – Организатор конкурса), осуществляющий управление и координацию деятельностью, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

1. Настоящее положение устанавливает  цель, задачи и порядок проведения  городского конкурса и регулирует  отношения, возникающие между  Организатором конкурса и организациями,  общественными объединениями, представляющими  социальные проекты на городской  конкурс (далее именуются –  участники).

Информация о работе Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи