Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:34, курсовая работа
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Основная задача социального института досуга, заключается в
развитии социальной активности и творческого потенциала личности.
Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно - досуговых центрах…………………6
Глава II. Психолого-педагогические принципы досуговой
деятельности молодежи в культурно-досуговых центрах…………………..21
Авторский проект «Лучший молодежный досуг»…………………………...36
Заключение……………………………………………………………………..42
Библиографический список……………
То
есть человек усваивает определенное
мировоззрение, взгляды на общество,
явления и события: усваивает
принятые данным обществом правила
поведения, обычаи, усваивает накопленный
обществом запас знаний, умений,
навыков. Каждая личность связана самым
разнообразным образом с
Системный
подход к решению психолого-
Господство
в досуге эмоций и подчинения радостям,
развлечениям как интеллекта, так
и волей продиктовано основным назначением
«досуговых» занятий дать человеку
физиологически, психологически отдохнуть,
разрядиться, отключиться от работы
и бытовых проблем. Активно отдыхать
позволяют разнообразные
Создавая различные досуговые программы для молодых людей, чередуя занятия в свободное время, надо соблюдать временные, энергетические и другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений с одного занятия на другое. Нарушение меры в любом виде деятельности (концерты, игры, праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для отдыха. Следовательно: много хорошего – тоже плохо, ведь не всегда чем ярче тем лучше, здесь тоже есть свои границы, когда мероприятие становится утомительным и даже начинает раздражать.
У
современных культурно-
Не
должно в учреждении культуры быть
таких фактов, когда уют и эстетическая
выразительность оформления помещения
находится в противоречии с бессодержательностью
мероприятий и устарелостью их форм.
На фоне плохо организованных мероприятий
даже хорошее оформление лишь усугубляет
ощущение бессодержательности. А отрицательные
моменты оформления только усиливают
недостатки содержания. Таким образом,
нужно стремится к формированию
целостной культурно-досуговой
В
педагогическом плане, деятельность культурно-досугового
учреждения, состоит не столько в
том, чтобы предоставить каждому
индивиду как можно более разнообразную
сумму занятий, сколько в том,
чтобы через то дело, которым человек
любит заниматься на досуге, как
можно более многообразно и глубоко
развивать различные стороны
его личности: интеллект, нравственность,
эстетические чувства, вся работа современных
культурно-досуговых центров
Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение является институтом социализации.9
Благодаря
социализации молодой человек приобщается
к социальной жизни, получает и изменяет
свой социальный статус и социальную
роль. Социализация не одноразовый
и кратковременный, а длительный
и многоактный процесс, продолжающийся
на протяжении всей жизни индивида,
начиная с младенчества и вплоть
до глубокой старости. С одной стороны,
общество постоянно развивается, изменяются
его структура, цели и задачи, ценности
и нормы и т.д. С другой стороны,
общество постоянно развивается, изменяются
его структура, цели и задачи, ценности
и нормы и т.д. С другой –
в течение своей жизни
Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более или менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой отдельной личности. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых процессов социализации личности, и поэтому нет, и не бывает двух абсолютно одинаковых личностей.11
На различных этапах жизни человека социализация имеет свои существенные особенности. В этой связи процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.
На начальной стадии социализации осуществляется подготовка молодежи к жизни в мире взрослых. Главная роль здесь принадлежит родителям – первым агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с образцами культурных ценностей и норм, учится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание.12
Помимо
родителей, большой и все возрастающий
вклад в социализацию личности вносят
детские дошкольные воспитательные
заведения, школа, центры внешкольной
работы, культурно-досуговые
На юношеском этапе (13-19 лет) – на этом «сложном», «переходном», «трудном», «переломном», «нестабильном» периоде своей жизни – подростки и молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности и своего мировоззрения, осмысливают в основном через ближайшее окружение свое место и роль в жизни. В социализации этого периода прослеживается ряд особенностей. Это – возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые несут разные агенты социализации – родители, школа, сверстники. Они во многом по разному трактуют социальный мир, что затрудняет социализацию подростка. Эффективнее здесь зачастую срабатывает не то, что действительно нужно, а то, что ярче, эмоциональный фактор нестабилен и недолговечен. Отсюда юношеские шатания, колебания и ошибки, часто даже серьезные. К этому добавляются и неоправданные ограничения со стороны родителей и школы, которые часто дают не лучшие результаты.
В
культурно-досуговом учреждении происходит
процесс расширения, умножения социальных
связей индивида с внешним миром.
Это является общей характеристикой
сфер, в которых осуществляется социализация:
деятельность, общение, самосознание.
Можно смело утверждать, что современные
учреждения культуры выступают своеобразным
«центром» объединения и
В сфере деятельности, на протяжении всего процесса социализации человек осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности через посредство личностным смыслом, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснения, но и их освоение. Это можно назвать личностным выбором деятельности.
Второй процесс - это сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.
И третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. В ходе всех этих трех процессов происходит расширение возможностей индивида именно как субъекта деятельности.
Общение неразрывно связано с деятельностью. В сфере общения происходит расширение круга общения молодого человека, обогащение его содержания, углубления познания другого человека, развитие навыков общения. Здесь происходит переход от монологического общения к диалогическому, т.е. умение ориентироваться на партнера. Общение составляет фундамент многих видов деятельности на досуге и является важным процессом всей жизнедеятельности человека.
И
третья сфера – это развитие самосознания
личности. Здесь осуществляется формирование
образа собственного я, как активного
субъекта деятельности, осмысление своей
социальной роли и принадлежности,
формирование самооценки. Еще одним
свойством самосознания является то,
что это процесс
Таким
образом, процесс социализации выступает
как единство изменений всех трех
сфер. «Они взятые в целом, создают
для индивида расширяющуюся
Своеобразной
формой социализации человека является
его деятельность по интересам в
досуговой сфере. В социалистическом
аспекте деятельность по интересам
(хобби) представляет собой постоянную
добровольную, эмоционально насыщенную
деятельность, целью которой является
развитие и саморазвитие личности молодого
человека. Социальное назначение хобби
состоит в том, что здесь человек
иногда достигает более высокого
мастерства, чем в профессиональной
деятельности. Деятельность по интересам,
достигая уровня социально значимых
инициатив, вносит свой вклад в создание
новых социокультурных
Сегодня мы все должны осознать, что культура вступила в качественно новый этап развития. Возникает новая ситуация во взаимодействии культуры и социальной сферы. Культура выступает как динамическая сила, формирующая жизнь общества, оказывающая громадное решающее воздействие на развитие общественных отношений. И в этом смысле учреждение культуры должны выступать важным средством повышения органичности социально-культурного развития.
В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни. Сфера досуга сегодня становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные, социально-значимые досуговые программы клубная сфера обязана. Деятельность досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей молодого человека.
Учреждения культуры придают совместной социально-культурной деятельности молодых людей качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз и состоит предназначение учреждение культуры, как социально-культурного института. Основная функция, которого заключается в организованном объединении людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных социально-культурных задач.
Авторский проект.
Организация проекта «Лучший молодежный досуг».
1. Общие положения.
Организатор городского конкурса – Управление по делам молодежи Комитета по социальной политике г. Саратова (далее именуется – Организатор конкурса), осуществляющий управление и координацию деятельностью, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
1.
Настоящее положение